Об энергетической сделке Египта, Иордании, Ливана и Сирии

Состоявшаяся 8 сентября в Аммане встреча министров энергетики четырех стран региона – Ливана, Иордании, Сирии и Египта – является по-своему уникальной и обещает стать прорывной, причем не столько в плане обеспечения энергетической безопасности Ливана и Сирии, но в плане изменения всех конфигурации взаимоотношений в регионе. Соответствующая договоренность была достигнута и согласована на межправительственном уровне, а реализация этого плана начнется в ближайшее время. Поставки газа из Египта будут осуществлены в Иорданию через имеющийся т.н. «арабский» газопровод, построенный более 20 лет назад. При этом, сирийская территория будет использована для транзита египетского газа непосредственно в Ливан.

Решение, действительно, историческое и в стратегическом плане оно, безусловно, означает возвращение Сирии в большую энергетическую политику на Ближнем Востоке. Высказывается много различных версий относительно мотиваций стоящих за этим решением ведущих международных игроков. Несмотря на некоторые предположения о  некоем «альянсе арабских стран» вопреки интересам американской политики в регионе и т.д., думается, такого рода стратегическое решение принималось при полном одобрении со стороны администрации Джо Байдена. Первостепенная задача очевидна – сохранить стабильность в разваливающимся экономически и политически Ливане, который, несмотря на сильное влияние «Хизбаллы» и Ирана, продолжает оставаться важным форпостом американских и европейских интересов в этом регионе. Ливан с 2019 года парализован общенациональным социально-экономическим и  политическим кризисом, поэтому решение по трубопроводу во многом вынужденное, но чуть ли не единственно возможное для спасения его экономики и обеспечения национальной энергетической безопасности. Насколько такое решение поможет сохранить внутреннюю стабильность в Ливане и удержать страну от новых экономических распадов и шоков, покажет время.

Но очевидно, что стабильные поставки газа для производства электроэнергии могут внести важнейший вклад в восстановление национальной экономики Ливана. Национальная валюта с 2019 года обесценилась на 90%, а цены на импортируемую извне базовую товарную номенклатуру и топливо выросли в разы. В итоге, многие важнейшие объекты социальной инфраструктуры, включая больницы и школы, оказались под угрозой закрытия ввиду дефицита электроэнергии. Решение проблемы позволит избежать массового коллапса в работе базовых социальных услуг и госсектора.

Вопросы энергобезопасности Ливана имеют также и важную социальную составляющую. Сегодня население Ливана получает электричество не более 2 часов ежедневно, и вынуждено полагаться на работу небольших частных генераторов. При этом дизельное топливо также резко подорожало с учетом инфляции и девальвации местной валюты. Таким образом, нормализация обеспечения населения электроэнергией не только позволит решить ряд важных экономических проблем для производства и промышленности, но и снизить социальную напряженность и вероятность протестов населения против властей.

Понятно, что данное решение возобновления регионального энергетического проекта с включением в него Сирии далось западным странам с трудом. Для его реализации Вашингтону придется поступиться санкциями, которые введены против сирийского руководства во главе с президентом Б.Асадом. По-видимому, новое правительство Ливана, cформированное в августе после годового политического кризиса и безвластия, сильно просило американское руководство пойти на такой шаг в порядке исключения.

Детали нового энергетического плана пока широко не освещаются, но некоторые просачивающиеся в открытие СМИ элементы нового плана действительно примечательны. Во-первых, интересен сам факт возобновления работы «арабского» трубопровода, который до начала сирийской войны в 2008-2010 гг. функционировал и поставлял египетский газ в Ливан через сирийскую территорию. Происходило это таким образом – Сирия на своей южной границе получала газ из Иордании и затем на северной границе из имеющихся там резервов поставляла его Ливану, в котором всего 3 из десятка электростанций работают на газе и способны производить в общей сложности 435 мегаватт энергии. Во-вторых, поскольку этих мощностей явно не будет хватать для обеспечения энергобезопасности Ливана, в рамках новых четырехсторонних договоренностей (Египет-Иордания-Сирия-Ливан), в Ливан будет поставляться через Сирию дополнительная электроэнергия, производимая уже в самой Иордании на основе египетского газа. В третьих – и это самый интригующий вопрос – кто будет оплачивать новый проект? По мнению ряда экспертов, проект будет финансироваться по линии Всемирного банка в рамках выделенных ранее для Ливана грантов и кредитов, которые были заморожены под нажимом западных доноров с начала внутриполитического кризиса в этой стране. Теперь, эти ресурсы будут направлены на оплату счетов, выставляемых Египтом и Иорданией. Судя по всему, Вашингтон дал «зеленый свет2 на целевое использование этих ресурсов. По расчетам тех же экспертов, c учетом средней стоимости 1 мегаватта электроэнергии в 50 долларов США и известной совокупной мощности трех работающих на газе станций в Ливане (435 мегаватт), общие затраты на потребление египетского газа могут составить более 200 млн долларов ежегодно. При этом, вышеуказанные три газовые электростанции в ливанском городе Дейр Аммар способны обеспечить только 15% всех общенациональных потребностей Ливана, что даст возможность предоставлять населению и производствам в Ливане не более 3.5 часов электроэнергии в день. При этом, нужно также иметь в виду дополнительные поставки производимой в Иордании электроэнергии. Пока, по заявлению иорданской стороны, это «вопрос будущего2 и важно дождаться «полной стабилизации2 ситуации в Сирии, однако важно уже и то, что он стоит в многосторонней повестке и серьезно обсуждается заинтересованными сторонами. Также ясно, что ливанскому правительству будет важно приоритизировать распределение электроэнергии с тем, чтобы обеспечить в первую очередь непрерывность работы социально значимых объектов – больниц, супермаркетов, аэропортов и других ключевых транспортных узлов, школ и т.д.

Резюмируя, с точки зрения интересов CША этот вынужденный на первый взгляд шаг по соединению энергетических систем Ливана, Сирии и Иордании, преследует несколько важных тактических целей. Во-первых, сохранить влияние в ключевом для американских интересов Ливане через своих союзников в регионе, чтобы избежать повторения там афганского или иракского сценария. Энергетический коридор из Египта через Иорданию и Сирию стал единственно возможной альтернативной поставкам иранской нефти в Ливан под контролем «Хизбаллы», которые – по некоторым данным — начались буквально в первых числах сентября. При этом, официальные власти Ливана сообщают, что не получали никаких запросов от иранских властей о поставках нефти в Ливан, и дескать вся инициатива инспирирована «Хизбаллой» и осуществляется под ее контролем. Неясным остается также и маршрут – некоторые источники утверждают, что первая поставка уже в пути и осуществляется по Красному морю, другие сообщают, что для обхода американских санкций решено поставлять иранскую нефть сухопутным маршрутом через Сирию. Понятно, что тема очень острая и противоречивая, но окончательная ясность по модальностям поставок иранской нефти в Ливан на сегодня отсутствует. В любом случае, можно предполагать, что недавняя энергетическая инициатива четырех стран осуществлена с подачи Вашингтона не только в целях спасения ливанской экономики, но и в качестве некоей вынужденной ответной меры иранской инициативе. При этом, Вашингтону придется поступиться важными принципами в отношении Сирии и пойти на частичное снятие санкций. Об готовности пойти на это уже намекнул побывавший в Бейруте с визитом американский сенатор Ван Холлен, допустивший возможность приостановки действия ряда положений введенного в 2020 году так называемого «Акта Цезаря» (акта о защите гражданского населения Сирии).

С точки зрения интересов Сирии новое четырехстороннее энергетическое соглашение может стать колоссальным шагом на пути выхода из международной изоляции, в том числе региональной. Ранее, западные доноры категорически отказывались инвестировать в восстановление сирийской экономики до выполнения их условий по осуществлению политической реформы, которая предполагала смену власти. Теперь, новый энергетический проект может послужить важным сигналом для возвращения в эту страну крупных международных инвесторов.

52.32MB | MySQL:106 | 0,652sec