- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу о стратегии в сфере искусственного интеллекта Турции на период с 2021 по 2025 год. Часть 10

Продолжаем анализировать турецкую Стратегию в сфере развития искусственного интеллекта — первый всеобъемлющий документ в этой сфере, подготовленный в Турецкой Республике.

Часть 9 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=79625 [1].

Напомним, что в предыдущей части нашей публикации мы приступили к рассмотрению тех ключевых показателей эффективности, которые определены для каждой цели Стратегии, которые в свою очередь, сначала, развиваются на задачи, а потом уже – на шаги.

Закончив с целями 1-3, переходим непосредственно к цели 4 Стратегии, которая озаглавлена как «Принятие мер для ускорения социально-экономической адаптации».

Вот какие измеряемые показатели эффективности предопределяются для этой цели: будет обеспечено, что, по крайней мере, 20 предприятий получат выгоду от экспериментальной зоны регулирования (законодательного регулирования в сфере искусственного интеллекта – И.С.); в области искусственного интеллекта, будет проведено не менее 10 проектов социально-технических исследований; ежегодно, в области ИИ, будут публиковаться исследования по «утечке мозгов» и по «возвращению мозгов»; исследования рабочей силы в сфере образования будут публиковаться каждый год применительно к искусственному интеллекту; ежегодно, 1 млн человек будет пользоваться цифровым контентом, размещенным на различных платформах в рекламных и информационных целях.

Из всего перечисленного выше, конечно же, бросается в глаза тезис «об утечке мозгов». Очевидно, что турецкое руководство хорошо понимает эту проблему. Которая заключается в том, что можно сколь угодно много готовить кадры в той или иной области. Та же Турция предлагает множество вариантов поехать за рубеж с целью обучения под кредит того или иного государственного учреждения, с обязательством потом в нем какое-то количество лет отработать. Однако, многие этим пользуются для того, чтобы получить образование в тех же США и по окончании учебы, вместо возвращения, получить кредит в США, погасить с его помощью долг перед турецким ведомством и продолжить свою карьеру на Западе.

Зададимся двумя принципиальными вопросами:

1.Стала ли за последние годы жизнь в Турции привлекательней для квалифицированных кадров – читай, имеющих право рассчитывать на высокие заработки в «свободно конвертируемой валюте» — экономически?

2.Стала ли за последние годы жизнь в Турции привлекательней для квалифицированных кадров – читай, получивших часть своего менталитета в ходе получения образования на Западе – с точки зрения общей обстановки и жизненного уклада?

И то, и другое является проблемой не только для Турции, но и для многих других стран. Однако, для Турции проблема заключается в том, что ей нужно совершать рывок. А его сделать можно лишь только большим количеством кадров, которых у Турции нет. И есть подозрение, что даже те, что возникнут будут легко «вымыты» течением в направлении высоких зарплат и комфортных жизненных условий. Читай, в направлении Запада.

Вообще, напрашивается общий вывод о том, что чуть ли не любое начинание Турции, пусть даже изначально и неплохое, всегда будет упираться в кадровый вопрос. Кадры – это ахиллесова пята Турции, которая настолько тесно взаимодействует в образовательной сфере с Западом, что уехать для турка на Запад для учебы – намного легче, чем уехать туда россиянину. Это создает и возможности (больше турок обучить за границей) и риски (обучить турецкую молодежь, но не для себя).

Цель 5 «Укрепление сотрудничества на международном уровне» и те задачи, которые определены в её рамках, предполагают достижение следующих результатов и показателей: будет обеспечено участие Турции, как минимум в 100 международных приглашенных проектах в области ИИ, по крайней мере, 2 международных отчета, посвященных Турции, будут подготовлены в области надежного и ответственного ИИ; будет открыто не менее 10 международных конкурсов и заявок на проекты в области искусственного интеллекта.

Заметим, как расставляются здесь акценты про «надежный и ответственный искусственный интеллект». Как мы не раз говорили, Турция нынешнего руководства страны – это «цивилизационное государство». То есть, государство, которое обосновывает свои действия через призму своих ценностей, включая и обсуждение мира будущего, где будет, наряду с человеческим, и искусственный интеллект.

Риторика про турецкие ценности содержится буквально в каждом выступлении турецкого руководства на международных площадках, будь то в форме устных выступлений или публикации статей / пресс-релизов / интервью и проч. Пока «турецкие ценности» не особо «заходят» зарубежной публике, однако, фундамент постепенно закладывается. В ряде регионов мира, эти процессы идут несколько быстрее. Допустим, в странах Черной Африки. Правда, там неизбежно возникает вопрос – не получается ли так, что Турция банально «покупает» голоса в свою поддержку в Африке, как до неё это делали многие? Много вопросов возникает в отношении и турецкого позиционирования себя в качестве разного рода рупоров: мусульман, суннитов, тюрок, евразийцев, угнетенных и проч. Пока значительного практического результата и ощутимых достижений, в этом смысле, не наблюдается. Однако, и работа эта рассчитана не на один год.

Для цели 6 Стратегии, которая озаглавлена, как «Ускорение структурных преобразований и преобразований в области (подготовки) рабочей силы» определены следующие KPI (ключевые показатели эффективности – И.С.): количество занятых в сфере искусственного интеллекта в государственных учреждениях, а также в организациях центрального и местного управления будет увеличено до 1000 человек; в рамках общественной экосистемы искусственного интеллекта будет реализовано не менее 40 проектов; в так называемых «отраслевых лабораториях совместного развития» будет разработано не менее 100 проектов; будет обеспечено, что число учреждений и организаций, использующих общественную платформу искусственного интеллект в качестве услуги, составит не менее 100; будет проведено не менее 20 тематических конкурсов, отмеченных наградами, в области ИИ; будет обеспечено, что модель «зрелого использования» искусственного интеллекта и руководства по управлению проектами будет использована со стороны, по крайней мере, 150 учреждений и ведомств, по крайней мере, 50.000 сотрудников центральных и местных органов власти пройдут обучение по повышению осведомленности в области ИИ; будет обеспечено активное использование не менее 250 муниципалитетами технологий искусственного интеллекта, в рамках приложений умного города; будет выпущено не менее 100 приложений искусственного интеллекта, имеющих сертификат «Надежный искусственный интеллект»; не менее 350.000 человек получат пользу от прикладного обучения и информационных мероприятий, проводимых в Центрах инноваций и цифровой трансформации.

Итак, как мы видим, от турецкого руководства поступила «разнарядка» на то, чтобы создать принципиально новую отрасль экономики в стране. Неслучайно ведь, идеологами Стратегии говорится в ней, буквально через каждую фразу про «экосистему искусственного интеллекта». И, как можно видеть, турецкое руководство предприняло попытку определить количественными показателями желаемый для себя результат. При этом, конкретные цифры и показатели не столь уж важны, поскольку они, во многом, носят условный характер.

Допустим, если Стратегия говорит про то, что 250 муниципалитетов будут пользоваться приложениями искусственного интеллекта в рамках концепции «умных городов», то здесь сразу возникает множество вопросов. Допустим, а что имеется в виду под «умным городом»? Это понятие – настолько широкое, что, при желании, под него можно подвести все что угодно: единый центр управления кризисными ситуациями, камеры слежения, платные парковки, раздачу вайфай для граждан и путешественник, возможность купить «универсальную музейную карту» через специализированный сайт, и проч.

Если четко не ставить задачу, то это превращается в такой нередкий для Турции формализм. То, что турецкие города за последние годы отнюдь не «поумнели» — это факт.

И, опять же, сразу возникает вопрос источников финансирования не все государственные инициативы, которые легко себе представить не примере муниципалитетов, которым сказали «использовать искусственный интеллект», а про источники дополнительных ассигнований и слова нет. А именно готовность вкладываться, в подобного рода проектах, имеет первостепенное значение. Тем более, когда речь идет о создании принципиально новой индустрии, да ещё и чтобы она и оказалась конкурентоспособной на фоне уходящих буквально на глазах вперед зарубежных аналогов.

Обратимся к следующему разделу Стратегии, который, как раз, и посвящен вопросам того, как будет реализовываться этот документ, и как будет обеспечиваться координация данного процесса.

Как отмечает Стратегия, «двухуровневый и гибкий механизм управления» будет создан на основе основных параметров Стратегии, а именно «Корпоративная компетенция», «Управление» и «Стратегическое соответствие» для эффективного внедрения документа.

В частности, предполагается:

1.Гармонизация на стратегическом уровне, сохранение дальновидного видения и координации на высоком уровне – через «Руководящий механизм национальной стратегии ИИ»,

2.Предусматривается «Механизм административного и технического управления экосистемой искусственного интеллекта» для административной, технической и правовой координации и применения ценностей и принципов искусственного интеллекта, выработки решений и реализации действий.

Применительно к «Руководящему механизму национальной стратегии искусственного интеллекта», то есть, первому уровню управления, Стратегией сообщается следующее.

Будет создан «Руководящий комитет по национальной стратегии в области искусственного интеллекта», чтобы обеспечить необходимую координацию на высоком уровне, чтобы гарантировать, что принятая Стратегия в сфере искусственного интеллекта реализуется с ориентированным на результат подходом и в соответствии с видением «Цифровой Турции» и Национальным технологическим движением, для более эффективного и быстрого достижения стратегических приоритетов и целей.

Правление этого специально созданного Комитета разработает, на основе целей и задач в Стратегии по искусственному интеллекту, детальные дорожные карты работы. Далее, Правление подготовит перечень министерств и ведомств, которые должны будут координировать свои действия в рамках уже упомянутой дорожной карты. Правление будет осуществлять координацию высокого уровня для того, чтобы отдельные дорожные карты (имеется в виду уже – ведомственные документы – И.С.) гармонировали бы друг с другом. Кроме того, в задачи Правления также входит и межведомственная координаций на этапе мониторинга реализации принятых дорожных карт.

Главой Правления определен вице-президент страны Фуат Октай. Секретариат ведомства будет создан, совместно, со стороны Офиса по цифровой трансформации Турции и Министерства промышленности и технологий.

Глава Офиса по цифровой трансформации Турции и заместитель министра промышленности и технологий будут присутствовать на всех встречах в рамках реализации Стратегии в сфере искусственного интеллекта. Кроме того, заместители министров соответствующих министерств, глава Совета по высшему образованию (YÖK), а также другие представители будут приглашаться на заседания, в соответствии с текущей повесткой дня.

Для того, чтобы контролировать процесс внедрения Стратегии в сфере искусственного интеллекта и вносить предложения в Руководящий комитет по повышению его эффективности, будет сформирована специальная Консультативная группа по экосистеме искусственного интеллекта, в которую также войдут представители частного сектора, научных кругов и НПО.

Кроме того, будут созданы Группы по координации дорожных карт для профильных министерств. Представители государственных учреждений, связанных с дорожными картами, будут включены в эти координационные группы, а будут определены члены из состава Офиса по цифровой трансформации и Министерства промышленности и технологий. Представители НПО, ученые и профессионалы отрасли, которых министерство-координатор сочтет целесообразным, также могут быть приглашены присоединиться к координационной группе.

Теперь же, что касается «второго уровня», то здесь ситуация – следующая.

Будет сформирован механизм управления совместно и в координации между Офисом по цифровой трансформации Турции (Департамент больших данных и приложений искусственного интеллекта), Генеральным директоратом национальных технологий (Департамент цифровых технологий), и Институтом искусственного интеллекта TUBITAK. Это делается для выполнения административных и технических координационных функций, необходимых для реализации планов действий на уровне министерств, а также для «повышения уровня институциональной зрелости»

Прежде всего, «Общественная экосистема ИИ» будет создана при координации Департамента больших данных и приложений искусственного интеллекта Офиса по цифровой трансформации Турции. Таким образом, будет обеспечена поддержка центральных и местных органов власти, особенно министерств, в вопросе отслеживания проектов искусственного интеллекта и продвинутой аналитики, а также в вопросе подготовки необходимых руководств (для отрасли – И.С.). В этой связи, будет обеспечиваться координация планируемых, разработанных и эксплуатируемых проектов. Кроме того, будет осуществляться инвентаризация организационной структуры и найма специалистов на местах в учреждения и организации, а также будет обеспечена необходимая координация для удовлетворения потребностей, в соответствии со стратегическими приоритетами страны. В зависимости от степени важности обрабатываемых данных, будет использоваться инфраструктура, которая будет создана в рамках публичной экосистемы искусственного интеллекта.

Кроме того, так называемые «Лаборатории отраслевых совместных разработок» будут созданы в Институте искусственного интеллекта TÜBİTAK при координации Департамента цифровых технологий Генерального директората национальных технологий.

Основная цель этих лабораторий — разработка отраслевых решений ИИ с участием многих заинтересованных сторон. В этом направлении будут решаться следующие задачи: получение необходимых данных (для работы ИИ), подготовка их к использованию, включая хранений и совместное использование, определение потребности для различных отраслей, разработка проблем и сценариев использования данных. Будет создан отраслевой перечень компетенций экспертов по искусственному интеллекту, а необходимые исследования будут скоординированы для удовлетворения потребностей в соответствии со стратегическими приоритетами.

Также, как отмечается в Стратегии, будет обеспечена максимальная координация между государственной экосистемой ИИ и отраслевыми лабораториями совместного развития, в рамках использования общих ресурсов.

Этот механизм, сформированный из системы государственного управления и структур, ориентированных на частный сектор, должен обеспечивать разработку решений для всех заинтересованных сторон в экосистеме ИИ.

Проекты, которые будут выполняться в этих структурах, уровни компетентности учреждений и организаций, участвующих в проектах, и процессы управления проектами будут предусматриваться Руководством по управлению проектами искусственного интеллекта.

При координирующей роли Секретариата руководящего комитета, будут созданы рабочие группы по следующим вопросам: по «технической инфраструктуре и платформам», «управлению данными», «человеческим ресурсам», «праву и этике» и «надежному и ответственному ИИ». Эти рабочие группы будут состоять из представителей учреждений, ответственных за соответствующую область, представителей НПО, ученых и экспертов на местах.

Рабочие группы будут отвечать за сбор самой последней информации в том или ином вопросе, за подготовку и обновление руководств, в соответствии с полученным опытом, и за распространение наилучших практик. При необходимости, Правление может сформировать новые рабочие группы или изменить состав существующих.