К вопросу о стратегии в сфере искусственного интеллекта Турции на период с 2021 по 2025 год. Часть 8

Продолжаем анализировать турецкую Стратегию в сфере развития искусственного интеллекта — первый всеобъемлющий документ в этой сфере, подготовленный в Турецкой Республике. Часть 7 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=79556.

Напомним, что мы остановились на разделе Стратегии, который озаглавлен как «Международное сотрудничество».

Если исходить из объема совместных публикаций между турецкими и зарубежными учеными, то получится, что главными партнёрами Турции в сфере искусственного интеллекта оказываются США и Германия.

Что, подчеркнем, является абсолютно логичным с учетом того, насколько прочные образовательные связи наличествуют между указанными странами.

При наличии экономических возможностей, турецкие студенты предпочитают бакалавриат заканчивать в Турции, а за магистерской степенью – отправиться в США. Что же до ЕС, то для Турции и турецких студентов есть множество различных возможностей и стипендий. Не говоря уже о том, что в современной Европе проживает уже множество выходцев из Турции, что создает «мостики» между теми же Германией и Францией, и турками.

А такие образовательные связи приводят, в свою очередь, к тому, что турецкие ученые варятся в «передовом научном котле», чтобы вбирать в себя самые последние достижения и находиться на переднем крае науки.

Тут, конечно, возникает отдельный вопрос «утечки турецких мозгов за рубеж». Но это, а, равно как и усилия турецкого руководства по возвращению своих кадров из-за рубежа, — предмет для отдельного разговора.

Углубимся, вслед за Стратегией, в некоторые детали и примеры турецко-европейского сотрудничества.

В частности, как отмечается в документе, на турецко-германской конференции по искусственному интеллекту и так называемой «промышленности 4.0», которая состоялась в августе 2019 года, помимо сотрудничества между двумя странами в области искусственного интеллекта, было сделано объявление о сотрудничестве в таких сферах, ориентированных на производство, как машиностроение.

В октябре 2020 года, в режиме онлайн, состоялась турецко-венгерская конференция по искусственному интеллекту и высоким технологиям.

На указанном мероприятии были оценены потенциальные возможности сотрудничества в рамках двусторонних и многолетних финансовых рамочных программ ЕС, а также был произведен обмен опытом между странами.

Рекомендация Комитета по искусственному интеллекту стран Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), опубликованная в 2019 году «с целью укрепления глобальной экосистемы политики в области искусственного интеллекта, с упором на этические и демократические ценности», была принята в качестве Принципов искусственного интеллекта Большой двадцатки (G20) в качестве приложения к Заявлению министров экономики G20 от 2019 года.

Напомним, что Турция является активной участницей «Большой двадцатки», прилагая все возможные усилия к тому, чтобы влияние этого объединения постоянно бы росло по сравнению «Большой семеркой». Что является частью слогана Турции «Мир больше пяти» (постоянных членов Совета Безопасности ООН – И.С.) и тезиса о том, что «мир изменился» и традиционные центры силы, политической и экономической, сменяются центрами новыми, чьи голоса также должны быть услышаны.

Как отмечается в Стратегии, в 2019 и в 2020 году состоялись встречи министров цифровой экономики стран «Большой двадцатки». В ходе этих встреч обсуждалась инициатива под названием «Уверенное свободное перемещение данных». Была подчеркнута важность этой инициативы с точки зрения свободного перемещения информации и, следовательно, с точки зрения развития цифровой экономики. Надо ли говорить о том, что эта инициатива была поддержана и Турецкой Республикой. И, как отмечается Стратегией, это имеет большую важность с точки зрения гармонизации международных трендов в сфере искусственного интеллекта с национальным видением в этой сфере.

Как отмечается в Стратегии, в этом контексте, Турция регулярно участвует в исследованиях, посвященных вопросам, связанным с искусственным интеллектом и управлением данными, в рамках структур Большой двадцатки. Эксперты и наблюдатели из Турции входят в рабочую группу ОЭСР под названием ONE AI («Один искусственный интеллект»). Целью это рабочей группы является разработка руководства с рекомендациями национальным правительствам по классификации систем искусственного интеллекта и по развитию собственной политики в этой сфере, основанной на ценностях. Подчеркивается подход по обмену и информацией в этой сфере.

Также Турция является активной участницей заседаний Временного комитета Совета Европы по искусственному интеллекту (CAHAI), в который входят 47 членов. Цитируем турецкую стратегию: «Работа Комитета, направленная на определение элементов правовой базы для разработки, проектирования и внедрения систем искусственного интеллекта на основе стандартов в области прав человека, демократии и верховенства закона, тщательно отслеживается». Турция является участницей трех рабочих групп, включая следующие: Группа разработка политики, Группа консультаций и поддержки, и Группу правовых рамок, которые были созданы в рамках работы этого Комитета.

Вот какими словами завершается раздел, посвященный международному сотрудничеству в Стратегии, цитируем:

«Учитывая текущую ситуацию в нашей стране, считается важным участвовать в глобальном управлении данными и в надежных инициативах в области искусственного интеллекта (ИИ) для развития международного сотрудничества в области ИИ. Опять же, в этой области необходимо развивать проекты по разработке технологий и приложений со странами-партнерами или участвовать в разработанных международных проектах и ​​программах».

Не устанем повторять, что Турция пытается следовать, в определенной степени, примеру того же Китая, который активно занимается технологическим трансфером и обратным инжинирингом, абсолютно не стесняясь нарушения авторского права.

Ситуация, правда, в случае Турции – несколько иная. Страна поощряет создание на своей территории совместных предприятий с участием иностранного капитала и, что самое важное, с технологическим трансфером. Страна изучает иностранные аналоги и пытается выходить с аналогичными продуктами собственного производства. Однако, заниматься откровенной кражей технологий, в чем постоянно замечается Китай, Турция не занимается. Страна пытается оставаться в правовом поле и привлекать к себе технологии через международное сотрудничество.

И примеры той же АЭС «Аккую», где предусматривается трансфер технологий и подготовка турецких кадров, и производства российской вакцины «Спутник V» на турецкой территории являются яркими свидетельствами того, что, в общем и целом, турецкий подход работает.

Как мы не раз писали на страницах ИБВ, главным ограничителем для Турции для того, чтобы получить доступ к той или иной технологии, является отнюдь не готовность того или иного зарубежного партнёра этой технологией делиться (хотя и это распространено, в том же оборонно-промышленном комплексе, хотя эти кейсы можно вывести за скобки), а именно способность Турции «переварить» то или иное знание, с точки зрения: а) готовности её науки, б) наличия кадров, в) наличия производственных возможностей для того, чтобы делать серийный продукт и выводить его на рынок.

Этими словами, можно, собственно, завершить рассмотрение раздела, посвященного международному сотрудничеству Турции в сфере искусственного интеллекта. Как можно заметить, главным трендом, в этом смысле, являются работы Турции в рамках так называемой «Большой двадцатки» и Организации по экономическому сотрудничеству и развитию.

Следующий раздел Стратегии озаглавлен как «Структурные преобразования и преобразования в сфере рабочей силы».

Как отмечается Стратегией, «Чтобы существовать в качестве эффективной силы в конкурентной цифровой экономике завтрашнего дня, необходимо идти в ногу с технологическим развитием, создавая новые бизнес-модели на базе искусственного интеллекта, а также пересматривая и развивая компетенции сотрудников в этом направлении».

В этом смысле, турецкая Стратегия ссылается на документ, подготовленный со стороны Организации экономического сотрудничества и развития под заголовком: «Цифровизироваться: сформировать политику и улучшить жизнь».

В этом Отчете указывается, что у низкоквалифицированных рабочих меньше шансов получить внутрифирменное обучение, чем у средних и высококвалифицированных рабочих. Тут Стратегия делает акцент на достаточно любопытной цифре: в среднем по странам ОЭСР доля низкоквалифицированных рабочих, получающих образование, которое направлено на рост их квалификации, составляет 40,3%. А в Турции эта цифра сохраняется на уровне в 28,2%.

Иными словами, Турция, в плане повышения квалификации своей рабочей силы, остается на уровне, который ниже среднего уровня ОЭСР. А это можно трактовать и как то, что, при сохранении подобных показателей, Турция будет отставать от своих конкурентов, в том числе, и в рассматриваемой нами стратегической области искусственного интеллекта.

Так что, неудивителен тот вывод, который, по этому поводу, делается в турецкой Стратегии по ИИ. Цитируем:

«В нашей стране были начаты исследования по трансформации организационных структур, способов ведения бизнеса и механизмов принятия решений, а также пилотных приложений для услуг с высоким уровнем взаимодействия с заинтересованными сторонами, чтобы подготовить государственные учреждения к технологиям нового поколения и обеспечить эффективное принятие решений в процессах, на основе данных».

Далее в Стратегии перечисляются те ведомства, в которых упомянутые преобразования реализуются, и перечисляются соответствующие конкретные меры.

В числе упоминаемых ведомств – следующие: Министерство юстиции, Министерство труда и социальной защиты, Министерство внутренних дел, Министерство образования, Министерство здравоохранения, Министерство сельского хозяйства и леса, Министерство торговли, Управление по делам оборонной промышленности, Министерство транспорта и инфраструктуры, Офис по цифровой трансформации при администрации президента страны.

Имея в виду цели настоящей публикации, с тем, чтобы не перегружать её лишней информацией, выберем из этого перечня лишь отдельные ведомства, расположив их в порядке нашего к ним интереса.

Начнем наш разбор с Офиса по цифровой трансформации при администрации президента Турции.

В рамках проекта «Обнаружение COVID-19 с помощью искусственного интеллекта», выполняемого Департаментом больших данных и искусственного интеллекта при Офисе по цифровой трансформации, прогнозы, сделанные моделями искусственного интеллекта на рентгеновских снимках и изображениях компьютерной томографии, и причины их выполнения, равно как и прогнозы могут быть прозрачно представлены соответствующим врачам.

Аналогичным образом, в рамках «Турецкого проекта мозга», который был реализован в результате совместной работы между Медицинским и Инженерным факультетами Университета Гази, создается система поддержки принятия решений, которая облегчит обнаружение и диагностику различных аномалий на томографических изображениях с использованием технологий искусственного интеллекта. Эта система позволит оперативно лечить неотложные случаи и снижать вероятность различных осложнений. Данная система находится в стадии разработки.

Обратимся к тем проектам, которые реализуются со стороны Управления по оборонной промышленности.

Управление по оборонной промышленности (SSB) реализуется целый ряд проектов НИОКР, среди которых – построенные на технологиях искусственного интеллекта «для различных проблемных областей и потребностей в концепции обороны и безопасности».

Далее турецкая Стратегия перечисляет некоторые из проектов SSB следующим списком: обнаружение аномалий в социальных сетях, отслеживание и анализ событий, платформа глубокого обучения для анализа больших данных, повышение эффективности анализа социальных сетей, разработка независимой автономной навигации с помощью глобальной системы позиционирования, классификация и идентификация наземных целей, обнаруженных радаром, автономная разведка с помощью совместного функционирования роботов, наведение и навигация, помощник командующего с искусственным интеллектом для разработки планов передвижения, управление огнем с помощью искусственного интеллекта и автономное вождение наземных транспортных средств, обнаружение и предотвращение уязвимостей на основе искусственного интеллекта в программно определяемых сетях и проекты глобального анализа уязвимостей.

Ещё одно ведомство, к чьим проектам с использованием искусственного интеллекта хотелось бы обратиться является Министерство внутренних дел Турции.

Как отмечается в Стратегии, Министерство внутренних дел проводит исследования, которые повысят возможности сотрудников правоохранительных органов за счет использования приложений искусственного интеллекта в проектах, которые будут реализованы с интеграцией событий в реальном времени и передовыми аналитическими методами для внутренней безопасности. Помимо поддержки событий в реальном времени, проводятся исследования с использованием приложений искусственного интеллекта для выявления будущих событий и прогнозирования рисков.

Следующее ведомство, чьи разработки уместно перечислить, уходя от оборонной сферы в сферу гражданскую – это Министерство торговли Турции.

Министерство торговли проводит пилотные исследования для ускорения таможенных процедур с упором на анализ рисков путем анализа данных, собранных из различных источников, таких как камеры видеонаблюдения, устройства визуализации транспортных средств и таможенный трафик. Эти исследования были объединены в центре управления и контроля в Анкаре, в рамках таможенного контроля с использованием передовых методов анализа данных и машинного обучения. На платформе «Легкий экспорт», которая была открыта для онлайн-использования, компаниям, имеющим интеллектуального экспортного робота с поддержкой искусственного интеллекта, даются персональные рекомендации.

И, наконец, завершим мы наши выдержки из турецкой Стратегии теми работами, которые проводятся Министерством транспорта и инфраструктуры страны.

Генеральным управлением прибрежной безопасности Министерства транспорта и инфраструктуры реализуется целый ряд проектов с использованием искусственного интеллекта, которые обрабатывают данные из средств связи, навигационных приборов, систем автоматической идентификации судов, систем идентификации и слежения за судами на большие расстояния. Результатом обработки этих данных и использования их приложениями искусственного интеллекта является то, что оптимизируются как эксплуатационные расходы судов, так сокращаются, благодаря этой оптимизации, загрязнения воздуха с этих судов.

Разумеется, повторимся, за кадром остаются работы некоторых других турецких ведомств, которые мы исключили с целью экономии места, но которые могут представлять интерес для профильных российских специалистов. Однако, уже приведенных выше данных в гражданской и оборонной сферах – достаточно для того, чтобы понять направление мысли турецкого государства в плане использования приложений искусственного интеллекта.

52.27MB | MySQL:103 | 0,722sec