- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об обострении отношений между Марокко и Алжиром

Отношения между Марокко и Алжиром уже давно очень натянутые. Вопрос о статусе Западной Сахары вызывает разногласия и остается основным камнем преткновения между этими странами, однако пока страны держали себя в рамках, и дело не доходило до открытой критики или оскорбительных выпадов в адрес членов правительства друг друга. Например, в декабре 2020 года, выступая на онлайн-саммите  контактной группы Движения неприсоединения (the NonAligned Movement Contact Group), президент Алжира Абдельмаджид Теббун сделал выпад в сторону Рабата, назвав регион Западной Сахары «оккупированной территорией». Это заявление, разумеется, вызвал крайнее недовольство у марокканской стороны. Министр иностранных дел и африканского сотрудничества Марокко Насер Бурита (Nasser Bourita) не замедлил ответить, что «вместо того, чтобы использовать свои ресурсы для улучшения уязвимого положения своего населения в условиях текущего «коронакризиса», наш сосед инвестирует свои активы в поддержку текущих планов по расшатыванию региональной стабильности (при этом название страны упомянуто не было –авт.)»[i] [1].

Также известно, что алжирские СМИ ведут активную пропагандистскую работу против Рабата прежде всего в государствах ЕС и Африканского союза: проплаченные публикации в европейской прессе о «страданиях народа Западной Сахары под оккупационной властью», о «насилиях над местными западно-сахарскими активистами (особенно женщинами)» со стороны силовиков и так далее. В идеале алжирские власти стараются представить Марокко «захватчиком» и сделать так, чтобы Рабат ассоциировался в мире с Ираком «времен Саддама Хусейна, захватившего Кувейт». Но, кажется, сейчас они действительно преступили черту, потому что, как будет видно ниже, Алжир осмелился затронуть самого короля Марокко, что является практически табу для марокканцев.

В середине февраля на алжирском телеканале Echourouk News была показано сатирическое шоу, в котором короля Марокко Мухаммеда VI показали в виде карикатурной марионетки и взяли у него «интервью», в котором задали последнему ряд весьма провокационных вопросов. В программе Weekend Story ведущий Билал Кебаче (Bilal Kebache) спрашивал марионетку о текущей ситуации в Марокко, конфликте в Западной Сахаре и нормализации отношений с Израилем[ii] [2].

В начале шоу марионетка короля протянула свою руку для поцелуя гостю шоу, Слиману Саадауи (Slimane Saadaoui), депутату Народного национального собрания правящего Фронта национального освобождения (National Liberation Front), но тот отказался поцеловать руку короля (что принято в Марокко), заявив, что «Я только падаю ниц перед Богом». Повернувшись к марионетке, изображавшей монарха, он сказал: «Этот человек болен», намекая тем самым на то, что Мухаммед VI является рабовладельцем для марокканского народа[iii] [3].

Затем телеведущий начал расспрашивать марионетку-короля о нормализации отношений с Израилем, на что тот ответил, что во дворце есть множество «больших секретов», о которых никто не знает. Когда куклу спросили о Западной Сахаре, она раздраженно ответила: «Западно-сахарского населения не существует, это марокканцы». Ведущий снова стал настаивать на том, что население Западной Сахары все же существует и пользуется поддержкой Европы, Африки и тех, кто признает его легитимность. Марионетка отвергла эти притязания и настаивала на том, что Западная Сахара принадлежит Марокко. «Ну, у меня есть суфийский святой, который сказал, что Западная Сахара когда-то принадлежала моим дедушке и бабушке», — сказала марионетка-король. Любопытно, что, по информации издания The Africa Report, этот канал контролируется военной элитой Алжира.

Сатирическая программа вызвала волну возмущения и гнева по всему Марокко, как среди политиков и элиты, так и в социальных сетях, среди простого народа. Хэштеги الملك_خط_احمر# и  الملك_محمد_السادس_خط_احمر# («Наш монарх — красная черта») были самыми трендовыми в марокканских социальных сетях.

Среди тех, кто выразил свое возмущение, был премьер-министр Саадеддин Эль-Османи (Saâdeddine El Othmani), который обнародовал в Twitter следующее заявление: «Ввиду успехов нашей страны во многих сферах, и в частности в вопросе по поводу Западной Сахары, оппозиционные СМИ проводят планомерною политику очернения и дезинформации, направленную против конституционных институтов Марокко и в короля Мухаммеда VI в частности, которая отвергается и осуждается марокканским народом».

Эль-Мустафа аль-Рамид (El Mustapha Al Ramid), марокканский министр по правам человека, написал в Facebook пост, осуждающий это шоу.  «Для марокканцев соглашаться или не соглашаться с подобными настроениями — это уже их дело, в конце концов, они имеют на это право… но допускать то, чтобы подобные насмешки затрагивали сами государственные институты власти нашей страны, или наших национальные символы, или, прежде всего, его величества короля — это неприемлемо, и мы не можем молчать об этом», — написал он.

«Эти неприемлемые и предосудительные действия не только нарушают уважение к президенту соседней страны, но и нарушают самые основные законы и обычаи поведения, — заявил Абделлатиф Уахби (Abdellatif Ouahbi), член Партии подлинности и современности (Parti authenticité et modernité) в Facebook, описав это поведение как «несерьезное, безответственное и чуждое нашей культуре, которое мы можем только осуждать».

«Обращение определенных медиа-сетей, которыми манипулируют алжирские круги, разочарованные своими недавними последовательными неудачами, к недостойным и нелепым трюкам, подрывающим уважение к  марокканской нации, является самим выражением потери всякого разума и этики», — сказал Набиль Бенабдалла (Nabil Benabdallah), генеральный секретарь Партии прогресса и социализма (Party of Progress and Socialism).

Низар Барака (Nizar Baraka), генеральный секретарь партии «Истикляль» (the Istiqlal Party), усомнился в причинах этой «враждебности» соседнего Алжира по отношению к Марокко. «Исчерпала ли пресса в Алжире все проблемы братского алжирского народа, стремящегося в свою демократическую весну к свободе, достойной жизни и справедливому распределению богатств, или она, к сожалению, пытается, как обычно, экспортировать кризис и создать воображаемого врага, чтобы обмануть и отвлечь алжирского гражданина от его реальных забот и законных требований?» — написал он.

«Хуже всего то, что провоенные (алжирские –авт.) СМИ компенсируют дипломатические, политические и экономические неудачи в развитии своей страны фиктивной победой, которая делает их посмешищем всего мира. К сожалению, мы столкнулись с безумным государством, которое готово делать все, что угодно, не задумываясь (о последствиях –авт.)», — сказал Омар Черкауи (Omar Cherkaoui), профессор конституционного права факультета юридических и экономических наук Мохаммедии.

Марокканская федерация издателей газет (The Moroccan Federation of Newspaper Publishers, сокращенно FMEJ) также строго осудила «безответственное» поведение алжирского телеканала Echourouk, который транслировал программу, оскорбляющую монарха.

Национальная ассоциация средств массовой информации и издателей (the Association nationale des médias et des éditeurs) Марокко, в свою очередь, опубликовала заявление, в котором говорится: «Аморальные нападки, исходящие от официального алжирского канала Echourouk, представляют собой достойным высшего осуждения актом, который не имеет ничего общего с этикой журналистской профессии»[iv] [4].

Национальный совет прессы (The National Press Council, сокращенно CNP) также осудил сатирическую программу алжирского канала и обвинил его в разжигании войны между двумя странами.

Для справки:

Напомним, что территория Западной Сахары является бывшей испанской колонией, спор за которую идет с 1970-х годов между Марокко, контролирующим три четверти ее территории, и поддерживаемым Алжиром Фронтом ПОЛИСАРИО. Последний отстаивает ее независимость и официально объявил ее Сахарской Арабской Демократической Республикой. Поддерживаемый ООН политический процесс был приостановлен с марта 2019 года, и обе стороны по-прежнему разделены 2700-километровым песчаным барьером. Напряженность резко возросла, когда в ноябре прошлого года Марокко направило войска в буферную зону, чтобы вновь открыть единственную дорогу, ведущую из Марокко в Мавританию и остальную Западную Африку, после того как сепаратисты заблокировали ее в предыдущем месяце. В ответ Фронт ПОЛИСАРИО объявил прекращение огня 1991 года недействительным, заявив, что эта дорога не существовала на момент подписания перемирия и поэтому является незаконной.

Известно, что с тех пор обе стороны регулярно обменивались ударами вдоль линии разграничения. Соглашение о прекращении огня, поддержанное ООН, должно было привести к референдуму о самоопределении территории размером примерно с Великобританию, где проживает около миллиона человек. Рабат предложил Западной Сахаре широкую автономию, но при условии, что эта территория будет оставаться суверенной частью королевства. Бывший президент США Дональд Трамп в конце прошлого года поддержал позицию Марокко по Западной Сахаре в обмен на нормализацию отношений королевства с Израилем. Марокко стало четвертой арабской страной, установившей полноценные дипломатические отношения с Израилем в течение четырех месяцев. Однако пока что Рабат занял выжидательную позицию и не торопится приступить к полной практической реализации соглашения о нормализации отношений с Израилем, прежде чем он увидит окончательную позицию президента Джо Байдена по вопросу о своем суверенитете над Западной Сахарой. По данным анонимных источников, Рабат хочет, чтобы американское консульство в пустынном городе Дахла открылось до того, как начнется прямое авиасообщение между Тель-Авивом и Касабланкой. Источники отметили, что совместная декларация Марокко, США и Израиля предусматривает, что каждая сторона полностью выполнит свои обязательства до конца января 2021 года. Однако, прямые авиарейсы между двумя сторонами возобновлены не были, а консульство Соединенных Штатов не было до сих пор открыто.

       Что же касается Алжира и спонсируемого им Фронта ПОЛИСАРИО, то они, обозначив свою решимость продолжать вооруженную борьбу, своими действиями направляют соответствующий сигнал новой американской администрации в надежде на то, что она изменит принятое Трампом решение [v] [5].

21 февраля Morocco World News (англоязычная электронная газета со штаб-квартирой в Рабате и Вашингтоне, рупор марокканских властей) опубликовало статью под названием «Давно пора разорвать дипломатические отношения с Алжиром»[vi] [6]. Ее автор Хассан Масики (Hassan Masiky) напомнил марокканцам о том, как во время телевизионного выступления перед алжирским народом президент Теббун назвал Марокко оккупационной силой в Западной Сахаре. «Именно поэтому пришло время разорвать все дипломатические отношения с алжирским режимом. Это было не просто импульсивное заявление; это была согласованная и рассчитанная попытка подорвать любые нынешние или будущие примирения с Марокко. Оскорбление за оскорблением, алжирская военная хунта не останавливается и недавно заявила о том, что Марокко и Израиль «разжигают беспорядки с целью дестабилизации Алжира… Несмотря на потенциальные последствия подобного противостояния, и Марокко, и Израиль должны решительно реагировать на подобные антисемитские, невежественные и высокомерные комментарии. Относиться к таким заявлениям как к мимолетным заявлениям или временным трудностям в отношениях нельзя, ведь очевиден факт, что алжирский режим является врагом Марокко. Заявление главы соседнего государства, называющего Западную Сахару последней колонией Африки, — это практически объявление войны нашему королевству».

Автор Morocco World News уверен, что «то, что Марокко пропускает мимо ушей подобные заявления Алжира – это наш явный политический просчет. Учитывая продолжающуюся энергичную поддержку Алжиром сепаратистской программы ПОЛИСАРИО, трудно представить себе улучшение отношений между двумя странами. Кроме того, выделение Алжиром значительных бюджетных, людских и прочих ресурсов для противодействия Марокко и очернения его репутации на всех международных направлениях свидетельствует только о том, что будущее этих отношений все еще остается неопределенным и даже близится к ухудшению. Для многих марокканцев нынешняя военная хунта, управляющая Алжиром, представляет собой прямую территориальную и политическую угрозу независимо от того, как будет развиваться в дальнейшем конфликт в Западной Сахаре. Рабат не получил никаких дипломатических или экономических преимуществ от сохранения своих представительств в Алжире открытыми. Решение Марокко разорвать отношения еще больше изолирует и так уже оставшийся в одиночестве Алжир. У алжирского правительства были непростые отношения со всеми своими соседями, включая Ливию, Мавританию, Мали и Тунис. Никаких нюансов в алжирских позициях нет. Для президента Теббуна, как и для его предшественников, Марокко — оккупант и агрессор, который должен быть побежден. Поэтому нет никакой логики и никаких оснований поддерживать дипломатические отношения на честной и дружественной основе. Давно пора разорвать связи с алжирским режимом. Связи между двумя нашими странами, уже достигшие исторического минимума, вновь оказались под давлением недавних военных и дипломатических успехов Марокко в Западной Сахаре».

Далее в статье в Morocco World News говорится о том, что «критика Марокко со стороны Алжира никогда не была тактичной. Напротив, алжирское президентство, военное руководство, официальные СМИ и политические партии в течение многих лет открыто высказывали обвинения против  королевства. Напрашивается вопрос: какой смысл иметь дипломатические отношения со страной, которую в лучшем случае можно назвать врагом? В более срочном порядке марокканские власти должны обеспечить, чтобы алжирские военные были привлечены к ответственности за нападения боевиков, которые происходят вблизи границ. Марокканская сдержанная реакция на многолетнюю военную, финансовую и политическую поддержку Алжиром Фронта ПОЛИСАРИО предполагает, по существу, что Рабат не будет возлагать на алжирцев ответственность за гибель людей и бесчисленный ущерб, нанесенный войной в Западной Сахаре марокканскому обществу и экономике. Кроме того, правящая военная хунта Алжира и ее политические приспешники обвинили Марокко в нескольких попытках дестабилизировать их режим, несмотря на все доказательства обратного. Марокканцы позволили алжирским официальным лицам, поддерживающим ПОЛИСАРИО, отгородиться от международного осуждения, прикрываясь нелепым аргументом о том, что Алжир не является частью конфликта в Западной Сахаре. По правде говоря, Рабат располагает массой свидетельств о том, насколько велика роль Алжира в нынешних и прошлых политических и военных нападениях на марокканские интересы. В течение последних пятидесяти лет наша дипломатия, средства массовой информации и политический истеблишмент были мягкими и внимательными в своих отношениях с государствами, поддерживающими ПОЛИСАРИО. Сейчас же алжирские провокации зашли слишком далеко. Марокко как нация страдает из-за алжирского выбора поддерживать конфликт в Западной Сахаре. Поэтому настало время заставить алжирцев осознать реальность того, что следующий вооруженный конфликт в Марокканской Сахаре вынудит обе армии встретиться лицом к лицу. Несомненно, многие марокканцы требовали разрыва отношений между двумя народами. Однако марокканский монарх принял политику «открытой руки», надеясь, что это принесет положительные плоды. Однако есть пределы и вежливости Марокко. Пришло время марокканским властям пересмотреть наши отношения с Алжиром».

Как видно из этой статьи, Рабат в этот раз не на шутку вышел из себя. Доказательством этому является то, что 24 февраля посол Марокко при ООН Омар Хилале (Omar Hilale) передал официальное послание марокканских властей генеральному секретарю ООН Антониу Гутерришу и государствам-членам Совета Безопасности ООН. В нем, согласно информации Morocco World News, содержатся фото- и видеозаписи, а также доказательства того, что Алжир и Фронт ПОЛИСАРИО своими провокациями нагнетают обстановку вокруг якобы ведущихся активных военных действиях в Западной Сахаре. Помимо этого, в письме обличаются ложные обвинения нарушений прав человека в южных провинциях Марокко. Омар Хилале подчеркнул, что Фронт ПОЛИСАРИО «открыто призывает к актам насилия в отношении людей» в Западной Сахаре. «С ноября 2020 года Фронт ПОЛИСАРИО и государственные СМИ Алжира ежедневно публикуют сообщения о предполагаемом вооруженном конфликте в Западной Сахаре. ««Фиктивная война», видимость которой поддерживает ПОЛИСАРИО, создается искусственно, но что очень реально, так это доказанные и задокументированные связи Фронта с террористическими группировками и торговцами людьми в регионе Западной Сахары… К тому же, у Марокко есть доказательства, подтверждающие то, что информация и изображения, которые публикует ПОЛИСАРИО, являются поддельными и были сняты во время других конфликтов», — объяснил дипломат [vii] [7].

Как видно из вышеупомянутых фактов, отношения между Рабатом и Алжиром перешли в крайне опасную стадию, когда малейшего слова может быть достаточно, чтобы произвести эффект разорвавшейся бомбы.

[i] [8] https://www.middleeastmonitor.com/20200506-algeria-angers-morocco-by-calling-western-sahara-occupied/ [9]

[ii] [10] https://www.middleeasteye.net/news/morocco-algeria-satirical-show-sparks-anger-king-mohammed [11]

[iii] [12] https://www.theafricareport.com/66775/morocco-algeria-tensions-on-the-rise-after-algerian-show-mocks-the-king/ [13]

[iv] [14] https://www.maroc-hebdo.press.ma/echorouk-tv-guignolerie [15]

[v] [16] http://www.iimes.ru/?p=75248 [17]

[vi] [18] https://www.moroccoworldnews.com/2021/02/335715/morocco-time-to-cut-diplomatic-relations-with-algeria-long-overdue/ [19]

[vii] [20] https://www.moroccoworldnews.com/2021/02/335958/morocco-exposes-polisario-algerias-propaganda-in-letter-to-un/?__cf_chl_jschl_tk__=4e3ae92c65fd8339c7124a1765a73b96744b4dfe-1614346707-0-AUl7uMjGFUsXbNqg3Q8GRbaJU0sNpfFbGhNo8x2qxHFy_anydHqbwZmLt5tpxfE_cz4cbF6GiiXyvOtRSbNJpgLUiPSmFvuw93x0TtHTGnnSbMse00urek4f-doYKC-IbynJtmW_JJY70z14Gjca2WbV7qbEP1PkxFN8bBnkyNsJp-zaKuJ4cPvdhRtstpHxoClYvJPIZmK7DHZi7b2RiMnPiNs0Nw8Ze1Sz9gp0QwSeq-9nhkfkCLT6pR4As_G0JexRUx9wAj44pEbaXF7a-al6oFsggJnKMUieP1uBMRVzyeon-pNy7Y7yJ7QRKZRztOOrMTu1soi—lJLfUgkb8k2LJq73P0oQw_GxDo8Sp4A9pmmqkGie2obtVs38ZI00jYbHeeMKPHNDcRlQ8gGp0kYJCCnmak2uSOyM2xAqlyc [21]