К вопросу о Cаммите Тюркского совета в Стамбуле. Часть 2

12 ноября с.г. в районе Стамбула, на так называемом Острове демократии и свободы в Мраморном море, состоялся Саммит Совета сотрудничества тюркоязычных государств.

Продолжаем делать обзор этого мероприятия, которое представляется крайне важным не только для Турции, но и для значительной части постсоветского пространства, получается, включая Россию.

Часть 1 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=81123.

Напомним, что мы остановились на цитировании выступлений лидеров стран – членов организации, рассмотрев сказанное со стороны Турции, Азербайджана и Казахстана. Продолжаем анализировать реплики.

В частности, по итогам мероприятия, со стороны Министерства иностранных дел Кыргызстана был опубликован пресс-релиз следующего содержания:

«Лидеры стран Тюркского совета по итогам Саммита в г. Стамбул приняли решение переименовать название Совета сотрудничества тюркоязычных государств на Организацию тюркских государств.

Решение принято в целях повышения статуса Организации, а также принимая во внимание прогресс, достигнутый Тюркским советом с момента его создания.

Тем самым главы государств Тюркского совета подчеркивают свою приверженность повышению роли Организации в обеспечении скоординированных действий в многостороннем формате между ее государствами-членами и дальнейшем продвижении их интересов на региональной и международной арене.

Ожидается, что придание нового названия положительно скажется на укреплении позиции Организации на международной арене и будет стимулировать расширение сферы ее деятельности».

Иными словами, ключевые слова в пресс-релизе киргизского внешнеполитического ведомства – это «прогресс», «необходимость повышения статуса», «укрепление позиции» и «расширение сферы деятельности». Это – к вопросу о той точке зрения, которая, нередко, звучит среди отечественных обозревателей на ту тему, что Организация тюркских государств (теперь будем называть структуру её новым названием – И.С.) была и останется чисто гуманитарным проектом, не имеющим ни экономического, ни политического, ни военного измерения.

Обратимся к тем заявлениям, которые прозвучали со стороны Узбекистана. В частности, пресс-релизу, опубликованному на сайте президента страны Шавката Мирзиёева.

Воздержимся от повторения общих слов про Саммит и Организацию, а также прочих «ритуальных слов», которые мы, впрочем, уже процитировали в составе выступлений других докладчиков. Приведем лишь отдельные фразы, которые указывают нам на приоритеты Узбекистана в составе Организации Тюркских государств.

Цитируем некоторые, наиболее характерные моменты из пресс-релиза (нумерация пунктов – авторская, не относящаяся к исходному документу):

  1. В соответствии с повесткой дня были рассмотрены вопросы расширения многопланового сотрудничества в сфере торговли, инвестиций, «зелёной» экономики, цифровых технологий, транспорта и коммуникаций, а также образования и культуры.
  2. В начале своего выступления глава нашего государства заявил о полной поддержке Узбекистаном исторических решений о переименовании Тюркского совета в Организацию тюркских государств и предоставлении Туркменистану статуса государства-наблюдателя. Было подчеркнуто, что эти шаги поднимут на качественно новый уровень деятельность организации, существенно повысят ее роль и авторитет на международной арене.
  3. Отмечено, что стремительные процессы, происходящие сегодня в мире, различные вызовы и угрозы, испытания, вызванные пандемией, проблемы продовольственной безопасности, экологии и изменения климата ставят перед государствами-членами организации все новые неотложные задачи.
  4. Главным приоритетом обозначено создание благоприятных и привлекательных условий для расширения торговых отношений между странами.
  5. Особо отмечено двукратное увеличение общего товарооборота Узбекистана с братскими странами за последние годы. В то же время эти показатели не соответствуют имеющемуся потенциалу. Анализ показывает, что в 2020 году совокупный объем импорта наших стран составил 420 миллиардов долларов, в то время как общий объем взаимных поставок между государствами-членами составил 21 миллиард долларов. Поэтому самой актуальной задачей является замещение продукции третьих стран на товары, которые можно производить в государствах-членах организации.
  6. В целях всестороннего изучения имеющихся возможностей в данной области предложено создать Центр по исследованиям торгового сотрудничества тюркских государств, который займется выработкой предложений по устранению торговых барьеров, широкому внедрению электронной коммерции и увеличению объемов экспорта и импорта.
  7. Важным направлением сотрудничества Президент Узбекистана назвал развитие транспорта и транзита, что будет содействовать дальнейшему расширению торгово-экономического сотрудничества стран Организации. Отмечено, что сегодняшняя ситуация требует дальнейшего развития существующих и создания новых трансконтинентальных транспортных коридоров из Китая в Европу, проходящих через территорию наших стран. В целях налаживания системного взаимодействия в этом направлении предложено разработать «Программу взаимосвязанности стран-участниц Организации тюркских государств в транспортной сфере».
  8. Глава нашего государства также призвал усилить промышленную кооперацию. Для этого было озвучено предложение о создании на базе профильных организаций государств-членов Центров инжиниринга и технологий в целях разработки совместных проектов в данном направлении. Объявлено о готовности провести в следующем году в Узбекистане Неделю промышленности тюркских государств.
  9. Учитывая, что темой нынешнего саммита являются «Зелёные технологии и умные города в цифровом веке», Президент Узбекистана выступил с инициативой создать постоянно действующую Платформу экспертов и IT-специалистов для обмена опытом и трансфера инноваций по созданию умных городов. В качестве первого шага в данном направлении предложено провести в 2022 году конференцию экспертов.
  10. Президент Узбекистана обратил отдельное внимание теме развития туризма, предложив разработать «Дорожную карту», которая позволит реализовать проекты «Туризм по тюркскому миру» и «Табаррук туризм», охватит вопросы проведения выставок изделий ремесленников и этно-спортивных конкурсов, будет содействовать сохранению и восстановлению объектов культурного наследия, а также способствовать развитию взаимодействия по другим направлениям.
  11. Глава нашего государства, выразив признательность за принятие в ходе сегодняшнего саммита решения об учреждении Международной премии имени Алишера Навои, отметил важность изучения и перевода редких произведений, хранящихся в фондах стран-участниц, создания единой электронной базы данных. Только в Узбекистане имеется фонд рукописей, который включает в себя около 200 тысяч уникальных рукописных произведений, относящихся к нашей общей истории и культуре. В этой связи предложено создать Исследовательский центр по изучению исторического, научного и культурного наследия тюркоязычных государств.
  12. Лидер Узбекистана отметил, что одна из главных задач – всесторонняя поддержка молодежи, поощрение ее творческих инициатив и проектов, защита от идей, чуждых нашим национальным ценностям. В этой связи глава нашего государства предложил объявить 2022 год в Тюркском мире «Годом поддержки молодёжных инициатив». В его рамках предлагается разработать и реализовать совместную Программу конкретных мероприятий, включить данный вопрос в повестку следующего саммита в качестве основной темы.
  13. В ходе выступления глава нашего государства затронул нынешнюю сложную ситуацию в Афганистане, которая находится в центре общего внимания. Крайне важно не допустить возникновения гуманитарного кризиса в этой стране, её международной изоляции и превращения в пристанище террористов.
  14. По итогам саммита принято решение о переходе председательства в организации к Турецкой Республике и проведении в следующем году в Узбекистане первого саммита Организации тюркских государств.
  15. Главы государств приняли более 10 документов – Итоговую декларацию саммита, а также «Видение Тюркского мира – 2040» и другие важные документы, включенные в повестку дня».

Крупным достижением Организации является участие в стамбульском мероприятии президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова на правах главы страны, получившей статус наблюдателя. Туркменистан, с точки зрения своего географического положения и природных ресурсов, имеет одно из ключевых значений для Организации тюркских государств.

Вот что на тему Саммита в Стамбуле сообщает сайт президента Туркменистана в официальном пресс-релизе.

Цитируем:

«Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов призвал тюркоязычные государства к координации действий в решении проблем стоящих перед мировым сообществом. Об этом глава государства заявил, выступая на VIII Саммите глав государств Совета сотрудничества тюркоязычных стран.

Президент Туркменистана предложил укрепить отношения между братскими народами и государствами, скоординированно подходить к решению стоящих перед международным сообществом задач, что особенно актуально в свете происходящих сегодня в мире неоднозначных процессов и серьёзных перемен.

«Согласованность и активность тюрко­язычных стран, определённые их позицией, авторитетом и стратегической политико-дипломатической конъюнктурой, потенциально способны трансформироваться в ключевую роль в международных и региональных процессах, в первую очередь в обеспечении и поддержании устойчивого развития в Центральной Азии, Каспийском и Чёрном морях, Южном Кавказе, Среднем и Ближнем Востоке», — подчеркнул туркменский лидер.

Он выразил убеждённость, что в нынешних условиях необходимо расширить отношения тюркоязычных стран в рамках ООН, Организации Исламского Сотрудничества, Организации Экономического Сотрудничества и других международных и региональных структур.

«В данной связи считаем целесообразным приступить к разработке стратегии более активного и эффективного участия союза тюркоязычных государств в деятельности ООН. Закрепление в специальном международном документе сотрудничества нашего союза и ООН стало бы последовательным шагом в этом направлении», — заявил глава государства.

По его словам, в случае полного консенсуса по данному предложению, можно в ближайшее время начать предварительную дипломатическую процедуру в Генассамблее, а после – выступить с общим проектом соответствующей резолюции. «Полагаю, это позволит добиться понимания и поддержки со стороны международного сообщества конструктивной и единой позиции по налаживанию системного взаимодействия между тюркоязычными странами и ООН, а также станет действенным инструментом для консолидации усилий во имя общих интересов», — сказал Гурбангулы Бердымухамедов».

Итак, самым главным в словах туркменского лидера представляется предложение о том, чтобы между ООН и Организацией тюркских государств был подписан документ о сотрудничестве. Это, вне всякого сомнения, повысит статус Организации на международной арене, о чем заявили буквально все лидеры на Саммите. Также, следует ожидать, что после подписания подобного документа, со всей неизбежностью, встанет вопрос об открытии постпредства Организации при ООН с назначением её ответственного и уполномоченного представителя. Опять же, заметим, что это, для Организации, — совершенно другой статус и престиж.

Одним из наиболее интересных стран для Организации тюркского сотрудничества является Венгрия, которая получила в Организации в 2018 году статус страны-наблюдателя. Вместе с этим статусом, в Будапеште был открыт офис Организации, который можно считать «окном тюрок в Европу».

Складывается полное впечатление о том, что между Венгрией и Турцией и между Венгрией и тюркским миром складываются особые отношения. Можно проследить и особые отношения между президентом Турции Р.Т.Эрдоганом и премьер-министром Венгрии В.Орбаном. Попробуем разобраться в этом вопросе, исходя из тех пресс-релизов, которые были опубликованы с венгерской стороны, по итогам 2-дневного визита Виктора Орбана в Турцию – в Анкару и в Стамбул, 11 и 12 ноября с.г.

Начнем, с конца – то есть, с участия венгерского премьер-министра в Саммите Организации тюркских государств Стамбуле.

Вот – текст официального пресс-релиза (перевод – неофициальный, авторский – И.С.):

«Венгрия инициирует Саммит на высшем уровне между Тюркским советом и группой стран Вышеграда (V4; состоит из Польши, Венгрии, Чехии и Словакии – И.С.), который состоится в Будапеште в первой половине 2022 года, заявил премьер-министр Виктор Орбан в пятницу на Саммите Совета сотрудничества тюркоязычных стран, прошедшем в Стамбуле.

В своем обращении, премьер-министр Венгрии напомнил, что Венгрия будет руководить группой V4 до 1 июля 2022 года. Г-н Орбан также упомянул, что венгерский и тюркский народы имеют историческое и культурное наследие, уходящее корнями в многовековую историю.

Он отметил, что венгерский народ гордится своим наследием, а также гордился, когда его оппоненты в Европе высмеивали его как варварских гуннов и людей Аттилы.

В своем выступлении, г-н Орбан заявил, что Венгрия выполнила все свои предыдущие обязательства перед Тюркским советом. Он сказал, что Венгрия подняла отношения с Узбекистаном и Кыргызстаном на уровень стратегического партнерства, в рамках которого также было открыто посольство Венгрии в Бишкеке.

Премьер-министр Венгрии подчеркнул — в качестве меры, принятой в области образования, — что Венгрия увеличила количество государственных стипендий в своих университетах, доступных для студентов из тюркских стран. «Программа успешна, в этом учебном году подали заявки более пяти тысяч студентов», — добавил он.

Что касается бизнеса, он сказал, что венгерский Eximbank открыл кредитную линию в размере 545 миллионов долларов США для финансирования сотрудничества между компаниями, а на прошлой неделе Венгрия и Кыргызстан также учредили фонд развития в размере 16 миллионов долларов США.

В своем обращении г-н Орбан подчеркнул, что венгерское правительство рассматривает создание тюркского инвестиционного фонда как отличную инициативу. В то же время, он попросил Совет, чтобы, как только это произойдет, Венгрии разрешили присоединиться к нему как можно скорее. Премьер-министр подчеркнул, что Венгрия также готова внести финансовый вклад в капитал фонда.

В своем выступлении, г-н Орбан также осветил ситуацию в Афганистане. Он сказал, что Европа сталкивается с огромной проблемой миграции; никогда раньше в своей истории континент не сталкивался с миграционным давлением сразу с трех сторон.

Он обратил внимание на тот факт, что предотвращение развития дальнейших крупных волн миграции из Афганистана является фундаментальным интересом безопасности Венгрии.

В этом контексте, премьер-министр Венгрии заверил Тюркский совет, что Венгрия не согласится с любым решением ЕС, которое игнорирует интересы безопасности тюркских стран.

В рамках Стамбульского саммита г-н Орбан также провел двусторонние переговоры с президентом Кыргызстана Садыром Жапаровым и президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым.

Саммит прошел в пригороде Стамбула, на острове Демократии и Свободы, расположенном в Мраморном море. Перед встречей лидеры стран-участниц официально открыли новый стамбульский офис Тюркского совета после церемонии поднятия флага.

Премьер-министр Венгрии находился с двухдневным визитом в Турции. Накануне он присутствовал на 5-м заседании Совета стратегического сотрудничества высокого уровня Турция-Венгрия в компании членов своего кабинета в Анкаре».

52.76MB | MySQL:103 | 0,458sec