- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Обострение палестино-израильского конфликта и Турция. Часть 2

Одной из констант современного внешнеполитического курса Турции, начавшегося с приходом ко власти в стране в 2002 году умеренно исламской Партии справедливости и развития (ПСР) Реджепа Тайипа Эрдогана является поддержка Турцией палестинской стороны в палестино-израильском конфликте и декларация единства Турции с палестинским народом, борющимся с «террористическим государством Израиль».

Именно последняя характеристика – «террористическое государство» — прозвучала со стороны президента Турции Р.Т.Эрдогана в адрес Государства Израиль в ходе нынешнего обострения палестино-израильского  конфликта. По громкости это заявление можно сравнить с кивком президента Джо Байдена в ответ на провокационный вопрос журналиста относительно президента В.Путина.

Продолжаем анализировать турецкую реакцию на разгоревшийся, в очередной раз, палестино-израильский конфликт. Часть 1 нашей публикации доступна по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=77307 [1].

Напомним, что мы остановились на определении турецких национальных интересов на израильском направлении, на данном этапе развития Турецкой Республики.

Как мы указали, главным, пожалуй, турецким интересом на израильском направлении является подписание с Государством Израиль (впрочем, как и с Палестинской национальной администрацией – И.С.) соглашения о разделении исключительных экономических зон в Восточном Средиземном море и, в развитие, достижение с Израилем договоренностей по тому, чтобы добываемые еврейским государством энергоносители поставлялись бы на международные рынки через Турцию в направлении Европы.

При всем при этом Турция хочет соблюсти баланс в отношениях с Израилем и не отступить от своей принципиальной позиции по палестино-израильскому конфликту.

Принципиальная позиция Турции заключается не только в том, чтобы придерживаться её в отношениях между двумя странами. Эта позиция заключается в том, чтобы громко её выражать. И, более того, использовать её в качестве элемента, вокруг которого осуществлять группировку исламского мира – который Турция стремится мобилизовать вокруг себя.

Далее: Турция заинтересована в том, чтобы Палестина стала бы её плацдармом на Ближнем Востоке. Отсюда и поддержка, вместе с Катаром, движения ХАМАС. Отсюда же и попытка прорвать «блокаду сектора Газа Израилем», предпринятая ранее «Флотилией мира», организованной со стороны Турции.

Что дает Турции присутствие в Палестине?

Касательно экономического аспекта, разумеется, никаким значимым рынком для сбыта Турцией своей продукции и услуг Палестина не является. Однако, сектор Газа, имеющий небольшую прибрежную полосу на Средиземном море может стать подписантом соглашения о разделе исключительных экономических зон с Турцией, по аналогии с Ливией. И в этом – большой смысл для Турции, которая свою экономическую зону пытается «собрать» буквально «по кусочкам». Сначала с Ливией, потом с Палестиной. Сейчас Турция прилагает немалые усилия по тому, чтобы договориться с Египтом.

Переходим к аспекту геополитическому: прежде всего, Турция закрепляется на Ближнем Востоке и получает свой опорный пункт в стратегической точке. Пока он – опосредованный. Однако, как показала практика, со временем турецкие плацдармы политические могут трансформироваться в плацдармы военные. Тот же Нагорный Карабах является тому, ярким примером. Второй яркий пример – это, разумеется, Сирия.

Кроме того, не стоит забывать и то, что через сектор Газа и через палестинский вопрос, Турция приобщается и к вопросу Восточного Иерусалима.

Тут стоит учитывать, что Турция не может быть, по определению, «второй хранительницей двух святынь» — это место уже занято Саудовской Аравией, которая – единственная, первая и последняя, хранительница.

Святая София, «перезапущенная» в качестве мечети, для исламского мира имеет глубоко вторичное значение. Это – скорее «история» для внутритурецкой аудитории. Вряд ли, исламский мир сильно интересует переломность момента взятия турками Константинополя в 1453 году. И уж точно не было «мусульманской тоски» в мире по призывам к намазу с минаретов, пристроенных к храму Святой Софии, «незаконно» превращенному в музей решением (правительства) М.К. Ататюрка. Это – как утверждается нынешним турецким руководством «травма», но травма исключительно турецких мусульман.

А вот Иерусалим – это сакральное место трех религий, включая ислам. И закрепиться там, пусть даже и морально, означает многократно поднять статус Турции в исламском мире. В случае если – предполагаем сугубо теоретически – каким-то образом, Турции удастся «легализовать» свой особый статус (миротворца, наблюдателя, спецпредставителя и проч. — И.С) в палестино-израильском конфликте, даже с неясными перспективам урегулирования, — это будет большой победой нынешнего турецкого руководства. В рамках, разумеется, проводимой им политики.

В условиях, когда османское прошлое Турции не может служить объединительным фактором для арабского мира и даже может, скорее, служить фактором отталкивающим, апеллировать к нему нельзя. В этих условиях, Турции надо поднимать другой флаг. И, похоже, что на роль этого флага нынешним турецким руководством выбраны Иерусалим и Палестина.

Теперь – дело за «малым». Требуется проведение такой «сбалансированной» политики в отношениях с Израилем, которая бы сочетала в себе и Иерусалим с Палестиной – с одной стороны, и исключительную экономическую зону в желаемых для Турции границах – с другой стороны. На самом деле – это задача, с учетом приведенных выше вводных, для Турции, одновременно, исключительно важная и исключительно же сложная.

Заметим, что иногда такое «зонирование» противоречий / разногласий / конфликтов в отношениях, действительно, может работать.

В том смысле, что стороны сознательно работают на положительной повестке, при этом «ретушируя» и «сглаживая» имеющиеся между сторонами противоречия с помощью умелой дипломатической риторики и маневрирования. В этом смысле, им помогают некие красные линии, негласно прочерченные сторонами, за которые они стараются не заступать.

Однако, здесь, по всему получается, — не тот случай.

Просто потому, что, прежде всего, для «зонирования» сложностей в отношениях требуется выбирать соответствующую риторику и, хотя бы, «через раз» хранить молчание.

Что совершенно не в духе нынешнего турецкого руководства, которое считает, что его на политической арене, внутренней и международной, без разницы, должно быть «много». Молчание воспринимается турками как «отсутствие», а оттого переносится крайне плохо.

Кроме того, очевидно, что нынешнее турецкое руководство, с учетом той планки, что оно взяло в палестино-израильском конфликте, молчать не просто не будет, потому что «не хочет». Молчать оно не будет, потому что уже не может в силу того, что к тому подталкивают уже сами обстоятельства.

Партии справедливости и развития Р.Т.Эрдогана этого не простят её избиратели. А, равно как, и не спустит ей такого «понижения градуса» и оппозиция и сразу заявит о том, что национальные интересы страны были проданы ПСР «сионистам». И это при том, что в турецком обществе – устойчивые антиизраильские настроения, которые могут обернуться как голосами за правящую партию, так и голосами против неё.

Более того, турецкое руководство видит настроения не только внутри Турции, но и за пределами страны. В частности, даже десять с лишним лет назад насколько громко на «арабской улице» прозвучало Эрдогановское one minute please. Президент Р.Т.Эрдоган – это популярная на «арабской улице» политическая фигура и, что самое главное, турецкий лидер этой популярностью весьма дорожит. Это делает его не просто избранником турецкого народа (напомним, что, согласно внесенным в турецкую Конституцию поправкам, президент страны избирается не в Великом национальном собрании /Меджлисе/ Турции, а прямым народным волеизъявлением и президент Р.Т.Эрдоган, является народным избранником – И.С.). Это делает его ещё и представителем, пусть и неофициальным «арабской улицы» и придает его «личному бренду» большего веса в той же Организации исламского сотрудничества.

Во-вторых, энергетика, и не «какая-нибудь зеленая, возобновляемая энергетика», а торговля природным газом – это стратегическая отрасль ТЭК.

Договариваясь о разделении исключительных экономических зон и о совместных проектах доставки энергоносителей на мировые рынки, стороны связывают себя отношениями на долгие годы вперёд.

И в такие проекты нельзя идти с тем, кто называет тебя «террористическим государством». Просто по определению. В такие проекты идут с теми странами, с кем нет и не предвидится, в обозримой перспективе, политических разногласий. Иными словами, сложно себе представить ситуацию, когда Израиль начнет договариваться с Турцией после того, как Эрдоган классифицировал еврейское государство как государство «террористическое» о долгосрочном сотрудничестве в стратегической сфере. При том, что Реджеп Тайип Эрдоган, как мы сказали выше, не может уже «приглушить громкость» своих высказываний.

Президент Турции Р.Т.Эрдоган, как мы написали в предыдущей части нашей публикации, предпринял то, что называется «телефонной дипломатией». Обзвонив всех, с кем турецкий лидер посчитал целесообразным обсудить складывающуюся ситуацию и кого он попытался привлечь на свою сторону.

Заметим, что турецкий лидер пытается мобилизовать не только мусульманский мир, но и мир христианский на борьбу с «израильской агрессией». В частности, 17 мая состоялся телефонный разговор между президентом Р.Т.Эрдоганом и Папой Франциском.

В частности, в ходе этой беседы, турецкий лидер подчеркнул, что постоянные послания и реакция Папы в отношении нападений Израиля на палестинцев «помогут мобилизовать международное сообщество, а также весь христианский мир».

Заявив, что в Палестине совершается «зверство», президент Р.Т.Эрдоган добавил, что Израиль несет ответственность не только перед палестинским народом, но и перед всем человечеством, включая христиан и мусульман.

Президент Р.Т.Эрдоган также подчеркнул, что Израиль, который блокирует доступ в мечеть Аль-Акса и Храм Гроба Господня и ограничивает свободу вероисповедания, «подрывает человеческую честь, а также ставит под угрозу региональную безопасность».

Также турецкий лидер заявил, что все человечество должно объединиться перед лицом незаконных и бесчеловечных действий Израиля, которые также нарушают статус Иерусалима.

Президент Турции отметил, что его страна прилагает активные дипломатические усилия для «сдерживания Израиля» и обеспечения того, чтобы он понес наказание за свои действия, в то время как «Совет Безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН) не продемонстрировал своей необходимой ответственности».

Также Р.Т.Эрдоган добавил, что, если международное сообщество не накажет Израиль, который совершает преступления против человечности, палестинцы будут и дальше подвергаться «резне».

Надо сказать, что тема палестино-израильского конфликта все эти дни является темой «номер 1» как в риторике президента Р.Т.Эрдогана, так и в турецких СМИ. Она, эта тема, заметно опережает все другие, даже самые горячие новости. Среди которых и окончание месяца рамадан и отмечание праздника Ураза-байрам, и снятие коронавирусных ограничений в Турции после того, как число ежедневно заболевающих, по крайней мере, согласно официальной статистике в Турции, снизилось до 10 тыс. человек (напомним, что, на весеннем пике заболеваемости в Турции, число положительных ПЦР-тестов составляло до 65 тыс. человек ежедневно; сбить до 10 тыс. те показатели турецкому руководству удалось введением так называемого «полного карантина», который продлился вплоть до 17 мая с.г. – И.С.).

Даже новость о том, что Россия пока не снимает введенные ранее ограничения на авиасообщение с Турцией, чему не поспособствовал даже визит в Москву 17 мая пресс-секретаря президента Турции И.Калына и министра культуры и туризма М.Эрсоя, не заняла сколь-нибудь заметного места в турецкой новостной картине. Хотя, заметим, что, отнюдь не случайно, в Турции, говоря о иностранных туристах, употребляют термин «наша нефть». Это к вопросу о значимости туризма для турецкой экономики. И первое место занимают именно путешественники из Российской Федерации.

И даже несмотря на важность указанных тем, несмотря на очевидный рост цен и трудности в турецкой экономике, все, в эти дни, затмевается Израилем, Палестиной, Газой и весьма громкими выступлениям турецкого руководителя по этому поводу. Без преувеличения можно сказать, что президент Р.Т.Эрдоган является одним из самых громко выступающих мировых лидеров по поводу палестино-израильского конфликта.

Как мы сказали, целью Р.Т.Эрдогана является привлечь внимание международной общественности к конфликту, придать ему характер «избиения младенцев Израилем» и мобилизовать международное общение на сдерживание «израильской агрессии». На этом фоне, турецким лидером предлагаются и «административные, структурные» шаги.

В частности, выступая 17 мая с.г., президент Турции предложил сформировать новую администрацию города Иерусалим.

Выступая на пресс-конференции в президентском комплексе в Анкаре, Эрдоган предложил идею о том, что «Турция будет поддерживать как политически, так и военно на каждом этапе этого пути (то есть, на пути создания новой администрации города – И.С.)».

«Израиль — это террористическое государство, которое пытается узаконить свои действия, ссылаясь на сопротивление палестинцев», — сказал президент Р.Т.Эрдоган, осуждая нападения Израиля на мечеть Аль-Акса и «неизбирательные бомбардировки региона» со стороны Государства Израиль.

«У них (то есть, у палестинцев – И.С.) нет боевых самолетов, у вас их бесчисленное множество. Кого вы пытаетесь обмануть?». И далее, как добавил президент Р.Т.Эрдоган: «Те, кого не пугает убийство палестинских детей Израилем, напуганы тем фактом, что израильские дети тоже напуганы».

«Я осуждаю Австрию за то, что она вывесила флаг израильского террористического государства. Думаю, Австрия пытается заставить мусульман платить за евреев, которых они подвергали геноциду в свое время».

Президент Р.Т. Эрдоган также сообщил о разговоре с бывшим премьер-министром Израиля, личность которого он не раскрыл.

Цитируем:

«Бывший премьер-министр Израиля, я не собираюсь называть его имя, много лет назад сказал мне, что получил «самое большое удовольствие», когда убивал палестинцев во время своей военной службы в качестве генерала», — сказал он.

Эрдоган также раскритиковал одобрение президентом США Джо Байденом продажи оружия Израилю.

«Вы входите в историю с окровавленными руками, поддерживая Израиль, который нападает на Газу в непропорциональном смысле», — сказал он. «Вы заставили нас сказать это. Мы не будем молчать и продолжим нашу борьбу за Аль-Кудс», — добавил президент Р.Т.Эрдоган.

Итак, можно констатировать, что, по крайней мере, пока Турции не удается мобилизовать международное общественное мнение сплотиться вокруг палестинцев. Разумеется, поддержка США Государства Израиль – это константа. Однако, речь также идет и о Европе. И Австрия здесь является ясным сигналом президенту Р.Т.Эрдогану, что ему не удастся заручиться в этом вопросе поддержкой старой Европы.