- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Издание «Единый подход Турции к обеспечению безопасности». Часть 15.

В 2020 году в турецкий свет появилась книга «Целостный подход Турции к обеспечению безопасности». В подзаголовке книги значится «От энергетики – к здравоохранению, от миграции до внутренней и внешней безопасности, многомерная национальная оборона».

Книга была издана компанией оборонно-промышленного комплекса STM и созданным при ней издательством «Think Tech. Технологический мозговой центр».

Продолжаем разбираться с этим изданием. Часть 14 нашего обзора опубликована на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=80350 [1].

Напомним, что мы остановились на вопросе ограниченных водных ресурсов Турции и на той мысли, что, если, допустим, у Турции есть, пусть и теоретическая возможность, но стать энергетической державой, через доступ к газовым месторождениям Восточного Средиземного моря, то стать водной державой для Турции весьма затруднительно.

Крупных бассейнов рек по соседству с Турцией не наблюдается, а население страны ежегодно прирастает приблизительно по 1 млн человек. Сюда же можно, в принципе, добавить и то миграционное давление, которое оказывается на страну.

Идти по пути создания в стране, которая окружена 4-мя морями, крупных предприятий – опреснительных установок, можно только в случае наличия крупных свободных средств, которых у Турции нет. По такому пути могут идти нефтяные монархии Залива.

Кроме того, надо понимать ещё одну вещь, связанную с опреснительными установками: они являются крайне энергоемкими. Иными словами, на них совсем не «легким движением руки» сжигаемое или расщепляемое топливо должно превращаться в пресную воду.

Так что, речь идет не только о крупных инвестициях в капитальные вложения, которые исчисляются не десятками, а сотнями миллионов долларов, но и возникающем большом бремени для турецкой экономики, связанном с тем, чтобы наращивать закупки топлива из-за рубежа, поскольку сама Турция не располагает запасами ни нефти, ни газа, ни природного угля. Равно как, если зайдет речь об атомных электростанциях, — Турция не располагает запасами ядерного топлива.

Иными словами, превращение морской воды в воду пресную является крайне дорогостоящей операцией, которая по плечу только весьма зажиточным государствам, которые готовы не только делать крупные инвестиции, но и нести бремя постоянных весьма серьезных расходов на закупки топлива для электростанций (ну или, как вариант, эти державы являются энергетическими и у них есть топливо для переработки; что полностью справедливо для монархий Персидского залива – И.С.).

Ну и, разумеется, следует озвучить ещё одну важную мысль, связанную с опресненной морской водой – она подходит для широкого применения только для удовлетворения технических нужд и никак не может служить питьевой водой. Таким образом, опреснительные установки могут закрыть лишь часть турецкой проблемы, которая спустя всего лишь несколько десятилетий, как следует ожидать, грозит встать перед страной со всей остротой.

Каким образом эта проблема будет решаться Турецкой Республикой, как страной небогатой ни свободными денежными средствами, ни энергоносителями? – Посмотрим, содержит ли ответ на этот вызов рассматриваемое нами издание.

Тем более, что глобальное потепление климата – это тот вызов, который непосредственно, по мнению турецких руководителей, касается страны. Именно с ним связывается и рост ежегодно происходящих в стране лесных пожаров, чей масштаб в 2021 году был поистине беспрецедентным даже для страны, где лесные пожары – это привычная для всех норма и страна ежегодно готовит к ним парк авиатехники, в том числе, арендуя технику и в России.

Оставив в стороне вопрос политической риторики – из серии, что «вместо каждого сгоревшего дерева, турецкая власть посадит 1 тыс. саженцев», скажем, что баланс прибылей и убытков в графе выбывающего и прибывающего лесного фонда в стране является далеко не очевидным. Отнюдь ведь неслучайно буквально за неделю Министерство окружающей среды и градостроения Турции было переименовано в Министерство окружающей среды, градостроения и изменения климата. Потому как, следует ожидать рост климатического давления на Турцию, что следует из заявлений и действий турецкого руководства.

Мы выше уже упомянули по поводу миграционного давления, которое оказывается на страну, с точки зрения её продовольственной безопасности. Как мы можем заметить, турецкие авторы мыслят ровно в том же самом ключе.

Следующий раздел издания называется, как «Влияние продовольствия и воды арабской весны».

Цитируем издание:

«Еще одним аспектом водной проблемы Турции является проблема беженцев. Доцент доктор наук Элиф Чолакоглу обращает внимание на то, что Турция впервые была показана среди «хрупких» стран в 2015 году, а также среди стран, где наблюдается давление на природные ресурсы из-за прибытия слишком большого количества беженцев с 2010 года из-за гражданских войн в регионе и в арабских странах. Приблизительно столько же людей, сколько и к нам, отправилось в Иорданию. Через несколько месяцев Иордании пришлось закупать воду в Израиле. Потому что там нет воды. Это — одна из самых простых конкретных ситуаций.

Безопасность (поставок) продовольствия — очень важный аспект этого. Одна из основных причин движения арабской весны — проблема продовольственной безопасности. В частности, очень серьезное повышение цен на пшеницу в регионе на 40% вызвало волнения в обществе. Возможно, это — не основная причина, но это одна из самых важных причин. Потому что уровень зависимости от импортных продуктов питания в регионе достаточно высок».

Подчеркнём ту важную мысль турецких авторов, что продовольственная безопасность, или, выражаясь проще, доступность продуктов питания и воды, и цены на них, были, по их оценкам, в ряду тех факторов, которые оказали влияние на возникновение протестных движений на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

И, как можно заметить, этот фактор давления, по мере роста численности населения (естественных приростов и миграционного давления) будет лишь только нарастать. И эта ситуация, как мы полагаем, в значительной степени касается Турции, которая позиционирует себя в качестве «перекрестка цивилизаций», «регионального хаба» и «моста между Востоком и Западом», активно приглашает к себе бизнес-иммиграцию и туристов, а также является страной, находящейся на пути миграционных потоков с Востока на «вожделенный» Запад.

Пропускаем теоретическую часть издания, которая озаглавлена как «Альтернативные решения в сфере продовольствия», где речь идет, к примеру, об искусственно произведенном мясе. Или же об аспектах эффективности в сфере животноводства и сельского хозяйства. Хотя, безусловно, для тех людей, кто профессионально занимается вопросами этой индустрии в Турции, в том числе, из числа российских представителей отрасли, данный раздел может представлять определенный интерес.

Ограничимся лишь характерной цитатой из данного раздела:

«Если и есть угроза из-за вашего геополитического положения (которое традиционно рассматривается в качестве важного конкурентного преимущества перед другими странами – прим.), то она придет в пищевую промышленность. В мире уже есть примеры. Такие учреждения как Министерство сельского и лесного хозяйства, Министерство здравоохранения и Министерство национальной обороны и прочие, должны взять на себя ведущую роль в сфере продовольственной безопасности. Наше население увеличивается, количество туристов или сирийских беженцев увеличивается, поэтому чем больше людей приезжает, тем больше мы должны их кормить».

Весьма просто выраженная мысль о том, что вопрос роста миграционных потоков в направлении Турции теперь должен быть предметом обеспокоенности уже не только гражданских ведомств, но уже и ведомств военных – будучи включенным в контекст национальной безопасности.

Заметим, что множество разговоров, в связи с так называемой «арабской весной», было о том, что, дескать, турецкая власть занимается социальным инжинирингом, «раздает турецкое гражданство» и, такими шагами, наращивает армию своих избирателей.

Чуть меньше разговоров – о том, что те же приезжие сирийцы занимают те рабочие места, на которые могли бы претендовать местные граждане. И, более того, сирийские беженцы, будучи на правах «гастарбайтеров», никакими особыми правами и не располагают и готовы работать за мизерную оплату – лишь только за возможность получать оплату за свой труд, не имея проблем с местными органами надзора за рынком труда.

К этой же категории – вопросы того, что сирийские беженцы и их дети, многие из которых рождаются уже в Турции, должны, каким-то образом, иметь доступ к услугам здравоохранения и к услугам образования. А, следовательно, нужно увеличивать численность существующих классов и групп в образовательных учреждениях или же создавать новые. Нужно выделять новых учителей и докторов. При этом, отдельно стоит побеспокоиться о вопросе того, чтобы хотя бы у некоторых из них наличествовало бы знание арабского языка. Это все создает давление на здравоохранительную и образовательную инфраструктуру страны.

Но, повторимся, эти рассуждения не являются для Турции новыми – это повод для постоянных дискуссий, которые ведутся в турецком обществе.

Однако, почти не слышно разговоров о том, что беженцы, находящиеся на территории Турции, выражаясь просто, «едят и пьют» и, разумеется из этого логически вытекает, что потребности страны в продовольствии и в воде начинают расти. Само по себе, это – не плохо и не хорошо. Но мы уже имели возможность убедиться в том, что ресурсы Турции являются достаточно ограниченными и, совсем неслучайно, турецкое руководство говорит о том, что страна подошла «к своему физическому пределу возможности принятия беженцев из-за рубежа».

На самом деле, в отечественном сознании и СМИ, Турция, чаще всего, предстает в роли страны, которая занимается тем, что «шантажирует Запад» отправкой к ним многочисленной армии беженцев, а также выставляет Западу постоянно растущие счета за пребывание в Турции сирийцев.

Также, именно Турцию считают одной из стран, которые приняли участие в разжигании сирийского конфликта – не признавая за ней статус защитницы мира и демократии в стране, а также противницы «кровавого диктатора Б.Асада». А, следовательно, по умолчанию, считается, что Турция лишь имеет действия с последствиями своих собственных шагов.

Но надо ли говорить о том, что у турецкого руководства – своя точка зрения на данный вопрос и она говорит о том бремени ответственности, которое необходимо справедливо делить между всеми странами и бремя ответственности должно ложиться на тот Запад, который беженцев, по большому счету и не принял. Хотя и бурно ратовал за демократизацию Ближнего Востока наравне со всеми, включая и Турцию, которая сейчас за всех «отдувается».

Тот раздел, на который бы хотелось бы обратить внимание здесь, посвящен 11-му 5-летнему Плану развития страны. Напомним, что турецкая система планирования построена по принципу пятилеток, что можно считать одним из аспектов «культурного обмена» между Турецкой Республикой и Советским Союзом.

Цитируем издание:

«В 11-м плане развития, который действует как руководство в плане развития Турции и определяет её дорожную карту, которой необходимо следовать в каждой области, приоритеты были определены и в этой сфере (то есть, в вопросах продовольствия, сельского хозяйства и животноводства – И.С.). Доцент доктор наук Тайлан Кыймаз отмечает, что, в (11-м – И.С.) плане (развития – И.С.), прежде всего, упоминается сельскохозяйственная тематика. Как он указывает, нам (то есть, Турции) необходимо корректно, правильно получать данные с помощью технологий.  Вопрос номер один на переговорах с ЕС — это предоставление данных».

Заметим здесь достаточно любопытное упоминание Европейского Союза в контексте турецкой продовольственной безопасности.

Оно – отнюдь неслучайно, поскольку ЕС, как мы не раз говорили, для Турции является источником не только «вдохновения» на пути реформ по дороге в «дружную семью европейских народов», но и правильных, апробированных, успешных практик и источником передовых технологий.

В данном случае, речь идет о передовых технологиях в сфере сельского хозяйства, животноводства и пищевой промышленности. Заметим, что даже чисто исторически между ЕС и Турцией всегда существовало множество совместных программ и инициатив в сфере сельского хозяйства.

Цитируем далее авторов турецкого издания:

«Второй вопрос, включенный в план, — как более эффективно использовать земли. В плане (11-м Плане развития – И.С.) отмечается каким образом будет сформирован рынок и на каких условиях он будет работать, в частности, в плане инвентаризации приобретения земли, её консолидации и т.д., и как эти данные будут использованы.

Третий аспект (Плана развития – И.С.) определяет, как сломать импортозависимую структуру животноводства и как привлечь людей в этот сектор.

В связи с этим, в план были включены меры и стимулы, которые необходимо разработать для использования системы социального обеспечения и привлечения крупного капитала в эту сферу».

Пропустим следующий раздел, касающийся мер стимулирования сельского хозяйства и животноводства в стране, и перейдем к разделу, который называется, как «Шаги, которые необходимо предпринять для обеспечения продовольственной безопасности».

Цитируем турецкое издание:

«Фактически, есть две мотивации для того, о чем мы говорим: исследование «Модернизация турецкого продовольственного бизнеса», проведенное в 2010 году при финансовой поддержке Всемирного банка. На этапе гармонизации с ЕС были приняты некоторые решения о том, что следует делать во всех пищевых секторах Турции, и о необходимых затратах на это. Фактически, все те открытия (которые были сделаны на этапе исследования рынка), как большие, так и маленькие, все еще сохраняют свою актуальность. Во-вторых, есть наши традиционные планы развития (имеются в виду, турецкие 5-летние планы развития, см. выше – И.С.). Там отражается все, включая поддержку, оказываемую со стороны ЕС, а также тот прогресс, который Турция продемонстрировала в сфере продовольственной безопасности. Проблемы остались прежними. Так что, они по-прежнему являются нашими мотивационными документами для ведения бизнеса».

Иными словами, заинтересованных читателей, которые более глубоко интересуются проблемами турецкого сельского хозяйства и животноводства, уместно переадресовать к пятилетним планам развития Турции, где содержится о них достаточно полная информация, позволяющая уже в подробностях рассуждать о вопросах турецкой продовольственной безопасности.

Процитируем авторов издания – становится очевидным, что то, что мы написали выше в комментариях, является действительно для Турции крайне болезненным вопросом:

«Особенно, Джейхан, Чукурова, южные регионы из числа GAP (проект Южной Анатолии), возможно, постепенно сместятся в сторону тропического климата. Но климат будет без осадков, тропики — немного более дождливые. Итак, что мы будем делать в этих регионах? Будем ли мы поощрять выращивание в теплицах? Как мы будем эффективно использовать воду? Собираемся ли мы очищать морскую воду? Есть страны, которые его используют. Как тогда мы сможем удовлетворить возросшую потребность в энергии? Нужны ли для этого атомные электростанции? Атомная энергия, использование светодиодных ламп в сельском хозяйстве и т.д. Следует учитывать многие технологии, которые участвуют в производстве продуктов питания».