- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу о Саммите Тюркского совета в Стамбуле. Часть 14.

12 ноября с.г. в районе Стамбула, на так называемом Острове демократии и свободы в Мраморном море, состоялся Саммит Совета сотрудничества тюркоязычных государств.

Продолжаем делать обзор этого мероприятия, которое представляется крайне важным не только для Турции, но и для значительной части постсоветского пространства, получается, включая Россию. Не будет преувеличением сказать, что 8-й по счету Саммит, теперь уже, Организации тюркских (в турецком языке – «турецких») государств, получился «историческим» и имеющим далеко идущие последствия.

Часть 13 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=81509 [1].

Напомним, что, в прошлой части нашей публикации, мы приступили к рассмотрению к совместной Декларации Восьмого саммита Организации тюркских государств, состоящей из 121 (!) пункта, под которыми подписались главы стран-членов ОТГ. И, в частности, завершив цитирование экономической части документа, перешли к его разбору.

Напомним, что мы остановились на взаимосвязи Декларации ОТГ и нынешним экономическим положением в Турции, которое сопровождается резким падением курса турецкой лиры по отношению к мировым резервным валютам, включая доллар США и евро.

Разумеется, это – события из «разных измерений», но вот какая картина просматривается: за 8-м Саммитом ОТГ последует углубление транспортно-логистической интеграции государств-членов с образованием непрерывного «тюркского моста» между Европой и Китаем. Само по себе – это уже инструмент для Турции для наращивания её политического влияния и получения экономических дивидендов – как со стороны Европы, так и со стороны Китая.

Но плюс к этому и резкое падение курса турецкой лиры, однозначно, работает на турецких экспортёров.

Откровенно «жертвуя» средним классом Турции и не демонстрируя по этому поводу никакого беспокойства, турецкое руководство проводит политику (неважно, это – длинный расчет или же выбор в сложившейся ситуации) по, если так можно выразиться, «китаизации» турецкой экономики.

Турция, как и никакая другая страна в мире, не может конкурировать с КНР, по уровню цен. По мере развития промышленного потенциала Китая, он забирает, и у турок, в том числе, сферы экономического влияния и целые продуктовые ниши. Даже сами турки начинают размещать заказы в Китае на выпуск своей продукции. При этом турецкий слоган о том, что, в плане своей продукции, Турция – это та же Европа, но по «разумным ценам», не обеспечил Турции, в итоге, сколь-нибудь большого преимущества. Хотя и не отрицая несомненных дивидендов от этой позиции, надо заметить, что Турция рассчитывает на совершенно иной эффект.

Попытка «заместить Китай» в глобальных производственных цепочках была предпринята Турцией ещё в самом начале пандемии коронавируса. Идея была понятна: Китай – «виноват» в появлении пандемии, является её эпицентром, а, следовательно, опасен и на него не надо ставить. Напротив, в глобальных цепочках поставок Китай нужно заместить на кого-то более надежного и этой надежной стороной может оказаться Турция. – Такова была турецкая позиция в самом начале пандемии. Опять же, как показал почти что 2-летний опыт, этот посыл не сработал и Турции не удалось перетянуть на себя китайский «портфель заказов».

Рекордное падение турецкой лиры означает, что Турция начинает резко становиться более привлекательной в глазах зарубежных клиентов. При этом, помимо экономики, есть ещё и политический фактор, который подразумевает, что Китай (наряду с Россией) – это «главная угроза» современному миру и его «необходимо сдерживать». Турция, в этом смысле, может выступить по целому ряду позиций альтернативой Китаю.

При этом, заметим, что Турция – имеет большой нереализованный производственный потенциал и вал заказов, который уже сейчас обрушился на турецкие промышленные предприятия будет способствовать «раскрытию» турецкой экономики.

В чем опасность такого подхода? – В том, во-первых, что турецкая продукция на 100% не является «импортозамещенной», а содержит в себе нередко западные комплектующие. Иными словами, конкурентоспособность турецкой продукции растет не на 100% растет пропорционально падению турецкой лиры. А корректируется с учетом доли турецкого производства в готовой продукции. То есть, рост ценовой конкурентоспособности турецкой готовой продукции является вариативным для разных отраслей.

Во-вторых, турецкий частный бизнес закредитован займами в иностранной валюте. Особенно, это касается крупных турецких строительных подрядчиков, реализующих свои инфраструктурные проекты как на территории Турции, так и за её пределами. И вопрос возникнет на этапе возвращения своих долгов для компаний, которые, как ни крути, зарабатывают в турецких лирах. И, допустим, не могут поднимать цену на недвижимость пропорционально падению курса турецкой лиры. Покупательная способность в Турции не растет такими темпами. Так что, из этой «китаизации» турецкой экономики «живыми» выйдут далеко не все турецкие компании. Можно ожидать того, что произойдет «прореживание рынка» с банкротством множества компаний — не чета тому, которое уже наблюдалось на последние годы при рывковых падениях турецкой лиры.

С учетом того, что турецкое население, в массе своей, чувствует себя обедневшим, не мысля геополитическими категориями при походах в «продуктовый магазин», турецкое руководство, продолжая настойчиво проводить политику по снижению курса турецкой лиры по отношению к доллару США и к евро, сильно рискует своей властью на предстоящих в 2023 году выборах. До выборов остается менее двух лет и сложно, на этом этапе, предсказать с какими результатами к этим выборам придет турецкое руководство: будут ли турецкие предприятия переполнены заказами, увеличится занятость, а цены в магазинах вернутся в норму или же на фоне тотального обеднения, цены продолжат свой рост, а турецкие компании переживут череду банкротств? – Похоже, что, в этом смысле, турецкое руководство играет «ва-банк», ставя на карту сам факт своего нахождения во власти, стремясь, в том числе, оседлать и положительную динамику, которую развила Организация тюркских государств после исторического, без преувеличения, Саммита в Стамбуле 12 ноября 2021 года.

Завершаем анализ экономического раздела Декларации ОТГ упоминанием и сотрудничества между Турцией / ОТГ и Казахстаном в космической сфере. Для Турции, буквально «только что», создавшей свое Космическое агентство и провозгласившей, что она собирается строить свой космодром, доступ к Байконуру – это большое подспорье с точки зрения освоения новых технологий.

Вот эти пункты Декларации:

«61. Отметить 60-летие первого полета человека в космос с Байконура, на территории Казахстана.

  1. Поручить соответствующим органам государств-членов наладить сотрудничество и координацию в области проектов космической техники в рамках Организации тюркских государств, инициированной Турецким космическим агентством».

Отметим, в этой связи, то что у Турции в сфере космоса есть, а то чего нет. – У Турции есть свои собственные спутники связи, но нет ни ракетоносителей, ни космодрома для их вывода на орбиту. Кроме того, у Турции нет и своего космонавта.

Касательно последнего: вспомним приглашение от президента В.В.Путина к президенту Р.Т.Эрдогану с выражением российской готовности обеспечить подготовку и полет в космос первого космонавта в истории Турецкой Республики. Турция, как «разборчивая невеста», об этом предложении пока размышляет и даже рассматривает для себя альтернативы, в лице того же Илона Маска (для контактов с которым даже определен специальный спецпредставитель в администрации президента Турции – И.С.). Однако, есть основания полагать, что, по мере приближения 2023 года, как выборного и юбилейного для Турции года одновременно, Турция будет в этом вопросе активизироваться. И российское предложение будет рассматриваться самым серьезным образом.

Однако, это – пропагандистская сторона вопроса. Что же до сутевой, то Турция стремится к развитию собственных ракетных технологий, пытаясь не только их самостоятельно разрабатывать, но и черпать из всей доступной для страны источников. И, разумеется, является актуальным вопрос строительства собственного космодрома. Это – конечно, дело отдаленной перспективы, однако, эта цель заявлена и по направлению к ней Турция может и будет двигаться, в том числе, и с помощью Казахстана.

На этом заканчиваем рассмотрение экономического раздела Декларации стран ОТГ и переходим к разделу следующему, который озаглавлен как «Гуманитарные связи» (в оригинале: People to People Communication).

Цитируем эту часть документа («Стороны…»):

«68. Высоко оценивают организацию программ обмена опытом между организациями диаспор государств-членов, а также программами повышения квалификации тюркоязычных диаспор и призывают соответствующие учреждения государств-членов расширять свое сотрудничество в соответствии с утвержденной «Стратегией совместной деятельности тюркоязычной диаспоры Тюркского совета» и «Планом совместных действий тюркоязычной диаспоры Тюркского совета на 2021-2022 годы».

  1. Поручают соответствующим органам государств-членов взаимно поддерживать друг друга в областях коммуникации и публичной дипломатии в целях улучшения отношений и сотрудничества между государственными учреждениями, НПО, средствами массовой информации, учеными, лицами, принимающими решения, членами парламента и лидерами общественного мнения, а также для разработки новых возможностей сотрудничества для эффективной борьбы с дезинформацией на международной арене и для точного информирования мировой общественности.
  2. Одобряют итоги Третьего совещания министров информации и средств массовой информации Организации тюркских государств, состоявшегося 10 апреля 2021 года в Баку, поддерживают расширение возможностей сотрудничества в области медиа и информации в целях расширения политических, культурных, экономических и социальных осведомленность о событиях в тюркоязычных государствах на местном и международном уровнях и высоко оценивают успешную организацию Международного медиа-форума, организованного Управлением коммуникаций при Президенте Турецкой Республики в Стамбуле 22-24 октября 2021 года.
  3. (Договорились) поощрять сотрудничество в новых и развивающихся медиа-платформах, расширять сотрудничество между национальными телеканалами и новостными агентствами и максимально использовать весь потенциал созданного Совместного FTP-пула между национальными телеканалами для обмена программами и видеоматериалами по согласованным категориям.
  4. Высоко оценили создание совместного документального фильма «Семь граней Великой степи» по одноименной статье Почетного председателя Организации тюркских государств и Первого Президента Республики Казахстан Елбасы Нурсултана Назарбаева, создание совместного телепроекта Korky Ata и турецко-узбекского телесериала Мендирмана Джелалиддина, а также деятельность TRT Avaz по производству документальных фильмов под названием «По следам своих корней» (Köklerin İzinde) для продвижения и популяризации культуры и великих личностей тюркского мира в духе единства и солидарности и (договорились) поощрять инициирование подобных проектов.
  5. Приняли к сведению инициативу Казахстана по созданию международного телеканала со штаб-квартирой в Туркестане, Казахстан.
  6. Высоко приветствуют принятие Положения о Международной премии Алишера Навои Совета сотрудничества тюркских государств «За вклад в единство тюркского мира», которое будет способствовать единству и солидарности в тюркском мире.
  7. Выражают удовлетворение объявлением Шуши культурной столицей Азербайджана Е.П. Ильхаму Алиеву, Президенту Азербайджанской Республики, и поддерживают материализацию мероприятий и мероприятий с этой целью.
  8. Одобряют итоги шестого совещания министров образования и науки, состоявшегося 3-4 ноября 2021 года в Стамбуле, приветствуют принятие «Положения об Орхунской программе обмена» и поручают соответствующим органам принять необходимые меры в отношении Программы образовательного обмена для специалистов в области образования государств-членов, которая будет размещена в Турции в 2022 году, и Третьей программы обмена студентами между средними / старшими школами государств-членов, которая будет размещена в Казахстане в 2022 году.
  9. Приняли к сведению полезную деятельность школ Турецкого фонда Маариф (TMF) в тюркском мире и (решили) содействовать процедурам создания школ TMF в соответствии с национальным законодательством государств-членов.
  10. Поддерживают итоги 5-й Генеральной ассамблеи Союза тюркских университетов (TURKUNIB), состоявшейся 26 октября 2021 года в Туркестане, приветствуют включение новых университетов из Азербайджана, Кыргызстана, Турции и Узбекистана и настоятельно призывают расширить и обогатить сферу сотрудничества в рамках Орхунской программы обмена.
  11. Высоко оценивают решение о создании комиссии в составе представителей Тюркской академии и представителей соответствующих институтов и экспертов ее государств-членов для ускорения работы по доработке проектов учебников «Общетюркской истории», «География тюркского мира» и «Общетюркская литература».
  12. Приветствуют растущее внимание студентов из государств-членов к обучению в венгерских университетах, выражаем признательность правительству Венгрии за расширение возможностей стипендий, предоставляемых студентам университетов тюркоязычных государств, и призываем государства-члены укреплять свое партнерство с Венгрией в сфере образования.
  13. Благодарим за организацию Этно-фольклорного фестиваля «Узген-Мунара-2021» в Узгене, Кыргызская Республика, 17 сентября 2021 года, в котором приняли участие более 3000 человек, в том числе, представители международных организаций, эксперты в области реставрации и сохранения культурного наследия, а также фольклорные ансамбли и мастера музыкального и танцевального искусства.
  14. Поддержать итоги Четвертого и Пятого совещаний министров по делам молодежи и спорта государств-членов, состоявшихся 29 ноября 2019 года в Бишкеке и 20 сентября 2021 года в Ташкенте, и выразили удовлетворение подписанием «Меморандума о взаимопонимании. по сотрудничеству в рамках Тюркского совета по многосторонним и двусторонним программам обмена молодыми людьми и молодежными работниками» для активизации взаимодействия между тюркоязычной молодежью.
  15. Благодарим Кыргызскую Республику за успешную организацию Форума молодых лидеров Организации тюркоязычных государств, который состоялся 30 августа — 2 сентября 2021 года в Оше Кыргызской Республики, и подчеркиваем важность организации таких мероприятий для содействия улучшению положения молодежной Политика, укрепляющей дружбу между молодежью государств-членов.
  16. Выражают удовлетворение подписанием 14 апреля 2021 года «Меморандума о взаимопонимании между тюркоязычными национальными футбольными ассоциациями», включая Туркменистан и Венгрию, и призываем соответствующие органы Сторон реализовать все аспекты сотрудничества, закрепленные в Меморандуме о взаимопонимании».