- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Армяно-азербайджанский конфликт и позиция Турции. Часть 5

27 сентября 2020 года отмечено резким обострением конфликта между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. Исповедующая на протяжении всего периода независимого Азербайджана принцип «два государства – один народ» Турция, вне всякого сомнения, уже является участником противостояния на Южном Кавказе.

Однако, вопрос вызывает та степень вовлеченности, на которую готова пойти Турция, исходя из нынешней обстановки внутри страны и за её пределами. А также с учетом её геополитических интересов и планов. Заметим, что уже сейчас Турция столкнулась с реакцией международного сообщества на конфликт в Нагорном Карабахе – совместным осуждением эскалации конфликта со стороны России, США и Франции. Заметим, что Турцией это заявление было категорически отвергнуто.

Напомним, что в предыдущей Части 4 нашей публикации (доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=73542 [1]) мы продолжили разбирать мероприятие самого влиятельного турецкого мозгового центра, Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции, который запустил серию онлайн конференций, посвященных ситуации в Нагорном Карабахе и турецко-азербайджанским отношениям.

В частности, 1 октября состоялась веб-конференция «Турецко-азербайджанские отношения с точки зрения безопасности, энергетики и международной политики».

Мы остановились на Сессии «Вопрос – Ответ» мероприятия, где прозвучал вопрос относительно мотивов Армении в нынешнем обострении конфликта в Нагорном Карабахе. При этом, как мы писали не раз на страницах ИБВ, агрессором в Турции сейчас считают именно Армению. Другой вопрос – это какова мотивация Армении, чтобы организовать полноценную эскалацию конфликта. При том, что она, в результате, снова возвращается к России, от которой же сама пыталась оторваться. И турецкая сторона, в том числе, и докладчики на рассматриваемой нами конференции, не ставили под сомнение тот факт, что Армения, создавая в Нагорном Карабахе перманентный очаг напряженности, ставит своей целью смену контекста и уход от повестки – затягивание мирных переговоров в формате Минской группы.

Отметим, что это – так себе объяснение, которое от турецкой и азербайджанских сторон выглядит крайне неубедительно. Зато, сомнений не вызывает тот факт, что истинными интересантами и потенциальными выгодоприобретателями нынешнего обострения являются именно Турция и Азербайджан.

При этом, турецкими обозревателями отмечено наличие границ в отношениях между Турцией и Азербайджаном. Очевидно, имелся ввиду тот уровень отношений, который существует между двумя странами. Заметим, что интересы компаний российского ТЭК сосредоточены именно в Азербайджане. Хотя Азербайджан и конкурент России на том же турецком энергетическом рынке. В Армении у России нет таких стратегических экономических интересов. А армянский разворот в сторону Европы создает серьезные вопросы и о будущем ЕАЭС и о будущем ОДКБ. В конце концов, Никол Пашинян уже пытался обратиться к России с призывом ввести в действие положения ОДКБ и / или ввести российских миротворцев на территорию конфликта.

На что был получен ответ от российской стороны о том, что Нагорный Карабах – это не территория Армении, которую Россия обязалась оборонять коллективно, а ввод миротворческих сил возможен лишь при наличии обоюдного запроса: как со стороны Армении, так и со стороны Азербайджана. Понятно, что наступательный порыв Азербайджана – ещё далеко не исчерпан и обращаться с соответствующими призывами к России он не будет. Тем более, что ключевым партнёром Азербайджана в противостоянии является не Россия, а Турция, которая стремительно нарастила свое влияние в стране.

Довольно любопытно, что турками называются США в качестве «катализатора» нынешнего противостояния. Они, вместе с Францией, начали оказывать влияние на Армению, сформировав, на взгляд турок, позицию России о том, что нужно «наказать» Армению за её «заигрывания» с Западными странами.

Что же до цели России, то, как отметили докладчики на конференции, она заключается в том, чтобы заморозить конфликт в Нагорном Карабахе и продолжить развивать свое сотрудничество с Турцией. Заморозка конфликта в Карабахе может привести к возникновению буферной зоны, по аналогии с Сирией.

Относительно взаимодействия Турции с Ираном турецкими докладчиками была отмечена его затруднительность. Отправной точкой, на взгляд турок, является признание Ираном того факта, что Азербайджан действует в своем праве в Нагорном Карабахе. В случае, если такое признание со стороны иранцев прозвучит, то договоренности между Турцией и Ираном станут возможными.

При этом, Иран, на протяжении 3-х десятков лет, занимает по отношению к конфликту то нейтральную позицию, то, иногда, демонстрирует свою поддержку Азербайджану. Однако, как указывалось уже не раз турецкими докладчиками, в нынешней ситуации, занимать нейтральную позицию – это значит работать на действующее статус-кво, то есть, читай, поддерживать «оккупанта» Армению. Понятно, что целая провинция Ирана населена азербайджанцами и, по этой причине, он может построить здоровые отношения с Азербайджаном. Однако, позицию Ирана докладчики охарактеризовали как «паранойя вопросами безопасности» (читай, речь идет о возможности сепаратизма в Иране – В.К.).

Касательно намерений Турции в сфере энергетики, докладчиками было подчеркнуто, что целью Турции является доставка энергоносителей Центральной Азии в ЕС через свою территорию. В частности, речь идет о казахстанской нефти (оценка: 30 млрд баррелей запасов) и туркменского газа (оценка: 19 трлн куб. м). Фактором реализации этого замысла являются, как заметили докладчики, США. С учетом того, что и Россия, и Иран выступают против этого проекта. Та же Россия, как было отмечено на мероприятии использует газ, в качестве «сильного оружия» на международной арене.

На мероприятии прозвучал вопрос относительно возможности сближения Армении с Западом и с НАТО. К такой мысли докладчики отнеслись достаточно скептически, отметив, что ни Россия, ни Турция не позволят этому реализоваться. Активным лоббистом этого процесса могут выступить Греция и Кипр. Однако, возможные последствия такого намерения Армении, наблюдались и в Украине, и в Грузии.

В тот же день, 1 октября, состоялась ещё одна конференция, посвященная кризису в Нагорном Карабахе. Так же она была организована со стороны Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции SETAV. Название этой конференции звучит как «На пути к решению в Нагорном Карабахе».

Модератором мероприятия выступил Мухиттин Атаман, который является директором по внешней политике Фонда SETAV.

В своем вступительном слове он отметил, что это уже вторая конференция за один день. Но её особенностью является наличие гостей из Азербайджана, чью позицию хотелось бы заслушать.

Говоря о нынешней ситуации Мухиттин Атаман дал характеристику Армении и её действиям в регионе. Страна была охарактеризована как слабая и уязвимая. При этом, парадоксальным образом, она проводит в регионе политику экспансии и агрессии, после того, как ею был оккупирован Нагорный Карабах и ещё 7 азербайджанских сел. Причем, что характерно, на эти действия со стороны Армении не последовало никакой реакции со стороны международного сообщества.

То есть, особенностью Армении на этом этапе её развития является сочетание слабости и агрессивной политики. Причем, чем слабее положение страны, тем более агрессивной, на взгляд турецкого докладчика, она становится.

Опять же, страна, чисто географически, расположена достаточно невыгодно. С одной стороны, у неё есть границы с Грузией и Ираном. Но самые протяженные границы – с Азербайджаном и с Турцией.

Говоря о поведении Армении на «оккупированных» территориях Мухиттин Атаман отметил, что речь идет не только о том, что страна заняла чужие территории, но и о том, что она на них осуществляет геноцид (надо понимать, что по отношению к азербайджанскому населению – В.К.) по прямому указанию армянских официальных лиц. При этом, докладчик провел прямые параллели между действиями Армении и действиями Сербии в ходе гражданской войны в Югославии. С той лишь разницей, что мер по отношению к Армении предпринято не было.

В июле месяце этого года со стороны Армении были нанесены удары по азербайджанскому Товузу. Кроме того, были проведены совместные учения с Россией, что было оценено докладчиком в качестве наглядного свидетельства того, что Армения проводит агрессивную политику и загодя начала готовиться к нынешнему кризису. Однако, в ответ на свои действия, как указал докладчик, Армения встретила «нетипичный ответ» со стороны Азербайджана. За этим последовало то, что Азербайджан начал постепенно начинать свои земли назад.

Первым докладчиком на мероприятии выступил Фарид Шафиев, бывший дипломат, а ныне глава мозгового центра в Баку (глава правления Центра анализа международных отношений Республики Азербайджан).

В частности, на его счету командировки в такие страны, как Канада и Чехия.

В своем выступлении Фарид Шафиев подчеркнул, что Азербайджан сейчас занят освобождением оккупированных земель. Здесь он коснулся истории вопроса, в частности, событий 100-летней давности.

Как отметил докладчик из Азербайджана, Армения проводит националистическую политику. Частью этой политики является объединение территорий и мечты о Великой Армении. И это при том, что Армения находится в плохом положении.

Азербайджан находится в своем праве – по ситуации в Нагорном Карабахе, различными международными организациями, было принято 4 резолюции, которые подтвердили принадлежность Нагорного Карабаха Азербайджану.

С момент принятия этих документов прошло 27 лет, в ходе которых, как указал докладчик, Азербайджан пытался решить вопрос дипломатическими методами, чего сделать не вышло. При этом, докладчик призвал учитывать и тот факт, что Азербайджан кратно сильнее Армении, причем, по множеству показателей. И при желании давно мог бы решить вопрос силовым способом. Однако, такой цели у него не было. Азербайджан пытался следовать в русле дипломатии. Впрочем, 30 лет попыток в этом направлении убедили руководство страны, что продолжение действий, в рамках того же подхода, к результатам не приведут.

Бесплодными оказались и так называемые «Мадридские принципы», которые предусматривали поэтапное урегулирование конфликта.

Приход ко власти в Армении Николы Пашиняна, поначалу, породил надежду на то, что проблема Нагорного Карабаха им будет, все же, решена. Как отмечает докладчик из Азербайджана: сначала азербайджанская сторона усмотрела исходящий с его стороны сигнал. Однако, как он отмечает, в Армении победила националистическая точка зрения. И в августе 2019 года Никол Пашинян уже заявил, что Нагорный Карабах – это Армения.

Как отметил докладчик из Азербайджана, Армения сегодня настроена крайне милитаристски. Страной принята новая доктрина, которая предполагает включение в состав страны новых земель (!). Как он указал, выдвигает Армения сегодня претензии и на те земли, которые находятся в составе Турецкой Республики. При этом, по его словам, за основу берется Севрский мирный договор от 1920 года, который, вообще говоря, предусматривал расчленение Турции и передачу значительной части турецких территорий в пользу Армении. Сегодня, как указывает Фарид Шафиев, Армения на эти земли начинает вновь претендовать, исходя из концепции так называемой «Великой Армении».

При этом армянские претензии на территорию Нагорного Карабаха признают всего лишь несколько стран: кроме самой Армении, лишь Франция и Кипр.

Мухиттин Атаман в перерыве между выступлениями докладчиков лишь, в очередной раз, добавил, что занимать нейтральную позицию в эти дни – это поддерживать «оккупанта» Армению.

Следующим докладчиком на мероприятии стал Ферхат Пиринчи – представитель Университета Улудаг.

Задавая риторический вопрос относительно того, почему ситуация сейчас пришла к вооруженному противостоянию между Азербайджаном и Арменией, докладчик указал на то, что дело подошло к точке, когда Азербайджан уже не может допустить прежнюю ситуацию. С учетом не только факта оккупации Нагорного Карабаха со стороны Армении, но и постоянно продолжающихся атак и провокаций с армянской стороны на границе между двумя странами.

При этом наблюдается разнонаправленное движение. С одной стороны, Армения, во всех отношениях, является деградирующим государством. С другой стороны, Азербайджан демонстрирует очевидный прогресс: в сфере экономики, образования, а также в военном отношении. Более того, Азербайджан пользуется важной для него поддержкой со стороны Турции.

В целом, наблюдается серьезный рост возможностей Азербайджана. При этом, Азербайджан теперь закупает оружие не только у России, а ещё у Турции и у Израиля, а доля Израиля на азербайджанском рынке вооружений в последние годы составляет приблизительно 1/3.

В нынешнем развитии ситуации свою роль сыграла и конъюнктура в тех же США и Франции. Более того, и Российская Федерация в эти дни обратила внимание (читай, «застряла» — В.К.) в других регионах, в том числе, в Ливии, Сирии, Восточном Средиземноморье и в Украине с Белоруссией (строго говоря, и Турция оказалась вовлечена в процессы в большей части тех же самых регионов, вряд ли имея больший ресурс, чем Россия, но гибко используя свои возможности – В.К.).

Если говорить о факторе Ирана, то он не дал России переправить по своей территории военную помощь Армении. Но, в целом, и Иран не стал пока втягиваться в конфликт.

Франция, как указывается турецким докладчиком, потерпела неудачу в ряде регионов мира, включая конфликты в Ливии и в Сирии. Теперь она пытается «реваншироваться» в Нагорном Карабахе.

То есть, как констатируется турецким докладчиком, со всех сторон, сейчас обстановка складывается в пользу Азербайджана. С какой точки зрения на складывающуюся обстановку ни посмотри: с военной точки зрения, с точки зрения геополитики и проч. Армения же слабнет и идет полным ходом в сторону своего развала.

У Азербайджана, как отметил турецкий докладчик, в нынешней ситуации есть лишь два варианта: либо страна берет назад Нагорный Карабах, либо ситуация дальше развивается в прежнем русле. Которое, как ранее уже заметил азербайджанский докладчик, для Азербайджана является неприемлемым.

Здесь турецкий докладчик сделал один любопытный прогноз, который заключается в том, что Турция проявит себя более явно на полях сражений. Это – довольно любопытная позиция с учетом того, что, до сих пор, Анкара говорит о том, что не видит необходимости для того, чтобы непосредственно участвовать в конфликте. Однако, нельзя не согласиться с тем, что, если Азербайджан «упрется в стену» в Нагорном Карабахе, Турция может устроить быструю победоносную кампанию. От себя заметим то явное воодушевление, которое царит в Турции по поводу происходящего в Нагорном Карабахе и, как минимум, на уровне общественного мнения, поддержка президенту Р.Т.Эрдогану, в том случае, если будет приниматься соответствующее решение, гарантирована.

Как констатировал турецкий докладчик, с этого времени, ничто не будет как прежде в Нагорном Карабахе. Ситуация вокруг этого территориального спора преодолела свой рубеж.