К вопросу о турецко–американских договоренностях по созданию зоны безопасности в Северной Сирии. Часть 1

В последние недели военно-политические контакты между Анкарой и Вашингтоном, по вопросу создания зоны безопасности, заметно активизировались. В период с 23 июля по настоящее время, состоялось два раунда переговоров, которые, как было объявлено сторонами, увенчались достижением договоренностей 7 августа с.г.

Как было объявлено турецкими СМИ, сторонами были достигнуты договоренности по созданию Турцией и США «в самые короткие сроки Совместного центра операции для координации и управления созданием зоны безопасности (в Северной Сирии, на турецко – сирийской границе – В.К.)». При этом было подчеркнуто, что для устранения обеспокоенности турецкой стороны, принятое решение будет реализовано в кратчайшие сроки.

По итогам двух раундов турецко – американских переговоров обеими сторонами были опубликованы пресс-релизы. Со стороны Турции – Министерством национальной обороны, со стороны США – посольством США в Турецкой Республике.

Приводим ниже текст того заявления, которое было сделано американской стороной и опубликовано на веб-сайте посольства США в Анкаре (перевод – неофициальный, выполненный автором):

«В период 5 — 7 августа 2019 года военные представители США и Турции встретились в Министерстве обороны Турции для обсуждения планов координации по созданию зоны безопасности на севере Сирии.

Делегации согласились со следующим:

а) быстрое осуществление первоначальных мер по решению проблем безопасности Турции;

b) как можно скорее создать совместный операционный центр в Турции, чтобы вместе координировать и управлять созданием зоны безопасности;

c) зона безопасности должна стать коридором мира и должны быть предприняты все усилия к тому, чтобы перемещенные сирийцы могли вернуться в свою страну».

Полностью идентичный текст приведенного выше заявления 7-го августа был также опубликован и Министерством национальной обороны Турецкой Республики на своем сайте.

Приведенный выше текст, демонстрируя намерение и принципиальное решение сторон, не содержит деталей, которые, как известно, и являются самым важным. Как можно понять из того информационного фона, который возник по итогам встречи между делегациями сторон, а также из отдельных сделанных заявлений, как раз, по деталям окончательных договоренностей достигнуто и не было.

Вот те параметры сделки, которых, по сообщениям турецких СМИ, добивается Анкара: глубина зоны безопасности – от 30 до 40 километров, расположение – к востоку от реки Евфрат, протяженность – 460 километров. Также турецкая делегация настаивает на том, чтобы территория зоны безопасности контролировалась бы со стороны Вооруженных сил Турции.

Влиятельное турецкое издание «Миллиет», ссылаясь на свои источники, говорит о тех параметрах сделки, на которых настаивает, в свою очередь, американская сторона. Разумеется, эти параметры куда как более скромные, чем хотели бы видеть турки: глубина зоны безопасности – 15 километров (9 миль), протяженность зоны – 140 км (87 миль).

Как можно понять из согласованного сторонами заявления, следующим этапом является создание сторонами совместного Операционного центра, который, как раз, и должен заниматься созданием зоны безопасности. Правда, не совсем понятно, как он будет это реализовывать на практике с учетом того, что параметры зоны безопасности – не определены, а их определение – очевидным образом, превышает компетенцию Операционного центра, который имеет, по всему получается, исключительно исполнительные функции. А договариваться о параметрах зоны безопасности — это высший переговорный уровень.

Ряд турецких экспертов поспешил заявить о том, что тот факт, что создаваемый Операционный центр будет располагаться в Турции, указывает на то, что и контроль над зоной безопасности будет отдан в турецкие руки, как на том настаивает турецкая сторона. Довольно опрометчивое заявление, иначе Операционный центр не назывался бы «совместным». Да и что его, в Вашингтоне что ли создавать?

Вообще, самым интересным является не то, о чем стороны договорились, а то о чем они так и не договорились. Как мы все помним, были и американо – турецкие договоренности по Манбиджу, которые были исключительно шумно растиражированы турецкой стороной (но не американской – В.К.), но в итоге лопнули, как мыльный пузырь. Если за результат не считать, конечно, то обучение совместным действиям, которые проходили военнослужащие двух стран на протяжении нескольких недель, чтобы в итоге они могли вместе «нарезать несколько кругов» вокруг Манбиджа, что получило название «совместное патрулирование». Разумеется, никакого оставления Манбиджа американцами, на которое так рассчитывала турецкая сторона, на практике не произошло.

В этом смысле, интересно обратиться к тем заявлениям, которые были сделаны официальными лицами после, вроде как, достижения турецко – американских договоренностей.

Начнем с министра национальной обороны Турции Хулуси Акара, который сразу по окончании переговоров, в которых с турецкой стороны приняли министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу, а также главы родов войск, заявил следующее. Цитируем турецкого министра:

«Мы четко и ясно изложили свои требования (в ходе переговоров – В.К.). Мы указали на то, что мы боремся с террористическими организациями «Исламское государство» (ИГ, здесь и далее, запрещенная в РФ террористическая организация – В.К.) и «Силами народной самообороны» (СНС) и на то, что эта борьба продолжается. Мы отметили наше желание создать вместе с США зону безопасности. Если перечислить наши требования, то они включают: необходимость быть глубиной от 30 до 40 километров, необходимость полного выхода из этой зоны членов «Сил народной самообороны», а также сбор и вывоз за территорию зоны безопасности тяжелого вооружения, находящегося в руках «Сил народной самообороны». Также мы выразили желание, чтобы турецкие и американские солдаты совместно уничтожили бы туннели, укрепления и укрепрайоны, которые были построены со стороны террористов. От наших американских друзей мы ждем того, что они будут действовать в соответствии с духом союзничества, в соответствии с духом стратегического партнёрства. Мы ожидаем, что они положат конец той поддержке, которую они оказывают членам СНС, прежде всего, в части оружия и боеприпасов».

На протяжении всех турецко-американских переговоров, а, в особенности, перед их вторым раундом, турецкие СМИ буквально пестрели сюжетами и заголовками о том, что Турция стягивает войска к границе с Сирией с тем, чтобы самостоятельно начать операцию. Это все сопровождалось достаточно громкими и уверенными заявлениями турецких политиков, включая и президента Р.Т Эрдогана, о том, что Турция – в состоянии действовать самостоятельно и, если придется, то готова войти в Сирию, как это было уже дважды сделано, имея в виду две состоявшиеся военные операции «Щит Евфрата» и «Оливковая ветвь».

Не стал воздерживаться от подобного рода заявлений министр национальной обороны Турции Х.Акар, даже невзирая на то, что договоренности между странами, вроде как, достигнуты. Процитируем слова министра не до, а уже после переговоров (что характерно – В.К.):

«Мы никогда и ни в каком виде не допустим формирования террористического коридора на юге нашей страны. Мы ещё раз (в ходе турецко – американских переговоров – В.К.) указали на то, что мы решимы в том, чтобы сделать для этого все необходимое. Если возможно – вместе с США, если же невозможно – то в одиночку. Мы озвучили наши обеспокоенности вопросами безопасности. По вопросу обеспокоенностей мы осуществили взаимный обмен мнениями. Давая оценки состоявшимся встречам, не будет ошибочным сказать, что они прошли в позитивном ключе, а также с достаточно конструктивным подходом. Мы, в этом вопросе (то есть, в вопросе Северной Сирии – В.К.) желаем действовать вместе с нашими американскими союзниками, вместе реагировать и работать. Если же это окажется невозможным, то, как мы не раз говорили, в этом вопросе наша страна, наша нация, а также братский и дружеский нам народ региона, мы готовы делать все необходимое для обеспечения безопасности и покоя. Наши планы и подготовительные шаги, в этой связи, завершены».

Незамедлительно за этими заявлениями последовали разъясняющие комментарии турецких экспертов. К примеру, как указало влиятельное турецкое издание «Миллиет»,  на первом этапе из региона будущей зоны безопасности будут отведены члены «Сил народной самообороны» на глубину 30 – 40 км. За этим последуют изъятия тяжелых вооружений, а также будут уничтожаться различные укрытия и фортификационные сооружения, построенные террористами. Также регион будет очищаться от мин и взрывчатых веществ. После проведения всех этих мероприятий в регион войдут турецкие и американские военнослужащие для обеспечения над ним контроля. После того, как из региона уйдут члены Рабочей партии Курдистана / «Сил народной самообороны», в нем турецкими и американскими усилиями будут сформированы местные силы самоуправления, включая меджлисы, которым и будет передана власть. Так это выглядит в теории, по крайней мере, в турецкой.

По итогам состоявшихся между представителями военных ведомств Турции и США, разумеется, высказался и лично президент Р.Т.Эрдоган. Для этого турецкий лидер выбрал достаточно интересную площадку. Ею, в итоге, стала пресс-конференция в ходе визита в Анкару президента Украины Владимира Зеленского. Впрочем, делать заявления на отвлеченные темы, в таких случаях, не является для турок чем-то уж очень сверхординарным. Тем более, что турецкая сторона всячески пыталась подчеркнуть важность состоявшегося события в турецко – американских отношениях. А, следовательно, это потребовало безотлагательного комментария со стороны первого лица страны. Процитируем турецкого президента:

«Состоялся трехдневный раунд переговоров и, на самом деле, эти встречи прошли в положительном ключе. Переговоры продолжатся и дальше, однако, сейчас делается один шаг. Сейчас я срока не скажу, однако, мы приняли решение о создании с американцами центра операции. Вместе с созданием этого центра начнется этот процесс (то есть, процесс создания зоны безопасности – В.К.). Следовательно, ваш вопрос, сделан шаг или не сделан шаг, получает ответ. Это значит, что шаг делается вместе. Здесь, на самом деле, главным было предпринять шаг к востоку от Евфрата. И сейчас мы это делаем вместе с американцами».

Также уместным является, после президента страны Р.Т.Эрдогана и министра национальной обороны Х. Акара, процитировать и министра иностранных дел Мевлюта Чавушоглу, который также, по итогам переговоров с американской делегацией, сделал свое заявление. Процитируем главу турецкого внешнеполитического ведомства, который оценил переговоры в качестве «очень хорошего начала»:

«Нашей целью является создание зоны безопасности. Этот регион должен быть полностью очищен от «Сил народной самообороны» и от Партии демократический союз. Они все являются одним и тем же. Их надо полностью зачистить. Совместные действия США с Турцией, сначала в вопросе безопасности, а потом в плане достижения стабильности, здесь столь же важны, как и дорожная карта по Манбиджу. Также (у этого вопроса – В.К.) есть такие гуманитарные измерения, как беженцы, пребывающие в Турции, а также возвращение назад тех, кто был вынужден иммигрировать из различных регионов Сирии».

Как отметил турецкий министр иностранных дел это – «комплексная работа», но Турция не позволит «заиграть» этот вопрос так же, как это было ранее сделано в отношении турецко – американского соглашения по Манбиджу. Вот каким образом министр иностранных дел М. Чавушоглу «предупредил» американскую сторону: «Мы не позволим превратить эту работу в дорожную карту по Манбиджу. Мы не позволим, чтобы этот вопрос начал заигрываться… Для того, чтобы наилучшим образом превратить в конкретику это хорошее начало, мы, под руководством и по указанию нашего уважаемого президента (Р.Т. Эрдогана – В.К.), продолжим свою работу».

На самом деле, министр иностранных дел не просто так предупреждает американцев, поскольку, как он сам и отметил, у турецкой стороны есть негативный опыт сотрудничества с американцами, в рамках их соглашения (так называемая «дорожная карта» — В.К.) по Манбиджу, предусматривавшего поэтапный вывод американских войск и их передислокацию на восток от реки Евфрат. Разумеется, к настоящему времени, никакой практической реализации достигнутых двумя сторонами договоренностей так и не состоялось.

Более того, даже сам ход переговоров, их второй раунд, ознаменовался событиями, про которые турецкие СМИ не отзывались иначе чем как о скандальных. Речь идет о заявлении, сделанном главой Пентагона Марком Эспером, которое касалось возможной турецкой операции на севере Сирии.

Так, М.Эспер указал, что США не допустят никакой турецкой операции на севере Сирии. Более того, американцы пресекут одностороннее вмешательство (Турции в регионе – В.К.). В своих высказываниях М. Эспер опирался на ранее сделанное президентом Турции Р.Т.Эрдоганом заявление, в котором тот, частности, указал: «Мы вошли в Африн, Джераблус, Эль-Баб. Теперь мы войдем и на восток Евфрата. Мы это (намерение – В.К.) изложили и России и Америке. Потому как оттуда продолжается по нам беспокоящий огонь и мы не можем хранить по этому поводу молчание».

В ходе своего визита в Японию глава Пентагона М.Эспер, в частности, заявил: «Мы верим в то, что Турция не предпримет никаких шагов в одностороннем порядке». Также М.Эспер подчеркнул свою уверенность в том, что США удастся с Анкарой договориться.

Вроде как Турция с США договорились и даже 12 августа с.г. было объявлено о том, что первые американские военнослужащие прибыли в Турцию (район г. Шанлыурфа на юго-востоке страны – В.К.) для того, чтобы начать работы по созданию зоны безопасности.

Но вот, к примеру, характерная цитата из выступления президента Турции Р.Т.Эрдогана, которая прозвучала, заметим, 7 августа. То есть, в день, когда обе стороны уже, вроде как, договорились: «Ничего нет конкретного, что бы указывало на то, что от С-400 может быть вред НАТО или же F-35. Давайте не будем обманывать друг друга. В конце концов, многие страны, являющиеся членами НАТО и Европейского союза, приобрели у России похожие системы противовоздушной обороны. И никто не произнес ни звука. Мы не видим хороших намерений в том, что вопрос, который для других стран не составляет проблемы, в случае Турции превращается в кризис». Это – к вопросу о том, как Турция рассматривает намерения в отношении себя со стороны США и НАТО.

Но есть тут и послание, в которое имеет смысл вслушиваться и самой России: «В вопросе С-400, Турция, решая вопрос со своей безопасностью, приняла не стратегическое, а, целиком и полностью, коммерческое решение. То, что вынудило нашу страну к такому шагу – это неконструктивный подход со стороны наших союзников. Мы, с самого начала, продемонстрировали полное желание к тому, чтобы достичь решения вопроса. Однако, наши усилия или зашли в тупик или же были туда заведены бюрократическими играми».

52.32MB | MySQL:106 | 0,610sec