О возобновлении дискуссий по поводу перспектив зарубежных миссий Бундесвера на примере Мали

На днях были опубликованы результаты опроса, проведенного институтом изучения общественного мнения YouGov с 27 по 31 августа текущего года среди 2022 респондентов для выяснения отношения общества в ФРГ к миссии Бундесвера в Мали[i]. Данные показывают, что 44 % участников исследования выступают против продолжения германского военного присутствия в западноафриканской стране, поддерживают операцию лишь 23 %. Оставшиеся 33 % не имеют однозначного мнения на этот счет. Если говорить о политических взглядах респондентов, то большинство противников операции находится в рядах «Альтернативы для Германии» (78 %) и «Левых» (58 %). Однако и среди сторонников коалиционных партий наблюдается скептическое отношение к продлению мандата ФРГ в Мали. Так, против миссии выступают 43% избирателей ХДС/ХСС и 40 % СДПГ. Наконец, среди электората претендующих на попадание в кабинет министров после сентябрьских выборов «Зеленых» 38 % считают правильным прекратить операцию.

Рост противников миссии в Мали в частности и зарубежных операций с участием Бундесвера в целом среди избирателей, поддерживающих различные политические силы, весьма интересен, если принять во внимание результаты голосования, ставшие основанием для продления присутствия военных из ФРГ в западноафриканской стране. В середине мая 499 депутатов Бундестага поддержало планы правительства, «против» проголосовало 147 парламентариев, воздержались трое[ii]. Другими словами, в процентах соотношение сторонников и противников операции выглядело как 70 % к 20 %.

В текущих условиях общественное мнение явно подстегивает дискуссии, продолжающейся в политических кругах после ухода Бундесвера из Афганистана. Помимо призывов оппозиционных партий провести тщательный разбор афганской операции, а особенно ее завершающей фазы, все заметнее становится интерес к более общему вопросу – стоить ли Германии вообще проводить зарубежные операции. В настоящий момент 2,5 тыс. военных из ФРГ участвуют в 11 миссиях на Ближнем Востоке, в Европе и Африке, большая часть из которых осуществляется под патронажем ООН. При этом наиболее опасной из них как для Германии, так и в международных масштабах, считается миссия ООН по стабилизации Мали MINUSMA. Соответственно, она же теперь оказывается и основной мишенью для критики.

Опыт Афганистана и давление общественности привели к тому, что глава федерального оборонного ведомства А.Крамп-Карренбауэр заявила о необходимости «проверить другие зарубежные дислокации бундесвера». Претендент на пост канцлера от ХДС А.Лашет, в свою очередь, призвал сделать цели участия в зарубежных операциях более ясными. При этом именно Мали, судя по всему, станет главной точкой притяжения внимания при переоценке роли Бундесвера за рубежом. Так, депутат от ХДС И.Вадефул подчеркнул важность «снова взглянуть на Мали» для проверки задач и использования ресурсов. По его словам, в целом присутствие там Бундесвера оправдано, однако, целью операции должно быть не нечто вроде «строительства нации» или «верховенства закона», поскольку тогда пребывание в Мали будет разворачиваться по тому же сценарию, что и в Афганистане, а обеспечение стабилизации страны и недопущение активизации там терроризма.

Примечательно, что, чем ближе партия считает себя к власти после выборов, тем более сдержанной становится ее риторика в отношении данного вопроса. Так, позиции АдГ и «Левых», как представляется большинству политических обозревателей из Германии, таковы, что не позволят им претендовать на политические прорывы. Так, АдГ по последним опросам теряет около 1,2 % голосов в сравнении с 2017 г., «Левые» уступают своему же результату на прошлых выборах порядка 2,3 %. Это означает, что шансы участия в коалиционных переговорах для них малы, а значит, не потребуется и искать компромисс по столь сложной теме как вовлечение Бундесвера в зарубежные миссии. А вот «Зеленые» претендуют на то, чтобы превзойти все свои предыдущие результаты. В таких условиях из рядов партии звучат мнения об общей важности выполнения таких задач, примером чему служит Руанда.

В целом, активизация дискуссий о продлении миссии в Мали, равно как и относительно более широкого вопроса о перспективах участия Бундесвера в выполнении задач за рубежом, довольно нетипична для текущего этапа, характеризующегося приближением федеральных выборов. В таких обстоятельствах традиционно первостепенное значение приобретают социально-экономические проблемы, тем более что у ФРГ, преодолевающей последствия коронавирусных локдаунов, довольно много сложностей в указанных сферах. Однако в предвыборную ситуацию вмешалось завершение операции в Афганистане. Оппозиционные партии изначально пытались использовать эту проблематику как козырь в борьбе с противниками из правительственного лагеря. Обратной стороной этого противоборства оказалась необходимость им самим представить позиции по аналогичной тематике. Соответственно, независимо от того, какую партию будет представлять новый федеральный канцлер, после вступления в должность ему придется всерьез заняться острой темой отправки Бундесвера за рубеж и конкретно судьбой мандата в Мали, который истечет 31 мая 2022 г.

Второй важный фактор, оказывающий воздействие на Германию заключается в том, что Франция в некоторой степени хочет пойти по стопам США, сократив свое фактическое присутствие в кризисных регионах. Президент Пятой республики Э.Макрон не так давно анонсировал планы к 2022 г. вывести порядка 2 тыс. военных из Сахеля. Задачу по противодействию терроризму в регионе французский лидер намерен передать оперативной европейской группе Takuba, куда входят Чехия, Эстония, Швеция, Дания, Италия, Бельгия, Нидерланды, Португалия и Румыния. Причем ряд стран из указанного списка представлены лишь несколькими офицерами связи. В результате ожидается, что как сами сахельские государства, так и их европейские партнеры будут искать поддержки со стороны более влиятельного игрока, в роли которого весьма вероятно будет предложено выступить ФРГ. Подтверждением такой теории является то, что М.Базум — президент Нигера, где должен быть расположен оперативный штаб сил Takuba, в июле перед переговорами с французским контрпартнером, на которых обсуждались планы Парижа, провел встречу с А.Меркель. В связи с этим при новом канцлере ФРГ неизбежно будет обязана сделать выбор, который отразиться как на торгово-экономических интереса Берлина в регионе, так и на его отношениях с европейскими союзниками в том, что касается равного распределения ответственности за поддержание международного мира и стабильности.

[i] Результаты опроса приводятся по: Dewitz C. Das Afghanistan-Debakel und die Folgen für Mali // Bundeswehr Journal. 04.09.2021. URL: http://www.bundeswehr-journal.de/2021/das-afghanistan-debakel-und-die-folgen-fuer-mali/

[ii] Ibid.

52.26MB | MySQL:103 | 0,520sec