К вопросу о стратегии в сфере искусственного интеллекта Турции на период с 2021 по 2025 год. Часть 9

Продолжаем анализировать турецкую Стратегию в сфере развития искусственного интеллекта — первый всеобъемлющий документ в этой сфере, подготовленный в Турецкой Республике.

Часть 8 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=79582.

Напомним, что в предыдущей части нашей публикации мы рассмотрели такой раздел Стратегии, как «Структурные преобразования и преобразования в сфере рабочей силы». В частности, там мы обратились к тем работам, которые ведутся каждым из турецких ведомств, в рамках своей сферы деятельности, в вопросе внедрения технологий искусственного интеллекта.

Разумеется, особое внимание среди читателей Института Ближнего Востока может быть обращено в сторону работ, реализуемых Управлением по оборонной промышленности Турции (SSB).

При этом, заметим, что это ведомство, в последние годы, резко повысило и свою активность, и свой вес в Турции, являясь локомотивом в сфере развития национального оборонно-промышленного комплекса, который становится все более и более современным, и конкурентоспособным на мировой арене.

В данном случае, мы рассматриваем роль Управления по оборонной промышленности в ИТ-сфере. Однако, аналогичные примеры есть и в других перспективных областях.

К примеру, продолжаются работы по созданию в столице Турции, в г. Анкара, Специализированной организованной экономической зоны в сфере авиастроения и космоса. Напомним в этой связи, что не так давно в Турции, наконец, было создано собственное Космическое агентство.

Как сообщается официальными турецкими источниками, к настоящему времени (сентябрь 2021 г.), первый этап создания турецкого авиакосмического кластера уже полностью завершен, второй же реализован на 85%.

Площадь турецкого авиакосмического кластера должна составить 730 га, на нем должно быть обеспечено функционирование около 300 компаний, включая 150 промышленных предприятий. Общее число занятых в HAB (турецкое название проекта – И.С.) составит около 15 000 тыс. человек.

7 сентября 2021 г. в HAB выступал глава Управления по оборонной промышленности (SSB) Исмаил Демир – тот самый, который, вместе со своим ведомством, находится под режимом американских санкций из-за сотрудничества с РФ по С-400. Подчеркнув, что различные отрасли, среди которых упор делается на авиацию и космос, будут собраны в HAB, глава SSB Исмаил Демир перечислил некоторые перспективные направления работы Турции, в сфере авиации и космоса, следующим образом. Перечисляем вслед за выступавшим:

«Производство и проектирование самолетов и космических аппаратов, производство двигателей и деталей двигателей, электрическое, электронное и оптическое оборудование, технологии производства композитов, кабельное оборудование и кабели, оборудование кабин и грузовых отсеков, системы беспилотных летательных аппаратов, робототехника и автоматизация процессов, ИТ-технологии и телекоммуникационные системы, спутниковые технологии, турбинные технологии, микро- и нанотехнологии и т.д.».

Иными словами, мы видим перед собой очередную амбициозную заявку от Турции, которая призвана ликвидировать технологическое и производственное отставание Турции от мировых лидеров авиакосмической отрасли. Презентационный фильм, посвященный турецкому авиакосмическому кластеру, доступен по ссылке — https://youtu.be/CoywO5hk8-c.

Опять же, повторимся, что для Турции характерно, выражаясь образно, но исключительно в положительном смысле, «надувание щек».

То есть, если уж заниматься искусственным интеллектом, то чтобы войти в 20-ку мировых лидеров к 2025 году. Если уж строить авиакосмический кластер, то чтобы сходу создать истребитель пятого поколения.

Реалистичны ли эти планы турецкого руководства? – Выразимся аккуратно: малореалистичны. Однако, правильно ли так планировать? – С целью «мотивировать» всю систему государственного аппарата и частного бизнеса на достижение больших задач, в условиях некоторой турецкой «инфантильности», да правильно.

Аккуратной и реалистичной целью турецкий «коллектив» не замотивировать. Тут европейские подходы не сработают. Мысля «по-восточному», общество надо «зажигать», чем, собственно, турецкое руководство и занимается, будучи не понаслышке знакомым с тем, что в Турции работает, а что – нет. Иными словами, надо, ни много ни мало, «каждый день» бросать «очередной вызов» мировому сообществу с заявлениями о том, что Турция выйдет на лидирующие позиции в мире в той или иной сфере. Эти заявки очень хорошо «заходят» националистически настроенному турецкому электорату. А что уж будет потом – это не имеет столь принципиального значения, при наличии вектора поступательного движения «к горизонту».

Следующий раздел Стратегии озаглавлен как «Ценности и принципы искусственного интеллекта». Не будем останавливаться на этом разделе подробно, как на самоочевидном. Имея в виду, что защита прав человека, прозрачность, демократические ценности – это то, о чем Стратегия не может не сказать буквально по определению.

Во-первых, потому что эти реплики-«мантры» являются признаком хорошего тона в любом подобном документе, который претендует на то, чтобы быть современным документом, подготовленном на базе «правильных ценностей». Тон, в этом смысле, задается «западными партнёрами», в первую очередь, ЕС.

Во-вторых, что более важно, Турция пытается предстать цивилизационным государством, то есть государством, которое основывает свою политику и свои действия, прежде всего, на ценностях и убеждениях.

Именно поэтому президент страны Реджеп Тайип Эрдоган говорит о том, что Турция использует искусственный интеллект, опираясь на свой «богатейший опыт древней цивилизации». Если воспринимать этот тезис буквально, то он может показаться, по меньшей мере, не слишком понятным – каким образом Турция, опираясь на опыт Османской Империи может показать пример «правильного использования» новейших технологических разработок?

Но понятно должно быть только одно: Турция, при любой возможности, говорит о своей цивилизационной роли в мире. И о том, что турецкая цивилизация – пусть и древняя, но одновременно прогрессивная и гуманная.

Таким образом, переходим к рассмотрению следующего раздела Стратегии, который озаглавлен как «Стратегические приоритеты, цели и мероприятия».

Отстройка систем турецких приоритетов в Стратегии задается от «Видения», которое сформулировано следующим образом: «Создание ценности в глобальном масштабе с помощью гибкой и устойчивой экосистемы искусственного интеллекта для процветающей Турции».

От него, собственно, и отстраиваются турецкие цели в сфере искусственного интеллекта, включая нижеследующие:

Цель 1: Воспитание специалистов в сфере искусственного интеллекта и увеличение занятости в этой сфере.

В свою очередь, эта цель разбивается на следующие задачи (имея в виду, что у каждой из приведенных ниже задач есть свои ключевые показатели эффективности, или KPI, по которым оценивается то, была ли задача решена и в каком объеме – И.С.).

Задача 1.1. Количество специалистов по искусственному интеллекту (ИИ) будет увеличена, в соответствии с отраслевыми потребностями и приоритетами.

Задача 1.2. Научный и технический потенциал университетов в области ИИ будет развиваться, и будут открываться новые образовательные программы.

Задача 1.3. Количество и качество студентов, получающих профессионально-техническое, бакалаврское и магистерское образование в области ИИ, будет увеличено.

Задача 1.4. В соответствии с их интересами, способностями и темпераментом, учащиеся предвузовского образования будут обучаться алгоритмическому мышлению, программированию и прикладному искусственному интеллекту в соответствии с их уровнем образования.

Цель 2: Поддержка исследований, предпринимательства и инноваций (в сфере искусственного интеллекта – прим.).

В рамках этой цели, предполагается решение следующих задач:

Задача 2.1: Будет увеличена общественная поддержка разработки и применения технологий искусственного интеллекта, а также будут задействованы механизмы их мониторинга и оценки.

Задача 2.2: Количество и качество инициатив, направленных на разработку оригинальных продуктов, услуг и приложений искусственного интеллекта, будет увеличиваться.

Задача 2.3: Будет повышаться эффективность и увеличен объем финансирования по линии венчурных фондов, ориентированных на искусственный интеллект.

Задача 2.4: Будут созданы кластеры и центры инноваций и передового опыта, где можно будет проводить передовые исследования и разработки в области искусственного интеллекта

Цель 3: Расширение возможности по доступу к качественным данным и технической инфраструктуре.

Задачи в рамках этой цели выглядят следующим образом:

Задача 3.1: Возможности совместного доступа будут предоставлены исследователям и стартапам, которым требуется высокопроизводительное оборудование для исследований в области искусственного интеллекта.

Задача 3.2: Программное обеспечение с открытым исходным кодом и библиотеки алгоритмов для ИИ будут скомпилированы и предоставлены экосистеме ИИ.

Задача 3.3: Будет расширен обмен (так называемыми) «открытыми данными».

Задача 3.4: Будет создан механизм управления данными для безопасного обмена данными, которые будут использоваться в ИИ и передовых аналитических исследованиях.

Цель 4: Принятие мер для ускорения социально-экономической адаптации.

Проще говоря, подготовка турецкого общества к широкому использованию инструментов искусственного интеллекта, что, помимо «получения», предполагает ещё и «отдачу» — большего количества данных, в том числе, персональных. Ну и, разумеется, речь идет о подготовке общества к тому, что искусственный интеллект будет забирать, по мере своего развития, достаточно большой объем «человеческой работы». А это, непосредственным образом, будет сказываться на рабочих местах, которые, для ряда специальностей, будут сокращаться.

Задача 4.1: Будет реализован гибкий и всеобъемлющий процесс правовой гармонизации, чтобы можно было тестировать и обсуждать этические и правовые сценарии.

Задача 4.2: Для обеспечения надежности исследований ИИ будет внедрен механизм управления, который будет способствовать беспристрастности, конфиденциальности данных, контролю этических ценностей и алгоритмической ответственности.

Задача 4.3: Научные исследования и осведомленность о влиянии и рисках технологий и систем искусственного интеллекта на социально-экономическую структуру будут расширяться.

Задача 4.4: Объем данных будет улучшен, чтобы оценить влияние разработок в области ИИ на социально-экономическую структуру.

Цель 5: Укрепление сотрудничества на международном уровне.

В рамках достижения этой цели, предполагается решение следующих задач:

Задача 5.1: Будет обеспечено активное участие Турции в глобальном управлении данными, а также надежные и ответственные исследования ИИ.

Задача 5.2: Будет обеспечено участие Турции в трансграничных проектах с приоритетом на многолетних проектах, финансируемых со стороны Европейского союза.

Задача 5.3: Совместные проекты и сотрудничество будут осуществляться на международном уровне с ведущими организациями отрасли и со стратегически приоритетными странами.

Цель 6: Ускорение структурных преобразований и преобразований в области (подготовки) рабочей силы.

Эта цель в турецкой Стратегии разбивается на решение следующих задач:

Задача 6.1: Офис по цифровой трансформации при Администрации президента Турции создаст общественную экосистему в сфере искусственного интеллекта и техническую инфраструктуру для ускорения исследований, а также расширенной аналитики в государственных учреждениях.

Задача 6.2: Структурная трансформация и трансформация компетенций в сторону эффективного использования технологий искусственного интеллекта в государственных учреждениях будет ускорена.

Задача 6.3: Институт искусственного интеллекта Совета по научно-технологическим исследованиям (TÜBİTAK) будет играть роль локомотива в развитии экосистемы искусственного интеллекта. Он будет структурирован так, чтобы обеспечивать горизонтальные связи между различными отраслями и областями исследований.

Задача 6.4: Будут проведены исследования, сфокусированные на отраслевых областях применения, с упором на обмен опытом и открытые для всех заинтересованных сторон работы.

Задача 6.5: Учитывая новые профессии, будут проводиться программы обучения и сертификации для существующей рабочей силы, а адаптация будет ускорена за счет отраслевого сотрудничества.

Далее, в Стратегии, для каждой из перечисленных задач, определяется и подробный перечень конкретных мероприятий, которые планируется реализовывать.

Полагаем, что для целей настоящей публикации такой уровень детализации не требуется – имея в виду, что направление мысли турецких идеологов понятно, не будем перечислять ещё и отдельные мероприятия. Единственное что, в тех случаях, где говорится о конкретных цифрах и ключевых показателях эффективности Стратегии, коснемся этих моментов.

Вот – те показатели, которые соотносится с целью №1, а именно: «Воспитание специалистов в сфере искусственного интеллекта и увеличение занятости в этой сфере»: занятость в сфере ИИ будет увеличена до 50 000 человек; количество специалистов по искусственному интеллекту в государственных учреждениях и организациях будет увеличено до 1000 человек; количество выпускников высших учебных заведений в области ИИ будет увеличено до 10 000 человек; количество ученых-исследователей, работающих в области ИИ, будет увеличено до 5000; будет обеспечено, чтобы количество магистерских диссертаций, выполненных в социальных и технических областях в области ИИ, составит не менее 1000.

Теперь, вот ключевые показатели эффективности, которые привязаны к цели Стратегии №2 – «Поддержка исследований, предпринимательства и инноваций (в сфере искусственного интеллекта – И.С.)»: будет обеспечено, чтобы соотношение затрат на НИОКР в области ИИ к общим расходам на НИОКР в стране составит не менее 15%; количество инициатив в области ИИ будет увеличено до 1000; разработанные ИИ-решения будут иметь приоритет в государственных закупках, и их коммерциализация будет поддерживаться; по крайней мере, 5 дочерних компаний, работающих в области технологий искусственного интеллекта, будут созданы государственными учреждениями и компаниями; по крайней мере, 1 глобальная инициатива будет запущена в области обработки естественного языка; будет инициировано не менее 10 предконкурентных проектов сотрудничества (как можно понять документ, речь идет о тех сферах, где ещё не сложилась достаточно серьезная конкуренция – то есть, об инновационных, прорывных областях – прим.) в области технологий искусственного интеллекта, особенно в области обработки изображений.

Цель 3 Стратегии «Расширение возможности по доступу к качественным данным и технической инфраструктуре» предполагает следующее: будет обеспечено, чтобы количество государственных учреждений и предприятий, предоставляющих доступ к общей высокопроизводительной вычислительной инфраструктуре, составляло не менее 200; по крайней мере, 50 учреждений будут включены в область открытых данных; будет создано не менее 10 отраслевых облачных платформ для обмена данными, количество индивидуальных разработчиков проектов ИИ будет увеличено, как минимум, до 1000 в рамках Турецкой платформы с открытым исходным кодом; не менее 1000 открытых наборов данных будут опубликованы через портал открытых данных.

62.89MB | MySQL:102 | 0,572sec