Меры борьбы с коррупцией в Кувейте

Проблема борьбы с коррупцией занимает важное место в политике Кувейта. Если раньше правительство воздерживалось от обсуждения вопросов коррупции и данная проблема поднималась только в частных средствах массовой информации, то теперь этот вопрос перестал быть табу и для правительственных кругов.

В 2004 году шейх Сабах аль-Ахмад аль-Джабер ас-Сабах, будучи еще премьер-министром, заявил, что борьбы с коррупцией займет одну из важнейших ролей в проводимой им политике. Он выступил с жесткой критикой в адрес муниципального управления, назвав этот сектор наиболее коррумпированным среди прочих институтов.

В рейтинге организации Transparency International за 2008 год Кувейт занял 65 место. Индекс Кувейта в рейтинге равен 4,3. Для сравнения: Саудовская Аравия заняла 80 место, получила индекс 3,5, Ирак оказался на 178 месте с индексом 1,3.

Тем не менее, за последние годы был принят ряд конкретных мер, направленных на борьбу с коррупцией.

В 2004 году экономический и правовой комитеты Совета министров Кувейта были объединены для того, чтобы повысить эффективность работы по борьбе с коррупцией в общественной сфере.

В январе 2005 года по рекомендации объединенных комитетов Совет министров созвал четыре рабочие группы, задачей которых стала:

• разработка мер по приведению государственного управления в соответствие с установленными стандартами;

• подготовка рекомендаций для осуществления управления;

• выработка механизмов замещения государственных постов;

• анализ достижений в области электронного управления.

Кроме того, Совет министров издал распоряжение, в соответствии с которой судьям запрещается выступать в роли советников правительства.

Парламент принял закон, предусматривающий разделение выборных муниципальных советов и административных институтов с целью снизить влияние представителей одной ветви на другую. Также был введен дополнительный пост министра, ответственного за контроль над муниципальным сектором.

После того, как в прессе стало известно, что сотрудники одного из министерств использовали служебное положение, чтобы с помощью финансовых махинаций переводить на свои счета крупные суммы денег из бюджета, правительство объявило о переходе на электронную систему перевода денежных средств.

Другими словами, заработная плата отныне перечисляется работодателем напрямую на счета сотрудников. Эта мера, по мнению кувейтских властей, должна способствовать снижению подобных махинаций.

Стоит особо отметить, что отнюдь не последнюю роль в процессе борьбы с коррупцией играют такие органы, как Служба граждан и Агентство по оценке работы государственных институтов (Citizens Services and Government Bodies Assessment Agency).

Этими структурами был подготовлен доклад по коррупции в административной сфере, в котором говорилось о наиболее распространенных формах коррупции в стране и основных проблемах, связанных с коррупцией. Каковы же они?

Во-первых, недостаточная ответственность политиков перед обществом. Во-вторых, отсутствие трудовой этики и сдерживающих механизмов. В-третьих, общественная система, в которой положение человека определяется не его собственными заслугами, а прочими факторами (например, близость к правящей элите). В-четвертых, слабый контроль над управляющими.

По мнению экспертов Transparency International, одна из особенностей Кувейта заключается в том, что, несмотря на существование органов, занимающихся контролем финансовых и криминальных аспектов в вопросе коррупции, органов осуществляющих мониторинг ответственности в административных вопросах не существует.

Эта задача изначально была возложена на Службу граждан и Агентство по оценке работы государственных институтов, однако вверенных им полномочий не достаточно для осуществления этой функции. Отсутствуют институционально закрепленные механизмы работы агентства, оно не может потребовать предоставить ему необходимые для расследования документы и допрашивать свидетелей.

Единственный доступный агентству инструмент – это возможность докладывать о деятельности конкретных официальных лиц или департаментов напрямую руководству. Поэтому правительство стоит перед выбором: создать новый орган, занимающийся расследованием вопросов коррупции или наделить существующее агентство более широкими полномочиями?

В то же время, следует учитывать, что предпосылки для развития коррупции заложены в самой общественно-политической системе Кувейта.

Высокий уровень взаимозависимости в обществе, разросшийся бюрократический аппарат, большое количество норм – все это предоставляет государственным служащим монополию на принятие решений по наиболее важным вопросам.

Более жесткий контроль над управленцами позволил бы ограничить их влияние и возможности использования служебного положения в корыстных целях.

Хотя, по нашему мнению, проблема заключается в том, что в борьбе с коррупцией ограничение деятельности чиновников одновременно ограничивает возможности функционирования государственного аппарата.

Примечательно, что в конституции страны заложены механизмы, позволяющие обеспечить ответственность властей перед гражданами. К примеру, в Кувейте существует Аудиторское бюро, задача которого заключается в том, чтобы контролировать расходы всех министерств и государственных учреждений. В парламенте также предусмотрен постоянный комитет по защите общественных финансовых средств, осуществляющий мониторинг деятельности правительства.

Однако некоторые специалисты говорят о неэффективности этих институтов в вопросах борьбы с коррупцией. С чем это связано?

Исследование парламентских комитетов, занимающихся расследованиями по вопросам коррупции, проведенное Кувейтским университетом, показало, что, несмотря на увеличение числа подобных комитетов, им так и не удалось добиться значительных успехов.

Далее попытаемся со своей точки зрения объяснить эти неудачи.

Все «промахи» борьбы с коррупционным вирусом, которым охвачен современный Кувейт, отражают основные тренды политического развития в государстве. Слабость политической системы обусловлена отсутствием реально действующих партий и неумением существующих политических групп формулировать достойные политические альтернативы.

Достаточно сказать, что право эмира распускать парламент служит причинной нежелания законодательного собрания выходить за установленные рамки. Кроме того, из-за частой подтасовки итогов голосования парламентарии более не воспринимаются как официальные лица, ответственные перед гражданами.

Наконец, в обществе не развиты механизмы, позволяющие гражданам контролировать работу властей. Во многом это связано с отсутствие законов, предусматривающих свободный доступ населения к информации, позволяющей оценивать эффективность работы чиновников.

И еще одно. Появление таких общественных институтов, как неправительственные организации, обычно выступающих в роли контролирующего и сдерживающего механизма для властей, так же затруднено. Согласно закону об общественных организациях, право выдачи лицензий для создания подобных организаций остается за правительством, которое также регулирует их деятельность и может их запрещать.

Таким образом, можно прийти к выводу, что, несмотря на активное стремление руководства Кувейта действенно бороться с коррупцией, ее уровень все же остается достаточно высоким. Это во многом объясняется тем, что борьба с данным явлением обусловлена внешними факторами (необходимостью создания привлекательного климата для инвесторов, развитием отношений со странами Запада).

В то же время причины коррупции коренятся в самой общественно-политической системе Кувейта и обусловлены они сложившимися общественными связями, интересами влиятельных граждан, занимающих государственные посты, слабостью законодательной базы, особенностью политической культуры.

Противостоять этим факторам достаточно сложно, так как некоторые из них вытекают из многолетних традиций общественного развития. В этой связи, можно предположить, что, невзирая на усилия, предпринимаемые властями в данной области, в обозримом будущем вряд ли произойдут существенные изменения, и влияние неформальных связей в процессе принятия политических решений в Кувейте сохранится.

52.28MB | MySQL:103 | 0,463sec