12 ноября с.г. в районе Стамбула, на так называемом Острове демократии и свободы в Мраморном море, состоялся Саммит Совета сотрудничества тюркоязычных государств.
Продолжаем делать обзор этого мероприятия, которое представляется крайне важным не только для Турции, но и для значительной части постсоветского пространства, получается, включая Россию.
Часть 2 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=81161#more-81161 [1]
Напомним, что мы остановились на цитировании выступлений лидеров стран – членов организации, рассмотрев, в первой и второй частях публикации, сказанное со стороны глав Турции, Азербайджана и Казахстана, Узбекистана, Туркменистана и Венгрии.
Участие в Венгрии является, как представляется, для Турции и для Организации тюркских государств, не менее важным, чем участие непосредственно центральноазиатских государств, сплошным поясом до Китая. Венгрия – это не только точка входа для Организации в Европу. Это ещё – «живое подтверждение» той идеи, что Организация имеет не только азиатское, но и европейское измерение.
Собственно, про точку входа премьер-министр Венгрии выразился весьма определенно (см. предыдущую публикацию), когда заявил об инициативе по организации Саммита высшего уровня между Вышеградской четверкой (Венгрия, Польша, Чехия и Словакий) и Организацией тюркских государств в 2022 году. Надо полагать, что, если «старая Европа» с подозрением смотрит на инициативы, связанные с Тюркским миром, «Европа молодая» может иметь на него серьезно отличающийся взгляд.
Обращает на себя внимание не только готовность Венгрии являться активным мостом между Европой и Тюркским миром, но и четкое позиционирование себя как страны – части этого самого Тюркского мира и готовность присоединяться ко всем инициативам организации.
Как мы уже сказали, диалог между Венгрией и Организацией тюркских государств невозможно рассматривать в отрыве от отношений между Венгрией и Турцией. Напомним, что на прошлой неделе премьер-министр Венгрии находился с двухдневным визитом в Турции. Перед Стамбульским саммитом Виктор Орбан принял участие в 5-м заседании Совета стратегического сотрудничества высокого уровня Турция-Венгрия, вместе с членами своего кабинета министров в Анкаре.
Представляется уместным обратиться к заявлениям венгерской стороны по итогам заседания ССВУ Турция – Венгрия с учетом той особой роли, которую Венгрия, потенциально, может сыграть в Европе.
Цитируем выборочно пресс-релиз венгерской стороны (перевод документа – неофициальный, авторский – И.С.).
«Европе нужны союзники против миграции, которые смогут максимально расширить свое кольцо защиты. Без этого Европа рухнет. Турция также играет такую роль кольца защиты, заявил в четверг в Анкаре премьер-министр Венгрии.
Виктор Орбан сказал об этом после переговоров с президентом Турции Тайипом Эрдоганом на 5-м заседании Совета стратегического сотрудничества высокого уровня Турция-Венгрия.
На совместной пресс-конференции, состоявшейся после переговоров, премьер-министр сказал, что Венгрия попросит Брюссель оказать более существенную и прямую финансовую поддержку Анкаре в борьбе с миграцией. Он также подчеркнул, что Европейский союз должен в равной степени поддержать строительство стен, которые в настоящее время возводятся на южных и восточных границах Турции, и создание стабильности в Северной Сирии.
Он отметил, что миграция угрожает Европе с трех сторон: из Средиземноморья, Западных Балкан и Беларуси. Г-н Орбан также сообщил, что Турция отправит 50 пограничников в Венгрию для защиты венгерской границы. Премьер-министр подчеркнул, что для Будапешта по геополитическим причинам важно поддерживать дружественный стратегический союз с Анкарой, а также с Берлином и Москвой.
Однако, помимо миграции, Европе угрожают еще три серьезных кризиса: как заявил Виктор Орбан, кризис здравоохранения, экономический кризис и кризис энергоснабжения.
Что касается борьбы с пандемией коронавируса, г-н Орбан напомнил, что во время пандемии торговые отношения между Венгрией и Турцией не ухудшились, а увеличились на 30 процентов, достигнув почти 4 миллиардов долларов США. В то же время он указал, что в начале кризиса, когда не было основных средств борьбы с пандемией, таких как маски для лица, Анкара поставляла сырье в Венгрию, что позволило запустить местное производство.
В контексте экономического кризиса г-н Орбан сказал, что венгерское правительство решило преодолеть кризис с помощью инвестиций и проектов, для которых нам нужны иностранные инвесторы. Он отметил, что это огромное достижение, что одна из крупнейших в мире компаний по производству упаковочных материалов в настоящее время реализует крупнейший венгерско-турецкий проект всех времен — строительство завода стоимостью 70 миллиардов форинтов в Капошваре (около 220 млрд долл. – И.С.).
Он также сказал, что они продолжат сотрудничество в области ядерной энергетики в области науки, исследований и обучения.
Он указал, что Венгрия увеличила количество государственных стипендий, предоставляемых турецким студентам, со 150 до 200. Он добавил, что некоторые из этих стипендий будут доступны специально для студентов, изучающих ядерные науки.
…
Перед заседанием стратегического совета Виктор Орбан и Реджеп Тайип Эрдоган совместно посадили дерево венгерско-турецкой дружбы в саду президентского дворца в Анкаре.
…
После встреч члены правительства Венгрии подписали девять соглашений о сотрудничестве, в том числе в области обороны, науки, промышленности, культуры, технологий и туризма, а также в области спорта и молодежи.
Генеральный директор MTVA Даниэль Папп подписал соглашения с турецким государственным медиа-провайдером TRT и турецким государственным информационным агентством Anadolu. Главный исполнительный директор сообщил венгерскому информационному агентству MTI, что сотрудничество между государственными СМИ Венгрии и Турции насчитывает много лет, и теперь они хотели бы расширить это сотрудничество до совместного производства программ и более широкого сотрудничества между информационными агентствами двух стран
…».
Итак, как мы можем видеть, действительно отношения между Турцией и Венгрией развиваются весьма динамично. И главную роль, в этом смысле, сыграло то, какую позицию руководство Венгрии занимает по отношению к тюркскому миру, видя себя его неотъемлемой частью. Таким образом, Турция «входит» в Европу ещё с одной важной повесткой.
По поводу перечня достигнутых договоренностей и подписанных документов, ещё раз уместно обратиться к наиболее полному перечню, опубликованному Казахстаном стороной на эту тему.
Цитируем эту информацию:
«По итогам Саммита были приняты следующие документы:
- Решение об изменении наименования Совета сотрудничества тюркоязычных государств на «Организацию тюркских государств».
- Декларация Восьмого саммита Организации тюркских государств.
- Решение о предоставлении Туркменистану статуса наблюдателя при Организации тюркских государств.
- Решение о «Видении Тюркского мира-2040».
- Решение о Международной премии Организации тюркских государств имени Алишера Навои за вклад в единство Тюркского мира.
- Решение об учреждении статуса партнера при Организации тюркских государств.
- Решение о Положении о Почетном Председателе Организации тюркских государств.
- Решение о продлении срока полномочий Генерального Секретаря и назначении Заместителей Генерального Секретаря
- Решение о завершении учреждения Тюркского инвестиционного фонда Организации тюркских государств.
- Решение о Положении о статусе наблюдателя при Организации тюркских государств.
- Решение о награждении Президента Республики Азербайджан, Его Превосходительства Ильхама Алиева «Высшим орденом Тюркского мира».
Обратимся в сторону документа, который ожидался наблюдателями с немалым нетерпением. Речь идет о «Видении Тюркского мира – 2040».
Именно разбором этого официально опубликованного документа мы и продолжим. Ввиду несомненной важности этого документа, приведем максимально полный перевод 17-страничного «Видения», сопроводив его своими комментариями.
Вот какими словами начинается этот документ:
«Мы живем в эпоху, когда требуется стратегическое видение, позволяющее распознавать и реагировать на быстрые изменения во всем мире и их влияние на нас. Нам необходимо адаптировать наши государства, общества и институты к новым реалиям.
Пандемия COVID-19 еще раз напомнила нам о высоком уровне взаимозависимости, существующей в отношении нашего процветания, развития и безопасности, и их сквозных аспектах, — факт, который мы не можем позволить себе игнорировать.
Точно так же необходимо срочно и разумно управлять связью нашего благополучия перед лицом возникающих проблем, в том числе экологических.
Таким образом, готовность, жизнестойкость, способность к адаптации и трансформации во всем спектре политической, экономической и культурной сфер становятся ключевыми концепциями, заслуживающими дальнейшего внимания.
Более того, несмотря на уроки прошлого, международный мир, безопасность и процветание по-прежнему нестабильны. Нынешняя фаза глобализации с ее многочисленными неопределенностями подчеркнула необходимость сделать международную систему более эффективной, совместной и представительной, чтобы иметь возможность справедливо удовлетворять потребности всех обществ во всем мире.
Международная система должна способствовать безопасности и благополучию всех стран, продолжая продвигать универсальные ценности.
Региональные организации могут сыграть важную роль в поддержке столь необходимых глобальных усилий.
Именно с таким пониманием в настоящем документе излагается видение, основанное на реальных потребностях на региональном уровне, а также основанное на осознании глобальной динамики.
С момента своего создания в 2009 году Совет сотрудничества тюркоязычных государств, известный как Тюркский совет, черпал свою силу из общности языка, культуры и общего прошлого наших народов.
Это обеспечило благоприятную основу для постепенной институционализации сотрудничества между государствами-членами с целью его превращения в региональную организацию.
Курс, взятый Тюркским советом, теперь должным образом отражен в его новом названии — Организация тюркских государств.
За последние несколько лет Тюркский совет начал расширять и углублять свою совместную работу в целом ряде областей.
Опираясь на политическую волю своих независимых и суверенных государств-членов, Организация теперь представляет собой все более эффективную платформу для сотрудничества, которая обещает заручиться большей взаимной поддержкой и солидарностью в соответствии с потребностями ее членов.
Этот продолжающийся процесс должен подкрепляться дальновидным и реалистичным видением.
«Видение тюркского мира — 2040» направлено на разработку такой основы для поддержки способности ее членов решать, индивидуально и коллективно, вызовы нашего времени.
Существующий дух сотрудничества будет использоваться для достижения основной цели каждого государства-члена по повышению политических, экономических, социальных и культурных стандартов своего общества.
Посредством механизмов сотрудничества и совместных проектов, объединения опыта и предоставления материальных и интеллектуальных ресурсов, когда это необходимо, Организация обеспечит прочную и прозрачную платформу для растущего сотрудничества и солидарности.
Осознавая глобальные и региональные геополитические реалии, Организация будет стремиться действовать как позитивная и все более способная группа, готовая взаимодействовать со всеми партнерами, желающими конструктивно сотрудничать в целях достижения регионального и международного мира, стабильности и процветания. В этом процессе Организация будет поддерживать международное право и культуру многостороннего сотрудничества, направленную на поддержание предсказуемого положения дел на международном уровне.
Тюркское сотрудничество принесло государствам-членам дополнительную ценность как в стратегическом, так и в политическом плане.
Стратегически, потому что он предлагает возможности для различных совместных проектов развития и сближает государства-члены и их граждан.
В политическом отношении тюркское сотрудничество способствует решению региональных и глобальных проблем, с которыми сталкиваются государства-члены в духе сотрудничества.
Путем гармонизации национального потенциала, где это уместно, Организация продолжит служить важным инструментом для более эффективного достижения этой цели.
В этом контексте «Видение тюркского мира — 2040» будет определять направление индивидуальных и совместных действий государств-членов по дальнейшему наращиванию их административного потенциала для удовлетворения потребностей и чаяний своего народа.
Видение, основанное на четырех столпах, обеспечивает стратегический подход, обещающий сделать каждое государство-член сильнее на национальном уровне и как группу, без ущерба для их уже существующих международных обязательств.
Пространство сотрудничества, развития и солидарности, которое стремится создать Организация, будет основываться на взаимных интересах, доверии и уважении, чему способствуют братские отношения между государствами-членами. Учитывая ее более широкие цели, позитивное взаимодействие с другими странами и международными организациями будет ключевым курсом действий для Организации».
Итак, каковы же ключевые слова в изложенном выше? – Перечислим те, которые таковыми, на наш взгляд являются: «более эффективные и представительные международные институты», «возрастающая роль региональных организаций», «новые реалии (во всех их смыслах – И.С.)», «рост статуса Организации тюркских государств», «взаимная поддержка с опорой на (тюркскую) общность (во всем её многообразии- И.С.), «создание дополнительной ценности для государств-членов», «стратегическое и политическое сотрудничество», «гармонизация национального потенциала», а также «рост индивидуального и группового потенциала».
Иными словами, видим тот простой факт, что члены Организации тюркских государств осознают себя как единую группу, у которой наличествуют не только индивидуальные, но и групповые интересы. И такая общность предоставляет им такую возможность. Что можно считать неплохим залогом дальнейших успехов данной структуры.
Пропускаем дальше часть, которая неизменно включается в подобные документы и содержит слова «опираясь на …» и «исходя из …», переходим к следующей содержательной части документа, которая начинается со слов:
«Чтобы направлять следующий этап приоритетов, эволюции и траектории Организации тюркоязычных государств в следующие два десятилетия, заявляем о нашей неизменной приверженности следующему»:
И далее:
«- Усилению роли Организации тюркских государств как основной многосторонней площадки для регулярного диалога, консультаций и сотрудничества между государствами-членами по вопросам, представляющим общий интерес,
— Продвижению общей тюркской идентичности как источника культурного богатства, сближая при этом народы государств-членов и взаимодействуя с другими (народами – прим.),
— Направлению совместной синергии государств-членов и их народов, чтобы внести свой вклад в развитие и защиту глобальных общих благ и построить более представительный и основанный на широком участии международный порядок с адекватными механизмами сотрудничества».