- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Большая стратегия Турции. Часть 22

Продолжаем разбирать книгу главного мозгового центра Турции – Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции под заголовком «Большая стратегия Турции».

Перед собой мы видим попытку осмысления новой роли Турции, предпринятую главным мозговым центром Турции – Фондом политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV), на фоне того, как это новое, укрепившееся положение Турции стало все более отчетливо проявляться, как минимум, в регионе нахождения страны.

Главный вопрос, который занимает Турцию: каким образом страна может воспользоваться теми тектоническими сдвигами, которые сейчас наблюдаются в мире, чтобы укрепить свой статус региональной державы и даже сделать себе «апгрейд» до статуса державы глобальной?

Предыдущая, 21-я часть публикации доступна по ссылке на сайте Института Ближнего Востока: http://www.iimes.ru/?p=77511 [1].

Напомним, что мы остановились на завершающей, четвертой главе книги, которая озаглавлена как «Турецкая внешняя политика и стратегия в сфере безопасности». И, в частности, на так называемом «первом стратегическом поясе» страны, который составляет национальное измерение турецкой внешней политики и политики в сфере национальной безопасности.

Достаточно любопытным является то, что, как можно понять турецких авторов, они считают, что главной угрозой этому «национальному поясу» является терроризм внутри страны. И, в рамках террористической угрозы, — так называемая «террористическая организация Фетхуллаха Гюлена» (в турецкой аббревиатуре, FETÖ – И.С.). А отнюдь не, как можно было бы подумать, Рабочая партия Курдистана, с которыми Турция борется, как жесткими, так и мягкими средствами, на протяжении десятилетий.

Секта Фетхуллаха Гюлена, на протяжении целого ряда лет, была одной из самых влиятельных в Турции и пользовалась поддержкой со стороны руководства страны, пока оно было уверено в том, что оно контролирует ситуацию.

Однако, на рубеже 2010-х годов проявились и расхождения в позиции официальной Анкары и её неофициального союзника. Одной из поворотных точек, как можно судить, стали события так называемой «арабской весны». В частности, Фетхуллах Гюлен выступал против того, что Турция активно вмешивается в судьбу аравийских монархий и диктатур региона. Далее последовали протесты на площади Таксим / парке Гези в Стамбуле, жесткое подавление которых также было встречено Ф. Гюленом с осуждением.

После чего, секта активно включилась в непосредственную борьбу с турецким руководством – сначала были скандальные разоблачения конца 2013 года, когда атаке было подвергнуто непосредственное, ближайшее окружение Р.Т.Эрдогана, включая членов его семьи. Под атакой подразумевается вброс компромата, включая аудиозаписи (подлинность которых турецким руководством отвергается – И.С.), связанные с коррупционными отношениями. После чего, в 2016 году, последовала попытка военного переворота, которая также была приписана секте Фетхуллаха Гюлена, поддержанной со стороны США.

Попытка переворота в стране была подавлена и за ней последовали массовые чистки турецких государственных структур от сторонников Гюлена. Масштаб этой борьбы был пропорционален тому, что в стратегии национальной безопасности Турции секта Фетхуллаха Гюлена была названа главной угрозой для Турции и с ней надлежит бороться всеми доступными способами и во всех «локациях», как внутри страны, так и за её пределами.

Со стороны могло показаться, что секта выкорчевана в Турции с корнем и угроза разного рода жестких попыток сместить действующую власть в стране, а также разного рода «мягких атак» полностью в стране миновала. Однако, как показывают события последних недель, эта угроза, по-прежнему, существует.

Так, с мая месяца с.г. в Турции развернулся ещё один коррупционный скандал.

Один из известных мафиозных лидеров Турции «в изгнании», Седат Пекер, в настоящее время скрывающийся в ОАЭ, начал записывать ролики, которые разоблачают руководство Турции. Речь идет о различных крупных преступлениях и участии в мафиозной деятельности крупнейших турецких руководителей, включая даже торговлю наркотиками. Главной мишенью его атак, на первом этапе, стал министр внутренних дел Сулейман Сойлу.

Ролики Седата Пекера, мафиози, на котором «пробу ставить негде», собирают невиданное для Турции число просмотров: счет идет на миллионы просмотров, что для турецких социальных сетей является очень большим рейтингом.

Турция, все же, в смысле социальных сетей, хоть и является достаточно развитой страной, однако, они не играют до сих пор столь большой роли, как, допустим, в нашей стране, где сотни тысяч и даже миллионы просмотров имеет пусть и ограниченное, но, все же, достаточно большое количество «ютьюберов». А сегодня Седат Пекер высится буквально вершиной над всеми прочими турецкими деятелями «альтернативных медиа». В этом смысле, он выводит вопрос на качественно новый уровень. В определенном смысле, похоже, он ищет «славы Алексей Навального», но с некоторыми поправками. Он – все же официальный, многократно судимый и осужденный мафиозный лидер. И то, что он рассказывает про турецких руководителей – это рассказ из первых уст, где он выступает либо очевидцем, либо даже соучастником событий.

Тут есть, разумеется, несколько вопросов. И главный из них связан с тем, кто стоит за спиной этого представителя турецкого преступного мира.

Конечно же, не вызывает сомнений, что он пользуется покровительством ОАЭ, где, находясь в гостинице, спокойно записывает и распространяет свои «вирусные ролики». Вопрос заключается в том, является ли Седат Пекер «продуктом» лишь только аравийских монархий или след уходит дальше, в сторону Пенсильвании, где проживает Фетхуллах Гюлен?

Разумеется, «холодная война» между Турцией и ОАЭ с КСА продолжается, и турецкая «антимонархическая компания» не могла не натолкнуться на «достойный ответ». Тем более, что Турция уж больно активно «наступает на пятки» наследному принцу КСА по вопросу убийства оппозиционного журналиста Дж.Хашогги в Генеральном консульстве КСА в Стамбуле. Не желая отступать от произошедшего и «списать» его за «сроком давности». Напротив, Турция постоянно подчеркивает, что срок давности для неё не имеет значения и она продолжит «расчесывать» этот вопрос.

Второй вопрос, ничуть не менее важный – это цель производимых вбросов.

И конкретнее: является ли целью лишь только министр внутренних дел Сулейман Сойлу или же хотят лично задеть и прочее ближайшее окружение президента Р.Т.Эрдогана?

Далее: является ли целью сам турецкий лидер, или же атака ведется лишь только на отдельных лиц из его окружения?

Все это вопросы, которые пока не находят конкретных ответов, а лишь создают поле для множества версий. Однако, о них скажем чуть позже.

26 мая президент Турции и председатель правящей Партии справедливости и развития (ПСР) Реджеп Тайип Эрдоган выразил свою полную поддержку министру внутренних дел Сулейману Сойлу, который, как мы отметили выше, подвергся нападкам со стороны лидера мафии в серии видеороликов.

При этом президент подчеркнул, что настоящая и главная цель руководства страны – «успех Турции в боевых действиях, борьба с терроризмом и разрушение криминальных сетей».

Цитируем турецкого лидера:

«Как и в борьбе с террористическими организациями, мы были и будем стоять вместе с нашим министром внутренних дел в борьбе с преступными сетями. Достаточно определить профили и инструменты, использованные в этом заговоре, чтобы увидеть, что реальной мишенью (тех, кто инициировал скандал – прим.) является создание большой и сильной Турции».

Президент Р.Т.Эрдоган нарушил свое молчание в связи с событиями последних недель и выразил поддержку Сойлу перед депутатами парламента от ПСР. Напомнив, что Седат Пекер также нацелился на бывшего премьер-министра Бинали Йылдырыма через его сына (речь шла о, якобы, участии последнего в операциях с торговлей наркотиками – И.С.), Р.Т.Эрдоган сказал, что это «еще одно доказательство» того, что мишенью Седата Пекера является Турция и правительство.

Цитируем президента Р.Т. Эрдогана:

«Мы следим за членами преступных организаций, куда бы они ни бежали. Мы будем следить за ними, пока они не будут преданы правосудию», — сказал Эрдоган, также указав, что прокуроры в Стамбуле и в Анкаре уже приняли меры «в связи с заявлениями и клеветой со стороны Пекера».

Как указал Р.Т.Эрдоган, «Вся ложь и клевета будут разоблачены. Никто не должен сомневаться в том, что в Турции правовое государство». В свою очередь, министр внутренних дел Сулейман Сойлу написал, после заседания парламентской фракции ПСР 26 мая, в своем Твиттер-аккаунте «Мы служили и будем служить нашему президенту Реджепу Тайипу Эрдогану».

Выступая со своими опровержениями, президент Р.Т.Эрдоган подчеркнул, что одна из сфер, в которой правительство ПСР действовало активно на протяжении последних 19 лет и было наиболее успешным — это безопасность, особенно в последние годы.

Цитируем президента Р.Т.Эрдогана: «В течение 19 лет, Турция уничтожала преступные группировки одну за другой, используя все имеющиеся в нашем распоряжении средства. Турция больше не та страна, где могут хвастаться лидеры так называемых банд. Мы сделали Турцию страной, где не действует никакой другой метод, кроме закона».

По словам турецкого лидера, за последние три с половиной года, в Турции арестовано почти 750 000 (!) подозреваемых в преступлениях, связанных с наркотиками, и 85 000 из них отправлены под стражу. Президент Эрдоган добавил, что Турция является одной из стран в мире, где применяются самые суровые наказания за преступления, связанные с наркотиками.

Президент Р.Т.Эрдоган подчеркнул, что Турция также добилась значительных успехов в борьбе с террористическими организациями PПK и FETÖ, и первая утратила способность представлять угрозу для Турции. «Наш успех в уничтожении террористических организаций вызывает некоторый дискомфорт. Это причина, по которой мы стали мишенью».

Президент Р.Т.Эрдоган также пообещал, что Турция разорвет продолжающийся «коварный заговор», заявив: «Никакой сценарий не может помешать нашей стране достичь своих целей».

Итак, как мы видим, прозвучали ключевые слова со стороны турецкого лидера.

Во-первых, он опровергает любую причастность турецких руководителей и членов их семей к торговле наркотиками, много говоря о том, что Турция является наиболее активной и последовательной страной в плане борьбы с наркотиками и с наркотрафиком.

Во-вторых, турецкий лидер, очевидно, уже прочерчивает связь между заявлениями, прозвучавшими со стороны Седата Пекера в адрес турецкого руководства, и деятельностью так называемой «террористической организации Фетхуллаха Гюлена». Достаточно прогнозируемым образом, он связывает указанные видеоролики и борьбу турецкого руководства с FETÖ. И говорит о том, что истинной мишенью этих атак является турецкое государство, которое настойчиво двигается на пути к реализации своих целей, что беспокоит «внешние силы».

Ещё до того, как президент Р.Т.Эрдоган выступил по поводу разоблачений, прозвучавших в адрес своего ближайшего окружения, на них откликнулись международные средства массовой информации.

Вот, допустим, как 21 мая с.г. отреагировало на произошедшее влиятельное интернет-издание Al-Monitor. В частности, автором Метином Гюрджаном была опубликована статья под заголовком «Эрдоган – в жаркой точке из-за того, что турки ставят вопрос о мафизации политики».

Обратимся к основным тезисам этой публикации.

Цитируем:

«Турецкий мафиози, который до недавнего времени организовывал митинги в поддержку президента Реджепа Тайипа Эрдогана и пользовался благосклонностью проправительственных кругов, потрясает Турцию с начала мая, публикуя серию видеороликов, разоблачающих то, что он рисует, как тесные связи между высокими политическими слоями и преступным миром, включая обвинения в торговле наркотиками, рэкете и даже убийствах против членов или соратников правящей партии.

Хотя стране не привыкать, что государственные чиновники вступают в сговор с преступниками, масштаб и серьезность заявлений подогревают опасения по поводу трансформации Турции при Эрдогане, который, как утверждают оппоненты, монополизировал турецкое государство с тех пор, как принял широкие исполнительные полномочия в 2018 году».

На самом деле, действительно, были коррупционные скандалы 2013 года, когда 4 турецких министра лишились своих постов в результате сделанных разоблачений. Главным итогом тех скандалов стало глубочайшее разочарование в нынешнем турецком руководстве и в партии власти, которое постигло многих преданных сторонников ПСР. Особенно, это коснулось представителей старшего поколения, которые относились не просто с уважением к руководству страны. Это отношение у многих было сродни обожанию. И тогда, в 2013 году, коррупционные скандалы сменились у них тяжелым разочарованием.

Теперь же ситуация иная: развенчание тезиса «о безгрешности и о бессеребрянности» турецкой власти уже состоялось. И зерна ложатся на «благодатную почву», которая ещё «удобрена» экономическими трудностями и обеднением населения. И нынешний скандал усугубляется тем, что он растянут во времени. Разоблачение следует за разоблачением, ведь главный виновник происходящего находится на свободе. Мы видим цепь скандалов, конца и края которым не предвидится и с которыми турецкое руководство не может ничего сделать. Дотянуться до Седата Пекера у турецкого руководства возможности нет. Не замечать эти скандалы нельзя. Остается говорить о том, что это атака на турецкое государство и, здесь, предсказуемым образом, всплыло имя Фетхуллаха Гюлена.

Продолжаем цитирование статьи:

«Седат Пекер, осужденный лидер преступной группировки, который, по его собственным словам, покинул Турцию в конце 2019 года после того, как узнал о полицейском расследовании против него, явно нацелился на министра внутренних дел Сулеймана Сойлу, который якобы пообещал ему защиту, но не сдержал его слово; отсюда и стремление Пекера свести счеты. До 6 миллионов человек посмотрели каждое из шестичасовых видеороликов, которые Пекер разместил на YouTube из Дубая в Объединенных Арабских Эмиратах, что побудило оппозицию к парламентскому расследованию его обвинений.

Сойлу и другие, попавшие под прицел Пекера, отрицают обвинения, но для многих они слишком резки, чтобы их отвергать. Гангстер предоставил подробности в подтверждение своих заявлений, включая записи видеозвонков с проправительственным журналистом, который, по его словам, был его посредником с Сойлу. Он также признался в своей роли в публично известных инцидентах, таких как избиение бывшего депутата и нападение на офис ежедневной газеты Hurriyet, которое он якобы организовал по просьбе членов Партии справедливости и развития Эрдогана (ПСР).

Скандал разворачивается как реалити-шоу, которое часто кажется сюрреалистичным. Скандал стал свидетелем того, как бандит и министр внутренних дел обменивались оскорблениями в социальных сетях на глазах миллионов людей, жаждущих мельком увидеть «грязное белье» Анкары».

На самом деле, сломан достаточно серьезный барьер: вплоть до настоящего времени, не было такого публичного диалога между властью и преступным миром на глазах граждан страны. Это – огромная травма для института турецкой власти в глазах граждан страны. И это становится вопросом национальной безопасности, из той самой категории «национального пояса».