- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу об изменениях в кабинете министров Кувейта

Reuters,  ссылаясь на информацию кувейтского агентства новостей KUNA, сообщило 17 декабря о том, что эмир Государства Кувейт выпустил указ о назначении нового правительства, которое возглавит премьер-министр Сабах Халед аль-Хамад ас-Сабах[i] [1]. Главой МИД и вице-премьером стал ранее занимавший должность помощника министра иностранных дел по протоколу Ахмед ан-Насер. Министром обороны и вице-премьером стал Ахмед Мансур аль-Ахмед ас-Сабах, который ранее возглавлял управление по спорту. Анас ас-Салих назначен главой МВД[ii] [2]. Глава Совета директоров национальной нефтяной компании Кувейта Халид Али Мухаммед аль-Фадель стал министром нефти, электроэнергии и водных ресурсов. Один из наиболее чувствительных постов в правительстве в свете обвинений в коррупции в качестве главы Министерства финансов заняла женщина — Марьям аль-Акиль, которая ранее была госминистром по экономическим делам.

18 ноября эмир Кувейта Сабах аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах выступил со специальным посланием к подданным эмирата, в котором он дал обещание бороться с коррупцией на всех уровнях после отставки правительства и отказа премьера повторно занять свой пост из-за коррупционного скандала, связанного с пропажей денег из госфонда военной помощи[iii] [3]. В своем выступлении он заявил: «Мы подтверждаем нашу заинтересованность в сбережении государственных средств и наше обязательство защищать их неприкосновенность. Мы также подтверждаем, что никто, независимо от его статуса или должности, не сможет избежать наказания за преступления, связанные с покушением на сохранность госсредств. Нет защиты для коррупционеров, и этот вопрос будет поставлен под мой личный контроль». Эмир Кувейта также отметил, что их страна — это правовое государство, где есть конституция, законы и институты, которые гарантируют каждому право обращаться к судебной власти перед лицом подозрений в коррупции или злоупотреблении государственными средствами, но до осуждения судом нельзя предъявлять обвинения кому-либо.

Напомним, что Кувейт имеет самую открытую политическую систему в арабском регионе Персидского залива, где парламент имеет право принимать законы и задавать вопросы министрам, хотя высшие посты занимают члены правящей семьи. Агентство Reuters замечает,  что борьба за власть между старшими членами правящей семьи часто разыгрывалась в кувейтском парламенте. Отставки кабинета министров нередко происходят, когда избранные законодатели ставят под сомнение или представляют вотум недоверия старшим правительственным чиновникам. Так, в середине ноября с. г. кувейтский лидер принял отставку правительства страны после многочисленных обвинений министров в коррупции и поручил им исполнять свои обязанности до формирования нового кабинета[iv] [4]. Официальный представитель кувейтского правительства объяснял отставку кабинета министров необходимостью реорганизации его работы. После этого исполняющий обязанности премьер-министра Кувейта шейх Джабер аль-Мубарак аль-Хамад ас-Сабах, который находился на посту премьера восемь лет, и которого обвинили в коррупции, отказался от предложения эмира сформировать новое правительство страны. При этом старший сын эмира Нассер Сабах аль-Ахмед ас-Сабах заявил, что главной причиной отставки кабинета министров является попытка избежать вопросов о выводе денег из военного фонда.

Какие же основные проблемы коррупции в Кувейте (по мнению   экспертов неправительственной международной организации по борьбе с коррупцией Transparency International)[v] [5]? Во-первых, это недостаточная ответственность политиков перед обществом. Во-вторых, отсутствие трудовой этики и сдерживающих механизмов. В-третьих, общественная система, в которой положение человека определяется не его собственными заслугами, а прочими факторами (например, близость к правящей элите). В-четвертых, слабый контроль над управляющими. По мнению экспертов Transparency International, одна из особенностей Кувейта заключается в том, что, несмотря на существование органов, занимающихся контролем финансовых и криминальных аспектов в вопросе коррупции, органов осуществляющих мониторинг ответственности в административных вопросах, до сих пор не существует. Эта задача изначально была возложена на Службу граждан и Агентство по оценке работы государственных институтов, однако вверенных им полномочий не достаточно для осуществления этой функции. Отсутствуют институционально закрепленные механизмы работы агентства, оно не может потребовать предоставить ему необходимые для расследования документы и допрашивать свидетелей[vi] [6]. Единственный доступный агентству инструмент – это возможность докладывать о деятельности конкретных официальных лиц или департаментов напрямую руководству.

[i] [7]https://www.kuna.net.kw/ArticleDetails.aspx?id=2841782&language=en [8]

[ii] [9] https://www.reuters.com/article/us-kuwait-government/kuwait-appoints-new-cabinet-after-parliament-tension-idUSKBN1YL0NS?rpc=401& [10]

[iii] [11] https://www.aljazeera.net/news/politics/2019/11/18/الكويت-صباح-الصباح-أمن-البلاد-واستقرارها [12] أمير الكويت: لن نسمح لأي فاسد بالإفلات من العقاب
[iv] [13]https://www.rt.com/newsline/476084-kuwait-government-parliament-row/ [14]

[v] [15]  https://www.transparency.org/search [16]

[vi] [17] http://www.iimes.ru/?p=8673 [18] Касаев Э. О. “Меры борьбы с коррупцией в Кувейте”