- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Стратегические вооружения Турции. Часть 16

В ноябре 2019 года при поддержке издательства Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV), самого влиятельного проправительственного мозгового центра Турции, была опубликована книга под редакцией турецкого политолога Абдуллы Эрбога, получившая название «Потенциал стратегических вооружений Турции».

Продолжаем разбирать это издание. Предыдущая Часть 15 нашего анализа доступна по ссылке на сайте ИБВ http://www.iimes.ru/?p=69814 [1]

Напоминаем, что мы остановились на заключительной главе издания, посвященной третьему направлению стратегических вооружений, внимание которому в Турции предполагается уделять: после БПЛА и ракетных технологий, издание пишет о космосе и о спутниковых технологиях.

Разумеется, Турция – это страна, которая отстает и в смысле космоса, и в смысле своих спутниковых технологий. Однако, страна нацелилась на постепенное наращивание компетенций в этих сферах, в первую очередь, за счет приобретения соответствующих ноу-хау, компетенций и кадров из-за рубежа. В частности, в 2018 году в Турции было создано Национальное космическое агентство, вслед за которым страна приступила к поиску «якорного» технологического партнёра. И по всему получается, что самым интересным в этом смысле для страны может быть сотрудничество с Россией. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что в Турции без внимания не был оставлен недавний успешный пуск, произведенный компанией Илона Маска. А турки в своем сотрудничестве предпочитают то, что называется best practices, то есть, то, что называется «наилучшими практиками». И отечественному «Роскосмосу» ещё предстоит Турцию убеждать в том, что наши решения, на современном этапе развития, им отвечают.

Напомним, что в предыдущей части статьи мы рассмотрели, вслед за турецким изданием, положение дел в сфере космоса и спутников у глобальных игроков (США, Китай и Россия – в порядке убывания возможностей и потенциала – В.К.) и у региональных игроков (в том числе, в Европейском союзе).

Среди прочих региональных игроков, турецкими авторами выделяются три страны – это Израиль, Иран и Индия. Каждая из этих стран, по-своему, важна для Турции. Израиль – это, при современном турецком руководстве, региональный противник Турции. Иран – это перманентный региональный конкурент Турции, с кем страна соревнуется за региональное лидерство. А Индия – это «враг друга» Турции, под которым мы подразумеваем Пакистан. Надо ли говорить о том, что Турция является активным сторонником Исламабада в его противостоянии с Нью-Дели?

Прежде чем перейти к современным турецким возможностям в сфере космоса и спутниковых технологий, дадим краткую характеристику положению дел у трех упомянутых изданием стран, начиная с Государства Израиль.

Как отмечается турецкими авторами, Израиль, со своим космодромом «Пальмахим» входит в число тех 16 стран мира, которые в состоянии запускать спутники на земную орбиту. Впервые израильская автономия в производстве, эксплуатации и запуске спутников, как пишут турецкие авторы, была продемонстрирована в 1988 году, когда был запущен первый спутник страны (Ofeq 1). На тот момент, по своему потенциалу разрабатывать, производить и запускать спутники, Израиль стал 8-й страной в мире.

При этом, авторами турецкого издания подчеркивается, что для Израиля, обладающего крайне ограниченной территорией, решение по обретению автономии в смысле спутников являлось стратегическим решением руководства страны. При этом, стоит отметить, что у Израиля нет такого официального документа, как стратегия национальной безопасности. Хотя и без наличия подобного документа, понятна та региональная обстановка, в которой Израиль находится на Ближнем Востоке. Как подчеркивается изданием, в этих условиях задачей Израиля является обеспечение себе качественного превосходства над своими противниками, наряду с тем, что количественного превосходства добиться невозможно. Именно в этом кроется внимание израильтян к развитию космических и спутниковых технологий.

Соответственно эффективным средством предотвращения атак для Израиля, не имеющего в регионе «стратегической глубины» и окруженного кольцом врагов, является наличие собственных спутников наблюдения и разведки. Наряду с этим большую важность для проведения Израилем различных операций представляют и спутники связи.

Как пишется авторами, к настоящему времени, Израилем было запущено 20 различных спутников, которые включают 6 спутников обнаружения и наблюдения, используемых в настоящее время. В числе этих спутников, два – могут использоваться в любое время суток и при любых погодных условиях, а также могут нести полезную нагрузку (спутники с синтетической апертурой SAR). Невзирая на то, что эти спутники (Ofeq 10 и Ofeq 8) уступают спутникам с электрооптическими камерами, они также позволяют получать достаточно высокое разрешение изображений – около 1 метра. Спутники модификаций Ofeq 7, Ofeq 9 и Ofeq 11, с электрооптическими камерами, позволяют добиваться разрешения 70 см, менее 50 см и 50 сантиметров соответственно.

Как отмечается авторами, именно благодаря наличию этих спутников, Израиль сегодня оказывается в состоянии осуществлять сбор важной для себя разведывательной информации на Ближнем Востоке. Этим объясняется и наклон израильских спутников по отношению к экватору (142 гр.). Спутники не имеют глобального охвата, однако, они регулярно проходят над Ближним Востоком, позволяя Израилю регулярно получать изображения о региональной обстановке.

Наряду с этим, компания Israel Aerospace Industry произвела вплоть до настоящего времени 8 спутников связи. Причем, некоторые из них были произведены с привлечением иностранных партнёров. Кроме того, три спутника связи были произведены с коммерческими целями и проданы за рубеж (Amos 1, 5 и 7). Непосредственно у страны, сегодня, наличествуют три спутника связи (модели Amos 3 и 4).

Как отмечается турецкими авторами, невзирая на то, что у страны нет официально обнародованной стратегии национальной безопасности, заметно, что страна делает инвестиции в эту сферу, исходя из тех угроз, с которыми она сталкивается в регионе.

Следующей региональной державой, чья положение в сфере космоса и спутников авторами рассматривается, является Исламская Республика Иран (с которой, заметим, у Турции нет паритета ни по обладанию ИРИ ядерным оружием, что не может не вызывать у турецкого руководства законной обеспокоенности – В.К.).

Как отмечается турецкими авторами, к настоящему времени Ираном было запущено 4 спутника в следующей последовательности: 2009 г. – Omid, 2011 – Rasad 1, 2012 – Navid и 2015 – Fajr. Спутник Navid используется в качестве спутника наблюдения, а другие, как отмечается турецкими авторами, используются с целью «технологического развития».

При этом турецкие авторы говорят о том, что Иран – «не чужд космосу и спутниковым технологиям», однако, является, в этом смысле, страной, которая находится на «заднем плане». В настоящее время, на земной орбите у Ирана наличествует лишь один активный спутник – Sina (Sinah) 1.

С другой стороны, в планах Ирана значится вывод, в течение 3 лет, на орбиту 8-ми спутников. При этом, как подчеркивается турецкими авторами, ни один из этих спутников не будет военным. Как ожидается, срок службы этих спутников не превысит 5 лет. Но сам по себе факт наличия подобных планов, по мнению турецких авторов, указывает на то, что Ираном ищется свое собственное место в сфере спутников и космических технологий. Впрочем, как ими же напоминается, в январе и феврале 2019 года, две попытки пуста ИРИ закончились неудачей.

Тем не менее, не стоит забывать того, что у Ирана есть свой космический центр («Семнан»), с которого может осуществляться запуск спутников. Так что, можно говорить о том, что Иран в этом смысле обладает автономией. При этом, как и в случае Китая и России, Иран, по словам турецких авторов, исповедует стратегию использования спутников и космических технологий, направленную против США.

И, наконец, третье страной, которой уделено внимание турецкими авторами является Индия.

Как отмечается турецкими авторами, Индия является одной из тех стран, которые включились в космические разработки на ранней стадии. Первые работы, в этом смысле, были начаты страной в 1960-х годах. А производство спутников и средств их запуска датируется 1970-ми годами.

Страна является обладательницей космического центра по запуску спутников (Космический центр имени Сатиша Дхавана). Таким образом, Индия является одной из тех 16 стран, которые обладают соответствующими технологиями. Впрочем, наряду с этим, как отмечается турецкими авторами, в Индии нет официально оформленной космической стратегии. На протяжении ряда лет, Индия развивалась гражданский аспект космоса. Военные нужды страны, в подавляющей мере, удовлетворяются страной через свои гражданские спутники.

Невзирая на то, что Индией было объявлено о том, что, в самое ближайшее время, ею будет начата военная космическая программа, вплоть до настоящего времени, страна двигается по пути «технологий двойного назначения». Что, разумеется, приводит страну к ситуации того, что её военные нужды не удовлетворяются в полной мере. И на повестке дня возникает вопрос необходимости производства специальных спутниковых / космических систем, которые бы обслуживали военные нужды страны.

При этом, вплоть до настоящего времени, ещё не стало ясным, какой путь, в плане своей военной космической программы, выберет Индия. Однако, как указывается турецкими авторами, можно предвидеть, что страна будет отталкиваться от своих возможностей в смысле гражданских технологий и для неё не станет большой проблемой модернизировать гражданские системы под военные нужды, ликвидировав наблюдающиеся недостатки.

В результате, турецкие авторы призывают не недооценивать те спутники, которые используются Индией с гражданскими целями. Поскольку они могут быть использованы для перевода индийских гражданских технологий на военные рельсы.

В частности, как ими отмечается, Индия является обладательницей широкой серии спутников связи. Вплоть до настоящего времени, Индия осуществила запуск около 30 спутников связи, из которых приблизительно половина эксплуатируется и в настоящее время. Как считается турецкими авторами, из этих спутников лишь 2 могут использоваться Индией с военными целями.

Турецкими авторами подводится итог о положении Индии в космосе тем, что страна до сих пор не использует в армии, эффективным образом, те возможности и наработки, которыми страна располагает в сфере гражданских и научных спутников. Что, впрочем, не исключает потенциала страны. В конце концов, Индия, по оценкам 2019 года, является обладательницей 4-й армии мира. И использование ею космоса и спутниковых технологий может добавить стране заметное преимущество.

И, наконец, после анализа потенциала ведущих региональных игроков, издание переходит непосредственно к возможностям самой Турции. Завершающий раздел книги озаглавлен: «Потенциал Турции в спутниковых и космических технологиях».

Как отмечается авторами, Турция, в этом смысле, является развивающейся страной. В «космическую гонку» страна включилась в 1990-х годах. На фоне других стран, к примеру, по сравнению с Индией, Турция начала работы в космической сфере с большим опозданием. Таким образом, как указывается турецкими авторами, перед Турцией – ещё множество тех этапов, которые ей предстоит пройти и завершить. И важным развитием следует считать то, что страна, в последние годы, демонстрирует политическую волю к развитию собственных космических технологий.

В частности, Турция поставила перед собой задачу по локализации (в оригинале, по «национализации» — в смысле по освоению собственного) производства критических компонентов спутников, создания программного обеспечения и вспомогательных систем. Таким образом, страна планирует, по ряду направлений, снизить свою зависимость от поставок из-за рубежа.

В числе структур и компаний, которыми ведется в этой сфере деятельность, турецким изданием именуются следующие: TÜBİTAK Uzay, Aselsan, Havelsan, Tusaş-TAI, Roketsan и прочие. Ими ведутся разработки в сферах создания вспомогательных систем, полезной нагрузки и программного обеспечения. Целью является овладение полным циклом: дизайн, создание прототипа и налаживание производства.

Тем проектом, о котором уже сейчас можно заявлять, турецкими авторами называется проект, реализуемый со стороны TÜBİTAK Uzay (космическое подразделение Совета Турции по научно-техническим исследованиям – В.К.). В рамках этого проекта на 2020 год запланирован запуск первого научно-исследовательского спутника Турции «İMECE». Этот проект был начат в 2013 году. В рамках проекта, страна работала над созданием следующих систем собственной разработки и производства (включая, но не ограничиваясь): 1) гиперспектральная спутниковая камера, 2) электрооптическая камера с разрешением в 1 м, 3) система связи, 4) звездный трекер, 5) солнечный датчик, 6) гироскоп, 7) полетный компьютер нового поколения.

Переходим непосредственно к рассмотрению потенциала Турции по отдельным направлениям, начиная со спутников связи.

Первым спутником, запущенным Турцией, стал спутник связи TÜRKSAT 1А в 1994 году. Этот пуск закончился неудачно – произошел взрыв – в результате чего запуск был повторен в том же самом году. На орбиту был выведен спутник TÜRKSAT 1В. Вслед за этим, состоялись следующие запуски: в 1996 году – TÜRKSAT 1C и в 2011 году TÜRKSAT 2A.

Как указывается турецким автором, основной сферой применения этих спутников являлось радио и телевидение – обеспечение вещания. Спутник TÜRKSAT 2A был передан для использования Вооруженными силами Турции. На этом спутнике были установлены два приемника – передатчика Х-диапазона с возможностью шифрования. В результате, этот спутник нашел себе применение в качестве военного спутника связи. В дальнейшем эта миссия была возложена на спутник TÜRKSAT 4A.

Далее изданием приводится перечень тех спутников связи, которые наличествуют у Турции:

  1. TÜRKSAT 1B: дата запуска – 10.08.1994, место запуска – Koruou, производитель – Alcatel Alenia Space Industry, срок окончания службы – 2006 г., срок эксплуатации – 12 лет.
  2. TÜRKSAT 1С: дата запуска – 10.07.1996, место запуска – Koruou, производитель – Alcatel Alenia Space Industry, срок окончания службы – 2010 г., срок эксплуатации – 14 лет.
  3. TÜRKSAT 2А: дата запуска – 10.01.2001, место запуска – Koruou, производитель – Ariane Space, срок окончания службы – 2016 г., срок эксплуатации – 15 лет.
  4. TÜRKSAT 3A: дата запуска – 13.06.2008, место запуска – Koruou, производитель – Thales Alenia Space Industry (в создании приняло участие 22 турецких инженера), срок окончания службы – используется, срок эксплуатации – 20 лет.
  5. TÜRKSAT 4A: дата запуска – 14.02.2014, место запуска – Байконур, производитель – Mitsubishi Electric Corporation (в создании приняли участие турецкие инженеры), срок окончания службы – используется, срок эксплуатации – 30 лет.
  6. TÜRKSAT 4В: дата запуска – 16.10.2015, место запуска – Байконур, производитель – Mitsubishi Electric Corporation (в создании приняли участие турецкие инженеры), срок окончания службы – используется, срок эксплуатации – 30 лет.