- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу о создании новых политических партий и о внутриполитических трендах в Турции. Часть 2

11 марта 2020 года ещё одно политическое движение оформило свою заявку на то, чтобы бороться за место под турецким внутриполитическим солнцем. Речь идёт о Партии DEVA (в буквальном переводе означает «лекарство», а расшифровывается как Партия демократии и прорыва), созданной представителем так называемой «старой гвардии» Партии справедливости и развития и бывшим соратником президента Р.Т.Эрдогана – Али Бабаджаном.

Продолжаем анализ эффекта от создания новых политических движений на внутриполитический расклад и перспективы в Турецкой Республике (ссылка на Часть 1 публикации на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=67973 [1]).

DEVA – уже второе политическое движение, созданное за последнее время людьми, занимавшими, ещё в недалеком прошлом, высокие государственные посты и имевшими опыт долгого нахождения в непосредственной близости к президенту Р.Т.Эрдогану. До этого, в конце прошлого года, свою Партию будущего учредил А.Давутоглу – бывший премьер-министр страны и министр иностранных дел.

Как Али Бабаджана следует считать одним из отцов экономических успехов Турции первого десятилетия 21-го века, так и проф. Ахмета Давутоглу, автора широко известной книги «Стратегическая глубина», можно рассматривать в качестве одного из тех людей, которые внесли важнейшую лепту в формирование нынешнего внешнеполитического курса страны.

Касаясь последнего, впрочем, стоит отметить, что Ахмет Давутоглу придерживался «мягких» взглядов – в том смысле, что именно инструменты так называемой «мягкой силы» являлись в его системе координат доминирующими и предпочтительными для того, чтобы превратить 21-й век в век Турции. Его идеей «фикс» был слоган «ноль проблем с соседями», который, в нынешней международной обстановке вокруг Турции, может рассматриваться лишь в качестве неуместной шутки.

В то время, как нынешний министр М. Чавушоглу придерживается той точки зрения, что стране пора переходить уже и к жесткому отстаиванию своих внешнеполитических интересов, перестав стесняться использовать военную силу. В итоге, Турция имеет войны и конфликты практически по всему периметру своих границ.

Почему опасны и А.Бабаджан со своей Партией демократии и прорыва и А.Давутоглу со своей Партией будущего?

На это существует, как минимум, две серьезных причины.

Во-первых, и тот и другой долгие годы находились внутри находящейся у властного штурвала системы, причем на самой вершине, и у них есть более чем адекватное представление о внутренней кухне Партии справедливости и развития и, называя вещи своими именами, о прегрешениях её руководства.

Тут, разумеется, существует оговорка: если устроить войну компроматов, то часть его выльется и на самих устроителей. Поэтому такие решения должны приниматься крайне взвешенно.

Однако, следует считать, что в руках А. Бабаджана и А. Давутоглу – столько всего, что неудивительна нервозная реакция высшего турецкого руководства, включая президента Р.Т.Эрдогана, на их возвращение в большую политику в качестве независимых игроков (тут, конечно, партия власти сильно прокололась – костяк «старой гвардии» следовало бы держать любой ценой, а, в качестве разменной монеты, использовать так называемых «молодых технократов» — В.К.).

Во-вторых, это — текущий расклад в Великом национальном собрании (Меджлисе) Турции. Партия справедливости и развития лишь только своим альянсом с турецкими националистами из Партии националистического действия ещё пока удерживают большинство в парламенте.

Появление в ВНСТ, вдобавок к ним, ещё трех движений в лице Народно-республиканской партии (НРП), Хорошей партии (ХП) и Партии демократии народов (ПДН) поставило страну на грань перехода к коалиционному правительству. До него остались, буквально, всего одни выборы, которые пройдут, по политическим меркам, уже буквально «завтра» — в 2023 году. Причем, с учетом нынешней обстановке в стране, эти три партии, как представляется, с этой задачей справились бы и сами. Без каких-либо новых игроков.

Однако, когда возникает ещё две партии, возглавляемые сильными лидерами, то тут ПСР, самое время, хвататься за голову. Стоит только Партии демократии и прорыва и Партии будущего взять на двоих хотя бы 10% на ближайших парламентских выборах, и Турция, на следующее утро после выборов, проснется уже совершенно другой страной. Гегемония Партии справедливости и развития будет прервана.

«Спасибо» надо, конечно, сказать поправкам, внесенным Партией справедливости и развития в избирательное законодательство – тем, что касаются возможности для партий формировать коалиции и вместе преодолевать 10%-й избирательный барьер на пути в Меджлис. Не было бы этого новшества и жизнь ПСР была бы намного проще. Похоже, правящая партия «сама себе выстрелила в ногу», в свое время, посчитав, что Народно-республиканская партия и Хорошая партия не сформируют между собой альянса. А прокурдская Партия демократии народов не будет действовать скоординировано — с теми же республиканцами.

Сейчас повторяется то же заблуждение. Тщетны надежды на то, что оппозиция «старая» и «новая» между собой не договорится. И что Кемаль Кылычдароглу не будет разговаривать ни с Али Бабаджаном, ни с Ахметом Давутоглу, как с выходцами из «ненавистной ему» Партией справедливости и развития, «замаранной» нахождением во власти.

Во-первых, надо ещё посмотреть на рейтинги партий ближе к выборам: совсем не исключено, что А.Бабаджану и А.Давутоглу будет достаточно просто договориться лишь между собой. Если политический барометр им, на двоих, покажет 10% голосов избирателей, то можно будет сформировать партийную коалицию и идти на выборы. Вовсе необязательно идти на переговоры с Кемалем Кылычдароглу, который со своими 25% рейтинга среди избирателей, по определению, будет пытаться с ними разговаривать с позиции силы.

А, во-вторых, нетрудно себе представить ситуацию, что и НРП с ХП договорятся с бывшими членами ПСР. А что им, собственно мешает? Бэкграунд А.Бабаджана и А.Давутоглу?  Так он, напротив, — отличный. И с точки зрения своего диссидентствующего образа и в плане знания своего «врага» — ПСР – изнутри. С такими людьми надо договариваться, вне всяких сомнений. Это будет большим подспорьем, если те устроят накануне выборов пару «сеансов разоблачения» действующей власти. К ним ещё можно будет добавить бывшего президента А.Гюля, который, до сих пор, никак не решится на то, чтобы обозначить себя в качестве политической фигуры. Но, бывает, и выступит и книгу напишет. Между строк которой просматривается что-то не совсем приятное для президента Р.Т.Эрдогана и его сторонников.

Так что нынешняя парламентская оппозиция с удовольствием будет договариваться об открытом или скрытом сотрудничестве с новыми игроками, памятуя о старом политическом правиле, выведенном бывшим президентом и премьер-министром Турции Сулейманом Демирелем: «Вчера – это вчера, а сегодня – это сегодня».

Разумеется, эти договоренности, с учетом исключительной ревнивости и амбиций председателя НРП К.Кылычдароглу не будут достигнуты легко, но они представляют собой уникальную возможность по приходу ко власти его партии в качестве коалиционного лидера. Давно стало понятно, что в одиночку Народно-республиканская партия ко власти прийти не сможет.

А, следовательно, личностями будущих партнёров можно будет с легкостью пренебречь, попытавшись их даже использовать с выгодой для себя.

Однако, с чем же АлиБабаджан и Ахмет Давутоглу идут в большую турецкую политику, в качестве самостоятельных игроков?

Обратимся к их политическим платформам, начиная с Али Бабаджана и его Партии демократии и прорыва (DEVA).

11 марта Али Бабаджан озвучил политическую платформу вновь созданной партии. Обратимся к основным озвученным им тезисам, максимально приближенным к формулировкам председателя партии.