- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу о Саммите Тюркского совета в Стамбуле. Часть 7

12 ноября с.г. в районе Стамбула, на так называемом Острове демократии и свободы в Мраморном море, состоялся Саммит Совета сотрудничества тюркоязычных государств.

Продолжаем делать обзор этого мероприятия, которое представляется крайне важным не только для Турции, но и для значительной части постсоветского пространства, получается, включая Россию. Не будет преувеличением сказать, что 8-й по счету Саммит, теперь уже, Организации тюркских (в турецком языке – «турецких») государств, получился «историческим» и имеющим далеко идущие последствия.

Часть 6 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ http://www.iimes.ru/?p=81228#more-81228 [1] .

Напомним, что, в прошлой части нашей публикации, мы продолжили рассмотрение документа, который озаглавлен как «Видение – 2040» и, в частности, его экономической и отраслевой части. Так, мы остановились на рассмотрении сотрудничества в сфере защиты окружающей среды. И на том «преинтереснейшем» обстоятельстве, что в Организации тюркских государств создается некий общий механизм гражданской обороны.

Об этом не только заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Это прямо прописано в «Видении – 2040» ОТГ.

Цитируем, что соответствующим институтам стран-членов ОТГ предписывается:

«Предпринимать совместные действия для предотвращения и реагирования на стихийные бедствия и антропогенные катастрофы, а также для смягчения их последствий и содействия восстановлению, посредством создания Механизма гражданской обороны Тюркского совета».

Тем, кто увлеченно занимается поисками намеков на создание «армии Турана»: тюркский «Механизм гражданской обороны» — это уже не намек, а прямой и конкретный шаг в этом направлении, зафиксированный в основополагающем для ОТГ документе.

Некоторые могут возразить, что речь идет «всего лишь о Тюркском МЧС». Однако, МЧС — это, по определению, полувоенная структура. Достаточно вспомнить лишь карьеру бывшего российского главы МЧС – ныне министра обороны РФ.

Кроме того, данную структуру, к тому же, можно насытить любым содержанием — в виде перечня угроз и катастроф, на которые она может и будет реагировать. Допустим, помимо природных угроз, им (со временем) можно поручить реагирование на все виды «гибридных угроз», которые не имеют непосредственного «здесь и сейчас» отношения к военным угрозам и к жесткой силе.

К тому же, заметим, что «тюркское МЧС» может быть чуть ли не моментально «реформировано» из полувоенной в полугражданскую структуру. При наличии исходной военной матрицы организации.

Надо отметить, что это – крайне сильный и умный шаг в направлении ОТГ как именно военно-политического союза и неплохо замаскированный в природоохранном разделе «Видения – 2040».

Заметим, в качестве общего наблюдения, что Турция демонстрирует умелое использование подобного рода тонких шагов. Некоторые из них удается вот так «выловить». Какие-то нет, но надо исходить из того, что Турция, как игрок, наращивает свой потенциал и вовсю уже конкурирует на международной арене с глобальными игроками.

Что же до президента Р.Т.Эрдогана, то тут следует отметить, что он, конечно же, подобного рода инициативами вписывает своё имя «жирными буквами» в историю Турецкой Республики и Тюркского мира. Пусть даже и рискуя оказаться в турецкой истории, по крайней мере на нынешнем её этапе, одним из самых недооцененных президентов страны.

О чем мы здесь говорим? – Да просто о том, что сейчас, подобного рода исторические и прорывные шаги, оказываются в тени непростой экономической ситуации. Берем на себя смелость утверждать, что мало кто, даже среди турок, доподлинно понимает, какие революционные шаги могут произойти в Тюркском мире с принятием «Видения – 2040». Для многих в Турции, в первую очередь, разумеется, среди оппозиции, Организация тюркских государств с её «Видением – 2040» является такой же «маниловщиной», как и для наблюдателей из РФ.

Доводы здесь ровно те же самые: Турция ослабла экономически и не «сдюжит» Тюркский союз, в Турции – на носу, в 2023 году, а, может быть, даже и раньше досрочные президентские и парламентские выборы, в ходе которых «все изменится». И, наконец, все это – «потемкинские деревни», которыми нынешнее турецкое руководство пытается отвлечь внимание избирателей от экономических проблем и переключить их окончательно на националистическую повестку с ремаркой «в дороге к коммунизму кормить никто не обещал».

Разумеется, турецкое руководство использует националистическую карту для привлечения турецких избирателей и для того, чтобы заручиться их поддержкой. Но правда заключается в том, что это – не самоцель: президент Р.Т.Эрдоган, и правда, ощущает себя глобальным лидером, который пишет новую страницу мировой истории, и правда видит за собой подобную миссию. Его нельзя рассматривать как банального популиста. Он, конечно, оглядывается на электорат, но идет своим курсом и пишет свою историю. И надо сказать, что Турцию он «переписал» весьма основательно.

Это к вопросу о «Механизме гражданской обороны», сравнивая который с «армией Турана», можно воспользоваться простым принципом: «если вам кажется, то вам не кажется». Это – безусловный предвестник единых военных сил Тюркских государств. Хотя, оговоримся, без 100% гарантии возникновения последних, но – серьезный шаг в этом направлении.

Переходим к следующему, сугубо гражданскому экономическому подразделу, который посвящен сельскому хозяйству стран ОТГ.

Вот, что предписывается соответствующим институтам стран-участниц организации:

«Мобилизовать государственные и частные учреждения, ученых, организации гражданского общества, исследовательские институты, ассоциации фермеров для достижения устойчивого развития сельского хозяйства.

Развивать органическое сельское хозяйство как сельскохозяйственный метод производства продуктов питания с использованием натуральных веществ и процессов с ограниченным воздействием на окружающую среду, а также поддержание строгой системы контроля и обеспечения её соблюдения.

Гармонизировать программы и политику устойчивого развития сельских районов, продвигать современные практики и инновационные технологии и поощрять производственные связи в сельскохозяйственном секторе путем установления партнерских отношений между агрокластерами, фермерами и агробизнесом.

Наладить эффективное сотрудничество с соответствующими международными организациями, такими как FAO, IFAD, IOFS и UNDP».

Не стоит, при этом, считать сельскохозяйственный раздел «Видения – 2040» исключительно гражданским. В том смысле, что в другом цикле статей нами рассматривается комплексный подход Турции к своей безопасности. И там продовольственная и сельскохозяйственная безопасность рассматривается в качестве одного из важных элементов общей безопасности Турции. Тем более, на фоне нарастающих предвестников будущих продовольственных и водных кризисов в регионе и в мире.

Так что, не стоит игнорировать и этот раздел «Видения – 2040» — и он имеет стратегическое значение для создаваемого Тюркского мира.

На этом заканчивается экономический раздел «Видения – 2040» и начинается часть №3 – гуманитарная, которая, в оригинале, озаглавлена как People-to-People cooperation, что буквально можно перевести, как «сотрудничество между людьми».

Первый подраздел в этой части документа называется «Культура». Заметим, что именно это – тот базовый столп, с которого, собственно, и начиналась Организация тюркских государств. Напомним, что, по мнению многих внешних наблюдателей, на этой самой культуре развитие ОТГ и должно было остановиться. Да и, до сих пор, есть мнение о том, что ОТГ будет ничем не «продвинутей» Лиги арабских государств. Арабская лига – есть, а арабского единства – нет.

Переходим, непосредственно, к культурному разделу, вот что вменяется в обязанность соответствующим институтам стран ОТГ:

«Развивать совместную социальную, культурную и образовательную деятельность соответствующих учреждений государств-членов для дальнейшего выявления общих черт и обогащения чувства единства среди тюркских обществ.

Подготовить общий список культурного наследия тюркского мира, сохранить это культурное наследие и предпринять совместные действия по репатриации культурного наследия тюркского мира в страну их происхождения.

Обеспечить тесную координацию и сотрудничество между соответствующими учреждениями государств-членов и организациями тюркского сотрудничества для внесения номинаций в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.

Продвигать общее тюркское наследие величайших ученых, поэтов, мыслителей и художников, а также развивать традиции, обычаи, фольклор и роль тюркского мира в межкультурном диалоге государств-членов.

Организовывать ежегодные совместные кинофестивали, музыкальные и художественные мероприятия, а также другие подобные культурные мероприятия для сближения наших народов».

Подчеркнем, что, ни в коем случае, не стоит недооценивать культурное измерение сотрудничества между странами ОТГ. Тем более, заметим, что речь идет не только о том, что страны ОТГ будут активно сотрудничать, выявляя точки родства и близости, и повышая, таким образом, свою осведомленность о «степени родства». Речь идет о том, что страны ОТГ хотят продвигать свои культуру и ценности во внешний мир, обеспечивая им международное признание.

Иными словами, речь идет о том, чтобы тюркские культура и ценности вставали в один ряд, допустим, с европейскими ценностями и культурой. Согласимся, что это замах «цивилизационного масштаба», который привязывает страны-участницы ОТГ в самой организации. Какая ещё организация ставит такое своей задачей. Это – не просто про самолюбие членов организации. Это – про их национальную идею, которая сейчас, на этапе становления государственности, после «многолетней оккупации», не может не быть крайне востребованной. То есть, ОТГ дает бывшим республикам СССР именно то, что им сейчас более всего нужно – национальный взгляд, национальную идею и надежду на признание оных за рубежом.

Переходим к образовательному разделу «Видения – 2040», который озаглавлен как «Образование и наука». Опять же – тот случай, когда невозможно переоценить то, в каком духе будет воспитываться молодежь стран ОТГ. А должна она воспитываться, как мы до сих пор убеждались, глядя на заявления турецких политиков, в духе «тюркского единства, братства и чувства локтя».

Заметим, что подобный подход уже давно свойственен для турецкой образовательной системы. В этом нетрудно убедиться, ознакомившись с содержанием турецких учебников истории. Для тех, для кого это затруднительно – соответствующие части книги нижеподписавшегося, вышедшей в 2017 году под заголовком «Россия – Турция: 500 лет беспокойного соседства» в серии «Евгений Сатановский рекомендует» (ссылка на издание на сайте «Эксмо»: https://eksmo.ru/book/rossiya-turtsiya-500-let-bespokoynogo-sosedstva-ITD844457/ [2]).

А результат воспитания турецкой молодежи на подобных учебниках заключается в том отношении, которое та питает по отношению к бывшим республикам СССР, ныне независимым государствам Южного Кавказа и Средней Азии. Чтобы проще это отношение описать – это отношение можно сравнить с отношением россиян к утраченному (и далее обретенному) после распада СССР Крыму. Это – родственная территория и живут на ней «турецкие народы». Ибо, не поленимся повторить, что никаких «тюрок» в турецком языке не предусмотрено. Все эти народы – народы турецкие, турки, в общем.

Так что, разумеется, отдельный вопрос составляют образовательные программы младогосударств – бывших республик СССР. Однако, данный пункт выходит за рамки нашей публикации, поэтому просто почитаем, что вменяет «Видение – 2040» своим членам в плане гармонизации образовательных и научных программ:

«Гармонизировать учебную программу и систему зачетных единиц для улучшения сотрудничества в области высшего образования между государствами-членами и поощрять сотрудничество в области признания дипломов и академических квалификаций в государствах-членах.

Содействовать дальнейшему развитию систем образования в государствах-членах в соответствии с международными стандартами, внедряя инновационные методы обучения, критического мышления и практического использования технологий, активизировать научные и аналитические исследования по общей тюркской истории, культуре, языку, литературе и географии, и поддерживать (соответствующие – прим.) элективные курсы по предметам, включенным в школьные программы в государствах-членах.

Сделать пространство тюркского высшего образования полностью функциональным с помощью Программы обмена Орхунский процесс и сделать Союз тюркских университетов (TURKUNIB) ведущим механизмом сотрудничества.

Обеспечение мобильности студентов, исследователей и ученых с помощью совместных политик и инструментов, включая партнерские программы, и организация конкурсов в различных областях науки.

Подготовить обучающие видео по общей тюркской истории, географии, литературе, ценностям, культуре и традициям, используя творческие и современные методы, чтобы вызвать больший интерес у молодых студентов.

Разработка данных научных публикаций, доступных для ученых, исследователей и студентов, и создание общего международного индекса для научных журналов государств-членов.

Делиться своим лучшим опытом в области предпринимательства и профессионального образования и исследовать возможности реализации совместных проектов по повышению навыков и знаний в этом направлении.

Сопровождение реализации совместных фундаментальных, практических, инновационных и стартап-проектов.

Развитие общей инновационной экосистемы, поддержка передачи технологий между государствами-членами и поощрение коммерциализации научных результатов.

Совместно продвигать эффективную защиту интеллектуальной собственности в соответствии с международными инструментами.

Создать совместную онлайн-энциклопедию Тюркского мира с открытым доступом, ускорить сотрудничество между аналитическими центрами и создать «Сеть аналитических центров Тюркского мира»».

Заметим, что изложенное выше, по сути, означает создание единого образовательного пространства Тюркского мира, с одной стороны, а, с другой стороны, подразумевает выстраивание научного процесса в странах-участницах ОТГ в русле целей и задач организации.

Взаимное признание дипломов отнюдь не означает, что доктор из Анкары поедет работать в Бишкек, однако, означает, что квалифицированный медицинский работник из Кыргызстана сможет приехать на работу в Турции.

Речь идет не просто о том, что молодежь из стран ОТГ воспитывался в строго определенном духе «тюркского единства». Речь идет о том, что Турция, как кратно более развитое государство, будет, как «пылесос» вбирать в себя наиболее квалифицированные кадры. Это – безусловно, для Турции большая возможность поднять свой научный потенциал. Разумеется, Турция немного опоздала к разделу постсоветских кадров. Однако, в этом вопросе возможности ещё сохраняются.

И ещё одна важная подробность связана с «мозговыми центрами Тюркского мира»: ценность мыслительного процесса и его результатов, в полной мере, в Турции осознаются. А, следовательно, где ОТГ – там и мозговые центры, которые должны «запитывать» организацию информацией, её анализом, идеями и предложениями по дальнейшему практическому воплощению.