- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу о внешней политике Турции в 2022 году. Часть 6

4 ноября 2021 года Министерство иностранных дел Турции представило в Великом национальном собрании (Меджлисе) страны брошюру, посвященную контурам и основным направлениям внешней политики страны в 2022 году, в рамках бюджетных слушаний на 2022-й год.

Брошюра озаглавлена как «Вступая в 2022 год: наша предприимчивая и гуманная внешняя политика».

Напомним, что в прошлой Части 5 нашей публикации (ссылка на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=83607 [1]) мы закончили рассмотрение турецких тезисов, касающихся отношений Турецкой Республики со странами Южного Кавказа. Достаточно предсказуемым образом в брошюре говорится об особых отношениях между Турцией и Азербайджаном и о подписанном сторонами Шушинском соглашении. Приоритетом турецкой позиции называется развитие транспортной инфраструктуры Южного Кавказа, которое должно идти параллельно процессам политического урегулирования с Арменией.

Заметим, что отдельных слов, заслужила и Грузия. Далеко не все страны, имеющие больший вес в мире, получили упоминание в брошюре турецкого МИДа. Так что, кейс Грузии является достаточно характерным. Причина – проста: продолжается «ползучее проникновение» Турции, прежде всего, через торговлю и инвестиции в Грузию. И этот проект Турции надо признать достаточно успешным. Заметим, что в брошюре упоминается поддержка Турцией «интеграции Грузии с евроатлантическими институтами». Тут возникает вопрос, сколько евроатлантических институтов в мире существует, кроме Института №1 – Североатлантического альянса? Так что, стоит брать на заметку и те «реверансы», которая Турция использует в части поддержки Грузии на пути в НАТО. Понятно, что до урегулирования конфликтов в Абхазии и Осетии вступление Грузии в НАТО является невозможным. Но от этого не теряют своей ценности, в глазах соответствующей публики в Грузии и за её пределами, слова про «турецкую поддержку». Строго говоря, аналогичную позицию Турция занимает и по отношению к Украине.

Можно сказать, что и Грузия и Украины – это весьма схожие, по манере турецкой внешней политики, направления.

Следующий Раздел 17 брошюры озаглавлен как «Центральная Азия».

«Мы развиваем наши отношения и сотрудничество с республиками Центральной Азии, с которыми у нас есть общий язык, история и культурные связи во всех областях.

Поддержка процветания, политической и экономической стабильности братских стран региона, с одной стороны, и их интеграции в международное сообщество, с другой, составляет основу нашей политики в отношении региона Центральной Азии.

Наши отношения со странами региона набирали обороты благодаря взаимным визитам на всех уровнях и заседаниям Совета стратегического сотрудничества высокого уровня в течение года. Интенсивно продолжает свою деятельность Совет сотрудничества тюркоязычных стран (Тюркский совет – по всей видимости, на момент подготовки документа структуру ещё не переименовали в Организацию тюркских государств / ОТГ – И.С.).

Тюркский совет, чья международная известность возросла, особенно благодаря эффективным инициативам нашей страны, вышел за пределы региона Центральной Азии и стал важной площадкой для наших политических консультаций по международным вопросам.

8-й Саммит Тюркского совета, который физически не удалось провести в 2020 году из-за эпидемии, состоится в Стамбуле 12 ноября 2021 года на тему «Зеленые технологии и умные города в цифровую эпоху». По случаю Саммита председательство также перейдет к нашей стране».

Про итоги Саммита Тюркского совета в Стамбуле, превратившего эту структуру в Организацию тюркских государств с принятием совместной Декларации из 121 пункта и такого документа, как «Видение – 2040», мы уже писали в прошлом на сайте ИБВ. Обращает на себя внимание тот тезис авторов турецкого издания, что структура вышла за пределы территории государств, в неё входящих. Иными словами, это читается как то, что ОТГ становится глобальной площадкой, имеющей широкие международные интересы, которые подкрепляются и соответствующим влиянием стран-участниц.

Важным событием для стамбульского Саммита ОТГ стало участие Туркменистана в заседании, в качестве страны-наблюдателя.

Надежду на то, что этот статус может вскоре смениться на полноценное членство в ОТГ, дали и соответствующие заявления Гурбангулы Бердымухамедова на Саммите в Стамбуле, которые мы цитировали на сайте ИБВ.

Тем не менее, его объявление о досрочных президентских выборах в стране, которые пройдут в марте 2022 г. и где главным претендентом станет его сын – Сердар Бердымухамедов – вносит некоторую интригу относительно преемственности туркменского курса по отношению к ОТГ. Тем более, с учетом событий в Казахстане, который сделал своим военно-политическим приоритетом, по крайней мере со словом «пока», именно свое членство в ОДКБ.

Это означает, что председательство Турции в ОТГ в 2022 году, на которое турецкое руководство возлагает столько надежд с точки зрения возможности превращения структуры в полноценный военно-политический блок, может не увенчаться реализацией этих планов с учетом событий, произошедших в Казахстане, а также с учетом транзита власти, намеченного в Туркменистане. Последний имеет, заметим, ключевое значение для Турции, как с точки зрения своих энергоносителей, так и с точки зрения того, что членство Туркменистана в ОТГ означает выход проекта Тюркского мира на Китай с образованием сплошного коридора от Поднебесной до Европы.

Раздел 18 брошюры турецкого МИДа озаглавлен как «Южная Азия». Цитируем издание:

«Мы продолжаем поддерживать мир и стабильность в Афганистане, который играет ключевую роль в обеспечении безопасности и благополучия в регионе Южной Азии.

Мы придерживаемся политики поэтапного взаимодействия с переходным правительством, которая была провозглашена после прихода к власти талибов 15 августа 2021 года.

В наших контактах, мы подчеркиваем важность создания инклюзивного правительства, представляющего все слои страны, для прочного мира, стабильности и развития в Афганистане.

Это ожидание было подтверждено на встречах с делегацией во главе с заместителем министра иностранных дел переходного правительства, которая посетила Анкару с неофициальным рабочим визитом 14-15 октября 2021 г., а также были подтверждены важность соблюдения основных прав человека, особое значение участия женщин в деловой и общественной жизни, а также предоставление девочкам возможностей для получения образования.

Наша страна, вместе с Турецким Красным Полумесяцем и его неправительственными организациями, продолжает поддерживать афганский народ, переживающий трудный гуманитарный период, и на международных встречах, и в своих контактах заявляет, что Афганистан нельзя оставлять в одиночестве в этот критический момент.

В контексте Кашмира, еще одного важного элемента мира и стабильности в Южной Азии, мы продолжаем подчеркивать нашу принципиальную позицию, твердую поддержку и солидарность с народом Кашмира. Мы отмечаем, что прочный мир может прийти в регион только в том случае, если вопрос будет решен в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН, путем диалога и в соответствии с ожиданиями и интересами кашмирского народа.

С обеих сторон есть необходимая воля для укрепления наших прекрасных политических отношений с Пакистаном посредством сотрудничества в таких областях, как торговля, взаимные инвестиции, оборонная промышленность, туризм и культура. Планируется проведение 7-го заседания созданного для этого механизма Стратегического совета высшего уровня (СРВУ) в последнем квартале 2021 года.

Мы стремимся развивать наши отношения с Индией на основе взаимной выгоды. Как два члена G20 с высоким потенциалом роста, Турция и Индия обладают значительным потенциалом, особенно для увеличения взаимных инвестиций».

Совершенно очевидно, что Турция рассматривает для себя Афганистан в качестве стратегического плацдарма для усиления своего влияния не только в регионе Южной Азии, но и для наращивания своего влияния в Центральной Азии. Нынешняя ситуация в Афганистане, спешно покинутом США, может характеризоваться как «вакуумная» и этот вакуум силы пытается заполнить собой Турция. При этом, разумеется, турецкое руководство «учило историю» и знает, какие последствия для СССР и США имело вхождение в Афганистан.

Поэтому, в духе этих уроков истории, Турция пытается идти по своей «сильной стороне», которая связана со строительством и эксплуатацией объектов инфраструктуры, включая наличие большого опыта в сфере аэропортов. В этом смысле, турецкое предложение по обеспечению эксплуатации афганских аэропортов смотрится и абсолютно логичным, и привлекательным для афганской стороны. Сложно переоценить то геополитическое значение, которое будет иметь этот проект, в случае если Турции (и Катару) удастся договориться об этом с правительством талибов.

Индо-пакистанский конфликт вокруг спорных штатов, а точнее турецкая позиция по нему, — это, можно сказать, своего рода «калька» с армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха. И там, и там Турция занимает подчеркнутую, ярко выраженную позицию в пользу одной из сторон противостояния. И эту позицию она делает одним из краеугольных камней в отношениях: в одном случае – с Азербайджаном, в другом случае – с Индией.

Тем не менее, есть существенная разница между двумя этими конфликтами, если смотреть с точки зрения турецких отношений с противоборствующими сторонами. В случае с Нагорным Карабахом, Турция не переходила к нормализации своих отношений с Арменией до того, как территориальные притязания Азербайджана будут удовлетворены. У Турции не было ни дипломатических отношений, ни (прямых, то есть, минуя третьи страны) торгово-экономических отношений с Арменией.

В случае же с Индией и с Пакистаном, Турция с Пакистаном строит «прекрасные», по выражению турецкого МИДа, военно-политические отношения. Однако, товарооборот Турции с Пакистаном, едва ли достигает 1 млрд долларов. Понятно, что сторонами ставится цель по увеличению его до 5 млрд долларов, но это следует отнести к категории политических заявлений.

Что же до Индии, то, имея с ней сложности из-за Пакистана, Турция, тем не менее, достаточно успешно с ней торгует. Товарооборот между двумя странами, в последние годы, был на уровне 8 млрд долларов в год.

Треугольник Индия – Пакистан – Турция – это яркий пример того, как можно с одной из противоборствующих сторон развивать военно-политическое сотрудничество, а с другой стороной – весьма успешно торговать.

В Турции, на протяжении правления Партии справедливости и развития был сформулирован ряд региональных инициатив, адресованных перспективным внешнеполитическим и внешнеторговым направлениям. В этом смысле, следует упомянуть, как минимум, два направления – Африку и (Юго-Восточную) Азию.

Черному континенту адресована политика «Открытие Африки», которая сопровождается открытием множества дипломатических учреждений Турецкой Республики на Континенте, запуска новых направлений авиаперелетов (реализуется полугосударственной компанией «Турецкие авиалинии» — прим.), а также активизации деловых контактов с привлечением турецких бизнес-ассоциаций и крупнейших турецких корпораций.

Что же до Азии – то это, по турецким оценкам, не просто перспективный регион мира, а это – будущий «центр тяжести мира», подразумевая под этим как экономический, так и политический вес.

Цитируем Раздел 19 издания турецкого МИДа, который назван по имени турецкой азиатской инициативы-политики «Снова Азия»:

«Ожидается, что Азия, в которой проживает три пятых населения мира, к 2040 году будет создавать более половины мирового ВВП, а к 2050 году — будет обеспечивать более половины мирового производства.

В настоящее время, треть мировой торговли товарами приходится на Азию. Технологические и финансовые центры будущего также строятся в Азии. Инициатива «Азия снова» (английский вариант турецкого названия: Asia Again И.С.), которую мы запустили в 2019 году, направлена ​​на более эффективное использование возможностей, созданных трансформацией в Азии, и потенциала сотрудничества со странами региона во всех областях на основе взаимной выгоды.

Механизмы координации и реализации, созданные в рамках этой инициативы, используются регулярно. Недавние геополитические события указывают на то, что эта география стала новой областью конкуренции не только с ее экономическими и коммерческими аспектами, но также с ее политическими аспектами и аспектами безопасности.

За прошедший период, стала более очевидной важность нашей инициативы «Азия снова», которая направлена ​​на развитие нашей азиатской политики на основе всеобъемлющей и систематической стратегии в соответствии с динамичной трансформацией континента».

Следующий Раздел 20 посвящен Азиатско-Тихоокеанскому региону, важность которого, в контексте не только торгово-экономического сотрудничества, но и противостояния между «старым и новым» центрами силы сложно переоценить.

Цитируем:

«В последние годы был достигнут значительный прогресс в наших отношениях со странами Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона с целью диверсификации наших экспортных рынков и привлечения прямых иностранных инвестиций в нашу страну.

Мы заботимся о более тесном взаимодействии со странами региона на двустороннем и многостороннем уровнях. Мы продолжаем развивать наши отношения со странами восточноазиатского региона в рамках нашей многоплановой внешней политики и Инициативы «Азия снова».

Развивая наши отношения с Китайской Народной Республикой таким образом, чтобы это служило нашим национальным интересам и глобальному миру и стабильности, мы придаем большое значение защите основных прав и свобод наших соотечественников, уйгурских тюрок и других мусульман.

Мы выражаем нашу чувствительность и ожидания в отношении положения уйгурских тюрок и других мусульманских меньшинств в наших двусторонних контактах с Китаем на всех уровнях, а также решительно подчеркиваем это на международных площадках, особенно в ООН.

Наши отношения с Японией и с Республикой Корея, нашими стратегическими партнерами в регионе Восточной Азии, развиваются в позитивном направлении.

В рамках наших усилий по сбалансированному и устойчивому увеличению объема нашей торговли, с двумя странами мы продолжаем наши усилия по подписанию Соглашения об экономическом партнерстве с Японией и увеличению инвестиций Кореи и Японии в нашу страну.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую входят в общей сложности 10 стран-членов, представляет собой 5-й по величине экономический блок в мире. Объем торговли в размере 3,4 триллиона долларов и цель свободной торговли делают АСЕАН важным центром мировой экономики.

Наша страна, ставшая секторальным партнером по диалогу (SDP) АСЕАН в 2017 году, стремится к статусу «партнера по диалогу». 19 августа 2021 года в формате видеоконференции мы организовали 3-е совещание (механизма) Трехстороннего сотрудничества Турции и АСЕАН в рамках SDP вместе с Президентом АСЕАН и Генеральным секретарем АСЕАН.

Тот факт, что мусульмане-рохинджа стали беженцами, покинув свои дома в мьянманском штате Ракхайн в результате насильственных событий, стал причиной величайшей гуманитарной трагедии, пережитой в регионе за последние годы.

Атмосфера нестабильности, усугубившаяся с приходом к власти Вооруженных сил Мьянмы в феврале, ухудшила положение мусульман-рохинджа, которые в настоящее время живут в суровых условиях.

Мы продолжаем призывать международное сообщество найти устойчивое решение, которое позволит нашим братьям рохинджа безопасно вернуться домой. Мы стремимся облегчить тяжелое положение более 100 тысяч внутренних беженцев в Мьянме и более 1 миллиона просителей убежища в Бангладеш.

Мы продолжим оказывать помощь беженцам рохинджа через наши государственные учреждения и неправительственные организации, особенно TİKA (Агентство по сотрудничеству и координации – прим.), AFAF (турецкий МЧС – И.С.), Министерство здравоохранения, Красный Полумесяц и Фонд Диянет (Фонд Управления по делам религии Турции – И.С.)».