О проблеме натурализации жителей без подданства в странах ССАГПЗ

Как полагают американские эксперты, в рамках своих усилий по реформированию  законодательства о подданстве   Катар и Объединенные Арабские Эмираты будут все чаще натурализовывать своих жителей без подданства (т.н. бидун), создавая прецедент в масштабах всего региона, который приведет к большим политическим и репутационным рискам для соседних Саудовской Аравии и Кувейта, которые будут медленнее натурализовывать свое гораздо большее население из числа  бидунов. На протяжении многих поколений страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) принимали у себя большое количество жителей бидун (что в переводе с арабского означает «без»), которые не смогли получить подданство, поскольку этот регион образовал на свое территории государства только в 20 веке. Но сейчас некоторые страны начинают исправлять эту ситуацию. Во время выступления 26 октября эмир Катара шейх Тамим бен Хамад Аль Тани заявил, что страна вскоре внесет поправки в свои законы о подданстве, чтобы включить в них лиц без гражданства, таких как члены племени аль-мурра. Правительство Катара таким образом отреагировало на критику, как внутри страны, так и за рубежом, в связи с тем, что оно исключило жителей с законными претензиями на катарское подданство из участия в выборах в законодательные органы страны в октябре. Отношение Катара к своей общине бидун также привлекло международное внимание за несколько месяцев до выборов, после того как Доха отказалась предоставить членам племени аль-мурра катарские паспорта, несмотря на десятилетия проживания на территории эмирата и глубокие исторические связи со страной. Население бидунов Персидского залива в основном является потомками кочевников пустыни, которые не смогли зарегистрироваться в качестве подданных, когда страны начали обретать независимость — часто потому, что они привыкли пересекать более неформальные границы, существовавшие до выхода Великобритании из региона в 1971 году. По оценкам, по всему Персидскому заливу проживает от 170 000 до 350 000 бидунов. Большинство из них проживают в Кувейте и Саудовской Аравии, хотя Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты и Катар также имеют заметное население бидунов. Точные цифры, однако, неизвестны, поскольку большинство правительств арабских стран Персидского залива при проведении демографических обследований относят этих лиц без подданства к своему населению, родившемуся за рубежом. Арабские страны Персидского залива на протяжении десятилетий отказывались предоставлять подданство этой группе населения, чтобы поддерживать баланс племен или сект в пределах своих границ. Правительства принимающих стран также давно ставят под сомнение национальную лояльность бидунов, живущих в пределах их границ. Например, во время блокады Катара в 2017-21 годах племя аль-мурра рассматривалось как потенциальный инструмент для усиления саудовского влияния в Катаре, поскольку племя имело корни в обеих странах.

В рамках своих стратегий модернизации экономики страны Персидского залива ослабляют требования к визам и подданству, чтобы привлечь талантливых и богатых жителей, что может облегчить бидунам подачу заявления на получение подданства. Объединенные Арабские Эмираты, Катар и Саудовская Аравия корректируют свои требования к визе и подданству, чтобы позволить жителям оставаться дольше в стране, если не постоянно. Эти изменения подрывают политический приоритет, который ранее отрицал подданство бидунов: если раньше подданство и вид на жительство тщательно лимитировались властями, то теперь они становятся более доступными даже для немусульман и неарабов. Эти политические и социальные перемены  могли бы помочь бидунам без подданства получить признание в качестве подданных  ССАГПЗ, особенно с учетом того, что они имеют сходные культурные и религиозные корни с коренными подданными. Бидуны также будут служить привлекательным демографическим оплотом для правительств арабских стран Персидского залива против вливания немусульманских и неарабских жителей и граждан. Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия и Катар в настоящее время предлагают постоянные так называемые «золотые визы» резидентам, которые демонстрируют свою экономическую ценность для страны либо посредством инвестиций, покупки недвижимости, либо, в случае Саудовской Аравии, уплаты большого сбора. В феврале 2021 года ОАЭ стали первой страной Персидского залива, которая позволила неарабам и немусульманам получить подданство за счет особых талантов или высоких инвестиций. Жители, относящиеся к бидуна в регионе также могут подать заявление на получение подданства по этому пути, особенно если они имеют право на образование или обладают серьезными финансовыми ресурсами. 11 ноября король Саудовской Аравии Салбман утвердил указ, открывающий получение подданства лицам с «исключительными» талантами в области религии, медицины, науки, культуры, спорта и технологий. В указе не упоминались религиозные или языковые тесты, предполагая, что немусульмане и неарабы с такими талантами также могут теперь иметь право на получение подданства Саудовской Аравии.

Но Кувейт и, в меньшей степени, Саудовская Аравия медленнее продвигаются к либерализации своих виз, что снижает вероятность того, что их значительное число бидунов сможет получить подданство так же быстро, как в Катаре или ОАЭ. Несмотря на программу «Золотая виза» и новый декрет о подданстве для людей с «исключительными» талантами, у Саудовской Аравии есть стимул избегать быстрой натурализации жителей из числа бидуна, поскольку королевство все еще оценивает общественную поддержку своих быстрых социальных и культурных изменений. Рядовые подданные Саудовской Аравии, которым облегчается система социального обеспечения от колыбели до могилы, также могут возразить против вливания новых подданных, с которыми им придется конкурировать за рабочие места и государственные преференции. Кувейт, тем временем, еще медленнее либерализует свои правила выдачи виз и подданства, поскольку его население уже давно хочет сократить число иностранцев, проживающих в стране. Для Кувейта натурализация его многочисленного населения бидунов, большинство из которых, как сообщается, являются мусульманами — шиитами, повлечет за собой еще большие политические риски для суннитской монархии страны. Как подданные, бидуны смогут голосовать за места в демократически избранном парламенте Кувейта, что, таким образом, может изменить нынешний баланс сил между признанными партиями. Многие кувейтские сунниты обеспокоены тем, что это могло бы подорвать межконфессиональный баланс в стране и потенциально создать препятствия для Ирана с шиитским большинством, чтобы получить влияние в стране.

По мере того как Катар и ОАЭ нормализуют натурализацию своего населения без гражданства, Саудовская Аравия и Кувейт столкнутся с большим давлением, как внутри страны, так и за рубежом, чтобы последовать их примеру, что потенциально повлияет на их репутацию в области прав человека и, в случае Кувейта, побудит и без того беспокойное население бидунов проводить протесты, забастовки и беспорядки. Бидуны, живущие в Саудовской Аравии, воодушевленные тем, что происходит в соседнем Катаре и Объединенных Арабских Эмиратах, могут потребовать аналогичных изменений в своем статусе. Но они, скорее всего, столкнутся с противодействием и даже репрессиями со стороны саудовского государства. Репрессии укрепили бы и без того плохую международную репутацию Саудовской Аравии в области прав человека, что потенциально повлияло бы на настроения инвесторов вокруг королевства и нанесло бы ущерб его отношениям с некоторыми из его западных союзников, таких как Соединенные Штаты. По сравнению с Саудовской Аравией Кувейт более терпим к общественному инакомыслию, хотя его бидунское население также более политически активно. Учитывая региональный приоритет натурализации, кувейтские бидуны могут попытаться использовать общественное давление, чтобы преодолеть политические барьеры на пути к подданству. Хотя правительство Кувейта с меньшей вероятностью отреагирует на широкомасштабные репрессии, такие волнения среди его общины бидун, тем не менее, нанесут ущерб репутации Кувейта как места для ведения бизнеса и сделают его нестабильным, подрывая его привлекательность как места для инвестиций.

52.29MB | MySQL:103 | 0,528sec