К вопросу о турецко–американских договоренностях по созданию зоны безопасности в Северной Сирии. Часть 2

В последние недели военно-политические контакты между Анкарой и Вашингтоном, по вопросу создания зоны безопасности, заметно активизировались. В период с 23 июля по настоящее время, состоялось два раунда переговоров, которые, как было объявлено сторонами, увенчались достижением договоренностей 7 августа с.г.

Что характерно, на сей раз официальное заявление было сделано синхронно обеими сторонами. А то обычной практикой последних лет со стороны американцев является оставить Турции почетное право объясняться с общественным мнением, как внутри Турции, так и за её пределами, самостоятельно, никак не комментируя её заявления. В этот раз, Министерство национальной обороны Турции и посольство США в Анкаре синхронно опубликовали заявление из трех пунктов. Которое, впрочем, при ближайшем рассмотрении этих «словесных кружев», не содержит никаких параметров будущей зоны безопасности (см. первую часть публикации, доступную по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=58986).

Вот их и должны обсудить прибывшие в Турцию (а если точнее – то в провинцию Шанлыурфа, на юго-востоке страны в районе турецко-сирийской границы – В.К.), представители американского военного ведомства.

На момент написания этой статьи начаты переговоры в формате «11 + 6», то есть, на 11 представителей турецкой стороны приходится 6 представителей США. Пока эта работа продолжается и ещё не принесла каких-либо конкретных итогов, необходимо сказать несколько слов относительно того информационного фона, который царит в турецких СМИ вокруг достигнутых Турцией и США договоренностей по зоне безопасности.

При том, что зона безопасности – это то, о чем Турция твердит постоянно все эти годы и это – то, что Турция пыталась добиваться от России, ещё когда та очно не вступила к гражданскую войну в Сирии, а лишь только поддерживала политически и экономически режим официального Дамаска.

Верит ли турецкое руководство в то, что ему удалось добиться поставленной цели и что американцы, если не оставят курдов без своей опеки, то, хотя бы, отодвинут их от турецко-сирийской границы, препятствуя образованию сплошной территории, находящейся под контролем курдского населения с обеих сторон границы?

В этом смысле, показательна риторика главных действующих официальных лиц с турецкой стороны – президента Р.Т.Эрдогана, министра иностранных дел М.Чавушоглу, а также министра национальной обороны Х.Акара – о том, что турецкое руководство не позволит, чтобы случился второй Манбидж, где двусторонние договоренности между Турцией и США повисли в воздухе.

При этом турецкие руководители заняли на трибуне воинствующую позицию, во всеуслышание заявляя о том, что на случай, если «американцы вздумают юлить», то у Турции – есть, кроме основного плана А, ещё и планы В, С и далее по списку. Непривычная риторика со стороны Турецкой Республики в адрес ведущей мировой державы, не так ли?

Но это, вообще, характерно для нынешнего турецкого руководства – заниматься популизмом, рассчитанным на внутреннюю публику. А на других платформах говорить о полной приверженности Турции НАТО и партнерским отношениям с США.

В этой связи, уместно обратиться к тому, что на эту тему пишет турецкая пресса. Любое, мало-мальски оппозиционное издание говорит о том, что американцы готовят Турции «удар ножом в спину», формально ведя с ней «серьезные переговоры».

Приведем несколько характерных примеров общих оценок турецких обозревателей и фактов, которые ими приводятся в поддержку этой точки зрения. Которую, кстати, не собираются особо оспаривать и проправительственные издания, законно подозревающие США в двойной игре.

14 августа с.г. оппозиционное издание Sozcu опубликовало статью под заголовком: «Предательский союз: США начал реализовывать план по созданию из Рабочей партии Курдистана регулярной армии».

Под заголовком — вот какая дается вводная к материалу: «В то время, как США имитирует торг с Турцией по вопросу «зоны безопасности», (американцы – В.К.) предоставляют Рабочей партии Курдистана оружие и обеспечивают её подготовку. Террористическая армия, находящаяся под защитой США, будет работать в интересах Вашингтона». Публикации сопутствуют фотографии с плаца (расположенного в районе Дейр-эз-Зора – В.К.), на котором тренируются члены Рабочей партии Курдистана.

Вот – эти фотографии, о которых мы говорим (приводится ниже).

Надпись, которая соседствует с фотографиями, звучит следующим образом: «В тренировочном лагере в Дейр-эз-Зоре на прошлой неделе ещё одна группа членов Рабочей партии Курдистана закончила свою подготовку».

(Фотография для статья из газеты Sozcu от 14 августа 2019 г. под заголовком «Предательский союз: США начали реализовывать свой план по созданию из Рабочей партии Курдистана регулярной армии»).

 

Вот о каких фактах сообщает издание своим читателям.

Начнем с цитаты, которая сразу задает тон материала: «В то время, как Вооруженные силы Турецкой Республики ждут приказа для начала операции на восточном берегу реки Евфрат, США продолжают свою тактику по отвлечению внимания (Турции – В.К.). США, с одной стороны, планируя создать с Турцией Центр совместных операций, с другой стороны, собирают террористов, преследуя своей целью создание из них «регулярной армии»» (почему-то издание выражение «регулярная армия» взяло в кавычки – В.К.). Далее Sozcu пишет о том, что в том случае, если солдаты Турецкой Республики войдут (в Сирию, очевидно – В.К.), то против них будут использованы террористы (подготовленные со стороны США – В.К.).

Далее издание ссылается на Отчет, подготовленный Пентагоном для Конгресса, в котором указывается на реализацию плана по увеличению численности «вооруженных элементов» «Сил народной самообороны» / Рабочей партии Курдистана со 100 тысяч человек до 110 тысяч. Также указывается на то, что США в районе Дейр-эз-Зора продолжает реализовывать свою постоянно действующую программу подготовки из РПК регулярной армии.

Ещё немного цифр, со слов турецкого издания: из упомянутых 110 тысяч человек, 30 – 40 тысяч членов РПК / СНС будут использоваться под вывеской «Силы демократической Сирии» (СДС), будучи превращенными в мобильную силу. Ещё 55 тысяч человек займут место среди так называемых «Местных сил внутренней безопасности — PRIFS». Эти силы также будут находиться под контролем со стороны РПК / СНС. Ещё 35 тысяч, включая тех, кто находится в Ракке, Манбидже и в Дейр-эз-Зоре, войдут в состав так называемых «Сил внутренней безопасности – InSF». Эти структуры также будут действовать под крышей СНС / РПК.

Процитируем турецкое издание: «Таким образом, США создадут в Сирии террористическую армию, находящуюся под их защитой численностью свыше 110 тысяч боевиков».

Ещё одна подробность, о которой пишет Sozcu: «В Сирии задержано до 10 тысяч членов «Исламского государства» (ИГ, здесь и далее, запрещенная в РФ террористическая организация – В.К.). Некоторые террористы, находящиеся в лагере Хол, под контролем Рабочей партии Курдистана, будут включены в указанную армию. К подготовке принимаются дети старше 13 лет. Приблизительно тысяча детей проходит (там) подготовку».

Под этими данными, турецкое издание публикует ещё один материал под характерным заголовком «Зона безопасности также будет защищать и РПК».

Здесь Sozcu пишет о тех разногласиях, которые наблюдаются между Анкарой и Вашингтоном по вопросу создания зоны безопасности.

Так, официальная Анкара несколько раз уже предупреждала Вашингтон о том, что зона безопасности не должна служить делу защиты Рабочей партии Курдистана. Однако, как указывается турецкими обозревателями, из Вашингтона поступают противоположные сигналы. Здесь издание ссылается на неназванного представителя Пентагона, сделавшего в Ираке целый ряд заявлений. В частности, он в отношении РПК / СНС использовал эпитет «наши партнёры».

В этом смысле, издание пишет о 4-х базовых разногласиях, которые существуют между Анкарой и Вашингтоном по поводу продекларированной ими зоны безопасности. Вот как эти различия видятся турецкому изданию.

  1. Позиция турецкой стороны: нет никакой разницы между Рабочей партией Курдистана в Турции и «Силами народной самообороны» в Сирии. В противоположность этому, «стратегический партнёр» США, признавая РПК террористической организацией, в качестве таковой, не рассматривает СНС, как филиал РПК в Сирии. Более того, турецкое издание ссылается на публикацию от 3 июля 2019 года в газете Washington Post авторства Джемиля Байика, который, вроде как, находится в официальном розыске со стороны США и за голову которого объявлена награда.
  2. Позиция американской стороны: «Зона безопасности обеспечит победу над «Исламским государством» со стороны коалиции и наших партнёров («Силы народной самообороны»)». Как пишет турецкое издание, это — формулировка самого Пентагона. Иными словами, как заключает Sozcu, договоренность, достигнутая между Турцией и США, направлена на то, чтобы обеспечить защиту РПК / СНС. Впрочем, здесь турецкое издание призывает своих читателей не удивляться таким формулировкам Пентагона, хотя бы, исходя из того факта, что в течение 2019 года американцами выделено, лишь только официально (!), 550 млн долларов на реализацию программы обеспечения безопасности Сирии, составной частью которой являются «Силы народной самообороны». Иными словами, как заключается турецким изданием, создание зоны или коридора безопасности должно создать буфер между Вооруженными силами Турецкой Республики и РПК / СНС на случай возможной турецкой операции.
  3. Американцы из своего Отчета, посвященного терроризму, опубликованного в 2018-м году, говоря в турецком разделе о террористической организации Фетхуллаха Гюлена, полностью исключили раздел, который был ранее посвящен сирийским «филиалам» Рабочей партии Курдистана – Партии демократический союз и «Силам народной самообороны». В Отчете подчеркивается тот факт, что внутри самой страны Турция борется с Рабочей партией Курдистана, а за пределами – ИГ Из Отчета были исключены даже фразы, подчеркивающие официальную точку зрения Турции на ПДС / СНС: а именно о том, что они являются сирийскими «отделениями» РПК.
  4. Официальная позиция Турции заключается в том, что члены Рабочей партии Курдистана, одновременно, занимают и руководящие посты в «Силах народной самообороны» в Сирии (на эту тему турецкой стороной опубликовано множество аналитических материалов, в том числе, со стороны SETAV и на английском языке, в расчете на то, чтобы убедительно донести эту точку зрения до своих заокеанских «партнеров» — В.К.). Разумеется, эта точка зрения не находит поддержки со стороны США. Как отмечается турками, именно что официальной (!) поддержки со стороны США, поскольку, к примеру, те же американские мозговые центры, напротив, в своих исследованиях подтверждают этот факт, о котором заявляет турецкая сторона.

В частности, одной из структур, признавших факт того, что между Рабочей партией Курдистана и «Силами народной самообороны» можно поставить знак равенства, стал Институт Carnegie, входящий в пятерку самых влиятельных американских мозговых центров.

В частности, этим Институтом был опубликован Отчет «Вооруженная борьба между курдами и арабами в северо-восточной Сирии», в котором отмечается факт того, что прибывшие из Кандиля (Ирак, штаб-квартира Рабочей партии Курдистана – В.К.) руководители РПК занимают руководящие посты и в ходе действий в Сирии.

Как отмечается в документе, они, вне всяких сомнений, действуют против Турции. Нередко эти мужчины и женщины базируются в Европе, где они прямо работают в интересах РПК. Как пишут американцы, на которых ссылается SETAV, большинство этих «эмиссаров» составляют сирийцы, которые примкнули к рядам РПК. 29 июля 2019 года Элизабет Трусков и Эсам аль-Хассан опубликовали анализ, в котором указывается, что террористическая организация СНС / РПК, действуя в Сирии на захваченных ими территориях, проводят по отношению к местному арабскому населению дискриминационную политику. Те органы местного самоуправления, которые, на словах, были сформированы со стороны упомянутых организаций, на практике, состоят из террористов, прибывших из Кандиля.

Заключает издание Sozcu довольно интересным и показательным выводом. Особенно его полезно будет почитать тем отечественным обозревателям, которые ещё живут в парадигме 20-го века, в которой Турция – это «образцовый союзник» (устоявшееся выражение в английском и турецком языках – В.К.) США, а также – южный фланг НАТО.

Процитируем Sozcu: «Турция хочет уничтожить «Силы народной самообороны» к востоку от Евфрата. (При этом) Турция не хочет столкнуться с американскими солдатами. Однако, забывается, что с 2003 года вплоть по настоящее время США (для Турции – В.К.) в каждой сфере является стратегическим врагом».

Помимо всего прочего, заметим, что это пишет секулярное светское издание, по своим взглядам приближающееся к главной оппозиционной Народно-республиканской партии Турции.

Опять же, в России традиционно считается, что турецкая оппозиция является очень прозападной – проевропейской и даже проамериканской.

Однако, читая такие заголовки оппозиционных изданий, уже можно понять, что все – далеко не так однозначно и, вообще говоря, стоило бы в этом усмотреть для России окно возможностей для активной работы не только с турецкой властью, как это делается в настоящее время (российская дипломатия работает по принципу «одного окна», устанавливая официальные и неофициальные контакты исключительно с руководством правящей Партии справедливости и развития – В.К.), но и для того, чтобы создавать себе «стратегический задел» и с турецкой оппозицией – с кемалистами.

Тем более, что, сам по себе, сегодняшний момент для этого является крайне благоприятным. Более того, беремся предположить, что совместная работа между Турцией и США по вопросу создания зоны безопасности довольно скоро принесет турецкой стороне тяжелые разочарования, вполне сопоставимые с тем, что случилось ранее с турецко – американской дорожной картой по Манбиджу.

Этому есть довольно красноречивые подтверждения, о которых пишет Sozcu. В частности — в публикации от 11 августа 2019 года, озаглавленной следующим образом: «США придумали формулу «зоны безопасности», ведя переговоры с СНС / РПК».

Вот какие факты приводятся изданием в подтверждение этого заголовка и прямо под ним. Процитируем:

  1. 8 августа 2019 года было официально объявлено о том, что Турция и США достигли договоренности по вопросу создания в Сирии так называемой «зоны безопасности».
  2. За 18 дней до этого представители военно-политических ведомств США посетили СНС (в Сирии – В.К.), где предоставили руководству террористической организации РПК предлагаемую концепцию «коридора» (он же – «зона безопасности» на турецко-сирийской границе – В.К.).
  3. Один из руководителей РПК / СНС — Шахин Джило (Şahin Cilo) — который принимал участие в переговорах с американскими генералами, одновременно, является и 9-м номером красного списка (разыскиваемых Турцией – В.К.).
  4. Джило был тем, кто отдал приказ по совершению кровавых террористических актов в Турции в период с 2009 по 2012 годы.
52.33MB | MySQL:108 | 0,601sec