- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

«Национальный вопрос» Турции в Восточном Средиземном море. Часть 15

В начале 2020 года в Турции была опубликована книга под заголовком «Борьба за раздел Восточного Средиземного моря и Турция». К настоящему моменту, невзирая на свою относительную свежесть, рассматриваемая нами книга, посвященная Восточному Средиземноморью, как «национальному вопросу» в Турции, пережила уже несколько переизданий.

Автор книги — Джихат Яйджи, вице-адмирал ВМФ Турции, который ушел в отставку лишь 18 мая 2020 года, в связи с обвинениями в его связях с так называемой «террористической организацией Фетхуллаха Гюлена» или, в турецкой аббревиатуре, FETÖ.

Заметим, однако, до вплоть до того момента, именно его считали одним из главных идеологов турецкой политики в Восточном Средиземноморье и подписанного соглашения между Турцией и Правительством национального согласия Ф. Сарраджа, которое стало важным практическим шагом страны по отстаиванию своих интересов в регионе.

Настоящей публикацией мы завершаем рассмотрение этого издания, которое, подчеркнем, является на сегодняшний день главным, открытым для широкой публики, настольным пособием – справочником для всех турок, кто интересуется происходящим в Восточном Средиземноморье в рамках «национального вопроса» по получению Турцией доступа к собственным запасам энергоносителей.

Полагаем, что это издание, в полной мере, проливает свет на мотивацию, обоснование и действия нынешней турецкой власти в регионе, который следует считать одним из самых «горячих», с точки зрения пересечения интересов множества игроков, от государственных до частных, в надежде на получение «большого газового приза».

Часть 14 нашей статьи опубликована на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=70536 [1].

Напомним, что мы остановились на том, что главным ключом Турции к Восточному Средиземноморью является Ливия. Теоретическая и научная база под этот тезис была подготовлена турками ещё в 2009 году и представлена со стороны турецких военных вниманию премьер-министра Р.Т.Эрдогана. После получения высшего одобрения, эта повестка стала активно продвигаться в отношениях с Ливией и даже послужила пунктом повестки дня переговоров между Р.Т.Эрдоганом и М.Каддафи. Однако, события «арабской весны» эти шаги со стороны Турции «подвесили в воздухе».

Однако, в 2019 году Турция резко активизировалась. Как отмечается турецким автором, важную роль при этом сыграла личная позиция министра национальной обороны Турции Хулуси Акара, который озвучивал её на каждой из доступных ему площадок.

В итоге, 27 ноября 2019 года был подписан документ, который озаглавлен как «Меморандум о взаимопонимании между Правительством Турецкой Республики и Правительством Государства Ливия касательно разделения морских зон влияния в Средиземном море» (в оригинале, на турецком языке, документ именуется следующим образом: «Türkiye Cumhuriyeti Hükümeti ile Libya Devleti Hükümeti arasında Akdeniz’de Deniz Yetki Alanlarının Sınırlandırılmasına İlişkin Mutabakat Muhtırası» — В.К.).

Дальнейшее «прохождение» этого документа по инстанциям сторон и на международной площадке выглядело следующим образом:

Как указывается турецким автором, в результате подписания этого соглашения, с юридической точки зрения, Турция и Ливия стали соседями по морю.

Далее автором разбирается подписанное сторонами соглашение. Прежде всего, он указывает на те принципы, которые в его основу сторонами были положены.

Вот как их перечисляет автор:

  1. Принцип справедливости: то есть, страны — подписанты соглашения делят между собой водные просторы тем образом, который ими признается справедливым.
  2. Верховенство географии: за основу берется материковая линия и морские просторы делятся по средней линии между двумя противоположными берегами. Соответственно, в данном конкретном случае, средняя линия была прочерчена между побережьями Анатолии и Африки. За греческими островами Крит, Родос, Карпатос и Касос признаны их территориальные воды.
  3. Пропорциональность: зоны морского влияния каждой из сторон определяются пропорциональным образом, по отношению к протяженности их береговых линий. При этом, как подчеркивается турецким автором, страной с самой протяженной береговой линией в Восточном Средиземноморье является именно Турция. Соответственно и площадь её зоны морского влияния должна быть соответствующей – то есть, наибольшей по сравнению со всеми прочими государствами.
  4. «Неблокирование»: это означает, что острова иностранных государств, расположенные в непосредственной близости к берегу данной страны, не должны блокировать (соответствующим разделением морских зон влияния) её выход на море. В этом смысле, остров Мейс, который препятствует Турции в её доступе к своей исключительной экономической зоне, был окружен, при определении границ со стороны Турции, своими территориальными водами.

Следующий раздел озаглавлен как Международный суд ООН и международные судейские решения.

Итак, в этом разделе автором подробно разбираются прецеденты международных решений подобного рода споров, касающихся разделов морских зон влияния в случае наличия рядом с материками островов иностранных государств. Не будем перечислять все эти решения, а ограничимся лишь заключением о том, что все кейсы, приведенные здесь турецким автором, являются юридическими прецедентами, когда роль островов при разделе морских зон влияния была, как минимум, сильно ограничена, а то и вовсе игнорировалась.

Соответственно, турецкий автор использует эти прецеденты для обоснования легитимности того подхода, что использует сама Турция. Как можно заметить, прецедентов подобных решений в мировой судебной практике – предостаточно: с 1977 года (дело между Францией и Великобританией) до 2012 года (дело между Никарагуа и Колумбией).

Далее автор переходит непосредственно к рассмотрению тех выгод, которые получает Турция от подписания соглашения с Ливией (заметим, что автор упускает упоминание Ливийского Правительства национального согласия и говорит просто про «Ливию» — В.К.).

Выгоды автором перечисляются следующим образом.

Во-первых, речь идет о первом прецеденте подписания соглашения Турцией с прибрежным государством, касательно своей исключительной экономической зоны.

Далее, получается, что была подготовлена законодательная и легитимная почва при достижении этого соглашения. Обеспечена реализация прав и достигнуто политическое превосходство Турции.

При разделении морских зон влияния на основании международного права определена западная граница зоны морского влияния Турции. Что подвело юридическую базу для отстаивания Турцией своих законных прав.

Подписанием турецко-ливийского соглашения было «отправлено послание» международному общественному мнению через использование юридических и дипломатических инструментов.

Полоса турецко-ливийской зоны морского влияния является своего рода щитом для зоны между тремя странами, включая Грецию, Республику Кипр и Египет.

В целом, были сорваны попытки оставить за Турцией зону морского влияния лишь только площадью в 41 тыс. кв. км. После подписания Меморандума о взаимопонимании между Турцией и Ливией компанией Rystad была опубликована карта, которая правильно отражает турецкую зону морского влияния.

При этом, как не устает подчеркивать на протяжении всей книги турецкий автор, самым плохим сценарием для Турции является подписание соглашении о разделении морских зон влияния между Грецией и Египтом и между Грецией и Республикой Кипр.

Следующий раздел озаглавлен как «Возможные действия со стороны Греции и Греческой администрации Южного Кипра после подписания соглашения (между Турцией и Ливией – В.К.) и их вероятные последствия».

Как отмечается автором, против Турции просматривается три вероятных действия со стороны её геополитических соперников.

  1. Подписание соглашения о разделении морских зон влияния между Грецией и Египтом

Здесь автор также подчеркивает, что если Греция будет подписывать соглашение с Египтом, исходя из того, что её островная линия будет принята за прибрежную и будет проводить от неё среднюю линию с побережьем Египта, то при таком подходе египетская сторона потеряет 15 тыс. кв. км морских пространств (по сравнению с возможным соглашением между Египтом и Турцией – В.К.).

Также возможен сценарий того, что Греция пойдет на уступки в пользу Египта и откажется от проведения линии по ряду островов. Тогда получится прецедент, согласно которому Греция должна принимать подобный подход и в своих отношениях с Турцией.

Итогом, как пишется турецким автором, станет крах всей греческой политики в регионе.

  1. Подписание соглашения о разделении морских зон влияния между Грецией и Греческой администрацией Южного Кипра

При этом, как справедливо указывается автором, и так Греция и Республика Кипр действуют так, словно подобное соглашение между ними уже подписано. Однако, чтобы облечь эти договоренности в форму юридически обязывающего документа, как отмечается, требуется, чтобы также были подписаны соглашения между Грецией и Турцией и между Турцией и Республикой Кипр. Только при наличии этих соглашений можно будет говорить и о подписании соглашения между Грецией и Республикой Кипр. Однако, данный сценарий является нереализуемым.

С другой стороны, как указывается автором, если соглашение, все же, будет подписано между Грецией и Республикой Кипр, в подобных условиях, то это будет означать грубое попрание всех норм морского права и невозможно ожидать того, что подобное соглашение будет поддержано другими международными игроками.

  1. Тандем Греции и Республики Кипр может поддержать в Ливии Хафтара с тем, чтобы объявить соглашение между Турцией и Ливией о разделении морских зон влияния недействительным

Как указывается автором, Правительство национального согласия Ливии, подписав соглашение с Турцией, по сравнению с возможным соглашением с Грецией, выиграла для себя 16,7 тыс. кв. км морских территорий. Более того, Ливия, создав подобный прецедент, сможет требовать подписания аналогичных соглашений и с другими средиземноморскими странами, включая Грецию и Италию. Этот прецедент создает перспективу получения Ливией дополнительно ещё 39 тыс. кв. километров. Таким образом, какая бы власть в Ливии не пришла (!), отдавать лишние морские территории Греции вступает в полное противоречие с национальными интересами страны.

И, наконец, завершающим раздел книги озаглавлен как «Что необходимо сделать в предстоящие периоды времени».

Автор начинает с того, что, если бы Турции удалось подписать соглашение с Израилем по аналогии с соглашением с Ливией, то все усилия и планы Греции – Республики Кипр кончатся крахом. При подписании соглашения между Турцией и Израилем будет определена восточная граница турецкой исключительной экономической зоны. И от этой ситуации, как указывается турецким автором выиграют обе стороны – и Турция, и Израиль.

Более того, подписание и соглашений между Турцией и Египтом, и между Турцией и Ливаном также пойдет на пользу упомянутым странам.

При этом, как подчеркивается автором, подписание соглашения между Турцией и Сирией является последним приоритетом. И, в принципе, это соглашение не является решающим.

Заметим, что подписание упомянутых автором соглашений является в высшей мере сложной задачей, по тем причинам, что мы ранее уже обозначали не раз: во-первых, Турция, с большинством из них (Египет и Израиль), имеет непростые политические отношения. Во-вторых, Турция безнадежно опоздала в этой гонке и, к настоящему времени, Греция и Республика Кипр проделали огромную работу с тем, чтобы не дать Турции возможности реализовать задуманное ею.

Полагаем, что и турецкий автор прекрасно отдает себе отчет во всех тех трудностях, которые предстоят Турции в случае, если она соберется следовать этому пути.

Вот как турецкий вице-адмирал расписал в книге эти пути (разумеется, речь идет только о верхушке айсберга в подобной работе – В.К.).

В отношениях с Ливаном, его общественному мнению требуется разъяснительная работа относительно того, что им будет потеряно 3957 кв. км в случае подписания соглашения с Республикой Кипр.

В отношениях с Египтом – нужна аналогичная разъяснительная работа о том, что Египтом будет потеряно 11500 кв. км. При этом можно воспользоваться неосторожными заявлениями со стороны Республики Кипр, касательно их соглашения с Египтом.

В отношениях с Ливией – необходимо объяснить, что страной будет приобретено 16700 кв. км в результате соглашения, подписанного с Турцией. А также создан важный прецедент, который позволяет получить дополнительные территории площадью в 39 тыс. кв. км в соглашениях с Грецией и Италией.

В отношениях с Израилем – потери израильской стороны от соглашения с Кипром составляют 4600 кв. км.  Тут также могут использоваться неосторожные заявления Республики Кипр, которые обращены в адрес Израиля и раздела с ним морских зон влияния. В том случае, если будет подписано соглашение между Турцией и Израилем на тех принципах, что было подписано между Турцией и Ливией, то это приведет к целому ряду положительных для сторон последствий.

В частности, Турция получит дополнительно территорию площадью в 10462 кв. км. Израиль получит территорию в 16.344 тыс. кв. км. Израилем будет получен полностью участок №12, а также частично – 1, 7, 8, 9, 10, 11. Турция, в этом случае, получит частично участки 1, 5, 6, 7, 8 и 10.

Как указывается турецким автором, требуется объяснить Израилю объем тех богатств, которые государство получит. Лишь только на участке №12 месторождения «Афродита» запасы природного газа оцениваются в 125 млрд куб. м.

После этого, на завершающем этапе, Турции, по словам турецкого автора, требуется продекларировать границы своей зоны морского влияния, отправив соответствующие карты и координаты в ООН.

Завершает же свою книгу автор словами – лозунгом «Теперь Турция отдает себе отчет в наличии и важности Синей Родины» (под Синей Родиной или Mavi Vatan в Турции понимаются морские просторы страны – В.К.).

Итак, завершая рассмотрение главного турецкого издания, на сегодняшний момент, посвященного Восточному Средиземноморью, заметим, что Турцией подготовлена достаточно солидная теоретическая база под своими претензиями на зону морского влияния в регионе. Однако, все дальнейшие калькуляции в отношении, допустим, того же Израиля строятся на том, что «израильской стороне надо объяснить». Но ни слова не говорится о том, что нуждается в пересмотре вся турецкая политика в направлении Израиля. И то без перспектив к тому, чтобы это незамедлительно привело к успеху. Это же касается и того же Египта.

Более того, и в Ливии ещё далеко не все решено. А расчет на то, что при любом правительстве Ливии соглашение с Турцией будет предпочтительным, — также хромает. Отсюда и первая задача Турции на настоящий момент – это помочь Правительству национального согласия Ливии удержаться на плаву, без чего все прочие умозаключения и расчеты теряют всяческий смысл.