- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Стратегические вооружения Турции. Часть 19

В ноябре 2019 года при поддержке издательства Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV), самого влиятельного проправительственного мозгового центра Турции, была опубликована книга под редакцией турецкого политолога Абдуллы Эрбога, получившая название «Потенциал стратегических вооружений Турции».

Продолжаем разбирать это издание. Предыдущая Часть 18 нашего анализа доступна по ссылке на сайте ИБВ http://www.iimes.ru/?p=71155 [1]

Напомним, что мы остановились на рассмотрении раздела, посвященного созданию в стране собственного Турецкого космического агентства в декабре 2018 года. Завершаем этой публикацией рассмотрение турецкого издания – самого современного обзора состояния, целей и задач развития турецких стратегических вооружений.

Политику в сфере космоса и спутниковых технологий определяет лично президент страны. Однако, после учреждения Турецкого космического агентства, за разработку космических программ в Турции и за их реализацию в этой сфере отвечает Турецкое космическое агентство, которое обладает административной и финансовой автономией – собственным бюджетом.

Заметим, что в цели Турецкого космического агентства входит обеспечение конкурентной среды в сфере космоса и авиации внутри Турции. От себя отметим, что Турция идет по пути того, чтобы передать лидирующую роль в освоении новых отраслей и технологий производства частному сектору.

Характерным примером является развитие турецкого оборонно-промышленного комплекса, в значительной мере, силами частного сектора. Сюда же можно отнести энергетику и автомобильную отрасль, которые реализуются, в значительной мере, инвестициями, финансовыми, кадровыми и организационными возможностями частного сектора. Аналогичным образом, Турция собирается и действовать в сфере космоса. Впрочем, заметим, что государство использует свою регулирующую функцию для того, чтобы направлять частный сектор в нужном направлении. В частности, в том же автомобилестроении сейчас созданы консорциумы крупнейших частных игроков, которые должны разработать собственный автомобильный двигатель и собственный аккумулятор. Таким образом, будущий первый «национальный турецкий автомобиль» будет больше оправдывать свое название.

Кроме того, Турецкое космическое агентство ответственно за распространение соответствующих технологий. В частности, Агентство отвечает за то, чтобы обеспечивать развитие инфраструктуры страны и подготовку инженерно-технических кадров.

Одной из ключевых задач Турецкого космического агентства обеспечение Турции возможность независимого доступа в космос, для чего Агентство должно обеспечивать строительство необходимых объектов инфраструктуры и разрабатывать соответствующие технологии.

Кроме того, Агентству вменяется в ответственность защита турецких прав и интересов в космическом пространстве. Для этого Агентство будет обеспечивать взаимодействие и координацию Турции с международными и зарубежными структурами. В частности, предполагается, что Турция будет развивать сотрудничество с зарубежными космическими агентствами и структурами в рамках реализации проектов.

Разумеется, со своей стороны заметим, что не стоит преувеличивать значение создания «еще одной» бюрократической структуры, которая будет отвечать за реализацию турецкой политики в космосе. Заметим, что то же Агентство по атомной энергии Турции (ТАЕК) было создано в далеком 1956 году. Однако лишь в начале века удалось превратить ворох предыдущих планов по строительству АЭС на своей территории в конкретный проект – АЭС «Аккую». Да и то, благодаря той уникальной ситуации, которая сложилась в тот момент в российско-турецких отношениях, когда Россия «подписалась» на этот уникальный проект «атомного все включено», который ей еще принесет немало головных болей. Беремся утверждать, что далеко не факт, что на подобный проект Россия согласилась бы сегодня. Также и с Космическим агентством – для реализации любого начинания нужны: воля, кадры, технологии и деньги. В турецком случае обладание этими компонентами идет по убывающей…

Впрочем, как заключает турецкое издание, Турция, в наши дни, находится на многообещающем этапе в сфере развития своих спутников и космических технологий. К настоящему времени, в этой сфере создана и определенная инфраструктура и воспитаны первые кадры. Наряду с этим, как отмечается изданием, в стране наличествует и политическая воля (президента Р.Т.Эрдогана – В.К.), поддерживающая игроков отрасли и обеспечивающая рост числа реализуемых проектов. Невзирая на это, как отмечается турецкими авторами издания, в стране, по-прежнему, ощущается нехватка кадров и ноу-хау.

Тем не менее, правильность выбранного Турцией курса, как пишет книга, подтверждают такие изделия, как TÜRKSAT 6A и GÖKTÜRK 3. Подчеркивается, что через реализацию этих проектов, страна достигнет возможностей по независимому доступу к космическому пространству.

Создание Центра запуска спутников в Турции также должно оказать положительное влияние и на развитие в стране ракетных технологий.

Другим важным для страны проектом является разработка и внедрение страной собственной навигационной системы. Результатом этого, как пишут турецкие авторы, должно стать то, что страна будет независимой в проведении своих контртеррористических операций и трансграничных операций. Именно этот шаг позволит стране подтвердить свои амбиции по тому, чтобы являться влиятельно региональной державой. Первым шагом в этом направлении является запуск серии спутников PiriSat, которые должны обеспечить безопасное судоходство и наблюдение за морскими просторами.

Заметим, что этот шаг Турции является полностью логичным, в рамках реализации подхода «Синяя Родина» (Mavi Vatan). Главное противоборство Турции – за влияние на просторах Восточного Средиземноморья — разворачивается сегодня именно на море и Турция, в этом противостоянии, оказывается в меньшинстве, ведя довольно рискованную игру и вступая в непосредственный контакт с ВМФ Греции и Кипра. Что же до Ливии – то это, разумеется, важно – придать легитимности турецким действиям по разделу газовых месторождений региона, однако, баланс сил определяется все же вооруженными силами стран – участниц.

В частности, 100-дневный План обязательств правящей Партии справедливости и развития (датирован 13 декабря 2018 годом — В.К.), предусматривает завершение работ по подготовке технико-экономического обоснования, касающегося разработки собственной навигационной системы, которая, в частности, должна прервать в стране гегемонию американской системы GPS (очевидно, что это – одно из самых слабых мест турецкой инфраструктуры, которое оказывает влияние как на военные, так и на гражданские аспекты её жизни – В.К.).

Турецкими авторами подчеркивается, что раздел, касающийся космоса и спутниковых технологий, перечисляет лишь основные проекты Турции в этой сфере. Но далеко не все те, которые реализуются страной с той целью, чтобы заполнить существующие у страны пробелы и ликвидировать недостатки. Допустим, в этой связи указывается авторами, к примеру, на проект MİYEG – Проект разработки национальной наземной станции, который планируется завершить в 2019 году.

Для справки:

Национальный проект развития наземных станций (MİYEG), начатый в 2015 году, осуществляется Исследовательским институтом космических технологий Совета по научно-техническим исследованиям Турции (TÜBİTAK UZAY).

Диаметр антенны национальной наземной станции, согласно проекту, должен составить 7,3 м. Это – антенна самого большого диаметра из числа разработанных и произведенных в Турции. Отражающая антенная система уже завершена. Заводские приемочные испытания успешно завершены. Как отмечается в турецких СМИ, благодаря проекту, который будет завершен в 2020 году, запускаемые страной спутники будут обмениваться информацией с национальной наземной станцией.

В частности, в рамках проекта MİYEG в Турции планируется разработать программное и аппаратное обеспечение системы управления наземными станциями, систему отражательных антенн, систему связи, программное обеспечение для командного управления спутниками, программное обеспечение для оценки данных, которое сделает исходные изображения, полученные спутниками наземного наблюдения значимыми. В рамках проекта также будет разработан приемник GPS (глобальной системы позиционирования), который можно использовать на спутниках с низкой высотой орбиты (LEO).

Для связи антенны со спутником ей также необходим механизм перемещения, который может следовать за спутником. Проектирование и производство системы перемещения, которая будет использоваться для этой цели, также было осуществлено Турцией в рамках рассматриваемого проекта. Таким образом, антенна сможет двигаться в трех осях и полностью сканировать полушарие.

Завершает раздел, посвященный космосу и спутникам, турецкое издание указанием на важность развития Турцией своего международного сотрудничества. Это должно позволить не только заполнить существующие пробелы и недостатки Турции, но и сократить время реализации упомянутых выше проектов.

В частности, в настоящее время Турция является членом следующих международных структур, занимающихся вопросами, который связаны с космосом: Азиатско-Тихоокеанская организация по космическому сотрудничеству (APSCO, штаб-квартира организации расположена в Пекине), Комитет по космическим исследованиям — комитет при Международном совете по науке (COSPAR, штаб-квартира Комитета расположена в Париже), Европейская организация по объединению космоса и общества (EURISY, штаб-квартира организации расположена в Париже), Международная космическая федерация (IAF, штаб-квартира Федерации располагается в Париже), Группа по наблюдениям земли (GEO, штаб-квартира Группы располагается в Женеве).

Как подчеркивается турецкими авторами в завершение раздела, посвященного космосу, Турция должна максимально развивать сотрудничество с упомянутыми выше организациями, с целью получения опыта и ноу-хау.

Переходим к заключению к изданию, где авторы говорят о том, что в рамках достижения государствами своих политических целей, время от времени, используются военные методы и на первый план выходит военный потенциал страны. Разумеется, при несоответствии военного потенциала страны заявляемым политическим целям, реализация последних становится попросту невозможной. И, более того, недостаточно объективная и трезвая оценка собственных возможностей приводит к политическим рискам для страны.

Турция идет по пути развития собственного, национального оборонно-промышленного комплекса, пытаясь отвечать себе на следующие базовые вопросы: какие системы вооружений являются стратегическими?

А также: в ряду этих систем вооружений, какие из них являются для страны приоритетом (понимая, что ресурсов для реализации поставленных задач никогда не бывает много – В.К.).

И, разумеется, Турция, в этом смысле, вынуждена совершать определенный выбор.

При этом военные технологии, как указывается авторами издания, развиваются крайне динамично, что предъявляет определенные требования в НИОКР тех стран, которые желают шагать в ногу со временем. Их требуется осуществлять по широкому периметру. Важнейшим критерием является доступность технологий, а это, в свою очередь, приводит Турцию к мысли о том, что ОПК требуется локализовать.

Второе требование, о котором турецкие авторы говорят – это необходимость развития военного потенциала страны по всем направлениям, включая сдерживание, оборону и атаку.

При этом, по понятным причинам, Турция делает акцент на «близлежащей географии» и на тех системах, которые именно в ней будут в состоянии обеспечить стране стратегическое превосходство.

В этом смысле, важнейшим для страны вопросом является стратегия закупок вооружения из-за рубежа и развития собственного производства.

Разумеется, здесь турецкими авторами подразумевается поиск баланса между двумя этими способами военного оснащения. Собственно, здесь существует несколько основных моделей, включая: покупку, совместное производство, технологический трансфер и локализованное, автономное местное производство. Разумеется, Турция, стремящаяся к тому, чтобы обеспечить себе независимость от зарубежных стран, в последние годы, проявляет «чувствительность» в том, что касается создания совместных предприятий или получения технологий из-за рубежа.

Помимо целей достичь в регионе своего нахождения стратегического превосходства, Турция ставит перед собой задачу и выйти на мировой оружейный рынок и занять там достойное место. При этом, страна четко отдает себе отчет в том, что: 1) она не может у себя локализовать полностью все оружейные технологии, 2) следовательно, она не может и на мировом оружейном рынке быть представленной с полным спектром оружейной продукции.

Минуя дальнейшие рассуждения авторов, издание приходит к главному: Турция, в качестве стратегических направлений своего развития, выбрала три: беспилотные летательные аппараты, ракеты и космос / спутники. Впрочем, как оговаривается изданием, это не должно приводить читателей к мысли о том, что другие системы для Турции являются неважными. Наряду с этим, авторами отмечается, что Турция опоздала в вопросе создания ядерного оружия и поздно включалась в работы по созданию современных, высокоточных образцов вооружений.

Поэтому фокус Турции на трех перечисленных направлениях и должен обеспечить стране необходимый потенциал сдерживания – поэтому они имеют для современной страны «стратегическую важность». По всем этим направлениям, Турция пытается достичь максимального уровня локализации производства. Помимо чисто военного аспекта сдерживания, включая конвенциональные и террористические угрозы для страны, развитие собственного производства в указанных сферах, как подчеркивается изданием, имеет для страны и важное экономическое измерение – как минимум, через снижение расходов на импорт вооружений из-за границы. Возникающий экономический эффект может быть перенаправлен страной в сферу проведения собственных НИОКР.

Как заключается турецкими авторами:

«Завершая: в этой книге обозначена дорожная карта Турции по развитию своего потенциала стратегических вооружений. Были обозначены главные направления стратегии, которой надо следовать в производстве местных систем вооружений. В качестве развивающейся страны, Турция должна сфокусироваться на стратегии вооружения, исходя из рамок своей оборонной стратегии. В этой связи, (в издании – В.К.) подчеркнута важность развития стратегического потенциала вооружений, включая определенные приоритеты. В том случае, если в краткосрочной и среднесрочной перспективах Турция сосредоточится на правильных военных технологиях, (в издании – В.К.) отмечено, что Турция займет место среди сильных игроков региона в сфере военных технологий».

Итак, что можно добавить к словам турецких авторов и к ранее сделанным нами комментариям?

Как минимум, следующее: ближайшие годы в Турции будут сопровождаться бумом в развитии оборонно-промышленного комплекса. Значительную роль в этом процессе сыграет турецкий частный бизнес. Турция будет прилагать все возможные усилия к тому, чтобы получать технологии из-за рубежа, снижая долю своих импортных поставок.

Наряду с этим, Турция является активной участницей военных действий и противостояний в регионе. В этой связи, можно ожидать ограничения на поставки оружейных систем в Турцию из США и ЕС. Именно, по этой причине, перед Россией на турецком направлении можно ожидать возникновение окна возможностей.

Однако, в какой мере им воспользоваться – это вопрос с учетом конкуренции между Россией и Турцией за настоящее и будущее влияние в регионе.