- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу о Саммите Тюркского совета в Стамбуле. Часть 3

12 ноября с.г. в районе Стамбула, на так называемом Острове демократии и свободы в Мраморном море, состоялся Саммит Совета сотрудничества тюркоязычных государств.

Продолжаем делать обзор этого мероприятия, которое представляется крайне важным не только для Турции, но и для значительной части постсоветского пространства, получается, включая Россию.

Часть 2 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=81161#more-81161 [1]

Напомним, что мы остановились на цитировании выступлений лидеров стран – членов организации, рассмотрев, в первой и второй частях публикации, сказанное со стороны глав Турции, Азербайджана и Казахстана, Узбекистана, Туркменистана и Венгрии.

Участие в Венгрии является, как представляется, для Турции и для Организации тюркских государств, не менее важным, чем участие непосредственно центральноазиатских государств, сплошным поясом до Китая. Венгрия – это не только точка входа для Организации в Европу. Это ещё – «живое подтверждение» той идеи, что Организация имеет не только азиатское, но и европейское измерение.

Собственно, про точку входа премьер-министр Венгрии выразился весьма определенно (см. предыдущую публикацию), когда заявил об инициативе по организации Саммита высшего уровня между Вышеградской четверкой (Венгрия, Польша, Чехия и Словакий) и Организацией тюркских государств в 2022 году. Надо полагать, что, если «старая Европа» с подозрением смотрит на инициативы, связанные с Тюркским миром, «Европа молодая» может иметь на него серьезно отличающийся взгляд.

Обращает на себя внимание не только готовность Венгрии являться активным мостом между Европой и Тюркским миром, но и четкое позиционирование себя как страны – части этого самого Тюркского мира и готовность присоединяться ко всем инициативам организации.

Как мы уже сказали, диалог между Венгрией и Организацией тюркских государств невозможно рассматривать в отрыве от отношений между Венгрией и Турцией. Напомним, что на прошлой неделе премьер-министр Венгрии находился с двухдневным визитом в Турции. Перед Стамбульским саммитом Виктор Орбан принял участие в 5-м заседании Совета стратегического сотрудничества высокого уровня Турция-Венгрия, вместе с членами своего кабинета министров в Анкаре.

Представляется уместным обратиться к заявлениям венгерской стороны по итогам заседания ССВУ Турция – Венгрия с учетом той особой роли, которую Венгрия, потенциально, может сыграть в Европе.

Цитируем выборочно пресс-релиз венгерской стороны (перевод документа – неофициальный, авторский – И.С.).

«Европе нужны союзники против миграции, которые смогут максимально расширить свое кольцо защиты. Без этого Европа рухнет. Турция также играет такую ​​роль кольца защиты, заявил в четверг в Анкаре премьер-министр Венгрии.

Виктор Орбан сказал об этом после переговоров с президентом Турции Тайипом Эрдоганом на 5-м заседании Совета стратегического сотрудничества высокого уровня Турция-Венгрия.

На совместной пресс-конференции, состоявшейся после переговоров, премьер-министр сказал, что Венгрия попросит Брюссель оказать более существенную и прямую финансовую поддержку Анкаре в борьбе с миграцией. Он также подчеркнул, что Европейский союз должен в равной степени поддержать строительство стен, которые в настоящее время возводятся на южных и восточных границах Турции, и создание стабильности в Северной Сирии.

Он отметил, что миграция угрожает Европе с трех сторон: из Средиземноморья, Западных Балкан и Беларуси. Г-н Орбан также сообщил, что Турция отправит 50 пограничников в Венгрию для защиты венгерской границы. Премьер-министр подчеркнул, что для Будапешта по геополитическим причинам важно поддерживать дружественный стратегический союз с Анкарой, а также с Берлином и Москвой.

Однако, помимо миграции, Европе угрожают еще три серьезных кризиса: как заявил Виктор Орбан, кризис здравоохранения, экономический кризис и кризис энергоснабжения.

Что касается борьбы с пандемией коронавируса, г-н Орбан напомнил, что во время пандемии торговые отношения между Венгрией и Турцией не ухудшились, а увеличились на 30 процентов, достигнув почти 4 миллиардов долларов США. В то же время он указал, что в начале кризиса, когда не было основных средств борьбы с пандемией, таких как маски для лица, Анкара поставляла сырье в Венгрию, что позволило запустить местное производство.

В контексте экономического кризиса г-н Орбан сказал, что венгерское правительство решило преодолеть кризис с помощью инвестиций и проектов, для которых нам нужны иностранные инвесторы. Он отметил, что это огромное достижение, что одна из крупнейших в мире компаний по производству упаковочных материалов в настоящее время реализует крупнейший венгерско-турецкий проект всех времен — строительство завода стоимостью 70 миллиардов форинтов в Капошваре (около 220 млрд долл. – И.С.).

Он также сказал, что они продолжат сотрудничество в области ядерной энергетики в области науки, исследований и обучения.

Он указал, что Венгрия увеличила количество государственных стипендий, предоставляемых турецким студентам, со 150 до 200. Он добавил, что некоторые из этих стипендий будут доступны специально для студентов, изучающих ядерные науки.

Перед заседанием стратегического совета Виктор Орбан и Реджеп Тайип Эрдоган совместно посадили дерево венгерско-турецкой дружбы в саду президентского дворца в Анкаре.

После встреч члены правительства Венгрии подписали девять соглашений о сотрудничестве, в том числе в области обороны, науки, промышленности, культуры, технологий и туризма, а также в области спорта и молодежи.

Генеральный директор MTVA Даниэль Папп подписал соглашения с турецким государственным медиа-провайдером TRT и турецким государственным информационным агентством Anadolu. Главный исполнительный директор сообщил венгерскому информационному агентству MTI, что сотрудничество между государственными СМИ Венгрии и Турции насчитывает много лет, и теперь они хотели бы расширить это сотрудничество до совместного производства программ и более широкого сотрудничества между информационными агентствами двух стран

…».

Итак, как мы можем видеть, действительно отношения между Турцией и Венгрией развиваются весьма динамично. И главную роль, в этом смысле, сыграло то, какую позицию руководство Венгрии занимает по отношению к тюркскому миру, видя себя его неотъемлемой частью. Таким образом, Турция «входит» в Европу ещё с одной важной повесткой.

По поводу перечня достигнутых договоренностей и подписанных документов, ещё раз уместно обратиться к наиболее полному перечню, опубликованному Казахстаном стороной на эту тему.

Цитируем эту информацию:

«По итогам Саммита были приняты следующие документы:

  1. Решение об изменении наименования Совета сотрудничества тюркоязычных государств на «Организацию тюркских государств».
  2. Декларация Восьмого саммита Организации тюркских государств.
  3. Решение о предоставлении Туркменистану статуса наблюдателя при Организации тюркских государств.
  4. Решение о «Видении Тюркского мира-2040».
  5. Решение о Международной премии Организации тюркских государств имени Алишера Навои за вклад в единство Тюркского мира.
  6. Решение об учреждении статуса партнера при Организации тюркских государств.
  7. Решение о Положении о Почетном Председателе Организации тюркских государств.
  8. Решение о продлении срока полномочий Генерального Секретаря и назначении Заместителей Генерального Секретаря
  9. Решение о завершении учреждения Тюркского инвестиционного фонда Организации тюркских государств.
  10. Решение о Положении о статусе наблюдателя при Организации тюркских государств.
  11. Решение о награждении Президента Республики Азербайджан, Его Превосходительства Ильхама Алиева «Высшим орденом Тюркского мира».

Обратимся в сторону документа, который ожидался наблюдателями с немалым нетерпением. Речь идет о «Видении Тюркского мира – 2040».

Именно разбором этого официально опубликованного документа мы и продолжим. Ввиду несомненной важности этого документа, приведем максимально полный перевод 17-страничного «Видения», сопроводив его своими комментариями.

Вот какими словами начинается этот документ:

«Мы живем в эпоху, когда требуется стратегическое видение, позволяющее распознавать и реагировать на быстрые изменения во всем мире и их влияние на нас. Нам необходимо адаптировать наши государства, общества и институты к новым реалиям.

Пандемия COVID-19 еще раз напомнила нам о высоком уровне взаимозависимости, существующей в отношении нашего процветания, развития и безопасности, и их сквозных аспектах, — факт, который мы не можем позволить себе игнорировать.

Точно так же необходимо срочно и разумно управлять связью нашего благополучия перед лицом возникающих проблем, в том числе экологических.

Таким образом, готовность, жизнестойкость, способность к адаптации и трансформации во всем спектре политической, экономической и культурной сфер становятся ключевыми концепциями, заслуживающими дальнейшего внимания.

Более того, несмотря на уроки прошлого, международный мир, безопасность и процветание по-прежнему нестабильны. Нынешняя фаза глобализации с ее многочисленными неопределенностями подчеркнула необходимость сделать международную систему более эффективной, совместной и представительной, чтобы иметь возможность справедливо удовлетворять потребности всех обществ во всем мире.

Международная система должна способствовать безопасности и благополучию всех стран, продолжая продвигать универсальные ценности.

Региональные организации могут сыграть важную роль в поддержке столь необходимых глобальных усилий.

Именно с таким пониманием в настоящем документе излагается видение, основанное на реальных потребностях на региональном уровне, а также основанное на осознании глобальной динамики.

С момента своего создания в 2009 году Совет сотрудничества тюркоязычных государств, известный как Тюркский совет, черпал свою силу из общности языка, культуры и общего прошлого наших народов.

Это обеспечило благоприятную основу для постепенной институционализации сотрудничества между государствами-членами с целью его превращения в региональную организацию.

Курс, взятый Тюркским советом, теперь должным образом отражен в его новом названии — Организация тюркских государств.

За последние несколько лет Тюркский совет начал расширять и углублять свою совместную работу в целом ряде областей.

Опираясь на политическую волю своих независимых и суверенных государств-членов, Организация теперь представляет собой все более эффективную платформу для сотрудничества, которая обещает заручиться большей взаимной поддержкой и солидарностью в соответствии с потребностями ее членов.

Этот продолжающийся процесс должен подкрепляться дальновидным и реалистичным видением.

«Видение тюркского мира — 2040» направлено на разработку такой основы для поддержки способности ее членов решать, индивидуально и коллективно, вызовы нашего времени.

Существующий дух сотрудничества будет использоваться для достижения основной цели каждого государства-члена по повышению политических, экономических, социальных и культурных стандартов своего общества.

Посредством механизмов сотрудничества и совместных проектов, объединения опыта и предоставления материальных и интеллектуальных ресурсов, когда это необходимо, Организация обеспечит прочную и прозрачную платформу для растущего сотрудничества и солидарности.

Осознавая глобальные и региональные геополитические реалии, Организация будет стремиться действовать как позитивная и все более способная группа, готовая взаимодействовать со всеми партнерами, желающими конструктивно сотрудничать в целях достижения регионального и международного мира, стабильности и процветания. В этом процессе Организация будет поддерживать международное право и культуру многостороннего сотрудничества, направленную на поддержание предсказуемого положения дел на международном уровне.

Тюркское сотрудничество принесло государствам-членам дополнительную ценность как в стратегическом, так и в политическом плане.

Стратегически, потому что он предлагает возможности для различных совместных проектов развития и сближает государства-члены и их граждан.

В политическом отношении тюркское сотрудничество способствует решению региональных и глобальных проблем, с которыми сталкиваются государства-члены в духе сотрудничества.

Путем гармонизации национального потенциала, где это уместно, Организация продолжит служить важным инструментом для более эффективного достижения этой цели.

В этом контексте «Видение тюркского мира — 2040» будет определять направление индивидуальных и совместных действий государств-членов по дальнейшему наращиванию их административного потенциала для удовлетворения потребностей и чаяний своего народа.

Видение, основанное на четырех столпах, обеспечивает стратегический подход, обещающий сделать каждое государство-член сильнее на национальном уровне и как группу, без ущерба для их уже существующих международных обязательств.

Пространство сотрудничества, развития и солидарности, которое стремится создать Организация, будет основываться на взаимных интересах, доверии и уважении, чему способствуют братские отношения между государствами-членами. Учитывая ее более широкие цели, позитивное взаимодействие с другими странами и международными организациями будет ключевым курсом действий для Организации».

Итак, каковы же ключевые слова в изложенном выше? – Перечислим те, которые таковыми, на наш взгляд являются: «более эффективные и представительные международные институты», «возрастающая роль региональных организаций», «новые реалии (во всех их смыслах – И.С.)», «рост статуса Организации тюркских государств», «взаимная поддержка с опорой на (тюркскую) общность (во всем её многообразии- И.С.), «создание дополнительной ценности для государств-членов», «стратегическое и политическое сотрудничество», «гармонизация национального потенциала», а также «рост индивидуального и группового потенциала».

Иными словами, видим тот простой факт, что члены Организации тюркских государств осознают себя как единую группу, у которой наличествуют не только индивидуальные, но и групповые интересы. И такая общность предоставляет им такую возможность. Что можно считать неплохим залогом дальнейших успехов данной структуры.

Пропускаем дальше часть, которая неизменно включается в подобные документы и содержит слова «опираясь на …» и «исходя из …», переходим к следующей содержательной части документа, которая начинается со слов:

«Чтобы направлять следующий этап приоритетов, эволюции и траектории Организации тюркоязычных государств в следующие два десятилетия, заявляем о нашей неизменной приверженности следующему»:

И далее:

«- Усилению роли Организации тюркских государств как основной многосторонней площадки для регулярного диалога, консультаций и сотрудничества между государствами-членами по вопросам, представляющим общий интерес,

Продвижению общей тюркской идентичности как источника культурного богатства, сближая при этом народы государств-членов и взаимодействуя с другими (народами – прим.),

— Направлению совместной синергии государств-членов и их народов, чтобы внести свой вклад в развитие и защиту глобальных общих благ и построить более представительный и основанный на широком участии международный порядок с адекватными механизмами сотрудничества».