- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу о внешней политике Турции в 2022 году. Часть 8

4 ноября 2021 года Министерство иностранных дел Турции представило в Великом национальном собрании (Меджлисе) страны брошюру, посвященную контурам и основным направлениям внешней политики страны в 2022 году, в рамках бюджетных слушаний на 2022-й год.

Брошюра озаглавлена как «Вступая в 2022 год: наша предприимчивая и гуманная внешняя политика».

Напомним, что в прошлой Части 7 нашей публикации (ссылка на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=83682 [1]) мы закончили рассмотрение турецких тезисов, касающихся борьбы страны с террористической угрозой. Мы перешли к рассмотрению повестки актуальных для Турции вопросов, которые продолжаются Разделом 25 «События 1915 года».

Цитируем:

«Наша позиция в отношении заявлений о предполагаемом геноциде, которые были вынесены на повестку дня с различными политическими мотивами и конъюнктурными соображениями против нашей страны и лишены какой-либо исторической и правовой основы, четко подчеркивается по каждому поводу и на всех уровнях.

Заявления, сделанные президентом США, а затем и латвийским Парламентом в этом году, также были полностью отвергнуты и опровергнуты (со стороны Турции – И.С.).

Очевидно, что энергия, затрачиваемая антитурецкими радикальными кругами, парламентами третьих стран или политиками на юридически недействительные решения, не может способствовать миру, спокойствию и стабильности в нашем регионе.

Основными элементами, формирующими подход нашей страны к событиям 1915 года, являются справедливость, уверенность в себе и открытость.

Предложение о Совместной исторической комиссии, содержащееся в письме нашего президента, в бытность его премьер-министром, президенту Армении в 2005 году, остается в силе.

Для достоверной информации и научно обоснованного подхода необходимо провести непредвзятое, справедливое и всестороннее изучение болезненных страниц истории, провести поиск во всех соответствующих архивах. Мы ожидаем, что все вовлеченные стороны займут позицию в пользу диалога, чтобы раскрыть правду в полной, справедливой и честной форме, с искренностью и уверенностью в себе».

В случае с событиями 1915 года, мы имеем дело с одним из наиболее болезненных для Турции вопросов, который оказывает на страну не просто тот эффект, что не может состояться нормализация её отношений с Арменией.

Речь идет об очень серьезных имиджевых издержках, которые Турция несет, в первую очередь, на Западе – в США и в Европе (в частности, во Франции, где сильна армянская диаспора – И.С.). И эти имиджевые потери имеют конкретное стоимость, которую оплачивает внешняя политика Турции, занимаясь «осуждениями и опровержениями» и отвлекая на них часть своего ресурса – временного и человеческого.

Впрочем, здесь вопрос для Турции лишен какой бы то ни было перспективы, потому как Армения может пойти на нормализацию отношений с Турцией в рамках Кавказской инициативы, допустим. Наглядное тому свидетельство – первый недавний авиаперелет по маршруту Ереван – Стамбул, совершенный авиакомпанией «Турецкие авиалинии» и давший старт регулярному авиационному сообщению.

Однако, вряд ли, Армения пойдет на создание с Турцией исторической комиссии, которая будет уполномочена что бы то ни было «переоценивать» и выступать с заключениями, имеющими «силу закона» для прочих стран. Нельзя ожидать того, что при каких-либо обстоятельствах те страны, включая упомянутые в турецком документе США и Латвию, которые признали события 1915 года как «геноцид» изменят свою точку зрения на противоположную.

В этом смысле, единственное, что Турции остается в данной ситуации – это пытаться минимизировать тот ущерб, который наносится ей массовой оценкой со стороны зарубежных стран событий 1915 года, предлагая свой собственный взгляд. Кроме того, Турция, как, собственно, и указано выше, продолжает пытаться демонстрировать позицию открытости, в плане готовности дать доступ к своим архивам. Что также может принести ей отдельные «утешительные баллы».

Однако, повторимся события «1915 года» продолжат активно муссироваться как Арменией, так и Западными странами, что будет, возможно, одним из самых серьезных сдерживающих факторов для турецкой мягкой силы, которая позиционирует Османскую империю как толерантную страну, терпимую к другим народам и религиям. Более того, следует ожидать и того, что Россия также может обратить внимание на эти события – в качестве (подспудной) ответной меры на разного рода заявления турецкого МИДа о притеснениях тюркских народов в СССР и в Российской Федерации, включая, например, вопросы крымских татар и черкесов.

Так что, тема «1915», в обозримой перспективе, будет для Турции находиться в неизменном статусе, заставляя её постоянно реагировать на те или иные выпады в свой адрес.

Раздел 26 издания озаглавлен как «Права человека». Цитируем:

«Как правовое государство, уважающее демократию и права человека, мы считаем защиту прав человека в глобальном масштабе неотъемлемым элементом нашей внешней политики.

На основе этого понимания, мы продолжаем наше непрерывное сотрудничество со всеми соответствующими международными и региональными организациями в области прав человека, особенно с ООН, ОБСЕ, Советом Европы и ЕСПЧ.

В соответствии с интересами и приоритетами нашей страны, мы продолжаем поддерживать проекты резолюций, заявлений и мероприятий, касающихся различных аспектов прав человека. Мы стремимся к тому, чтобы такие вопросы, как расизм, ксенофобия, антиисламизм (буквально сказано так, вместо привычного для Турции термина «исламофобия» — И.С.), иммигранты и беженцы, права детей и инвалидов были в центре внимания международных организаций.

Кандидаты от нашей страны продолжают получать поддержку и выполнять важные обязанности в международных организациях. Выборы в третий раз на высоких позициях д.н. доц. Гюна Кута в 2021 году в Международный комитет ООН по ликвидации всех форм расовой дискриминации — один из последних примеров этого.

После совместного заявления посольств США, Канады, Новой Зеландии, Франции, Германии, Нидерландов, Швеции, Норвегии, Дании и Финляндии, опубликованного в социальных сетях вечером 18 октября (касательно дела Османа Кавала – И.С.), соответствующие послы и временные поверенные в делах были вызваны в нашу Министерство, подчеркнув, что указанное заявление, вопреки обыкновению, было отвергнуто и осуждено, а соответствующие посольства выступили с аналогичным заявлением, предупредил его не делать этого.

После реакции нашего президента и общественности 10 посольств подтвердили, что они будут соблюдать Статью 41 Венской конвенции, которая означает невмешательство во внутренние дела, судебную систему и внутреннюю политику, что было опубликовано посольством США. Еще раз было показано, что мы не потерпим таких действий, не признающих границ».

Что касательно прав человека в Турции, то здесь борьба между Западом и Турцией идет то, что называется, «на встречных курсах».

Тот же ЕС публикует в своих «Отчетах о прогрессе Турции» (на пути вступления в ЕС) отдельный раздел со своими оценками ситуации с правами человека в Турции. Если отталкиваться от оценок ЕС, то ситуация со свободой в стране обстоит далеко не лучшим образом. Дело того же Османа Кавалы – турецкого оппозиционера, находящегося в тюремном заключении – есть лишь только один, хотя и наиболее яркий, эпизод информационной борьбы Запада против нынешнего турецкого руководства. При этом, достаточно показательно, что в авангарде заявления 10-ти посольств выступили именно США, пойдя на очевидное обострение с Турцией.

Со своей стороны, Турция выступает с регулярными обвинениями Запада в использовании двойных стандартов. В первую очередь, в том, что касается отношения к мусульманам, проживающим на своей территории. Не ограничиваясь простым продвижением термина «исламофобия», Турция, через свой главный мозговой центр – Фонд политических, экономических и социальных исследований Турции, издает альманах, посвященный положению мусульман в мире, с акцентом на ЕС и страны Запада. Презентация этого альманаха, публикуемого на нескольких языках, проходит не только в Турции, но и в Западных столицах, включая Вашингтон и Брюссель.

Наряду с темой событий 1915 года, ситуация с правами человека в Турции – это предмет постоянного напряжения в отношениях между Западом и Турцией, разрядки которого, в обозримой перспективе, не предвидится. Единственное, что может заставить Запад на какое-то время отказаться от своей риторики – это победа «большой коалиции» турецких оппозиционных партий и кандидата от оппозиции на пост президента в следующем 2023 году. Впрочем, перспективы итогов выборов 2023 года в Турции, на президентский пост и в Великое Национальное Собрание Турции, пока остаются туманными. Нынешнее турецкое руководство предпринимает колоссальные усилия, чтобы сгладить эффект от обвала курса турецкой лиры и галопирующей инфляции.

Следующий Раздел 27 сборника турецкого МИДа посвящен ООН.

Цитируем издание:

«Посол Волкан Бозкир был назначен Председателем 75-й Генеральной Ассамблеи ООН сроком на 1 год. Впервые в истории ООН эту задачу самого высокого уровня в системе ООН выполнил гражданин Турецкой Республики.

Реалистичное, решительное и чуткое руководство г-на Бозкира при выполнении этой важной задачи было высоко оценено международным сообществом и сообществом ООН.

В соответствии с целью превращения нашей страны, особенно Стамбула, в центр ООН, продолжаются процессы по (созданию – прим.) Дома ООН в Анкаре, Офиса ООН по координации развития в Стамбуле, Регионального офиса ООН «Альянса цивилизаций» и Молодежного центра ООН.

Наконец, в январе 2021 года было подписано соглашение со страной пребывания, предусматривающее перевод Управления ООН по координации гуманитарных вопросов, отвечающего за глобальные операции, в Стамбул. С пониманием укрепления глобального мира и стабильности, наша страна вносит свой вклад в 6 различных миссий ООН с участием 150 человек, а также 1 военно-морского элемента класса корвет».

Заметим, что в приведенных выше заявления турецкого МИДа не содержится слов о необходимости реформирования ООН, включая турецкий слоган «Мир – больше Пяти». С учетом характера документа, в этом есть определенная логика.

По крайней мере, потому что речь идет о планах турецкого МИДа на 2022-й год, а «Мир – больше Пяти» — это долгосрочная и, надо быть реалистичным, недостижимая в обозримой перспективе, с учетом своего максимализма, цель. Более того, это – та задача, которая «курируется» лично первым турецким лицом – президентом Р.Т.Эрдоганом и озвучивается им в диалоге со своими зарубежными коллегами. Это не требует действий от турецкого МИДа на данном этапе.

С другой стороны, есть цели — достижимые и реальные для Турции.

В их составе можно выделить, как минимум две:

Во-первых, Турция декларирует политику максимально возможного вхождения своих граждан на высокие посты в ООН и в структурах этой организации (здесь речь – только об ООН, но понятно, что турецкая позиция не может не распространяться и на другие влиятельные международные организации – И.С.). Пример Волкана Бозкыра – конечно, для Турции носит характер прорывного, за которым должны последовать и другие.

Во-вторых, Турция, как видно из заявлений турецкого МИДа, приведенных выше, планирует превратить Стамбул, если не в столицу ООН, то в один из влиятельных центров Организации Объединенных Наций. Заметим, что офис координации развития ООН в Стамбуле – региональный и за ним закреплены такие регионы мира, как Африка, так и Центральная Азия. Условно, если реализуется, по линии ООН, какой-либо проект поддержки развития сельского хозяйства в одном из указанных регионов, то реализуется он через региональный офис ООН в Стамбуле.

Таким образом, Турция, провозгласившая гуманитарную помощь одним из важнейших инструментов своей «мягкой силы», получает дополнительную серьезную поддержку, выступая в авангарде всех инициатив международного сообщества.

Что уж говорить про перевод Управления ООН по координации гуманитарных вопросов, отвечающего за глобальные операции, в Стамбул. Это – огромный шаг по тому, чтобы Турция, уже не на словах, а на практике стала бы страной с «гуманитарным лицом» в глазах развивающихся стран.

Следующий Раздел 32 озаглавлен как «Посредничество для мира».

Цитируем:

«Мы берем на себя ведущую роль в глобальном масштабе в посредничестве, закрепленного в Уставе ООН, которое является одним из основных элементов нашей предприимчивой и гуманной внешней политики. Одновременное сопредседательство в группах друзей посредничества, созданных в ООН, ОБСЕ и ОИС, является важным показателем нашей заметной роли в этой области.

В этом контексте мы первыми приняли 4 резолюции Генеральной Ассамблеи в ООН и 3 резолюции Совета министров иностранных дел в ОИС о посредничестве.

Мы способствуем повышению осведомленности и наращиванию потенциала в области посредничества. В этих рамках организуются Стамбульские конференции по посредничеству. Мы проводим консультации с ведущими странами и организациями в этой области. На сегодняшний день мы провели 7 раз Стамбульскую конференцию по посредничеству, 3 раза Конференцию по медиации стран-членов ОИС и 2 курса программы сертификации «Посредничество во имя мира»».

Итак, как мы можем заметить, турецкая инициатива по посредничеству между Россией и Украиной / Западом не является спонтанной идеей турецкого руководства. Речь идет о целенаправленной политике по тому, чтобы позиционировать себя в качестве «мирового посредника» (в противовес «мировым жандармам», в лице тех же США – И.С.), который будет максимально вовлечен в конфликтные ситуации по всему миру в качестве «третьей стороны». И, как представляется, если в зонах своих стратегических интересов, Турция выступает на одной из сторон конфликтов – как-то в Нагорном Карабахе, Сирии и в Ливии, то чем дальше от турецких границ, тем более равноудаленной может становиться турецкая позиция.

Та же Африка, в этом смысле, представляет Турции широкие возможности заходить туда не только со своими или, теперь уже, ООНовскими гуманитарными программами, но и с различными миссиями посредничества. Укрепляющийся статус Стамбула в структурах ООН будет этому, безусловно, способствовать.

Раздел 33 сборника называется «Дипломатический форум в Анталье».

Цитируем издание:

«18-20 июня 2021 года мы провели первый Анталийский дипломатический форум (ADF) на тему «Инновационная дипломатия: новая эра, новые подходы» под эгидой нашего президента.

(Мероприятие включало): Две панели — лидеров, 15 суб-панелей, 3 выступления ADF, 2 круглых стола ADF, 3 параллельных мероприятия и 1 молодежный форум в рамках Форума, в котором приняли участие 11 глав государств и правительств, 45 министров и 60 представителей высокого уровня. международных организаций. Всего приняли участие 2000 гостей.

Форум получил широкое освещение в различных медиа-каналах и международных СМИ. Он также достиг высокого уровня вовлеченности в социальных сетях.

ADF стал важным достижением для нашей страны с точки зрения подчеркивания эффективности и репутации Турции в интеллектуальном измерении дипломатии и уже стал известен на ведущих форумах в этой области. Форум продолжит свое существование как инициатива, обеспечивающая эффективную коммуникацию представителей политики, науки, СМИ и делового мира по глобальным и региональным вопросам, а также предлагающая креативные решения внешнеполитических проблем.

Мы организуем второй ADF 11-13 марта 2022 года».