- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу об инфраструктурной дипломатии Турции и о вводе в эксплуатацию газопровода TANAP

Привычным в современном обиходе стало выражение «энергетическая дипломатия». Если выражаться в тех же терминах, то Турцией реализуется «инфраструктурная дипломатия», когда страна:

а) Исходит из своего центрального положения в регионе.

б) Сооружает инфраструктуру с целью замыкания на себя пассажиро- и грузопотока, следующего по осям Восток – Запад, Север – Юг.

При этом, выражение «грузопоток» следует трактовать в широком смысле. Одним из важнейших «грузов», поток которых Турция хочет замкнуть на себя, в качестве бенефициара транзитных средств, являются энергоносители. Прежде всего, речь идет о доставке природного газа на европейские рынки сбыта.

Накануне мы опубликовали серию статей про проект «Нового Шелкового пути» и о возможной роли в нем Турции (ссылка на статью: http://www.iimes.ru/?p=63722 [1]). Очевидно, что роль может варьироваться, однако, не вызывает сомнений то, что Турция, так или иначе, уже сейчас является частью «Шелкового пути».

В контексте доставки энергоносителей Турция уже вовсю становится частью того, что в стране именуется «Энергетическим Шелковым путем».

В частности, 30 ноября в г. Эдирне на границе с Грецией состоялась церемония завершения строительства турецкого участка проекта Трансанатолийского газопровода (TANAP), по которому после подключения к Трансадриатическому газопроводу (TAP), будут осуществляться поставки газа в Европу.

Отметим, что 8 января будущего года состоится визит президента России В.Путина в Турцию с целью участия в церемонии завершения строительства наземной, турецкой части газопровода «Турецкий поток».

Таким образом, как мы видим, Турция успешно замыкает на себя не только крупные, но и конкурирующие газовые поставки, превращаясь, в полном смысле слова, в важнейший энергетический коридор (не путать с энергетическим хабом: поскольку Турция не является «энергетической биржей» и не осуществляет реэкспорт энергоносителей – И.С.).

Как ожидается, первые поставки газа по TANAP начнутся уже в 2020-м году. На первом этапе, мощность газопровода должна составить 10 млрд куб. м ежегодно. Предполагается реализация и второго этапа, предполагающего, как минимум, удвоение мощности. В своей итоговой конфигурации, мощность газопровода TANAP должна составить 31 млрд куб. м ежегодно.

Однако, как накануне азербайджанскому каналу СВС заявил заместитель вице-президента по маркетингу азербайджанской компании SOCAR Виталий Беглярбеков, ими проведено рыночное исследование в ЕС, которое показало наличие спроса, заметным образом превышающего мощность TANAP даже в его окончательной конфигурации.

При этом, В.Беглярбеков выразил полную уверенность в том, что проект, в любой конфигурации, окупится «многократно», как это случилось и с нефтепроводом Баку – Тбилиси – Джейхан.

Напомним кратко предысторию проекта.

Проект строительства газопровода TANAP стартовал в 2012 году в рамках общей политики Турции по замыканию на себя коридоров доставки энергоносителей – каспийских и центральноазиатских. Общая стоимость газопровода изначально оценивалась в 11,7 млрд долл. США. При этом, как сообщило видное турецкое издание «Хюрриет», обеспечена заметная экономия – цена проекта была снижена до 6,5 млрд долл. У TANAP на сегодня – 9 крупных потребителей, в числе которых компании из Франции, Италии, Германии и Испании.

Таким образом, можно говорить о том, что турецкое руководство, в полном соответствии с декларируемыми им целями, успешно реализует проекты своей энергетической и инфраструктурной дипломатии. Кроме непосредственно экономического эффекта, данные проекты становятся визитными карточками действующей власти перед своими избирателями. По факту, эти проекты, действительно символизируют возросшую силу Турции, как экономическую, так и политическую.

На церемонии завершения строительства газопровода TANAP в г. Эдирне, в минувшие выходные, президент Р.Т.Эрдоган сделал целый ряд заявлений, касающихся роли проекта в международном ТЭК.

На церемонии также присутствовали президент Азербайджана И.Алиев, премьер-министр Грузии Г.Гахария, член президиума Боснии и Герцеговины Ш.Джаферович, спикер парламента Сербии М.Гойкович, помощник премьер-министра Северной Македонии К.Ангджушев, спикер Великого национального собрания (Меджлиса) Турции М.Шентоп, министр энергетики и природных ресурсов Фатих Дёнмез, а также ряд приглашенных высокопоставленных гостей.

Обратимся к некоторым заявлениями, сделанным на церемонии открытия со стороны президента страны Р.Т.Эрдогана, который, как принято, выступил по широкому кругу вопросов, касающихся международной повестки дня, впрочем, с акцентом на энергетику и на реализующийся проект.

«Мы сегодня, все вместе, являемся свидетелями исторического момента, которые осуществляется от имени наших стран и регионов. Сегодня мы испытываем справедливую гордость от завершения 7,5-летнего пути нашей общей воли, с Азербайджаном и с Грузией. Сегодня, делая этот шаг, я хотел бы отметить, что это – региональный проект, это – мирный проект. Это – солидарность, и именем этой солидарности является мир. Этот проект, прежде всего, является символом глубокой дружбы между нашими странами».

Наряду с президентом страны, на церемонии выступил и министр энергетики и природных ресурсов Ф.Дёнмез. Он, в ходе своего выступления, в частности, отметил, что следующее: «Длинные дороги начинаются с первого шага. Он начался с той решимости, которая была продемонстрирована в 2012-м году двумя странами. Первой станцией назначения TANAP стала Анатолия. Недавно были осуществлены первые поставки газа (в Турцию — И.С.). Вплоть до настоящего времени поставлено свыше 3 млрд куб.. TANAP, который пойдет в самое сердце Европы, является большой историей успеха. Он ещё больше свяжет между собой две нации (турецкую и азербайджанскую – И.С)… В сфере энергетики мы идем к амбициозным задачам. В результате тех проектов, которые мы реализуем наряду с TANAP, не осталось проблемы безопасности предложения. Кроме того, этот проект обеспечит и энергетическую безопасность Европы. Мы готовы к поставкам газа в Европу. Турция реализует свою энергетическую стратегию по принципу «win — win». Тот, кто работает с Турцией, ещё ни разу не проиграл. Не проиграет и впредь».

На церемонии в г. Эдирне выступил и президент Азербайджана И.Алиев, в качестве руководителя страны – ключевого партнёра Турции по TANAP.

Процитируем: «Я рад быть на земле братской страны – Турции. Вместе начатый нами (проект — И.С.) TANAP достиг Европы. У TANAP будет долгая жизнь. Я верю в то, что он принесет пользу. В результате исторического соглашения, подписанного в Стамбуле, зажегся зеленый свет. Мы сказали, давайте это реализуем, и так и случилось. По сути, финансовые издержки понесли Турция и Азербайджан. По нефтепроводу Баку – Тбилиси – Джейхан было поставлено свыше 450 млн тонн».

Продолжаем цитирование азербайджанского лидера:

«Я хочу выразить глубокую признательность всем тем людям, кто принял участие в реализации TANAP. Они сыграли большую роль в реализации в срок гигантского проекта. TANAP — это часть южного газового коридора. Я уверен, что четвертый проект – ТАР — будет реализован в срок. Таким образом, южный газовый коридор будет завершен в срок. Сегодня, южный газовый коридор объединяет 7 стран. Он является проектом международного сотрудничества. Будут достигнуты и более крупные соглашения. Реализация проекта является результатом политической воли Турции и Азербайджана. Сегодня я не знаю ни одной другой страны в мире, которая была бы столь близка (Турция – Азербайджану – И.С.). Наше братство растет день ото дня. Турция сегодня – это страна, которая открыта для иностранных инвестиций. Совместные инвестиции позволяют расти благосостоянию наших народов. Мы знаем, как это было раньше. Она не могла спастись от долгов Международного валютного фонда и прочих. Однако, сегодня, благодаря политической стабильности, она (Турция — И.С.) стала центром силы мирового значения. Сила Турции – это наша сила. Мы, в качестве двух братьев, продолжим идти рука об руку. TANAP, помимо всего прочего, — это проект, который обеспечивает энергетическую безопасность. Все проекты позволяют повышать стабильность в регионе. Наши интересы с Турцией — едины».

Заметим, что И.Алиев произносит важные для Р.Т.Эрдогана тезисы.

В том смысле, что это, ровном образом, — те тезисы – слоганы, под которыми правящая в Турции Партия справедливости и развития выступает в глазах своего электората. Речь идет о том, что И.Алиев указывает на «политическую стабильность», под которой подразумевается однопартийное правление в стране и которая позволяет стране наращивать свою мощь. Также, И.Алиев упоминает МВФ, что тоже является жестом в сторону Р.Т.Эрдогана. Последний постоянно говорит о том, что нынешнему руководству страны удалось буквально вызволить её из-под гнёта международных кредитных организаций и долгов, которые ярмом висели на турецкой экономике. Эти два тезиса, озвученные азербайджанским лидером, наглядно показывают, как его глубокое понимание своего партнёра, так и желание ему помочь в глазах турецких избирателей. В то время, как экономика Турции пережила достаточно тяжелые потрясения, из которых она только-только начинает выбираться, как свидетельствуют статистические данные Комитета по статистике Турции. Не говоря уже о том, что позиции Партии справедливости и развития, в последнее время, несколько пошатнулись.

Отдельно стоит отметить тезис про энергетическую безопасность региона. Хотя это и не произносится прямо, но речь идет о том, что южный газовый коридор и азербайджанский газ выступают конкурентами отечественного «Газпрома» и его трубопроводных проектов. Заход в Европу осуществляется Турцией и Азербайджаном под слоганом повышения европейской газовой безопасности через размывание «российской газовой монополии».

На каких-то площадках, как в Эдирне, об этом говорится менее открыто и более дипломатично. На каких-то открыто и прямо, с упоминанием России, Газпрома и «газовой угрозы», исходящей от нынешней энергетической политики РФ, которая ведет газовые войны, в частности, с той же Украиной. Но контекст от этого не меняется.

Впрочем, реализация Россией и Турцией совместного проекта «Турецкий поток» добавила красок в палитру. Теперь, когда Турция становится транзитером российского газа в Европу, ей уже не так с руки говорить о России, как о монополисте, кого необходимо диверсифицировать. Напротив, Турции, вольно или невольно, придется говорить о том, что и «Турецкий поток» также — надежный коридор поставок, тем самым выступая «адвокатом бренда» для Газпрома. Нельзя не сказать и о том, что «Турецкий поток» создает определенные нюансы в отношениях Турции как с Азербайджаном, так и с той же Украиной.

Не мог азербайджанский лидер не упомянуть и название «Шелковый путь». Все же, вне зависимости от того, является Китай участником проекта или же нет, но «Шелковый путь» — это тот бренд, под который и Турция, и Азербайджан подводят множество своих инициатив. Это хорошо воспринимается как в глазах зарубежных инвесторов, которым сразу становится понятна подоплека проекта, так и собственного населения, у которых название «Шелковый путь» не может не вызывать патриотического настроя.

Процитируем Азербайджанского лидера:

«Для претворения проекта TANAP в жизнь мы затратили большие усилия. Мы видим, что тот труд, который мы затратили, не потрачен напрасно. Это – великолепный проект, который является энергетическим «Шелковым путем». Мы, с сегодняшнего дня, завершаем все вместе, нашими странами, соответствующую фазу этого проекта, в полном соответствии с определенным нами графиком, в соответствии с нашими целями и с нашими обязательствами. Реализацией этого проекта мы подтвердили нашу волю к тому, чтобы поставить те богатства, которыми мы владеем, на службу нашим гражданам, а, вместе с ними, использовать их на пользу всем народам региона».

Турецкая пресса широко растиражировала выступления двух лидеров, в качестве очередного свидетельства того, что правящая партия в Турции является прагматичной и ориентированной на результат. Разумеется, турецкие СМИ смакуют технические параметры проекта, которые подтверждают масштаб и сложность решенной при реализации проекта TANAP задачи.

Для понимания читателей ИБВ, как это выглядит, приведем и мы некоторые из публикуемых турецкими СМИ параметров завершенного газопровода, построенного при долевом участии следующих игроков: SOCAR – 51%, турецкая трубопроводная компания BOTAŞ – 30%, BP – 12% и SOCAR (Турция) – 7%.

Морской участок проекта составляет 17,6 км. Самая высокая точка, которую трубопровод TANAP пересекает на своем пути – на отметке в 2760 метров. Самая глубокая (подводная) точка, через которую следует газопровод – это залив Чанаккале, на глубине в 65 метров. Всего, число сварных соединений в трубопроводе составляет 135 тысяч 332 штуки. При реализации проекта использовано 3100 стальных труб. Протяженность сухопутного участка по территории Турции (от пос. Ардахан на востоке страны до пос. Ипсала – на западе) составляет 1850 километров. На востоке трубопровод стартовал от Баку и прошел по территории Грузии, чтобы потом пересечь 20 турецких провинций. На западе предполагается связать TANAP с Трансадриатическим трубопроводом, следующим по территории Греции и Италии.

Итак, какие выводы можно сделать после состоявшейся в Эдирне церемонии завершения строительства газопровода TANAP?

  1. Турция продолжает настойчиво реализовывать свою энергетическую политику по замыканию на себя коридоров доставки энергоносителей в Европу. Политика эта стала возможна и была сформулирована Турцией после распада Советского Союза и образования ряда независимых государств, включая и богатые энергоносителями.
  2. Турция сегодня становится коридором поставки в Европу азербайджанского газа. Целью является стать и перевозчиком центральноазиатских энергоносителей. Транзит энергоносителей сулит стране немалые экономические выгоды и обеспечивает рост её политического веса.
  3. Турция диверсифицировала пул газодобывающих стран, пользующихся её услугами и за счет России, вплотную приблизившись к завершению реализации проекта «Турецкий поток» (церемония завершения, с участием президентов двух стран – В.Путина и Р.Т.Эрдогана, назначена на 8 января 2020 года — И.С.).

Таким образом, Турция становится важной страной – транзитером на энергетической карте мира. Однако, это, по-прежнему, не решает двух её более важных задач.

Во-первых, Турция не становится энергетическим хабом или, выражаясь иными словами, энергетической биржей, осуществляющей реэкспорт энергоносителей в третьи страны.

Во-вторых, Турция пока не стала добывающей страной, что позволило бы ей коренным образом изменить всю свою экономику: уйти от импорта энергоносителей, от дефицитной внешней торговли и от дефицита бюджета по текущим операциям.

В особенности, на решение второй задачи, в Турции сегодня направлены немалые силы. Речь идет о той сложной обстановке, которая в наши дни складывается в Восточном Средиземноморье, вокруг как уже открытых, так ещё и возможных крупных газовых месторождений. Турция, понимая, что означает подобный шанс для неё, идет на открытый конфликт с газовым консорциумом в составе Греции, Кипра, Египта и Израиля и стоящими за ними США, ЕС и крупными энергетическими корпорациями. Будучи в явном меньшинстве, Турция находится в поисках партнёров (в качестве таковых, ею рассматриваются Россия и Китай) и даже умудряется «контратаковать». Накануне было объявлено о подписании соглашения между Турцией и Ливией о демаркации морской границы, что немедленно вызвало крайне острую реакцию, в частности, со стороны Греции.