- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К итогам 2019 года в Турции. Часть 17

В конце 2019 года Фонд политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) опубликовал Альманах, посвященный основным для страны событиям завершившегося года.

Продолжаем разбор основных разделов и итогов уходящего года, по мнению большого авторского коллектива экспертов наиболее влиятельного мозгового центра, пользующегося безусловной поддержкой со стороны нынешнего руководства страны.

Напомним, что в предыдущей части статьи (ссылка: http://www.iimes.ru/?p=68122 [1]) мы остановились на Главе, озаглавленной как «Социальная политика». При этом как мы указали, Турция, если говорить об ожиданиях турецкого населения, является, все ещё, достаточно социально-ориентированным государством.

Невзирая на тот факт, что в стране при Партии справедливости и развития произошло значительно разгосударствление турецкой экономики. Государственные служащие, по-прежнему, представляют собой немалый класс, однако, произошло его сокращение за счет того, что стратегические отрасли экономики были переданы в руки частного сектора. При этом, заметим ещё одно немаловажное обстоятельство: значительное число различных социальных объектов, закрепленных за действующими министерствами и ведомствами Турции, было приватизировано.

Таким образом, турецкое государство, некоторым образом, сократило свою социальную нагрузку. Нельзя сказать, чтобы население, в частности, чиновничество, реагировало бы на это положительно. С другой стороны, отметим, что турецкое чиновничество нельзя назвать уж крайне эффективным. Это касается и того, каков процент реально работающих в том или ином ведомстве людей. И того, какова этика чиновничества в отношении с представителями частного бизнеса. Скажем, так: если бы каждый чиновник в Турции подавал, по примеру Германии, в отставку за мелкие (и не мелкие) подношения, то тогда половина немедленно пополнила бы рынок труда. И это мы ещё оптимистично посчитали «на глаз».

Однако, менталитет людей никуда не делся: турки, по-прежнему, ждут шагов в свою сторону от государства за рамками выплат из пенсионного фонда по окончании периода трудоспособности.

Продолжаем разбираться с тем, в чем на сегодняшний момент состоит социальная политика турецкого руководства и на чем оно делает акцент.

Как мы написали ранее, в 2019 году в Турции была продолжена социальная политика, направленная на поддержку семьи, людей с ограниченными возможностями, социальную помощь, пособия по бедности, помощь пожилым людям, меры поддержки безработных, а также прочую социальную помощь. Кроме того, отдельный стратегический документ был разработан в сфере предоставления людям возможности для того, чтобы вести активный образ жизни и после выхода на пенсию.

Аналогично с тем, как Министерство по делам семьи, труда и социальным услугам объявило 2019 год «Годом старости», Министерство по делам молодежи и спорта объявило ушедший год «Годом волонтерства».

Как указывается в Альманахе, политика Турции в социальной сфере приносит свои результаты: в частности, Турция, постепенно, начинает занимать высокие места на международной арене, с точки зрения, человеческого развития, с точки зрения услуг в сфере образования, здравоохранения, а также рабочей силы.

Итак, какими же цифрами оперирует Альманах, когда говорит о турецком рынке труда в 2019 году?

Ведь общепризнанным в стране является то, что безработица и, в особенности, среди турецкой молодежи является одним из самых серьезных вопросов для Турецкой Республики. Можно слышать утверждения и о том, то нынешние цифры безработицы, которые государство пытается удержать на уровне около 10% — это определенное лукавство с точки зрения методики счета тех, кого следует относить к рынку рабочей силы. Кроме того, понятно, что есть уязвимая часть общества – это молодежь, которая только-только начинает свой трудовой путь. Вот по ним, как утверждается, безработица составляет около 25% в стране.

Но вот какими цифрами оперирует Альманах.

В частности, по данным 2019 года, участие мужчин в рабочей силе страны составляет 78%. С другой стороны, участие женщин в рынке рабочей силы составляет 38%.

При этом, что характерно, Альманах подчеркивает увеличение занятости среди женщин, по сравнению с 2018 годом с 29% на 38%. Как подчеркивается документом, даже при том, что 38% — это явно недостаточный показатель занятости среди женщин, все равно, сам по себе, динамичный рост является положительным трендом.

Дальнейший рост занятости среди женщин Министерство по делам семьи, труда и социальных услуг реализует через ряд мер, включая: развитие сети детских садов для детей в возрасте до 60 месяцев, а также социальные пособия для женщин. Делается это под лозунгом «Застрахованные женщины – на работу, дети – в детские сады!». Кроме того, на протяжении ряда лет в стране проводилась маркетинговая компания под лозунгом «В будущее можно лететь только с двумя крыльями». То есть, одинаково работать должны и мужчины, и женщины. И это должно привести к быстрому экономическому росту в стране.

В качестве отдельной категории, в турецких планах по социальной поддержке проходят лица с ограниченными возможностями. Заметим, что согласно турецкому законодательству за структурами государственного сектора и за частными компаниями существует определенная социальная нагрузка, предполагающая обязательный, по квоте, прием на работу лиц с ограниченными возможностями.

В 2002 году в государственных организациях было занято 16 тыс. 668 человек, а в частном секторе таких лиц было 28 тыс. 953 человека. К 2019 году в госструктурах было занято 16 тыс. 44 человека с ограниченными возможностями. А в компаниях частного сектора – 107 тыс. 763 тыс. человека. Как мы видим, по частному сектору, наблюдается быстро растущая динамика роста социальной ответственности. Хотя разумеется, прием на работу лица с ограниченными возможностями – это не только «долг» частного сектора, но и определенные налоговые льготы и послабления для компании.

Также, следует отметить, что согласно данным Министерства национального образования за 2019 год, в частных школах обучается 50 тыс. 25 детей с ограниченными возможностями, в особых образовательных классах – 45 тыс. 815 чел., а также по программам инклюзивного образования – 257 тыс. 700 детей. Также вводятся новые архитектурные нормы и правила, которые предусматривают возможность использования транспортной инфраструктурой со стороны лиц с ограниченными возможностями.

Следующая категория граждан, нуждающаяся в особом внимании со стороны государства – это лица, находящиеся за чертой бедности. В целом, в Турции ставится вопрос о более справедливом распределении доходов между различными группами населения.

В частности, согласно данным Турецкого агентства по статистике, в 2018 году на долю 20% самых высокооплачиваемых людей приходилось 47,6% суммарного дохода. С другой стороны, 20% самых низкооплачиваемых сотрудников в стране формируют всего лишь 6,1% суммарного дохода.

Кроме того, согласно данным Турецкого агентства по статистике, число лиц, проживающих постоянно за чертой бедности, в 2017 году было 14,0%. А в 2018 году эта цифра сократилась до 12,7%.

Одним из главных средств борьбы с бедностью в Турецкой Республике, Альманах называет выделение со стороны государства различных социальных пособий. При этом, приводится график, где – налицо растущая динамика выделения социальной помощи. Приведем несколько характерных цифр.

Если в 2002 году в Турции из бюджета выделялось на эти нужды 1,6 млрд тур. лир, то в 2019 году объем помощи малоимущим уже составлял около 62,1 млрд тур. лир.

Впрочем, здесь, конечно, присутствует вопрос инфляции и повышения дороговизны жизни в Турции, в целом, а также волатильности турецкой валюты по отношению к доллару и США. Поэтому – это отдельный вопрос действительно ли государство, так уж, заботится о малоимущих в Турции и действительно наблюдается столь заметный рост, как можно подумать, глядя на эти цифры.

Скажем, по текущему курсу лиры (около 6,5 лир за 1 долл. США – В.К.), объем помощи неимущим в 2019 году составлял около 9,5 млрд тур. лир. Бюджет, выделенный на 2020 год, составляет уже 69,5 млрд тур. лир.

Отдельный вопрос – это является ли рост отчислений на неимущих хорошим фактором или его следует расценивать, как рост в стране числа самих неимущих? Возможно, под таким углом, ситуация предстанет несколько в ином свете. Всего же, в Турции предусматривается 43 разновидности социальной помощи.

В качестве важного преимущества Турции, для иностранных инвесторов, все последние годы, называлось и называется молодое, по сравнению с Европой, и образованное трудоспособное население страны. В плане образования, мы уже разобрались с уровнем Турции. Что же до молодого населения, то следует отметить, что параллельно росту населения страны, нарастает и доля пожилых людей. Турция начинает стареть и это показывает, как текущая статистика, так и те социальные прогнозы, которые делаются соответствующими госучреждениями Турции.

Согласно данным Турецкого комитета по статистике, доля пожилого населения страны (то есть, лиц 65 лет и старше), за последние 5 лет, выросла на 16%. При этом, в общем населении страны, доля пожилых людей увеличилась до 8,8%. Что же до прогнозов на будущее, то здесь наблюдается следующая картина: 2023 г. – 10%, 2023 г. – 13%, 2040 г. – 16,3%, 2060 г. – 22,60%, 2080 г. – 25,6%.

Иными словами, как мы видим, Турция, пусть пока и остается моложе Европы, но в плане своего населения, однако, уже не является самой молодой и динамичной на мировом рынке труда. Турецкое население постепенно начинает стареть.

Оборотной стороной вопроса является ситуация с молодежью в стране.

Численность молодого населения страны составляет, по данным Государственного комитета по статистике, 12 млн 971 тыс. 396 человек. Таким образом, общая доля молодых людей в составе населения страны составляет 15,8%. Доля закончивших школу среди молодых людей составляет 44%, а среди девушек – 44,7%.

В стране реализуется целый ряд проектов, нацеленных на то, чтобы повышать занятость среди молодежи. В частности, есть проект, который предполагает вовлечение молодежи в занятие сельским хозяйством. Также, как мы писали ранее, 2019 год был объявлен в Турции «Годом волонтерства». В частности, через реализацию этого проекта планировалось повысить социальную ответственность молодежи, создать между молодыми людьми доверительные отношения, а также усвоить корпоративную культуру в следующих сферах экономики и жизни: спорт, культура – туризм, окружающая среда, чрезвычайные ситуации, образование, здоровье и социальные услуги.

Следующий раздел посвящен месту Турции с точки зрения развития её человеческого потенциала, по сравнению с другими зарубежными странами.

В частности, речь идет об оценках в рамках так называемого Индекса человеческого развития (ИЧР).

Турция, по Индексу человеческого развития, в период с 1990 по 2018 год поднялась с 0,579 баллов до 0,806 баллов. Ожидаемая продолжительность жизни в Турции выросла с 1990 по 2018 году с 64,3 до 77,4 лет. Турция, по этому параметру, вошла в разряд стран с высоким уровнем человеческого развития. В частности, ожидаемая продолжительность жизни в Норвегии, которая занимает первую строчку по данному показателю, выросла с 76,7 до 82,3 лет. А, допустим, Нигерия, которая замыкает этот список демонстрирует также рост: с 43,5 лет до 62 лет. Турция располагается в этом рейтинге в первое трети списка – на 59-м месте.

Отдельным вопросом является ожидаемый (средний) период образования в стране. В Турции, в этом смысле, как указывается в Альманахе, с 2015 года наблюдался заметный рост. В дальнейшем, этот показатель оставался в неизменности – на отметке в 16,4 лет. С 1990 года этот показатель в Турции увеличился на 7,5 лет. Что же до уже упомянутой Норвегии, то этот показатель в стране увеличился на 4,2 года. Общая ожидаемая продолжительность обучения в Норвегии составляет 18,1 лет (в 1990 году было 13,9 лет). Для сравнения, 13,9 лет – это тот показатель, который был у Турции в 2010 году.

Однако, не стоит путать этот период со средним (фактическим) периодом образования. С ростом на 3,1 года в Турции к 2018 году он достиг, всего лишь 7,7 лет. Рост в Турции наблюдался вплоть до 2015 года. Далее, турецкие показатели демонстрировали падение. В общей сложности, оно составило 0,9 лет (иными словами, в 2015 году был зафиксирован турецкий максимум, который составил 8,6 лет). Указанный максимум и в 2018 году также не был достигнут.

В то же самое время, все познается в сравнении – в Нигерии за упомянутый выше период средняя продолжительность обучения выросла с 0,7 лет до 2 лет. Равно как и лидер списка – Норвегия – на протяжении всего перечисленного выше периода времени переживала взлеты и падения.

Как указывается Альманахом, сами по себе, будучи отдельно взятыми, эти показатели не говорят ни о развитии, ни о стагнации, ни об отходе назад. Их главная функция – это служить источником информации для ученых, преподавателей, а также для политиков, уполномоченных принимать решения.

Ещё одним важным показателем является динамика изменения объема ВВП на душу населения.

С 1990 года вплоть до настоящего времени душевой ВВП в Турции вырос на 122,1%. В Норвегии этот показатель увеличился на 62,8%. В наименее развитом государстве мира – в Нигерии – душевой ВВП увеличился только на 4,5%.

Если же рассматривать все эти показатели в комплексе, то, как мы писали, индекс человеческого развития в Турции увеличился 0,579 до 0,806. В этом смысле, Турция соседствует в рейтинге с такими странами как Албания и Армения, которые продемонстрировали схожую динамику развития.

Если обратиться к Индексу человеческого развития с учетом гендерных факторов, то показатель Турции – 0,924. Турция входит лишь в 4-ю группу стран. Её соседями по группе являются Азербайджан и Сербия с показателями — 0,940 и 0,976, соответственно. Норвегия заняла место в первой группе с показателем в 0,990. Рассматриваемая нами в качестве отрицательного кейса Нигерия, заняла место в 5-й группе с показателем в 0,298.

Индекс человеческого развития, скорректированный с учётом социально-экономического неравенства. И здесь позиции Турции – достаточно средние. Её оценка – 0,305. Турция заняла 66 место из 162 стран. Норвегия заняла 5-е место с коэффициентом в 0,044. Нигерия заняла 154 место с показателем в 0,947.

Если подводить черту под вопросом того, насколько высокие позиции занимает Турция в различных международных рейтингах, оценивающих развитие страны, то мы увидим, что Турция, неизменно, занимает достаточно средние позиции, но, как правило, в «первой половине» списков. Невзирая на то, что страна постепенно подрастает по ряду показателей, но и её конкуренты – также не стоят на месте и развиваются. В результате Турция, остается в международных рейтингах на достаточно постоянно месте, не будучи в состоянии сдвинуться вверх. Турция, на сегодняшний день, по разным показателям развития, занимает приблизительно 60-е место в мире.