Обострение палестино-израильского конфликта и Турция. Часть 1

Одной из констант современного внешнеполитического курса Турции, начавшегося с прихода ко власти в стране в 2002 году умеренно исламской Партии справедливости и развития (ПСР) Реджепа Тайипа Эрдогана является поддержка Турцией палестинской стороны в палестино-израильском конфликте и декларация единства Турции с палестинским народом, борющимся с «террористическим государством Израиль». Именно последняя характеристика прозвучала со стороны президента Турции Р.Т. Эрдогана в адрес Государства Израиль в ходе нынешнего обострения конфликта с Палестиной.

Причем, заметим, что речь идет не о поддержке пассивной, а о поддержке активной со стороны Турецкой Республики. В частности, речь идет о совместной с Катаром поддержке Турцией движения ХАМАС, действующего на территории сектора Газа и признанного рядом государств мира террористической организацией.

Для справки: ХАМАС признан террористической организацией США, ЕС, Японией, Канадой, а также Израилем. В Египте и в Иордании ХАМАС запрещен. Кроме того, Великобритания и Австралия признают террористической организацией лишь военное крыло ХАМАСа. Россия, равно как и КНР не признают ХАМАС террористической организацией.

О развороте в отношениях между Турцией и Израилем громко заговорили после знаменитого требования себе слова на Давосе-2009 со стороны тогда ещё премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, со словами One minute please.

Эта фраза one minute please, с тех пор, стала в Турции и на «арабской улице» устойчивым оборотом, связанным с эпизодом, когда Реджеп Тайип Эрдоган обращается к сидящему рядом президенту Израилю Шимону Пересу в предельно жестких выражениях, объясняя громкость заявлений Ш.Переса, испытываемым тем «чувством вины». Далее он говорит о том, что «вы (то есть, Государство Израиль – И.С.) очень хорошо знаете, как убивать». Желающие посмотреть то видео могут обратиться к ссылке: https://youtu.be/zMvrRMaG93E.

Тот Давос, в 2009 году, премьер-министр Эрдоган покинул, не дожидаясь окончания панельной дискуссии, со словами «Давос для меня закончен», обвинив модератора Давида Игнатиуса (издания Washington Post) в том, что он не дает ему говорить. Указав, что продолжительность его (Р.Т.Эрдогана – И.С.) выступления составила лишь 12 минут, когда его сосед (оппонент) президент Израиля Шимон Перес говорил 25 минут.

Можно сказать, что Давос – 2009 стал одной из поворотных точек в отношениях между Турецкой Республикой и Государством Израиль, когда внутренние, созревающие противоречия, впервые, на публичной площадке глобального уровня стали достоянием общественности. Можно сказать, что то выступление премьер-министра Р.Т.Эрдогана было обращено не в сторону сидящей в зале аудитории, а всего исламского мира. Можно сказать, что это был, своего рода, «манифест» турецкого лидера.

За ним, в мае месяце 2010 года, последовало дело «Флотилии мира», в составе шести судов во главе с турецким паромом «Мави Мармара», который попытался прорвать морскую блокаду сектора Газа и доставить туда гуманитарный груз. Эта флотилия была перехвачена израильскими кораблями. В результате штурма, погибло 9 человек, включая 8 граждан Турции и одного турка американского происхождения. Ещё 50 человек было ранено. За этим инцидентом последовало долгое разбирательство между сторонами и даже извинения со стороны Израиля в адрес Турции.

Приведенное выше – это лишь два, но, все-таки, поворотных эпизода, которые ознаменовали переход Турции к конфронтационной политике по отношению к Израилю.

Эта политика продолжается до сих пор, невзирая на активно муссировавшиеся в последнее время слухи о том, что между сторонами может состояться взаимное назначение послов. Более того, турецкая сторона все последние месяцы активно продвигает идею о том, что Турция и Израиль могут договориться о том, чтобы подписать соглашение о разделе исключительных экономических зон (ИЭЗ) в Восточном Средиземном море.

При этом, как и в случае с Египтом, Турция обещает Израилю выгодность данного соглашения, по сравнению с аналогичными договоренностями, которые существуют между Израилем и Грецией / Кипром. В том случае, если Израиль предпочтет соглашение с Турцией, как обещается турецкой стороной, речь может идти о дополнительных для Израиля 4,5 тыс. кв. км морских территорий. Вообще говоря, сообразно площади самого Израиля – чуть более 22 тыс. кв. км – речь идет о существенной «прибавке».

Как мы писали ранее в нашем обзоре, посвященном недавним турецко-египетским переговорам в Каире, на которые в Турции возлагают большие надежды, Турция, всеми силами, пытается развалить «газовый консорциум», существующий между Грецией, Кипром, Израилем и Египтом. Подписание соглашений с двумя последними государствами, в случае достижения успеха, по замыслу Турции, должно полностью изменить расклад в Восточном Средиземноморье в её противостоянии с Грецией и с Республикой Кипр.

Подчеркнем, что касается возможной нормализации в отношениях Турции и Израиля, если под этим на данном этапе понимать, для начала, установление полноценных дипломатических отношений на уровне чрезвычайных и полномочных послов, положительные сигналы поступали вплоть до настоящего времени. Ещё в конце марта месяца президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил по этому поводу буквально следующее:

«Сердце желает, чтобы мы изменили бы наши отношения с Израилем к лучшему. Наши отношения с Израилем, в вопросах разведки, и так не прервались, они продолжаются».

Напомним, что это заявление было перепечатано мировыми СМИ 31 марта с.г. и было воспринято как сигнал о том, что, в самое ближайшее время, возможен турецко-израильский «разворот». Впрочем, подчеркнем, что такая возможность существовала для Турции на определенных условиях, которые являются предметом отдельного, уже гипотетического, разговора с учетом того, что траектория турецко-израильского диалога, в очередной раз, претерпела кардинальные изменения.

Теперь уже, по всей видимости, можно говорить о том, что такая возможность существовала, но вновь переносится на неопределенный срок. После того, как с 10-х чисел мая началось очередное палестино-израильское обострение Турция вернулась в своей риторике, по отношению к Израилю, на исходные позиции, которые отбрасывают заявленный процесс нормализации на неопределенный период времени.

Обратимся к тем заявлениям, которые прозвучали в эти дни от президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, который немедленно ужесточил риторику в адрес Израиля, по сравнению с тем «пониженным тоном», который начал звучать с турецкой стороны ранее в преддверии ожидаемой «нормализации двусторонних отношений».

В частности, 12 мая турецкий лидер выступил со следующими заявлениями:

«Действия Израиля, которые противоречат решениям общих организаций человечества, основным правам человека, международному праву и всем человеческим ценностям, должны быть немедленно прекращены».

Далее: «Мы требуем, чтобы гнусные нападения на мечеть Аль-Акса и мусульман были немедленно прекращены», — написал в своем Твиттере турецкий лидер.

«В противном случае ни у одного человека на Земле не останется доверия к международным организациям или правилам. Если Совет Безопасности Организации Объединенных Наций не положит конец этому злодеянию с помощью немедленных и эффективных мер, это будет означать, что он безоговорочно принимает искривленную ситуацию, которую мы описываем как «Мир больше пяти»» — добавил Реджеп Тайип Эрдоган, повторяя свой знаменитый девиз, касательно «несправедливости», на взгляд Турции, ситуации, при которой главным органом ООН управляют лишь пять постоянных членов Совета Безопасности.

Как добавил турецкий лидер, «Не следует забывать, что Аль-Кудс — это весь мир, а мусульмане — это все человечество».

Можно сказать, что приведенные выше тезисы являются достаточно традиционными для турецкого лидера. В особенности, те, что касаются устройства Организации Объединенных Наций и того, что состав постоянных членов Совета Безопасности ООН должен быть расширен и стать более репрезентативным за счет новых центров силы и новых голосов, которые должны быть услышаны. Разумеется, среди новых центров силы, в их первых рядах, должна оказаться и сама Турция.

При этом заметим, насколько быстро включилась турецкая власть в палестино-израильский конфликт. При том, что, вообще говоря, для неё на кону переговоры с Израилем по поводу раздела исключительных экономических зон в Восточном Средиземном море. Это – ставка наивысшего порядка, с учетом того, что Турция ведет борьбу, по сути, за то, чтобы кардинально поменять дефицитный характер своей экономики в «профицитную сторону».

Пусть даже те турецко-израильские переговоры изначально были под большим вопросом. Однако, такая нынешняя риторика турецкого лидера делает турецко-израильскую нормализацию и диалог по исключительным экономическим зонам в Восточном Средиземном море невозможным.

Хотя, совершенно не исключено, что делает невозможным, но не для турецкого руководства. Которое может рассматривать нынешнюю ситуацию как часть игры, в которой можно поднять ставки. И чем выше эти ставки будут для Израиля, тем больше шансов может быть, на взгляд Турции, на переговорный успех.

То есть, Турция, заручившаяся поддержкой влиятельных международных игроков в поддержку Палестины, будет более весомо смотреться в целом и у неё будут более сильные козыри для игры в Восточном Средиземном море. Не следует исключать такой логики с турецкой стороны также.

Делая отсылку к фундаментальному труду – изданию Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) «Большая стратегия Турции», вспомним, что там говорится про внешнюю политику, очищенную от «ненужных комплексов». И пока игра не подошла к своему эндшпилю устраивать размены рано. Зато можно поднимать ставки в игре Турции с Израилем, чтобы потом оценить, чем в палестинском досье можно поступиться.

Мы ещё не раз будем говорить про национальные интересы Турции в этом вопросе, но если здесь их предельно кратко резюмировать, то должно получиться приблизительно следующее.

Во-первых, Турции нужно заключить с Израилем соглашение о разделении исключительных экономических зон в Восточном Средиземном море по всей карте, которая содержится в концепции «Синяя Родина». Более того, Турция заинтересована в том, чтобы израильский газ на экспортные европейские рынки пошёл бы по турецкой территории.

Во-вторых, Турции интересно закрепление своего статуса лидера исламского мира.

Поскольку статус лидера не может быть получен страной в составе Организации исламского сотрудничества (ОИС), этот статус можно получить «на арабской улице», сгруппировав общественное мнение вокруг такого вопроса, который можно считать для мусульман краеугольным камнем.

Таким камнем, без сомнения, является палестино-израильский конфликт. Этот камень, выражаясь фигурально, — трансграничен и преодолевает расколы, существующие в самых разных сообществах, включая саму Турцию. Отношение к Израилю – достаточно ровно негативное в Турции, вне зависимости от партийной принадлежности. Будь то речь о правящей Партии справедливости и развития или же о кемалистах.

Для того, чтобы добиться этого статуса, недостаточно лишь только телефонной дипломатии. Хотя это было именно то, что, прежде всего, предпринял президент Реджеп Тайип Эрдоган. Как было официально сообщено в Турции, турецким лидером были проведены телефонные переговоры с лидерами целого ряда государств, включая Палестину, Россию, Катар, Иорданию, Кувейт, Малайзию, Индонезию, Алжир, Узбекистан, Пакистан, Турецкую Республику Северного Кипра, Киргизию, Афганистан, Ирак, Нигерию, Ливию, Оман и проч.

Заметим, что нас должен, безусловно, в первую очередь, интересовать телефонный разговор, который состоялся 12 мая между президентами В.Путиным и Р.Т.Эрдоганом.

Прежде всего, обратимся к пресс-релизу, опубликованному на сайте Кремля и посвященному указанному разговору.

«Состоялся телефонный разговор Владимира Путина с Президентом Турецкой Республики Реджепом Тайипом Эрдоганом.

Президент Турции выразил глубокие соболезнования в связи с трагическими событиями в школе в Казани, просил передать слова сочувствия семьям погибших и пожелания скорейшего выздоровления пострадавшим.

Проведён предметный обмен мнениями в связи с обострением обстановки в Восточном Иерусалиме. Высказана серьёзная обеспокоенность продолжающимися столкновениями, ростом числа убитых и раненых. Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган призвали стороны к деэскалации напряжённости и мирному урегулированию возникающих вопросов.

При этом отмечена принципиальная позиция России и Турции в поддержку двугосударственного решения палестино-израильского конфликта на основе общепризнанных международно-правовых норм, а также особая роль «квартета» международных посредников (Россия, ЕС, ООН, США) в содействии переговорному процессу.

Продолжено обсуждение текущего состояния и перспектив сотрудничества в борьбе с пандемией коронавирусной инфекции. Владимир Путин подтвердил готовность российской стороны обеспечить поставки в Турцию вакцины «Спутник V». В ближайшие дни в Москву приедет турецкая делегация для обсуждения данной проблематики.

Президент России высказал наилучшие пожелания Реджепу Тайипу Эрдогану и всему турецкому народу по случаю предстоящего завершения священного для мусульман месяца Рамадан.

Регулярный двусторонний диалог будет продолжен на различных уровнях».

Теперь обратимся к пресс-релизу, посвященному состоявшемуся между двумя лидерами телефонному разговору, который был опубликован на сайте Управления по связям с общественностью при администрации президента Турецкой Республики:

«Президент Реджеп Тайип Эрдоган провел телефонный разговор с президентом России Владимиром Путиным.

В ходе телефонного разговора, обсуждались события, происходящие в Палестине, и поставка вакцины «Спутник V» в Турцию.

Заявив, что Турция самым решительным образом отреагировала на нападения, которые Израиль безрассудно осуществил против Аль-Кудса, Газы, мечети Аль-Акса и палестинцев, президент Эрдоган сказал, что международное сообщество также должно преподать Израилю сильный урок сдерживания, и что с этой целью они (турецкий лидер – И.С.) продолжали свои инициативы на всех уровнях.

Подчеркнув важность заявления Министерства иностранных дел России по Палестине, в котором подчеркиваются параметры Организации Объединенных Наций об урегулировании в формате двух государств, президент Эрдоган подчеркнул важность того, что Турция и Россия придерживаются единого мнения о событиях, происходящих в Палестине.

Президент Эрдоган указал на важность того, чтобы Совет Безопасности Организации Объединенных Наций вмешался в этот вопрос до того, как кризис усугубился, и что Совет должен направить Израилю решительные и четкие сигналы о прекращении его атак.

Подчеркнув, что работа над идеей отправки международных сил защиты в регион для защиты палестинского гражданского населения также должна быть осуществлена, президент Эрдоган выразил уверенность, что Турция и Россия будут тесно сотрудничать по всем этим вопросам в Организации Объединенных Наций.

Президент России Владимир Путин, в свою очередь, поздравил турецкий народ с праздником Ураза-байрам и пожелал ему здоровья и счастья».

52.64MB | MySQL:103 | 0,514sec