- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Турция и коронавирус: ситуация в стране и последствия для турецкой экономики. Часть 3

11 марта 2020 года в Турецкой Республике был официально зафиксирован первый случай заболевания коронавирусом. По состоянию на 2 апреля марта (конец дня), общее число заболевших в Турции — 18135 человек (+2456 человек за последние сутки). Общее число умерших в Турции — 356 (+79 за сутки). Коронавирус обнаружен приблизительно в половине турецких провинций.

Необходимо отметить, что коронавирус далеко выходит за рамки медицинской проблемы, тестирующей на прочность мировые системы здравоохранения, включая турецкую.

Прежде всего, коронавирус становится серьезным экономическим фактором. Который не просто нанес удар по целому ряду отраслей экономики, в первую очередь, по сектору услуг (про эффекты см. Часть 2 статьи: http://www.iimes.ru/?p=68655 [1]).

Коронавирус наносит ущерб сложившимся глобальным производственным и логистическим цепочкам.

О чем мы, собственно, и начали говорить в предыдущей части публикации, рассматривая заявления, сделанные министром торговли Турции Рухсар Пекджан, в частности, сказанное ей в части так называемого «бесконтактного экспорта».

К примеру, в направлении Ирака и Ирана, с середины марта месяца 2020 года Турция лишь только отправляет товар – либо грузовики, либо контейнеры. Турецкие шоферы границу страны не пересекают.

Обратимся к другим практикам турецкого руководства, принятым, с одной стороны, с целью продолжения зарубежной торговли, а, с другой стороны, с целью исключения непосредственного контакта с зарубежными контрагентами и нахождения на их территории.

Вот о чем сообщает турецкий министр торговли.

Итак, как мы видим, Турцией предпринимаются колоссальные усилия к тому, чтобы турецкий экспорт непрерывно продолжался в традиционных для страны направлениях (прежде всего, в европейском) и в перспективных. Допустим, в направлении Центральной Азии, чей потенциал в Турции считается, для турецких товаров и услуг, ещё далеко не исчерпанным. И чьи рынки – привлекательны для Турции по причине платежеспособности, при культурно-исторической близости.

Однако, совершенно очевидно, что Турцию ждет достаточно серьезное падение экспортных поставок. По той причине, что доля того турецкого экспорта, от которого не могут отказаться зарубежные партнёры страны в условиях изоляции и стесненных финансовых обстоятельств – не слишком велика. В этом смысле, «естественным экспортом», практически иррелевантным к подобным потрясениям можно считать поставки энергоносителей и различных природных ресурсов, потребных для нормального функционирования экономики при любой, даже самой неблагоприятной конъюнктуре.

Хотя и здесь экспортеров природных ресурсов будут поджидать достаточно противоречивые тренды. Допустим, на фоне спада промышленного производства, вызванного коронавирусом, снизится объем потребления энергии и тепла промышленными предприятиями (снижение спроса на природный газ и на каменный уголь). Зато заметно вырастет потребление их же со стороны уже домашних хозяйств, находящихся на режиме карантина.

Но, заметим, что Турция – не экспортер природных ресурсов, а, следовательно, её экспорту будет нанесен серьезный ущерб. И закрытие первого квартала этого года уже будет нести на себе черты этого ущерба. Разгар кризиса придется на 2-й квартал. Насчет же второй половины года, ещё царят достаточно положительные ожидания преодоления глобальной эпидемии и восстановления нормальных торгово-экономических отношений между странами.

В плане турецких перспектив, хотелось бы обратить внимание на интервью бывшего министра, ответственного за экономику, Ышына Челеби, данное им самому тиражному изданию Турции – газете «Хюрриет» (интервью датировано 27 марта с.г.). В настоящее время проф. д.н. Ышын Челеби является преподавателем Университета «Алтынбаш».

Процитируем интервьюируемого: «Мы сейчас столкнулись с невиданным миром кризисом. Мы являемся свидетелями истории. С коронавирусом сформируется новый мировой порядок. Параллельно тому, как Турция проходит этот сложный период, соответствующие ведомства должны быть терпеливыми и конструктивными».

Приведем некоторые, характерные высказывания из выступления Ы.Челеби, который, если говорить в целом, предсказывает Турции выход из сложившейся ситуации лишь только в 2021 году:

Итак, подводя черту под приведенным выше анализом, отметим, что Турция позиционирует себя в качестве страны, которая лучше Европы способна справляться с охватившей мир коронавирусной инфекцией. И, мало того, что страна предпринимает все возможные меры для преодоления кризиса, турецкие эксперты задумываются над изменением мирового порядка в экономике и теми возможностями, которые могут открываться перед динамичной Турцией. Хотя, разумеется, кризис и становится уже сейчас серьезным вызовом для действующей в стране власти.