- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу о турецкой реакции на события в Казахстане. Часть 4

В ответ на события, происходящие в Казахстане, включая решение по отправке контингента ОДКБ, Турция отреагировала с суточной задержкой. Пресс-релиз турецкого МИДа появился лишь 5 января 2022 года, пресс-релиз Организации тюркских государств 6 января. А широкое освещение и, самое главное, комментирование событий в Казахстане, турецкой прессой было начато лишь 8 января. За чем, безусловно, просматривается определенная логика восприятия событий в Анкаре.

Напомним, что Часть 3 нашей публикации (см. ссылку на сайте ИБВ — http://www.iimes.ru/?p=82664 [1]) закончилась на цитировании материала под классическим в эти дни заголовком «Что происходит в Казахстане?», опубликованном в газете «Cumhuriyet» авторства Барыша Достера.

В прошлой части публикации, заметим, турецкий автор заговорил про просматривающийся в нынешней ситуации в Казахстане почерк действий Сороса, который уже наблюдался в Грузии, Украине и Киргизии в первом десятилетии 21-го века.

Надо отметить, что цитируемые вплоть до настоящего времени турецкие авторы, не говорили так открыто про США и Сороса, как возможных организаторов волнений в Казахстане. Все же, в значительно большей мере, турецкие авторы говорили о России, как о главной выигрывающей стороне, и, следовательно, как вытекает из классического «ищи, кому выгодно», Россия, пусть и косвенно, но называлась в качестве страны, организовавшей волнения в Казахстане или, по крайней мере, удачно ими воспользовавшейся в своих интересах.

Продолжаем цитировать те выводы, которые делает турецкий автор:

«В-третьих, президент-основатель страны Нурсултан Назарбаев проводил успешную внешнюю политику, позаботившись о региональных балансах, балансах между Россией, Китаем и США. Аксакал (в смысле, Назарбаев – И.С.) выделялся как мудрец в тюркском мире. Он был одним из пионеров укрепления тюркского мира, тесного сотрудничества турецких государств и таких институтов, как Организация тюркских государств. Казахстан, в 2015 году, когда Турция сбила российский самолет, выступил посредником между Анкарой и Москвой и принял активное участие в создании Астанинской платформы, объединившей Турцию, Россию и Иран в сирийском конфликте.

В-четвертых, события начались в то время, когда США искали базу в Центральной Азии. США, потерпевшие крупное поражение в Афганистане, хотят создать постоянную базу в Средней Азии и одновременно обеспечить свое присутствие и сломить влияние России и Китая. ЕС и НАТО обсуждали Украину несколько дней назад. Украина и НАТО встретятся с Россией 10 января в Брюсселе. Делегации США и России встретятся в Женеве 9 — 10 января. Совет Россия — НАТО соберется 12 января. Вот почему время событий привлекает внимание. Если США и ЕС, вслед за Украиной, Грузией и Белоруссией, воспользуются событиями в Казахстане как предлогом и попытаются надавить на Россию, то и напряжение возрастет, и решение проблемы усложнится.

В-пятых, Казахстан является членом Организации Договора о коллективной безопасности и Евразийского экономического союза, где действует Россия. Казахстан — соучредитель Шанхайской организации сотрудничества. Однако, Назарбаев сохранил баланс между Россией и Китаем. Он перенес столицу из Алматы в Астану. Президент Токаев, сменивший Назарбаева в 2019 году, изменил название столицы на Нур-Султан. Несмотря на Россию, Назарбаев порвал с кириллицей, перешел на латиницу, сломил влияние русского языка, усовершенствовал использование казахского и проводил политику казахизации.

В-шестых, отношения Китая с Казахстаном улучшаются. Казахстан, богатый нефтью и природным газом и привлекающий внимание своими мощностями по производству пшеницы, продает природный газ Китаю. Китай, в составе крупнейших инвесторов в страну — вместе с США, Турцией и Россией. Он (Китай – И.С.) превзошел Россию по инвестициям. Тюркский деловой мир инвестирует в такие сектора, как энергетика, строительство, питание и гостиничный менеджмент. В Казахстане проживает большое количество граждан Турции. Университет Ахмета Есеви также находится в Казахстане.

В-седьмых, Турции и тюркским государствам важно проводить взвешенную, осторожную и внимательную политику и использовать деликатный дипломатический язык. Следует избегать заявлений, которые приведут к беспорядкам. Необходимо защищать независимость, целостность, суверенитет, политическое единство и стабильность Казахстана. При этом важно поддерживать отношения с центральной властью в стране. Поскольку внешняя политика осуществляется от государства к государству, она осуществляется между институтами. В этом поле нет места ни популизму, ни публичной лести, ни эмоциональным вспышкам, ни рассуждениям о внутренней политике.

Язык, используемый ПСР, когда началась «арабская весна», звучит так: «Мы слушаем голос улицы», «Мы являемся владельцем, пионером и представителем вновь созданного Ближнего Востока», «Мы поддерживаем арабские народы против арабских лидеров», «Ни одна птица не пролетит в регионе, о чем не знала бы Турции», «Мы знаем регион до улицы», «Если Эрдоган и арабские лидеры будут соревноваться на избирательных участках, Эрдоган будет избран с большим отрывом». Мы знаем результаты этих лозунгов.

Подводя итог, Россия не хочет терять влияние в Казахстане, она хочет еще больше укрепить свое нынешнее влияние. Для этого, в её распоряжении имеется множество различных инструментов. Она не терпит влияния США. Это неблагоприятно сказывается на растущем влиянии Китая. Китай также не хочет, чтобы США имели влияние в стране. В Казахстане, где он (Китай) увеличил свой вес экономически, он также хочет быть сильным и политически. И Россия, и Китай знают, что нестабильность в Казахстане будет их очень беспокоить».

Итак, мы видим перед собой пример одного из самых сдержанных материалов, касающихся Казахстана в турецкой прессе. И пока этот материал – единственный, который, в первую очередь, делает акцент именно на США, когда говорит о «почерке Сороса», и о том, что американцы ищут, после выхода из Афганистана, локацию для своей военной базы в Средней Азии. Разумеется, авторы не могли не упомянуть про сбалансированную политику Казахстана, который, помимо всего прочего, проводит курс казахизации своей страны и пытается цивилизационно сближаться с западным миром и с Турцией, когда переводит всю страну с кириллицы на латинский алфавит.

Достаточно любопытно и тот призыв, который содержится в статье турецкого автора к турецкому руководству — «придержать коней» в своих действиях в отношении Казахстана. При этом делается отсылка на риторику турецкого руководства времен так называемой «арабской весны». Если обратиться не к словам турецкого руководства, а к самой турецкой идее, то она (идея – И.С.) заключалась в том, что регион Ближнего Востока и Северной Африки ждут процессы демократизации. При этом, со всей неизбежностью, должны уйти и монархии, и диктатуры региона. Это – тот курс, который константой вписан в турецкую внешнюю политику, даже если сейчас мы наблюдаем некоторые шаги Турции и таких стран, как ОАЭ и КСА, в направлении друг друга. Полагаем, что это – лишь тактические действия сторон. В частности, Турция, совершая эти действия, преследует свои понятные текущие интересы, не отказываясь от идеи о том, что она могла бы послужить моделью демократизации для стран региона.

Однако, от стран Ближнего Востока и Северной Африки – в сторону стран Центральной Азии.

Сразу зададимся вопросом, чем, в глазах внешнего мира, режимы Центральноазиатских государств отличаются от диктаторских ближневосточных режимов? Везде, так или иначе, наблюдаются такие явления как централизация власти вокруг главы государства и «сакрализация» последнего.

Так что, неслучайно автор предостерегает турецкое руководство от жесткой риторики в адрес казахстанского руководства. Заметим, что, особенно, в первые часы и дни волнений в Казахстане, Турция заняла крайне осторожную позицию, не особо осуждая, и не особо поощряя действия казахстанских властей. Зато не забывая упоминать про «законные требования населения страны». Можно трактовать эту турецкую позицию даже как выжидательную.

Следующая статья, которую хотелось бы рассмотреть – это статья Мехмета Али Гюллера в оппозиционной газете Cumhuriyet, вышедшая под заголовком: «Из Казахстана Украины не выйдет».

«Восстание в Казахстане интерпретируется как операция двух великих мировых держав, борющихся друг с другом. Одна сторона заявляет, что события являются попыткой бархатной революции США, нацеленной на Россию. С другой стороны, другая сторона утверждает, что это — операция России, направленная как на демонстрацию силы против Соединенных Штатов на переговорах по Украине, так и на ослабление Организации тюркских государств. Однако великой державе нелегко начать восстание на пустом месте в другой стране, нажав на кнопку, если внутри нет соответствующей динамики.

С другой стороны, очевидно, что интерпретация происходящего как дело рук России несостоятельна. Потому что волнения в Казахстане не укрепляют руку России против США, а вот волнение в Казахстане однозначно укрепляет руку США, которые хотят консолидировать украинский фронт против России!»

ПОЧВА ВОССТАНИЯ

Увольнение 40 тысяч работников энергетического сектора в декабре положило начало волне забастовок на предприятиях Каспийского бассейна в первые дни нового года. Как раз, во время увольнений и забастовок высокие темпы роста цен на топливо казахстанским правительством вызвали реакцию народа, особенно безработной молодежи, и в городах начались восстания.

Конечно, это — самое естественное право людей реагировать на скачки цен на топливо в стране, которая является нефтяной и газовой страной. По сути дела, повышения были отменены, а правительство ушло в отставку. Иными словами, цель достигнута. Почему? Поскольку спрос был правильным, цель была правильной».

Однако метод и цель действий стали давать сбои. Становится понятно, что силы, которые хотят воспользоваться ситуацией, пытаются вмешаться. Потому что вооруженные действия, направленные непосредственно против силовиков, не являются ни массовыми действиями, ни народным движением».

В настоящее время, следующее указывает на типичную попытку «оранжевого переворота»: провозглашение цели по «свержению режима» со стороны некоторых прозападных лидеров так называемой казахстанской оппозиции, а также стремление направить восстание через Украину, где они разместили свои штабы, причастность некоторых политических исламистских группировок, проникающих в страну с юга, причастность некоторых структур, работающих на западные средства.

ВОЗМОЖНОСТЬ ВНУТРЕННЕГО ПЕРЕВОРОТА

Ну что, только ли дуэт США — Великобритания хочет воспользоваться справедливыми действиями, начавшимися с забастовок, и, искажая направление методы и цели (этих протестов), пытается использовать их в своих целях?

Некоторые индикаторы также позволяют интерпретировать картину как «внутренний переворот». А именно, после того, как президент Токаев потребовал отставки правительства, он взял на себя эту «обязанность» Нурсултана Назарбаева, который руководил страной почти 30 лет и ушел в отставку в 2019 году, но до сих пор держит ниточки на посту Председателя Госсовета!

Также возможно, что Токаев мог превратить действия в возможность укрепить свою власть. На самом деле, Казахстан — на феодальных разломах. Они определяют их сами как «три (большой – средний – малый) жуза». На вершине этих феодальных слоев находится семья Назарбаевых. Крупные компании, находящиеся в собственности семьи, силы в энергетическом секторе, крупные активы в Казахстане и на Западе – и так являлись ситуацией, на которую (негативно – И.С.) реагировала часть общественности.

ПРОБЛЕМА ВЫГОДЫ США

В результате, расположение Казахстана на карте делает эту страну очень важной с точки зрения борьбы великих держав между собой – США, Китая и России. Конечно, США – это страна, которая больше всего была бы рада тому, что Россия на открытом западном фронте получает волнения, которые могут поставить её в трудное положение на юге, тому, что, после своего вынужденного ухода из Афганистана, проблема родилась и с Средней Азии, и тому, что на маршруте «Пояс и путь» китайского проекта возникает хаос.

Однако, в отличие от Украины, у США нет сил для достижения этих целей и поддержания беспорядков в Казахстане. Другими словами, США не смогут превратить Казахстан в Украину.

В заключение я должен сказать следующее в контексте народных движений: весьма вероятно, что народные движения, не имеющие правильной цели и программы, не имеющие организованного руководства, не могут достичь своей цели, их траектория изменяется при иностранном вмешательстве и, в конце концов, они, с (соответствующими) инфильтрациями, превращаются в инструмент пропаганды против власти. Например, это произошло в Египте. Народное движение, которое поднялось, в начале, на Суэцком канале, а потом распространилось забастовками в Египте, уничтожило Мубарака, однако, потом было украдено со стороны «Братьев-мусульман», которые позже присоединились к протестам, однако, являлись самой организованной силой».

Отметим, что это уже вторая разбираемая нами статья оппозиционного издания «Cumhuriyet», где именно американцы (и ещё англичане) называются теми, кто стоит за нынешними волнениями в Казахстане. Дальнейшие рассуждения о методах так называемых «оранжевых революций» в комментариях не нуждаются, поскольку отечественный читатель с этим явлением знаком не понаслышке.

Следующий материал, который мы разберем – это статья от 10 января турецкого обозревателя самого тиражного турецкого издания Hürriyet Фатиха Чекирге под заголовком «Секреты российского ИЛ-76».

Процитируем турецкого автора:

«НОЧЬ 4 ЯНВАРЯ:

Гигантский грузовой самолет приземляется в аэропорту Камышлы, рядом с Нусайбином…

Российский военно-транспортный самолет Ил-76…

Камышлы — это регион, находящийся под контролем как режима Асада (Россия), так и поддерживаемой США РПК / СНС…

Размах крыльев самолета был настолько велик, что он не мог состыковаться с башней (терминала – И.С.).

Груз выгружен. Самолет улетел на следующий день…

НОЧЬ 7 ЯНВАРЯ:

Гигантский военно-транспортный самолет приземлился в казахстанском аэропорту Алматы…

Российский транспортный самолет Ил-76…

А на следующий день Минобороны России делает следующее заявление:

«Военно-транспортный самолет Ил-76 ВКС России доставил в аэропорт Алматы Республики Казахстан военно-экипированный контингент миротворческих сил ОДКБ ВС Кыргызстана».

Тысячи российских спецназовцев и танков выходят из самолетов, совершающих посадку в Казахстане. Есть даже изображение ракеты…

Итак, какая связь между этими двумя грузовыми самолетами, один из которых приземлился в Сирии, а другой в Казахстане с разницей в 3 дня?

Связь глубокая, друзья.

Потому что сейчас:

Россия вступила в период «экспансии / расползания» по миру, особенно в нашем регионе.

Ее (российские) границы уже вышли за Советское время (то есть, за границы российского периода – прим.). В Восточном Средиземноморье, от сирийского порта Тартус до порта Латакия, от Ливии до Крыма… Россия имеет военное присутствие на обширной территории от Белоруссии до армяно-азербайджанской границы и Афганистана, от Грузии до Мали в Африке…

Наконец, Казахстан, обладающий очень богатыми нефтяными ресурсами… Отныне в решениях казахстанской администрации будет просматриваться доминирование России».