- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О реализации Султанатом Оман планов по обеспечению экономической стабильности

Султанат Оман уже давно ищет способы обезопасить свое финансовое будущее и обеспечить себе экономическую стабильность. На фоне растущей геополитической поляризации Ближнего Востока между просаудовскими и проиранскими группировками, Оман стремится укрепить свой имидж «регионального убежища» для достижения этой цели. Эта страна имеет уникальное географическое положение: ее береговые линии растянулись вдоль Оманского залива и Аравийского моря, вдали от столь проблемного Ормузского пролива. Они обеспечивают практически беспрепятственный доступ к рынкам Южной Азии, Западной Азии и Африки, а также к рынкам соседей Омана на Ближнем Востоке. Он также крайне осторожен в вопросах внешней политики: султанат не присоединился ни к просаудовским арабским странам на Ближнем Востоке (или к США), включая ОАЭ и Кувейт, ни к проиранским странам в регионе (или к России), включая Ирак, Сирию, Ливан и остальную часть «шиитского полумесяца» власти. На протяжении многих лет шли разговоры (и были некоторые подвижки) о том, что газопровод Иран-Оман наконец-то будет запущен, однако султанат все еще медлит с осуществлением этого проекта в связи с санкциями США в отношении Тегерана[i] [1].

 

Для справки:

О том, что Оман по прежнему придерживается планов по строительству МГП Иран-Оман министр нефти М.аль-Руми сообщал еще в июне 2018 года. Он отметил, что проект МГП Иран-Оман включает в себя следующее:

— строительство морского МГП Иран-ОМАН;

— поставку сетевого газа из Южного Ирана в султанат;

— производство СПГ на СПГ-заводе в оманском г. Калхат;

— реализацию СПГ на международных рынках.

 

Султанат разработал для себя определенную стратегию, так называемые «три основных элемента финансовой стабильности страны». Первый предполагает сосредоточение внимания на развитии продуктов с добавленной стоимостью в нефтехимическом секторе, а не на  нерафинированной сырой нефти или экспорте газа, причем основное внимание уделяется многослойному нефтеперерабатывающему заводу Duqmа и будущим проектам Duqm Petrochemicals (включая проект тангенциального нефтехранилища Ras Markaz и проект продуктопровода Маскат-Сохар (Тhe Muscat-Sohar Product Pipeline project))[ii] [2]. Второе – это углубление сотрудничества с Китаем как в плане экспорта углеводородов и нефтехимии, так и инфраструктурных проектов, связанных с программой «Один пояс, один путь»[iii] [3]. Пекин продолжает расширять свое влияние на Ближнем Востоке через нефтегазовый сектор и инфраструктурные проекты. Только в секторе углеводородов по состоянию на конец января суточная добыча сырой нефти и конденсатов в Омане составляла 958 270 баррелей, причем на долю Китая приходилось более 85 % всей этой добычи.

Прекрасным примером первых двух пунктов стратегии финансовой стабильности страны является особое внимание Омана к строительству промышленного комплекса проекта Liwa Plastics стоимостью 3,6 млрд долларов рядом с нефтеперерабатывающими заводами Омана и нефтеперерабатывающим заводом Sohar компании Petroleum Industries в управлении особой экономической зоны в Дукме. Это было сделано для того, чтобы Оман мог извлечь выгоду из взаимодействия с нефтеперерабатывающими заводами, и с китайском рынком пластмассы, который на данный момент является самым быстрорастущим рынком для этой продукции во всем мире. Недавно власти Омана объявили, что они планируют увеличить инвестиции в флагманский нефтеперерабатывающий завод Duqm и будущие проекты Duqm Petrochemicals с первоначальных 6 млрд долларов до почти 18 млрд долларов. Это позволит увеличить добычу в секторе даунстрима (нефтепереработка) с нынешних 15 млн тонн до 24 млн тонн к 2030 году, а объемы реализации сырья почти удвоятся с 21 млн тонн до 40 млн тонн к той же дате.

Стремясь еще больше сблизиться с Китаем ради экономической стабильности и благополучия султаната, Оман подписал с КНР соглашение об аренде земли для создания огромного промышленного парка в Дукме, который даст возможность ряду китайских компаний инвестировать в проект на территории этой страны на сумму не менее 10 млрд долларов[iv] [4]. Хотя первоначально речь шла о расширении мощностей и производственных возможностей нефтеперерабатывающего завода Duqm и связанных с ним операций, сейчас договоренность  охватывает гораздо более широкий спектр проектов в трех областях – тяжелой промышленности, легкой промышленности и смешанного использования. Все они будут готовы в течение следующих пяти — десяти лет. В легкой промышленной зоне будет реализовано 12 проектов, по словам Яхьи бен Саида аль-Джабри, председателя Управления особой экономической зоны в Дукме (Тhe Special Economic Zone Authority of Duqm), в том числе производство 1 ГВт солнечных энергоблоков, а также производство нефтегаза, трубо и бурового оборудования.

Смешанный сектор будет сосредоточен на проектах, предназначенных для туристической отрасли, включая строительство отеля стоимостью 150 млн долларов  на площади 10 гектаров, строительство больницы стоимостью 100 млн долларов США и строительство школы стоимостью 15 млн долларов. В секторе тяжелой промышленности также будет реализовано 12 проектов, связанных с производством товарного бетона, строительных материалов и смежных отраслей промышленности, производством стеклопластика, метанола и других химических веществ. Кроме того, на площадке будет осуществляться выплавка стали, производство алюминия, производство автомобильных шин, строительных материалов для защиты от воды и коррозии, извлечение магния из морской воды и различные химико-ароматические проекты.

Отмечается, что, несмотря на эти грандиозные планы, у султаната не будет никаких расточительных расходов, которые часто наблюдаются вокруг таких проектов в других странах региона. Некоторое время назад Совет султаната по финансовым вопросам и энергетическим ресурсам (the Sultanate’s Financial Affairs and Energy Resources Council) объявил, что он сформировал специальную рабочую группу для изучения государственных расходов и средств их сокращения, а правительство Омана объявило, что оно будет применять нулевое бюджетирование в Девятом пятилетнем плане утверждения ассигнований на проекты развития только после завершения всех технико-экономических обоснований и анализа реальной стоимости каждого из них. Совет также подчеркнул, что он стремится избегать любых дополнительных просьб о финансировании со стороны разработчиков после начала осуществления любого проекта. Это подводит нас к третьему элементу финансовой стабильности страны – это разумные инвестиции, или, проще говоря, обеспечение того, чтобы доходы султаната не был растрачены на какие-либо малоосуществимые и дорогостоящие проекты.

Кроме Китая, Оман также сотрудничает и с другими странами в нефтегазовой отрасли. В июле 2019 года Eni и BP заключили соглашение о разведке и разделе продукции (Exploration & Production Sharing Agreement, EPSA) для сухопутного Блока 77 с правительством Омана. Соглашение было достигнуто в соответствии с подписанным 14 января 2019 года предварительным договором между Eni, BP и Министерством нефти и газа Омана. Тогда же Eni (90%) и Oman Oil Company (10%) заключили EPSA для Блока 47 в Омане. Благодаря подписанию EPSA по Блоку 77 Eni укрепляет свою роль в качестве крупного игрока в Омане, ведя работу через свою дочку Eni Oman[v] [5].  В начале 2020 года была разработана первая в истории глубоководная нефтяная скважина Омана, и сделал это опять же итальянский консорциум Eni. В феврале с. г. буровое судно, зафрахтованное Eni Oman, начало бурение в Блоке 52, обширной глубоководной концессии, которая простирается от южного и юго-восточного побережья султаната, по словам управляющего директора компании Сальваторе Джамметти. Кроме того, в феврале с. г. Министерство нефти и газа Омана подписало новое соглашение о разделе разведочных и производственных ресурсов (EPSA) с консорциумом совместного предприятия, включающим французскую Total и тайскую государственную компанию PTT Exploration and Production (PTTEP), за права на разведку и разработку несопровождаемых газовых ресурсов в Блоке 12.

В середине июля с. г. Министерство нефти и газа Омана утвердило план развития компании Masirah Oil для шельфового нефтяного месторождения Юмна в Блоке 50, а также присудило декларацию о коммерциализации[vi] [6]. Последнее позволит Masirah Oil полностью освоить месторождение, продолжая разведку в других местах блока. В рамках ранних производственных испытаний месторождение в настоящее время производит более 8000 баррелей в сутки через скважину Юмна-1 . На сегодняшний день было поставлено более 1 млн баррелей нефти, причем три партии сырой нефти были подняты и проданы в период с апреля по июнь через первые морские перевозки Омана с судна на судно. В конце апреля компания Masirah выпустила бурильщик jackup Foresight IX, производство которого впоследствии было возобновлено с мобильной морской производственной установки (MOPU), установленной на месторождении во время трехнедельной остановки.

В начале августа с. г. информационное агентство Bloomberg сообщило о том, что Китайская национальная нефтегазовая корпорация (China National Petroleum Corp.) ведет переговоры о приобретении части доли компании BP Plc в ключевом газовом месторождении Хаззан в Омане[vii] [7].  Как сообщил Bloomberg некоторые осведомленные лица на условиях анонимности, китайский государственный нефтяной гигант начал вести их с BP еще в июне, обсуждая  приобретение 10%-ной доли в месторождении природного газа Хаззан (Тhe Khazzan natural gas field). Миноритарный («неконтролирующий») пакет акций может принести британской компании около 1,5 млрд долларов[viii] [8]. BP принадлежит 60% акций проекта, а его партнеру компании Oman Oil Co. всего 30% акций, после того, как последняя продала 10% акций государственной нефтяной компании Малайзии в 2018 году. Отметим, что Китай эти дни наращивает свое присутствие на Ближнем Востоке, поскольку Пекин хочет увеличить свое глобальное влияние и возродить древние торговые пути в рамках инициативы «Один пояс, один путь» (Тhe Belt and Road initiative). В прошлом году Государственная электросетевая корпорация Китая (Тhe State Grid Corp. of China) приобрела 49% акций оманской электроэнергетической холдинговой компании «Намаа» Компания планирует приватизировать Oman Electricity Transmission Company во втором квартале 2020 года[ix] [9].

Благодаря своей разумной политике в сфере экономических проектов и нефтегаза, успешному партнерству с иностранными инвесторами, а также развитию современных технологий в области добычи и разработки полезных ископаемых, Оман является одной из наиболее успешных стран Персидского залива.

[i] [10] https://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/197939-oman-po-prezhnemu-ne-otkazyvaetsya-ot-planov-po-stroitelstvu-gazoprovoda-iran-oman/ [11]

[ii] [12] https://oilprice.com/Energy/Energy-General/Oman-Looks-At-Full-Oil-Industry-Overhaul.html [13]

[iii] [14] https://oilprice.com/Geopolitics/Middle-East/This-Country-Is-A-Safehaven-In-An-Unstable-Middle-East.html [15]

[iv] [16] https://oilprice.com/Energy/Energy-General/Oman-Counters-Chinese-Influence-With-Two-New-Energy-Megaprojects.html [17]

[v] [18] https://neftegaz.ru/news/Geological-exploration/477915-eni-i-bp-rasshiryayutsya-v-omane-podpisano-soglashenie-po-sukhoputnomu-bloku-77/ [19]

[vi] [20] https://www.offshore-mag.com/field-development/article/14179872/oman-approves-offshore-yumna-oil-field-development [21]

[vii] [22] https://www.bloomberg.com/news/articles/2020-06-04/bp-is-said-to-discuss-sale-of-stake-in-vast-oman-gas-project [23]

[viii] [24] https://www.bloombergquint.com/china/chinese-oil-giant-cnpc-said-to-eye-bp-s-stake-in-oman-gas-field [25]

[ix] [26] http://www.iimes.ru/?p=64743 [27] “О сделке между Государственной электросетевой корпорацией Китая и оманской электроэнергетической холдинговой компании “Намаа”” Шмелева Т.А.