К развитию ситуации на севере Сирии. Часть 2

Между тем, конкретные параметры турецко-американской сделки по созданию зоны безопасности к востоку от Евфрата все еще остаются неясными и нерешенными. Единственным результатом договоренностей 7 августа пока остается только создание совместного турецко-американского оперативного центра. Остаются серьезные разногласия относительно глубины этой зоны. Министр обороны Турции Хулуси Акар сообщил 9 августа о  том, что глубина зоны безопасности должна составлять от 30 до 40 км (19-25 миль). После этого турецкий министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу сказал о том, что «многие вопросы должны быть детализированы), но также проинформировал о том, что президент США Дональд Трамп пообещал отвод курдских вооруженных формирований СНС от турецкой границы на 20 миль. Одновременно Анкара строит планы размещения в зоне безопасности части сирийских беженцев, находящихся в настоящее время в Турции.

В то же время сообщения относительно американских предложений по параметрам зоны безопасности контрастируют с этими оптимистическими ожиданиями турецкой стороны. Согласно этим сообщениям, на первой стадии глубина этой зоны должна составлять 5 километров. Это пространство будет совместно патрулироваться  турецкими и американскими вооруженными силами. При этом турецкие военные подразделения будут лишены права входить в города, контролируемые местными советами. Вторым этапом будет прибавление к этой зоне следующих 9 км к югу. Тяжелое вооружение курдов оттуда будет выведено, но формирования СНС будут оставаться на этой территории. Наконец позже к этой зоне будут добавлена еще полоса глубиной 4 км, куда будет запрещен вход турецким войскам, но тяжелое вооружение курдских формирований будет оттуда выведено. Общая глубина зоны безопасности при этом будет составлять 18 км. Как видим, турецкая и американская стороны по-разному видят будущую зону безопасности.

Еще большие разногласия возникли по поводу будущей зоны безопасности с сирийскими курдами. Курдские СМИ сообщили о том, что СДС одобряют только 5-киломтеровую зону безопасности. Позже командующий Силами народной самообороны в рамках СДС Мазлум Кобане сообщил о том, что никакого окончательно соглашения с Турцией пока не достигнуто. По его словам, пока продолжаются непрямые переговоры с турецкой стороной через американских посредников. Он также рассказал о курдских пожеланиях относительно будущей зоны безопасности. По его мнению, это должна быть зона глубиной в 5 километров между Евфратом и Тигром. Она может быть расширена до 9-14 километров между Телль-Абъядом и Рас аль-Айном. СНС выйдут из этой зоны, оставив ее на попечение местных военных советов. При этом курды резко возражают против турецких планов переселения сирийских беженцев в новую зону безопасности, отмечая, что репатриация будет разрешена только для перемещенных лиц из числа местных жителей.

Турецкий журналист Фехим Таштекин отмечает, что правительство Р.Т.Эрдогана заключило договоренности о создании зоны безопасности с США после состоявшейся в начале августа чистки в вооруженных силах Турции. В результате нее из Вооруженных сил Турции был уволен ряд высших офицеров, настаивавших на проведении военной операции против курдов на северо-востоке Сирии и на проведении более решительной политики  в акватории Восточного Средиземноморья. По информации этого автора, когда начались турецко-американские переговоры о создании  зоны безопасности, параллельно было открыт канал переговоров с сирийскими курдами через находящегося в заключении лидера РПК Абдуллу Оджалана, который отметил перед своими адвокатами, что этот конфликт «можно закончить за неделю». По мнению Таштекина, президент Эрдоган может воспользоваться договоренностью с сирийскими курдами для достижения не только внешнеполитических, но и внутриполитических целей. В связи с этим осенью с.г. не исключено возобновление мирных переговоров турецкого правительства с РПК и отход  ПСР от альянса с турецкими националистами в пользу нового заигрывания с курдскими  политиками. В этом не было бы ничего необычного, так как у правящей партии Турции нет постоянных союзников, но есть постоянные интересы.

Из заявлений Мазлума Кобане и других шагов курдских политиков можно сделать ряд выводов о восприятии новых договоренностей сирийскими курдами. Во-первых, для курдов важно открытие канала общения с турецким руководством и продолжение переговоров. Во-вторых, компромисс между турецким руководством и СДС сохранит целостность курдской зоны самоуправления на северо-востоке Сирии. В-третьих, если данное соглашение заработает, то расчеты Дамаска на войну Турции против сирийских курдов окажутся неверными. Таким образом, станет невозможным отвод курдских вооруженных формирований на север, что позволит сирийским правительственным войскам занять Ракку, Манбидж и восточную часть провинции Дейр-эз-Зор. Естественно, что этот новый расклад вызвал большое недовольство в Москве и Дамаске, что и обусловило наступление Сирийской Арабской Армии в районе Хан-Шейхун.

Новые военные успехи Сирийской Арабской Армии в Идлибе вызвали активизацию турецких контактов с российской стороной. 23 августа на сайте www.kremlin.ru появилась информация о том, что по инициативе турецкой стороны состоялся разговор президента РФ В.В. Путина с турецким коллегой Р.Т.Эрдоганом. Обсуждались вопросы российско-турецкого взаимодействия в контексте стабилизации обстановки в зоне деэскалации Идлиб. Условлено об активизации совместных усилий в целях ликвидации исходящей из этого района террористической угрозы и обеспечения выполнения Сочинского меморандума от 17 сентября 2018 года. С учетом предстоящего в сентябре пятого саммита государств-гарантов астанинского процесса рассматривались и другие аспекты сирийского урегулирования, включая проводимую Россией, Турцией и Ираном совместно с ООН работу по формированию и запуску Конституционного комитета.  Одновременно, по сообщению агентства Anadolu, 27 августа состоится однодневный визит президента Турции Р.Т.Эрдогана в Россию. Темой переговоров в Москве может стать ситуация в сирийской провинции Идлиб.

При этом наблюдатели отмечают, что  у турецкого руководства нет реальных шансов воспрепятствовать  взятию Идлиба под контроль сирийской армией. Согласно международному праву, турецкие войска находятся на сирийской территории незаконно, поэтому апеллировать к мировому сообществу будет бесполезно. Необходимо отметить, что на сегодняшний день сирийские правительственные войска овладели северной частью провинции Хама окружили один из наблюдательных постов турецкой армии в зоне деэскалации Идлиб.   Основным вопросом здесь остается судьба местных джихадистов и членов их семей. При этом приходится учитывать, что дальнейших путей отхода у них нет, и в отличие от кризиса в Восточном Алеппо в декабре 2016 года ООН уже не предоставит «зеленых автобусов» для их эвакуации. В связи с этим возможны три варианта решения дальнейшей судьбы боевиков, находящихся в Идлибе. Вероятно, они и будут предложены президенту Эрдогану Москвой и Тегераном. Первый заключается в том, что Турции будет предоставлено дополнительное время (но уже не год, а максимум месяц) для ликвидации джихадистов в Идлибе путем зачисток в сотрудничестве с протурецкими группировками («Ахрар аш-Шам» и другие). Реализация второго варианта предусматривает зачистку Идлиба Сирийской Арабской Армией. Естественно, что при этом количество человеческих жертв будет максимальным. Третий вариант заключается в полном разоружении боевиков при создании на базе «Хайят Тахрир аш-Шам» политического движения, которое примет участие в мирном процессе. На сегодняшний день это звучит невероятно, но гражданская война в Сирии приносила столько сюрпризов, что перековка бывших джихадистов в легальную политическую оппозицию при определенных условиях может стать возможной.

52.24MB | MySQL:103 | 0,547sec