К вопросу о стратегии в сфере искусственного интеллекта Турции на период с 2021 по 2025 год. Часть 6

Продолжаем анализировать турецкую Стратегию в сфере развития искусственного интеллекта — первый всеобъемлющий документ в этой сфере, подготовленный в Турецкой Республике. Часть 5 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ  http://www.iimes.ru/?p=79506#more-79506.

Напомним, что мы остановились на разделе документа, который озаглавлен как «Исследования, предпринимательство и инновации», где приводится подробная информация относительно того, какие проекты пользуются поддержкой со стороны турецкого государства. В частности, какого рода исследования получают дотации со стороны Совета по научно-технологическим исследованиям TÜBİTAK. Повторим, в очередной раз, что Совет оказывает поддержку, в первую очередь, проектам, имеющим практическую направленность. При этом, если смотреть на все области поддержки турецким ведомством, то, вне зависимости от индустрии, самыми популярными ключевыми словами являются системы поддержки принятия решений, обработка изображений и большие данные.

Как отмечается в Стратегии, также существуют различные программы, реализуемые в сотрудничестве с государственными учреждениями и организациями, частным сектором и университетами. Так называемая «Программа ускорения AI JET BIGG», инициированная в сотрудничестве с Центром инноваций HAVELSAN Yıldız, TÜBİTAK и Центром трансфера технологий Hacettepe Teknokent, является одной из них.

Для справки отметим, что AI здесь подразумевает искусственный интеллект, Jet — фактор ускорения, а BIGG — это турецкая аббревиатура от слов Bireysel Genç Girişim, что можно перевести как «Индивидуальное молодежное предпринимательство». То есть, речь идет о программах ускоренной подготовки индивидуальных предпринимателей в сфере искусственного интеллекта.

Хотя, разумеется, понятно, что целью той же компании Havelsan, которая является головной организацией в Турции по целому ряду направлений оборонно-промышленного комплекса – от систем ПВО до кибербезопасности, является получение кадров для собственного развития. На самом деле, это – достаточно сильная сторона Турции, наличие в стране большого количества программ, ориентированных на подготовку качественных молодых кадров. Причем, программ, инициатором которых выступает компания-интересант, которая, по сути, все воспитанные кадры, плюс-минус, в итоге, и заберет себе. Той же компании Havelsan — это очень актуально, с учетом стремительного роста этой компании не только в Турции, но и за пределами страны, на фоне высокой привлекательности инвестиций в развитие оборонно-промышленного комплекса страны для частного сектора.

С другой стороны, в рамках различных гражданских инициатив, запущенных в рамках борьбы с пандемией COVID-19 в 2020 году, в таких онлайн-соревнованиях, как Coronathon Turkey, Hack the Crisis Turkey и TR-Covid19 Common Mind Platform, выделяются именно приложения с использованием искусственного интеллекта.

Анализируя различные турецкие сети стартапов, Стратегия говорит о том, что, в настоящее время, в Турции реализуется 205 стартапов в области искусственного интеллекта. При этом, если обратиться к этим начинаниям, то получится, что 11% — это проекты, направленные на создание различных виртуальных помощников, 11% — это проекты в области обработки изображений.  50% стартапов реализуются в различных технопарках, созданных на территории Турции. 73% из них базируются в Стамбуле, что позволяет считать крупнейший по населению город Турции, одновременно, и центром турецких инноваций.

Естественно, крупные компании доминируют в инвестициях в искусственный интеллект, благодаря своим внутренним финансовым возможностям и вложениям. В этом смысле, пусть средства Совета по научно-технологическим исследованиям Турции и являются показательными для определения некоторых турецких трендов, но главные деньги в сфере НИОКР, в том числе, в область искусственного интеллекта, «крутятся» именно в частных корпорациях.

Наиболее важными источниками финансирования новых предприятий в секторе являются венчурный капитал и частный капитал.

Наиболее финансируемые области — машинное обучение и компьютерное зрение. Далее, за ними, идет обработка естественного языка, автономные транспортные средства и робототехника.

Как указывает Стратегия, компании изучают новые области разработки и применения методов искусственного интеллекта для решения сценариев использования, ориентированных на клиента. Умные игровые системы, виртуальные помощники, платформы умных городов можно привести в качестве примеров этих областей, разработанных с помощью платформ искусственного интеллекта с открытым исходным кодом.

В рамках достижения цели по увеличению выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью в Турции, Министерство промышленности и технологий инициировало так называемую «Программу технологически ориентированного движения промышленности», чтобы сконцентрировать поддержку и стимулы, предоставляемые министерством и его филиалами / связанными учреждениями, на «средне-высоких и высоких технологиях» и управлять этой поддержкой из единого окна. В эту программу планируется добавлять поощрительные механизмы различных турецких министерств. Как отмечается Стратегией, эффективность механизмов стимулирования и создаваемые ими дополнительные возможности можно, также, повысить с помощью технологий искусственного интеллекта.

Процитируем Стратегию: «Базовой целью Программы (см. выше, И.С.) является обеспечение того, что инвестиции и поощрения, будут конкурентными, гибкими и доступными для всех, что они будут направлены на приоритетные сферы развития, и что будут обеспечивать эволюцию от базовой технологии (в лаборатории) к системе (рынку) продуктов / услуг / систем».

Отдельным ведомством, чьи работы в сфере искусственного интеллекта заслуживают пристального внимания, является Управление по оборонной промышленности. Напомним, что и само это ведомство и его руководители находятся под санкционным режимом со стороны США в рамках «Акта о противодействии противникам Америки посредством санкций». Причиной этих санкций стала закупка Турцией систем С-400. Более того, как становится понятно из просачивающихся в открытые источники, в последнее время, новостей, и вторая очередь проекта по С-400, до сих пор, не сошла с повестки дня и обсуждается российской и турецкой сторонами.

Управление по оборонной промышленности Турции запустило свою программу под названием «Соревнуется инновационное программное обеспечение». Эта программа преследует своей целью повышение производительности с помощью конкурентных подходов, изучение инновационных методов, управление сектором и создание пула компетенций, который можно будет оценить в последующих потребностях. Разумеется, с учетом ведомственной специфики, этот проект направлен на критические для страны сферы применения программного обеспечения, прежде всего, для нужд оборонно-промышленного комплекса страны.

Также, в целях разработки инновационных технологий искусственного интеллекта и повышения их технологической готовности, был создан «Институт искусственного интеллекта TÜBİTAK», который проводит необходимые исследования и играет роль катализатора ИИ в Турции. В настоящее время, продолжаются работы по развитию структуры Института.

Предполагается, что указанный Институт будет развивать предпринимательские сети, использовать общую инфраструктуру для совместного развития, чтобы, в итоге, стать важным центром передовых исследований Турецкой Республики.

Объединение заинтересованных сторон для исследований и разработок с использованием открытого инновационного подхода и обеспечение «предконкурентного сотрудничества» составляют основу модели управления Института искусственного интеллекта при Совете по научно-технологическим исследованиям Турции.

При этом, как пишет Стратегия, учитывая ситуацию в Турции, одним из важных требований является увеличение общественной поддержки исследований в этой области с точки зрения развития исследований, предпринимательства и инноваций в области искусственного интеллекта.

Этот тезис, безусловно, является понятным. С учетом того, что драйвером развития в Турции является именно что частный сектор, причем, не только крупные компании играют роль. Но велики роль и значение именно среднего и малого бизнеса, а также частных предпринимателей. Именно они «развивают момент», чтобы запускать «маховики» различных процессов в Турции и именно о важности работы именно с ними и говорит рассматриваемая нами Стратегия. То есть, до тех пор, масса предпринимателей, которые работают в сфере искусственного интеллекта, не достигнет некой критической массы, сложно говорить о возможности качественных прорывов в турецких работах в сфере искусственного интеллекта.

Кроме того, как отмечается Стратегией, следует принять меры для увеличения количества и качества инициатив, возникающих в этой области. Они должны стать наиболее важными источниками инноваций в области искусственного интеллекта.

Цитируем Стратегию: «Также важно обеспечить, чтобы фонды венчурного капитала, которые являются важным источником, с точки зрения финансирования предпринимательства в сфере технологий, инвестировали в сферу искусственного интеллекта в нашей стране. В дополнение к этому, создание кластерных структур, которые могут обеспечить синергию за счет объединения компаний, работающих в области искусственного интеллекта, также будет полезным с точки зрения повышения зрелости экосистемы ИИ».

Подводя черту под этим разделом Стратегии, отметим, что главными драйверами развития искусственного интеллекта в стране, со стороны государственного сектора, следует считать Совет по научно-технологическим исследованиям Турции (TÜBİTAK), Министерство промышленности и технологий, Управление по оборонной промышленности, а также прочие ведомства. Именно они являются локомотивами работ в сфере искусственного интеллекта.

При этом, как это принято в Турции, роль государственного сектора ограничивается тем, чтобы определить направление развития (в данном случае, в сфере искусственного интеллекта), через принятие соответствующих программ и стратегий, где надо – создать правовую и регулирующую базу, создать необходимые институты развития, с акцентом на синергии государственного и частного сектора, повысить общественную осведомленность о перспективном направлении развития (ИИ – И.С.) и «всколыхнуть» частный сектор на то, чтобы двигаться в заданном направлении.

Иными словами, если смотреть чисто с позиций инвестирования финансов, то турецкое государство не должно и не будет главным инвестором в сферу искусственного интеллекта. Это – уже забота частного сектора и частных предпринимателей.

Следующий раздел Стратегии Турции в сфере искусственного интеллекта озаглавлен как «Техническая инфраструктура, платформы и данные». Стратегия, ранее, уже касалась вопросов инфраструктуры, которая и должна, в итоге, обеспечивать возможность развития страны в сфере искусственного интеллекта. Включая такие «узловые точки» этих процессов, как Институт по искусственному интеллекту при Совете по научно-технологическим исследованиям Турции, зоны технологического развития, технопарки, а также различные компании, финансирующие соответствующие исследования, включая компании венчурного капитала.

Как отмечается с самых первых строк этого раздела Стратегии, залогом развития национальной экосистемы искусственного интеллекта, для цифровой трансформации на национальном уровне, с целью развития совместной инфраструктуры, услуг и стандартов, является, прежде всего, развитие «базовых информационных систем». Необходимо определение системы межведомственного доступа к данным и обмена ими данными, а также установка или разработка инструментов, которые будут использоваться ими в предварительных процессах, таких как очистка, маркировка и классификация данных для последующего использования этих данных в исследованиях искусственного интеллекта.

Офис по цифровой трансформации Турции при Администрации президента Турции осуществляет работу по подготовке так называемого «Национального словаря данных» (Ulusal Veri Sözlüğü’nün или UVS – И.С.). Прежде всего, стандарты и понятия из этого словаря, касающиеся данных, будут использоваться во всех государственных учреждениях, на всех применяемых ими платформах и во всех «инфраструктурных срезах». Целью подобной унификации является развитие межведомственного сотрудничества в сфере искусственного интеллекта и формирование процессов эффективного принятия государственных решений.

Национальный словарь данных определит также принадлежность и ответственность за хранение данных. Это обеспечит то, что «административная память» будет управляться независимо от отдельных лиц. При этом, также будет достигаться минимизация проблем межведомственной интеграции.

Какие ещё эффекты ожидаются от разработки и внедрения Национального словаря данных? – Их Стратегия Турции по искусственному интеллекту перечисляет следующим образом:

  • Будет обеспечиваться установление общего языка между различными государственными учреждениями.
  • Будет осуществлять подготовка национальной инвентаризации данных.
  • Будет обеспечиваться стандартизация данных и их единичность.
  • Будет определено распределение прав собственности / ответственности за данные.

Также, благодаря исследованиям, проведенным Офисом по цифровой трансформации по созданию Национального словаря данных:

  • Разработан документ под заголовком «Методология создания словаря данных».
  • Было проведено обучение инструкторов для соответствующего персонала во всех государственных учреждениях, а также связанных с ними ведомствах и структурах.
  • Запущен сайт https://uvs.gov.tr (на момент написание данного материала, не работал – И.С.), который должно предоставлять услуги площадки формирования словаря.
  • Служба поддержки Национального словаря данных была создана в структуре Офиса по цифровой трансформации при Администрации президента Турции для решения проблем, которые могут возникнуть при создании словарей данных.
  • Исследования по созданию словарей данных проводятся во всех государственных учреждениях, а также в аффилированных, связанных и родственных учреждениях.

Другим проектом, инициированным со стороны Офиса по цифровой трансформации, является создание «Портала открытых государственных данных». В рамках этого проекта, данные, полученные государственными учреждениями и организациями при выполнении своих функций, будут открытым образом доводиться до общественного мнения. Разумеется, при этом, во главу угла, будет поставлено использование прав интеллектуальной собственности, защита режима конфиденциальности и обеспечение интересов национальной безопасности.

В рамках этого подхода, был создан национальный портал открытых правительственных данных «veri.gov.tr», в соответствии с международными примерами с использованием программного обеспечения с открытым исходным кодом. Данные, которые могут быть опубликованы на портале, были собраны из учреждений, были проведены исследования по анонимности и очистке данных, которые были переданы в тестовую среду. Для создания правовой базы был разработан проект документа, который озаглавлен как «Циркуляр по открытым государственным данным».

Как ожидается, что портал укрепит связь между заинтересованными сторонами, обменивающимися и использующими открытые правительственные данные, поощряя сотрудничество в этом контексте и инициируя новые исследования для получения ценности из данных.

52.26MB | MySQL:103 | 0,603sec