- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу о Саммите Тюркского совета в Стамбуле. Часть 10.

12 ноября с.г. в районе Стамбула, на так называемом Острове демократии и свободы в Мраморном море, состоялся Саммит Совета сотрудничества тюркоязычных государств.

Продолжаем делать обзор этого мероприятия, которое представляется крайне важным не только для Турции, но и для значительной части постсоветского пространства, получается, включая Россию. Не будет преувеличением сказать, что 8-й по счету Саммит, теперь уже, Организации тюркских (в турецком языке – «турецких») государств, получился «историческим» и имеющим далеко идущие последствия.

Часть 9 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ http://www.iimes.ru/?p=81370#more-81370 [1] .

Напомним, что, в прошлой части нашей публикации, мы продолжили рассмотрение основополагающего документа Саммита, который озаглавлен как «Видение – 2040» и, в частности, раздела, посвященного гуманитарному сотрудничеству, озаглавленному как «Гуманитарное сотрудничество и сотрудничество в сфере развития».

Заметим, что этот заголовок надо рассматривать в русле нынешнего слогана внешней политики Турции (в очередной раз прозвучал в материалах турецкого МИДа к парламентским слушаниям по вопросу бюджета турецкого внешнеполитического ведомства на 2022 год – И.С.). Этот слоган звучит как «Гуманная и предприимчивая внешняя политика».

Дело в том, что гуманитарное сотрудничество рассматривается нынешним турецким руководством в качестве важного инструмента внешней политики страны. За счет разного рода гуманитарной помощи и гуманитарных проектов, Турции удалось резко повысить свою «узнаваемость» в странах Черного континента. Заметим, что сегодня Турция – одна из тех стран, которые нашли свою формулу работы с африканскими странами. Конечно, нельзя говорить о том, что позиции Турции в Африке сопоставимы с китайскими позициями. Однако, турецкие флаги в Африке встречаются едва ли реже китайских.

Что это означает применительно к странам-участницам Организации тюркских государств? – Ровно то же самое. Разумеется, с той поправкой, что Турции не требуется дополнительная «узнаваемость» в Центральной Азии. Однако, реализация гуманитарных проектов будет работать на её образ «метрополии» по отношению к «младогосударствам» региона.

Обратимся непосредственно к тексту «Видения – 2040» в этой части. Институтам стран – участниц предписывается следующее:

«Налаживать отношения с сообществом доноров для удовлетворения потребностей развития государств-членов.

Принять совместные меры по направлению официальной помощи в целях развития и кредитных линий развития государств-членов на искоренение нищеты в развивающихся странах.

Начать регулярный диалог с сообществом доноров и представить региональную перспективу донорской помощи, таким образом, максимально согласовать действия доноров с потребностями и приоритетами, определенными в Видении 2040.

Повышать солидарность с Глобальным Югом и вносить свой вклад в сотрудничество Юг-Юг и трехстороннее сотрудничество в интересах благополучия стран и народов Юга, их национальной и коллективной самообеспеченности и достижения Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.

Осуществлять совместные проекты, чтобы связать страны, у которых есть потребности в развитии, с теми государствами-членами, у которых есть решения, позволяя при этом делиться техническими или экономическими знаниями и необходимыми навыками».

Заметим, что это раздел интересен тем, что в нем говорится не только про то, что нужно оказывать гуманитарную помощь и помощь в развитии между странами участницами организации, но и, одновременно, вводится такое понятие как «Глобальный Юг». Оно не расшифровывается, однако, просматривается отчетливый «африканский след» — это к вопросу о возможности укрепления африканской политики Турции за счет того, что речь пойдет не о турецком, а уже о тюркском присутствии в государствах Черного континента.

Хотя, заметим, что пока сложно понять, на какие бенефиции рассчитывает та же Турция, которая и так в Африке продвигается весьма неплохо. Как могут укрепиться её позиции в Африке, если за ней «на хвосте» придут ещё и государства-участники ОТГ?

Тут, как можно рассудить, есть два момента:

Момент первый заключается в том, что здесь идет речь не об интересе Турции в укреплении своих позиций в африканских странах, а именно об интересе других стран-участниц ОТГ в смысле, к примеру, поиска выхода на рынки сбыта африканских стран. Таким образом, Турция может стать «окном в Африку» для стран ОТГ. И эта роль «агента», разумеется, имеет возможности для своей монетизации со стороны Турции. Причем, заметим, что, когда мы используем слово «монетизация», мы имеем в виду не только финансовую, но и, допустим, политическую сторону вопроса.

Второй момент заключается в том, что ОТГ может стать выразителем интересов стран третьего мира на международных площадках. Разумеется, это будет зависеть, к примеру, от того удастся ли и на каких условиях заключить международный документ между ООН и ОТГ? И от того, как сотрудничество между ОТГ и ООН будет складываться?

Тем не менее, идея о необходимости глобального реформирования ООН активно продвигается со стороны Турции на всех площадках. И диалог «ОТГ – Африка» может стать одним из дополнительных драйверов тех изменений, на которые Турция продолжает рассчитывать.

От «Видения – 2040» как документа, который имеет стратегическое значение, переходим к другому документу, имеющему, скорее значение тактическое, а именно – к «Декларации Восьмого саммита Организации тюркских государств». Заметим, что речь идет о документе из 121 пункта – беспрецедентный объем для итоговых деклараций мероприятий высшего уровня. Обычно, речь идет об объеме раз в 10 меньшем, чем в данном случае.

Обратимся к этому документу, следуя той же схеме: цитирование плюс так, где видится необходимым, комментирование и пояснение. Сразу заметим, что «Видение – 2040» и Декларация, самым тесным образом, переплетены между собой и даже дублируют друг друга. Тем не менее, приведем её текст в полном объеме, исходя из того понимания, что Декларация концентрируется на тех целях и задачах, которые ставятся перед Организацией тюркских государств на ближайшую перспективу.

Пропуская вводную часть документа и переходя непосредственно к его резюмирующей части, приступаем к цитированию и разбору.

Первый раздел совместной Декларации озаглавлен как «Сотрудничество в политических вопросах, во внешней политике и в вопросах безопасности». Цитируем:

«1. Принято решение изменить название «Совет сотрудничества тюркоязычных государств» на «Организация тюркских государств».

  1. Приняли «Видение тюркского мира-2040» в качестве стратегического документа, который определяет будущее сотрудничество в различных областях, представляющих общий интерес в тюркском мире, который был инициирован его превосходительством Нурсултаном Назарбаевым, Первым Президентом Республики Казахстан — Елбасы и Почетным председателем Организации тюркских государств. Поручили подготовку «Стратегической дорожной карты Организации тюркских государств на 2022-2026 годы» для ее реализации.
  2. Выразили сердечную признательность и радость присоединению Туркменистана к Организации тюркских государств в качестве государства-наблюдателя, выразили уверенность, что с этим решением солидарность и сотрудничество между тюркскими государствами и их народами будут усилены.
  3. Приняли формы сотрудничества с третьими сторонами, которые будут способствовать расширению сотрудничества Организации тюркских государств с другими государствами и международными организациями.
  4. Выразили признательность Турецкой Республике за передачу нового исторического здания Секретариату Организации тюркских государств (в Стамбуле – прим.).
  5. Поздравили Азербайджанскую Республику с победой в «44-дневной Отечественной войне» и отметили твердую поддержку государствами-членами и Организацией тюркских государств справедливого дела Азербайджана по освобождению своих территорий от военной оккупации. Приветствовали конец армяно-азербайджанского конфликта, поддержали нормализацию отношений между Арменией и Азербайджаном на основе взаимного признания и уважения суверенитета, территориальной целостности и нерушимости международно признанных границ и выразили готовность государств-членов и государств-наблюдателей способствовать усилиям Азербайджана по постконфликтному восстановлению, реконструкции и реинтеграции.
  6. Подчеркнули необходимость достижения справедливого, прочного, устойчивого и взаимоприемлемого урегулирования кипрского вопроса на основе реалий на острове. Выразили свою солидарность с киприотами-турками в их стремлении обеспечить им равные неотъемлемые права. Признали просьбу Турции пригласить киприотов-турок для участия в соответствующих мероприятиях Организации тюркских государств.
  7. Положительно оценили конституционные реформы, происходящие в Кыргызской Республике, и выразили поддержку дальнейшему демократическому развитию страны.
  8. Выразили поддержку усилиям Кыргызской Республики по поиску мирного решения ситуации на кыргызско-таджикской границе и приветствовали диалог между Кыргызстаном и Таджикистаном в этом отношении. Призвали обе стороны предпринять необходимые шаги для укрепления взаимного доверия и избежания конфликтов в будущем.
  9. Выразили большую признательность Венгрии за повышение ее отношений со всеми тюркскими государствами до стратегического уровня, создание дипломатических представительств в государствах-членах, а также за ее растущее сотрудничество и координацию с Организацией тюркских государств, в качестве государства-наблюдателя, и поддержали предложение Венгрии созвать совместный саммит глав государств Организации тюркских государств и Вышеградской группы (V4) во время её (Венгрии – прим.) ротационного председательства в V4 в Будапеште.
  10. Приняли к сведению инициативу Президента Кыргызской Республики Е.П. Садыра Жапарова о создании межрегиональной платформы Центральная Азия + Южный Кавказ для продвижения конструктивного диалога и сотрудничества.
  11. Поздравили его превосходительство Волкана Бозкыра, председателя Генеральной Ассамблеи ООН на период 2020-2021 годов, в связи успешным завершением срока (его полномочий – прим.) и высоко оценили его усилия по поддержке тюркоязычных государств на международном уровне. Поздравили его превосходительство Кайрата Абдрахманова в связи с избранием на пост Верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств.
  12. Приветствовали деятельность Представительства Организации тюркских государств в Венгрии, включая организацию памятных мероприятий по случаю 30-летия независимости государств-членов, и призвали государства-члены организовать совместные мероприятия на высоком уровне на своих площадках.
  13. Сохранили приверженность продолжению солидарности и сотрудничества, которые государства-члены и государства-наблюдатели осуществляли на двусторонней основе и в рамках Организации тюркских государств во время пандемии COVID-19 для смягчения негативных последствий этой глобальной угрозы.
  14. Высоко оценили деятельность, проводимую в Туркестане по случаю его провозглашения духовной столицей тюркского мира, и приветствовали принятие Положения о предоставлении аналогичных статусов другим городам тюркского мира.
  15. Ссылаясь на Заявление, принятое на внеочередном заседании Совета министров иностранных дел 27 сентября 2021 года в Стамбуле, вновь подчеркнули свою поддержку инклюзивной и представительной политической системы, которая поддерживает основные права человека, и призвали к постоянным усилиям по предоставлению неотложной гуманитарной помощи Афганистану через эффективные, прозрачные и подотчетные механизмы, а также призвали к международной поддержке для облегчения сложной ситуации в экономике Афганистана и принятию мер, направленных на защиту средств к существованию афганского народа.
  16. Решили укреплять свое сотрудничество в борьбе против всех видов и форм терроризма, экстремизма и сепаратизма, а также в борьбе с расизмом, дискриминацией, ксенофобией, исламофобией и языком вражды, и координировать свои усилия на международных форумах в этих областях.
  17. Поручили продолжить консультации по вопросам безопасности в рамках Организации тюркских государств на регулярной основе между соответствующими властями государств-членов для обеспечения тесной координации и сотрудничества по вопросам безопасности, представляющим общий интерес.
  18. Приветствовали принятие пересмотренного Регламента Совета старейшин и поручили продолжить его регулярные заседания.
  19. Поздравили Турецкую Республику с успешным проведением Дипломатического форума в Анталии, впервые после вспышки пандемии COVID-19, собравшего вместе лидеров государств, министров иностранных дел и глав международных организаций, (а также) Республику Узбекистан за успешное проведение Международной конференции «Центральная и Южная Азия: региональные связи, вызовы и возможности» 15-16 июля 2021 года в Ташкенте и Республику Казахстан с успешным проведением ХVII Евразийского медиа-форума и его специальной сессии на тему «СМИ в тюркских странах. Развитие сотрудничества в новых условиях» 15 сентября 2021 года в Нур-Султане.
  20. Выразили высокую оценку и поощрили продолжение сотрудничества в сфере правосудия и настоятельно рекомендовали начать сотрудничество между министерствами юстиции и другими соответствующими органами государств-членов».

Какие основные мысли и тезисы можно выделить из вышеизложенного, опуская при этом протокольные «поздравления и приветствия».

Прежде всего, большой интерес представляет «Стратегическая дорожная карта Организации тюркских государств на 2022-2026 годы», которую поручено подготовить соответствующим исполнителям сторон. Имеет смысле отслеживать её появление с целью детального анализа и разбора.

Также имеет смысл отдельно разобраться с «формами сотрудничества с третьими сторонами», упомянутыми в п.4 выше. Но даже при отсутствии исходного документа, следует считать, что речь, в первую очередь, идет о предложении, которое было озвучено в Стамбуле со стороны главы Туркменистана о подписании некоего документа о сотрудничестве между ООН и ОТГ. Можно считать данную инициативу, в сфере отношений с третьими странами, основополагающей, фундаментальной.

Поддержка Азербайджана и поздравление его с победой в «44-дневной войне» — это не только про демонстрацию Азербайджану, что «он – не один», о чем говорил в ходе стамбульского Саммита президент Азербайджана И.Алиев. Это – про успешный кейс поддержки Азербайджана лидером тюркского мира, Турцией. Разумеется, членство в любой организации должно подразумевать ответ на четкий вопрос «Зачем вступать в организацию?». В данном случае, ответ звучит так: «Чтобы иметь возможность рассчитывать на поддержку со стороны ОТГ, в том числе, в случае возникновения острых конфликтов, включая территориальные споры». Заметим, что распад СССР оставил изрядное количество разного рода «бомб замедленного и не очень действия». И сейчас уже и вовсе неприлично говорить про «бескровный распад СССР». Достаточно, в этой связи, обратиться к новейшей истории и к тем конфликтам, которые вспыхивают на постсоветском пространстве.