- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу о стратегии в сфере искусственного интеллекта Турции на период с 2021 по 2025 год. Часть 7

Продолжаем анализировать турецкую Стратегию в сфере развития искусственного интеллекта — первый всеобъемлющий документ в этой сфере, подготовленный в Турецкой Республике. Часть 6 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=79520 [1].

Напомним, что мы остановились на разделе, который озаглавлен как «Техническая инфраструктура, платформы и данные».

Понятно, что искусственный интеллект начинается там, где есть унифицированные большие данные, которые очищены, систематизированы и доступны для анализа.

Отсюда и то, о чем говорит турецкая Стратегия в сфере искусственного интеллекта – о первых проектах по созданию так называемого «Национального словаря данных» (Ulusal Veri Sözlüğü’nün или UVS – прим.), и «Портала открытых государственных данных».

Заметим, что нижеподписавшийся ранее не раз обращался к турецкому Порталу открытых данных, чтобы обнаружить там множество разрозненных данных, не представляющих, на первый взгляд, особой ценности для анализа. Это – как раз тот случай, что данных должно быть много и обо всем, и лишь тогда они начинают приобретать смысл. Причем смысл уже не для «человеческого», а именно для машинного анализа (ввиду огромного массива данных – прим.) На нынешнем этапе своего развития, в Турции ещё – достаточно далеко до того, чтобы накопить подобный массив данных.

Как продолжает турецкая Стратегия в сфере искусственного интеллекта, «В нашей стране предпринимаются важные шаги в плане инвестиций в технологии, связанные с искусственным интеллектом. Различные проекты исследовательской инфраструктуры, связанные с искусственным интеллектом, поддерживаются через программы государственных инвестиций. В этом контексте проект, «Турецкая национальная научная электронная инфраструктура», в рамках Национальной академической сети и информационного центра TÜBİTAK (ULAKBİM), является важным ориентиром для высокопроизводительных вычислений».

Как отмечается в Стратегии, благодаря инвестициям в централизованную инфраструктуру, эффективная и интерактивная компьютерная сеть, ориентированная на современные технологии, создана и действует на национальном уровне.

Также, аналогичным образом, в Турции реализуются такие проекты, как «Национальный центр высокопроизводительных вычислений» при Стамбульском техническом университете, «Центр исследований, разработок и обучения робототехники» в рамках Средневосточного технического университета, «Лаборатория робототехники и искусственного интеллекта» в Босфорском университете, а также «Центр передового опыта в области неврологии и нейротехнологий» — в партнёрстве между Анкарским университетом, Университетом Гази, а также Средневосточным техническим университетом.

Все эти проекты включены в государственный Инвестиционный бюджет страны на 2021 годы и продолжается их финансовая поддержка со стороны государства (этот бюджет утверждается ежегодно и становится доступным для физического выделения средств, приблизительно в марте – апреле месяцах каждого календарного года – И.С.).

Как отмечается в Стратегии, благодаря вышеупомянутым проектам, которые прямо или косвенно способствуют развитию технологий искусственного интеллекта, распространяются исследования, проводимые совместно между университетами и другими исследовательскими лабораториями, и уровень этих исследований доводится до международных стандартов.

Говоря о совместных международных проектах, как отмечается в Стратегии, Турция приняла участие в работах, посвященных высокопроизводительным вычислениям, в апреле 2019 года – в так называемой «Совместной инициативе Euro HPC». В рамках своего участия, Турция подала совместную заявку с Испанией, Португалией и Хорватией, и, после акцепта этой заявки, страна получила прямой доступ к суперкомпьютеру под названием MareNostrum 5.

Для справки: Эта инфраструктура создается в Барселоне, и MareNostrum станет одним из немногих суперкомпьютеров в мире с производительностью свыше 150 петафлопс. Его планируется ввести в эксплуатацию в середине 2021 года.

В рамках проекта, осуществляемого Турцией на своей платформе с открытым исходным кодом, готовятся наборы текстовых и аудиоданных и библиотеки алгоритмов с открытым исходным кодом, над которыми исследователи и предприниматели могут работать и разрабатывать свои приложения. Он направлен на запуск продуктов и брендов в этой области при поддержке государственных учреждений и глобальных компаний.

Цитируем Стратегию: «Важно планировать инвестиции в технологии искусственного интеллекта в партнерстве с государственным и частным секторами, в соответствии с национальными возможностями, для постоянного развития аппаратной и программной инфраструктуры, а также для обеспечения общего использования инвестиций в инфраструктуру экосистемой. В этом контексте, важно развивать экосистему искусственного интеллекта, с помощью функционально совместимой инфраструктуры, создавая взаимодействие с участием многих заинтересованных сторон, и с помощью платформенного подхода».

Отметим, в очередной раз, что турецкое государство, как базис, берет для себя подход по тому, чтобы обеспечивать синергию между всеми возможными участниками любого процесса. В данном случае, речь идет о том, чтобы мобилизовать частный бизнес, а также академическое сообщество на работы в сфере искусственного интеллекта. Для чего, собственно, и создаются рассмотренные в этом разделе платформы.

Отдельно стоит отметить и перманентно существующее у Турции научное сотрудничество с Европой. Даже при том, что евроинтеграция Турции, как проект, находится в «морозилке», процессы диалога, ранее запущенные, в данном случае – в сфере научных исследований, тем не менее, продолжаются. Не устанем говорить о том, что вот она – главная ценность, возникающая от диалога между Турцией и ЕС, а, отнюдь, не мифическое вступление Турции в ЕС.

Следующий раздел Стратегии озаглавлен, как «Гармонизация и регулирование в социально-экономической структуре».

Цитируем Стратегию:

«Важно планировать инвестиции в технологии искусственного интеллекта в партнерстве с государственным и частным секторами в соответствии с национальными возможностями для постоянного развития аппаратной и программной инфраструктуры, а также для обеспечения общего использования инвестиций в инфраструктуру экосистемы».

Как отмечается, в этой связи, экосистему искусственного интеллекта необходимо развивать с помощью «функционально совместимой инфраструктуры, создавая взаимодействие с участием многих заинтересованных сторон с помощью платформенного подхода».

При этом, с все большим распространением приложений искусственного интеллекта, правовые нормы, непосредственно касающиеся прав и свобод человека, должны быть отрегулированы таким образом, чтобы служить примером универсальной правовой системы. В этом контексте, в 2019 году был опубликован Отчет о праве в Турции, в эпоху искусственного интеллекта, который сфокусирован именно на той связи, которая существует между юридическими нормами и революционными достижениями в цифровой сфере.

Главным образом, этот Отчет сфокусирован на 4 следующих вопросах:

Еще одно исследование, проведенное с целью выявления потребностей в ускорении адаптации социально-экономической структуры к искусственному интеллекту в Турции – это, как пишет Стратегия, семинар, проведенный в 2017 году Инициативой по искусственному интеллекту Турции.

По результатам семинара, наиболее важными потребностями в этом отношении в Турции определены следующие: 1) повышение осведомленности, 2) создание экосистемы искусственного интеллекта, которая будет поддерживать общение и сотрудничество, 3) ускорение цикла коммерциализации с помощью проектов частного сектора и государственных учреждений, которые будут поддерживаться нормативными актами в области интеллектуальной собственности, программами компетенций, технической инфраструктурой, конкурсами инноваций и примерами на местах.

Как отмечается Стратегией, пусть они и отличаются в разных странах по своей природе, однако, во всем мире существуют предубеждения и предвзятость против искусственного интеллекта. Эти явления могут «стать серьезным препятствием для создания социальных благ с помощью исследований в сфере искусственного интеллекта».

Исходя из этого, в 2019 году Турецким научным фондом был проведен семинар под названием «Предубеждения при применении искусственного интеллекта». В результате проведенного мероприятия, был сформирован перечень предубеждений, которые могут быть классифицированы под различными заголовками, включая «образование», «здравоохранение», «регулирование», «информация» и «безопасность».

Как пишет Стратегия, «подготовка этической основы, которая заботится о безопасности данных и поощряет защиту конфиденциальности, очень важна для обеспечения доверия общественности к искусственному интеллекту».

В рамках чувствительности в данном вопросе, Офис по цифровой трансформации при Администрации президента Турции инициировал создание Национальной рабочей группы по управлению данными и конфиденциальности — с целью собрать вместе экспертов, работающих над правовой и технологической стороной конфиденциальности данных в Турецкой Республике, а также с целью довести экспертов до уровня, когда они могут взаимодействовать с другими учреждениями и ведомствами страны.

Процитируем Стратегию:

«Для того, чтобы с помощью этой Рабочей группы, на национальном уровне сформировать необходимую политику и руководящие документы, поставлены следующие задачи: обеспечить координацию с соответствующими учреждениями и ведомствами, сформировать координационные механизмы, направленные на международное сотрудничество, обеспечить почву для сбора и сотрудничества специалистов, работающих над технической и юридической сторонами вопроса».

И далее, как подчеркивается Стратегией:

«Предпосылкой для широкого использования приложений искусственного интеллекта является уверенность в том, что все заинтересованные стороны доверяют этим технологиям. В этом контексте, когда оценивается текущая ситуация в нашей стране, необходимо повышать осведомленность общества о влиянии и возможных рисках технологий искусственного интеллекта на социальную жизнь и создавать механизмы управления, которые могут подтвердить соответствие практики этим требованиям с этическими ценностями. Кроме того, необходимо обновить правовую инфраструктуру, чтобы можно было тестировать и улучшать приложения искусственного интеллекта в различных сценариях. Наконец, необходимо улучшить механизм управления данными, чтобы отслеживать влияние событий в области искусственного интеллекта и способствовать выработке политики в отношении них».

На самом деле, отнюдь неслучайно, турецкая Стратегия так много говорит о диалоге с обществом и о том, что необходимо это общество лучше информировать и убеждать в том, что новые цифровые технологии несут для него благо, не нарушая его прав.

Причина таких «убеждающих», а не «руководящих» акцентов кроется в самом турецком обществе, которое – достаточно противоречиво.

С одной стороны, оно привыкло к ярко выраженному характеру вертикали власти. В этом смысле, никакие коалиции в Турции – что подтверждено практикой – не срабатывают для страны. Заметим, что именно в системе однопартийного правления, Турция начала показывать свои наилучшие результаты. Разумеется, отдельный вопрос заключается в том, почему эти наилучшие результаты, допустим, в сфере экономики, оказались у страны в 2010-м году (плюс-минус). Но это не меняет основного тезиса о том, что туркам нужная ясная и понятная вертикаль власти без «многоначалия».

С другой стороны, турецкое общество ожидает модели управления, основанной на диалоге с руководством страны.

В этом смысле, категорические императивы в турецком обществе – затруднены или вовсе невозможны. К слову сказать, именно поэтому в турецкой практике невозможно проведение операции «преемник». Не примет население такого насаждения руководства страны сверху. Даже если это насаждение будет исходить от действующего руководителя страны. Население ждет от власти уважения. В этом смысле, дорого обходятся руководству страны те эпизоды, где оно идет явно наперекор общественному мнению или же не потратило достаточно времени и усилий для того, чтобы убедить общество в правильности того или иного принимаемого решения.

А тут ещё речь идет о технологии, которая требует сбора весьма большого массива информации, который будет, со всей неизбежностью, включать и персональные данные. Так что, речь идет о весьма чувствительном для общества вопросе.

Следующий раздел Стратегии озаглавлен как «Международное сотрудничество».

Как отмечается в Стратегии, международное сотрудничество имеет большое значение для того, чтобы «следить за развитием НИОКР в новых технологических областях, делиться опытом и извлекать выгоду из более широких возможностей талантов и потенциала в таких областях, как человеческие ресурсы».

В частности, Турция поддерживает тесное международное сотрудничество в области НИОКР и инноваций в области искусственного интеллекта. Так, те 75 проектов, которые были реализованы при международном сотрудничестве в области искусственного интеллекта за последние 10 лет, составляют 10,5% от общего бюджета на ИИ.

В частности, в рамах программы ЕС «Горизонт – 2020», которая рассчитана на период времени с 2014 по 2020 год и частью которой является Турция, в сфере искусственного интеллекта, в общей сложности насчитывалось 469 участников. Указанные участники сделали 358 обращений за поддержкой с различными инициативами. В частности, по 27 проектам 49 турецких партнеров получили средства от ЕС на сумму в 14 миллионов евро.

Аналогичным образом, предполагается участие Турции в очередной программе «Горизонт» (на период с 2021 по 2027 годы), а также в открываемых, в первый раз, программах в цикле «Цифровая Европа». Кроме того, обеспечивается международное сотрудничество в исследованиях и разработках, проводимых в Турции при поддержке ЕС в проектах больших данных и высокопроизводительных вычислений.

Если обратиться к участию Турции в международных исследованиях, то тут опять оценка делается Стратегией, исходя из объема сделанных совместно публикаций. Как отмечается документом, Турция занимает 25-е место в мире с общим количеством 1922 публикаций, опубликованных совместно с учеными из других стран в период с 2009 по 2018 год. Наибольшее количество совместных проектов реализуется Турцией, предсказуемым, впрочем, образом, с учеными из США и ЕС. В ряду европейских стран, что также является неудивительным, выделяется именно Германия, с которой Турцию связывают давние и плодотворные гуманитарные связи. США и Германия – это безусловно два главных для Турции драйвера технологического развития, какими бы сложными между ними не были бы связи.