Американские эксперты о возможности сохранения Йемена как единого государства. Часть 3

Когда в 2009 году участники блока «Лика муштарака» бойкотировали парламентские выборы в стране, стало ясно, что Йемен вплотную приблизился к масштабному политическому кризису. Комбинация политического, социального и экологического кризисов еще до «арабской весны» 2011 года позволило многим аналитикам говорить о Йемене как о несостоявшемся государстве (failed state). К 2011 году опыт сосуществования йеменцев в едином государстве насчитывал уже двадцать лет. Однако, по мнению американских экспертов, объединение Северного и Южного Йемена способствовало не уменьшению, а увеличению проблем, стоящих перед этим государством. Причинами этого были как увеличение территории, находящейся под контролем правительства в Сане, так и появление новых игроков, претендовавших на свою долю в распределении финансовых потоков. После отставки президента  А.А.Салеха осенью 2011 года стало ясно, что преодолению многочисленных экономических, социальных и политических проблем, стоящих перед йеменским государством, может помочь только широкий национальный диалог. Такой диалог состоялся при посредничестве ООН и группы G20, куда вошли некоторые государства НАТО, ССАГПЗ  и Россия.

В рамках Конференции национального диалога функционировали 11 рабочих групп. Одна из них занималась специально вопросами хоуситами и носила название «Проблема Саады». Другая, занимавшаяся вопросами Южного Йемена, носила название «Проблемы юга». Еще одна рабочая группа под названием «Структура государства» занималась вопросами федерального устройства. При этом значительные препятствия работе конференции создавало движение южнойеменских сепаратистов «Аль-Хирак». Оно не было единым, распадаясь на четыре-пять группировок. Тем не менее, все участники этого движения настаивали если на  полной независимости, то на широкой автономии Южного Йемена. Значительное количество лидеров «Аль-Хирак» бойкотировало Конференцию национального диалога. Поэтому президент А.М.Хади зачастую сам подбирал участников с юга страны из маловлиятельных политиков, что создало в дальнейшем значительные трудности.

Если значительное количество политиков из Южного Йемена добивалось независимости для своего региона, то хоуситы, по мнению авторов доклада,  стремились к гегемонии в центральном правительстве в Сане, откуда они хотели осуществлять власть по всему Йемену. В ходе работы Конференции национального диалога хоуситы часто блокировались с фракцией «Аль-Хирак» бывшего президента НДРЙ Али Салема аль-Бейда, лидера южан в гражданской войне 1994 года, отправившегося затем в эмиграцию. Одной из причин, почему в проекте будущей конституции Йемена было прописано создание шести субъектов федерации, а не двух, были опасения президента Хади за то, что в случае автономии Южного Йемена более популярные политики-южане, такие как Али Салем аль-Бейд сумеют перехватить у него власть, а также боязнь повторении событий 1994 года.

Еще одной причиной отказа от  плана двухчастного деления страны было нежелание жителей равнинных провинций Ходейда (регион Тихама), Таиз, Бейда, Ибб и Маариб вновь оказаться под властью северных племен с Йеменского нагорья.   В случае создания единого субъекта федерации Северный Йемен это было бы почти неминуемо. Неслучайно поэтому, что план разделения Йемена на шесть субъектов принадлежал делегату с севера страны, представлявшему Партию насеристов Йемена и провинцию Таиз.

Однако предложение о разделе Йемена на шесть провинций встретило ожесточенное сопротивление со стороны хоуситов. Согласно плану конституции, разработанному Конференцией национального диалога, им оставалась только провинция Саада. Это отрезало хоуситов от моря и ставило крест на их планах гегемонии в Сане. В сентябре 2014 года хоуситами был занят порт Ходейда, что было необходимо для их экономического выживания.

В январе 2014 года участники диалога представили план государственных реформ в Йемене, состоявших в федеративном устройстве этой страны при наличии шести субъектов. Годом позже фактический военный переворот, совершенный хоуситами в союзе со сторонниками Али Абдаллы Салеха фактически свел этот план на нет. Эксперты америанского Института Ближнего Востока рассматривают причины альянса бывшего президента с его в прошлом злейшими врагами, хоуситами. По их мнению, этот шаг был отнюдь не случайным и был обусловлен историческими причинами. Хоуситы являются наследниками зейдитского Имамата Мутеваккилей, осуществлявшего контроль над территорией Северного Йемена из провинций Саада и Саны (Йеменское нагорье) при помощи альянса с основными племенными федерациями Йемена: Хашед и Бакиль. При этом зачастую игнорировались интересы равнинных областей Северного Йемена – Тихамы и Таиза. В начале переворота 2015 года, затеянного хоуситами и сторонниками Салеха, им удалось прорваться на юг, заняв Аден, но их натиск на восток, в провинции Маариб, Шабва и Хадрамаут был отбит. Однако силы, группировавшиеся вокруг президента Хади, оказались расколоты, что обусловил дальнейший распад Йемена, не только на север и юг, но и на регионы, в том числе оказавшиеся под контролем джихадистов из «Аль-Каиды на Аравийском полуострове» (АКАП). Годы, прошедшие после начала проведения аравийской коалицией военной операции в Йемене, показали, что хоуситы сумели не только отстоять свои позиции, но и удержать под своим контролем значительную часть красноморского побережья Йемена с портом Ходейда и равнинные территории (значительную часть провинции Таиз). Вопрос о том, насколько хоуситы остаются приверженными территориальному единству Йемена остается открытым, но по мнению американских экспертов, велика вероятность того, что они согласятся на план федерации или конфедерации, учитывая большой энергетический потенциал провинций Маариб и Шабва, доходы от эксплуатации которого могли бы послужить для восстановления всего Йемена.

Таким образом, американские эксперты из Института Ближнего Востока проявляют скептицизм в отношении сохранения Йемена как единого государства. Если же Йемен и сохранится в качестве единого государственного образования, то это возможно, по их мнению, в рамках конфедерации севера и юга страны. Интересно, что они ни словом не упоминают Иран и проводимую им в регионе политику в качестве факторов, серьезно дестабилизирующих ситуацию в Йемене.  Центробежные тенденции в Йемене, имеющие давние внутренние причины, поддерживаются и внешним фактором. Им является вмешательство аравийской коалиции. При этом Саудовская Аравия и ОАЭ преследуют разные цели в Йемене. Для Эр-Рияда принципиальным моментом является  поражение хоуситов и возможность поставить под свой контроль Северный Йемен, чтобы обезопасить свои южные границы. В то же время основной целью ОАЭ является гегемония в Южном Йемене с возможностью контролировать порт Адена и остров Сокотра. Одной из задач ОАЭ является также предотвратить приход к власти в Йемене партии «Ислах», тесно связанной с движением «Братья-мусульмане». Этих целей правители Дубая и Абу-Даби надеются достичь с помощью южнойеменских сепаратистов из Южного переходного совета (ЮПС), устроивших в начале августа с.г. очередные вооруженные столкновения в Адене со сторонниками временного президента А.М.Хади, закончившиеся взятием президентского дворца. Таким образом, нынешняя фрагментация политических сил в Йемене, подогреваемая их зарубежными покровителями, делает восстановление единого государства в краткосрочной перспективе маловероятным.

52.23MB | MySQL:103 | 0,651sec