- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Президент Турции Р.Т.Эрдоган, браки по принуждению и новые-старые социально-этические ориентиры европейских мусульман

Когда-то одним из главных пунктов внешнеполитической стратегии многолетнего лидера Турции президента Реджепа Тайипа Эрдогана было членство возглавляемой им страны в Европейском союзе, для чего предпринимались весьма значительные усилия. Добиться этого не удалось, но сегодня очевидно, что современной Турции членство в Евросоюзе и не нужно, ведь она уже там. Благодаря большим и влиятельным диаспорам турецких мусульман в Германии, Бельгии, Нидерландах, представленных во всех сферах общественной и политической жизни.

И, конечно, благодаря активной деятельности лично Р.Т.Эрдогана, представляющего себя лидером всех европейских мусульман [1] и выстраивающего свою активность в Европе соответственно этому образу: регулярно открывающему строящиеся на турецкие деньги крупнейшие или самые технологически передовые мечети [2] в разных городах континента, встречающегося с популярными общественными деятелями и спортсменами турецкого происхождения вроде футболиста лондонского клуба «Арсенал» Месута Озила и т. п.

Турецкого президента уважают и слушают не только звёзды турецкого происхождения вроде Озила или представители турецких диаспор на континенте, но и очень многие в европейском мусульманском сообществе вообще. Причем независимо от страны происхождения и проживания. И именно происходящее в Турции, а не в недрах Европарламента для всех этих людей подчас является общественно-политическим компасом или моральным ориентиром.

За чем же европейские мусульмане могут наблюдать прямо сейчас в контексте турецкой внутренней политики? К примеру, за очередной попыткой властей страны имплементировать закон, по своей сути являющийся актом легализации браков по принуждению. Причем легализации в одной из самых уродливых форм, какие только можно вообразить. Согласно законопроекту, осуждённых за изнасилование предполагается освободить от ответственности (либо сделать наказание условным) в случае если они женятся на своей жертве! Это звучит настолько дико, что уже вызвало массовые протесты по всей стране, подобные тем, что прокатились по Турции в 2016 г., когда правительство пыталось протащить закон в первый раз.

Защитники законопроекта указывают на то, что разница в возрасте между жертвой и агрессором не должна быть больше 10 лет. Однако это едва ли что-то меняет. Сегодня возраст согласия в Турции равен 18 годам, и такой подход к решению проблемы со все возрастающим год к году числом изнасилований является ни чем иным как узакониванием практики насилия над подростками, по сути детьми, у которых по нормам традиционного общества (коим все ещё в значительной степени является турецкое) не останется много выбора кроме как вступить в брак со своим насильником, чтобы спасти семью от позора и бесчестья.

Примечательно, что законы, по сути легализовывавшие браки по принуждению и другие формы межгендерной дискриминации, воспринимавшаяся тогда скорее прогрессивной силой Партия справедливости и развития Эрдогана отменила в постсветской Турции ещё в 2005 г., и вот теперь граждане страны, а с ними и все интересующиеся в Европе внутренней политикой республики наблюдают такой ультраконсервативный откат. Британское издание «Гардиан» цитирует главу уголовно-процессуального законодательного департамента Стамбульского университета доктора Adem Sözüer, считающего, что такой закон с высокой вероятностью повысит уровень насилия в отношении женщин и детей, поскольку «легитимизует ментальность, согласно которой женщины являются объектами обладания или существуют для сексуального удовлетворения».

Юридические нормы с условным подзаголовком «Женись на своем насильнике» присутствуют в законодательстве, касающемся сексуального согласия, во многих странах Ближнего Востока и Латинской Америки. Буквально в последние годы такие лазейки после гражданских протестов были закрыты в Ливане, Иордании и Тунисе. Турция же, судя по всему, стремится пойти в обратном направлении. Это стремление наглядно демонстрирует всем выходцам из традиционных обществ, в том числе представителям мусульманских общин, в последние сто лет обосновавшимся в Европе, что браки по принуждению вообще и основанные на изнасиловании в частности являются нормой для такого крупного и влиятельного государства как Турция. А где нормой являются браки по принуждению, там недалеко и до убийств чести, женского обрезания и прочих архаичных варварских практик, столь распространенных среди этно-религиозных общин в Европе и сегодня.

Такой сигнал, ориентирующиеся на Турцию общины и проповедники получают в условиях, когда в борьбе за гендерное равенство европейские государства [3], например, Великобритания, стараются искоренить в своем законодательстве последние нормы, хоть как-то ущемляющие права женщин. В условиях, когда граждане Швейцарии на референдуме проголосовали за закон о запрете дискриминации по признаку сексуальной ориентации. И у самых радикальных представителей исламских общин Европы вроде экстремиста и проповедника джихада Шакила Чапры уже готов ответ на все эти очевидным образом неприемлемые для выходцев из традиционных обществ социальные изменения. «Гомосексуалы должны быть казнены публично. Их должны сбрасывать с крыш домов», — заявляет Чапра в известном документальном фильме Канала 4 «Джихадисты по соседству» (The Jihadis Next Door).

События последних лет в Европе показывают, что континент неуклонно движется к социальному клинчу обновленных либеральных ценностей, продвигаемых преимущественно коренным населением Старого Света, и установок (а зачастую и агрессивных предрассудков) традиционного общества, которые разделяют многие представители этно-религиозных общин, укоренившихся в Европе в последнее столетие. Насколько интенсивным и разрушительным будет возможный конфликт, покажет время.