К вопросу о внешней политике Турции в 2022 году. Часть 7

4 ноября 2021 года Министерство иностранных дел Турции представило в Великом национальном собрании (Меджлисе) страны брошюру, посвященную контурам и основным направлениям внешней политики страны в 2022 году, в рамках бюджетных слушаний на 2022-й год.

Брошюра озаглавлена как «Вступая в 2022 год: наша предприимчивая и гуманная внешняя политика».

Напомним, что в прошлой Части 6 нашей публикации (ссылка на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=83643) мы закончили рассмотрение турецких тезисов, касающихся отношений Турецкой Республики со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, важность которого, в контексте не только торгово-экономического сотрудничества, но и противостояния между «старым и новым» центрами силы сложно переоценить.

В этом смысле, Турция сделала акцент на таких странах, как КНР, Япония, Корея, а также Мьянма. Отдельно турецкими авторами выражается заинтересованность в дальнейшем развитии отношений с регионом, в первую очередь, в рамках инициативы «Азия снова».

Надо сказать, что турецкая борьба за права уйгурского меньшинства в Китае и мусульман-рохинджа в Мьянме – это, помимо всего прочего, послание от Турции региону, что она является, как минимум, «не чужой» ему. Подобного рода вопросы являются точками входа Турции в регион, в том числе, с различными гуманитарными инициативами, реализуемыми через инструменты «мягкой силы» страны, включая как государственные учреждения, так и многочисленные НКО. Таким образом, Турция пытается «протягивать» границы своих интересов вплоть до Тихого океана.

Следующий Раздел 21 издания называется «Африка». Как мы уже сказали ранее, Африка – это один из самых перспективных, с точки зрения Турции, регионов, где есть большой вакуум присутствия силы и который можно собою заполнить.

Цитируем издание:

«Мы придаем большое значение укреплению наших отношений и сотрудничества с Африкой. Мы разделяем видение Африки, как «лучшего континента», способствуем миру и стабильности в регионе и его экономическому и социальному развитию. Мы стремимся развивать наши отношения на основе равноправного партнерства и взаимной выгоды.

Наша Африканская инициатива и Африканская политика партнерства, являющиеся одними из основных инициатив нашей внешней политики, достигли успеха благодаря деятельности государственных учреждений, частного сектора, неправительственных организаций и организаций по оказанию гуманитарной помощи.

Наши отношения с Африкой активизировались благодаря взаимным визитам на высоком уровне. На сегодняшний день, наш президент (Р.Т. Эрдоган – прим.) посетил 30 африканских стран, если учитывать, в том числе, его последний визит в Анголу, Того и Нигерию в октябре (2021 г. – прим.).

Мы стремимся добавить новые посольства к нашим 43 посольствам на Африканском континенте и увеличить объем нашей торговли с 25,3 млрд долларов до 50 млрд долларов в предстоящий период.

В то время, как турецкие компании продолжают быстро расти с проектами стоимостью более 70 миллиардов долларов, реализованными по всей Африке, общая стоимость наших прямых инвестиций превысила 6 миллиардов долларов.

3-й Турецко-африканский экономический и бизнес-форум, который мы провели в Стамбуле 21-22 октября (2021 г. – И.С.), помог сформировать наше видение будущего.

Мы также внимательно следим за событиями в Сомали, Судане, Мали, Гвинее и регионе Сахеля и продолжаем поддерживать стабильность в регионе. Наши отношения с Африканским союзом, стратегическими партнерами которого мы являемся, день ото дня укрепляются. Мы проведем третий Саммит партнерства Турция — Африка, организованный нашим президентом, 17-18 декабря 2021 года в Стамбуле (на момент написания публикации, Саммит состоялся — И.С.)».

Отметим, что Турция в отношениях с Африканским континентом, имея в виду, прежде всего, Африку южнее Сахары, как отдельный субрегион, сформулировала свой слоган о равноправном и взаимовыгодном партнёрстве. В этом смысле, как правило, Турция противопоставляет себя «(традиционным) колониальным державам», чьи отношения основаны только на достижении собственной выгоды. Прочем, нижеподписавшемуся не доводилось видеть никаких сравнительных материалов на тему того, как, условно, работает «колониальная Франция» и как, в выгодном свете на фоне неё предстает, Турция, проводящая свою политику «win — win».

Однако, отметим, что обращение Турции к исторической памяти континента не может не приносить своих плодов в виде большей симпатии к только-только заходящей на Черный континент Турции. Есть ещё один инструмент, который Турция активно использует на континенте – это различные гуманитарные проекты. Здесь, действительно, не отнять того, что Турция достаточно активно вкладывается в поддержку беднейших стран континента. Разумеется, подобного рода проекты, в полной мере, используются Турцией для создания себе положительного образа.

Кроме того, не стоит забывать, что Турция провозглашает себя «голосом стран третьего мира» в международных организациях, прежде всего, в ООН. Это – также часть политики страны, которая стремится к реформированию ООН под лозунгом «Мир – больше пяти» и, с этой точки зрения, нуждается в активной поддержке со стороны тех, кто считает себя незаслуженно отодвинутым на вторые роли. В этом смысле, одна из целевых аудиторий Турции – это африканские страны.

Как итог продуманной политики Турции п многочисленного активного предпринимательского класса страны – африканская инициатива Турции развивается достаточно быстро и успешно, что можно заметить даже по цифрам товарооборота страны со странами континента. Личная активность президента Р.Т. Эрдогана, для которого Африка является одним из излюбленных направлений поездок, — безусловно, способствует дальнейшему развитию связей.

Раздел 22 издания озаглавлен как «Латинская Америка и Карибы».

Цитируем издание:

«Наше сотрудничество с регионом Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАК), где наши отношения набрали большую динамику в последние годы, продолжало развиваться в период эпидемии.

Углублению наших отношений способствует увеличение числа взаимных дипломатических представительств со странами региона и работа наших соответствующих институтов в регионе.

Объем нашего товарооборота, который в 2002 году составлял 1 миллиард долларов, в 2020 году превысил 10 миллиардов долларов, а наши взаимные инвестиции достигли самого высокого уровня в истории.

Несмотря на эпидемию, увеличение нашего товарооборота с регионом в 2021 году, продолжение взаимных визитов, укрепление взаимного социокультурного взаимодействия свидетельствуют о том, что наши отношения с регионом приобрели постоянный характер.

С соглашением, подписанным во время визита президента Латиноамериканского и карибского парламента (ПАРЛАТИНО), крупнейшего парламентского учреждения в регионе, в нашу страну, а также с тем фактом, что Великое Национальное Собрание (Меджлис) Турции стало членом-наблюдателем ПАРЛАТИНО, был сделан важный шаг в развитии парламентской дипломатии в наших отношениях».

Если составлять рейтинг регионов мира по степени их освоенности Турцией, то Латинская Америка будет в нем занимать одни из последних строчек. По крайней мере, так было на момент начала этого века. В настоящее время, Турция пытается «зацепиться» за регион, однако, сделать это – достаточно сложно, имея в виду целую комбинацию факторов, включая как географическую удаленность, так и немногочисленность целевой аудитории турок – мусульман континента.

Однако, Турция, все же, нашла эффективный способ повышения своей узнаваемости в Латинской Америке – через экспорт своей сериальной продукции. По объему экспорта кинопродукции в Латинскую Америку Турция все последние годы занимает вторую строчку после США. Само собой разумеется, что повышение узнаваемости – это первый шаг к установлению более прочных отношений в самых различных сферах – от политики до экономики. Следующий шаг – это открытие Институтов Юнуса Эмре. Пока в Америке Институты Юнуса Эмре есть только в США и Мексике. Однако, как следует из недавних заявлений главы института Шерефа Атеша, в 2022 – 2023 году, по запросу принимающей стороны, планируется открыть отделение института Юнуса Эмре в Чили.

От региональных вопросов, брошюра турецкого МИДа переходит в сторону актуальных вопросов международной повестки дня.

Раздел 23 брошюры озаглавлен как «Шаги, предпринятые нами в период эпидемии».

Цитируем издание:

«В этом году мы продолжили наши усилия по минимизации последствий эпидемии, которая продолжает иметь глобальные последствия, для международных поездок и туризма.

Мы придавали большое значение контактам, диалогу и обмену информацией, чтобы снять ограничения на поездки в нашу страну.

Мы предприняли различные инициативы, включая признание наших сертификатов на вакцины в рамках двусторонних и многосторонних соглашений.

Помимо того, что мы включены в систему «Цифровых сертификатов COVID-19» ЕС, мы договорились о признании сертификатов вакцин с 16-ю странами Европы. На сегодняшний день, наша страна оказала помощь 160-ти странам и 12-ти международным организациям, понимая, что эпидемию можно преодолеть только благодаря глобальной солидарности. Мы предоставили вакцинную поддержку 10 странам в виде (безвозмездных – И.С.) пожертвований.

Когда TURKOVAC и другие наши национальные вакцины будут готовы к использованию, мы стремимся сделать их доступными для всего человечества, тем самым способствуя устранению несправедливости в отношении вакцин».

Если, в развитие изложенного турецким МИДом, кратко резюмировать турецкую политику в период пандемии, то получится следующая картина.

Турция стремится оставаться открытой максимально возможному количеству стран, пытаясь не только отстоять существующий туристический поток, но и перетянуть на себя новые потоки. По крайней мере – в теории, потому что на практике, разумеется, число ежегодных посетителей Турции из-за рубежа снизилось приблизительно вдвое. Но в контексте международной ситуации это следует признать неплохим показателем. Как следует из заявлений турецкой стороны, в 2022 году планируется уже постепенное возвращение к нормальным для страны показателям.

Вторая тема, имеющая для Турции важное значение – это использование периода эпидемии для продвижения своей гуманитарной дипломатии в рамках внешней политики, определенной слоганом «предприимчивая и гуманная внешняя политика». Особенно активно Турция действовала в первые месяцы эпидемии, в ситуации максимальной неопределенности, организуя даже перепоставку вакцин, закупаемых собой из-за рубежа, в третьи страны, включая страны Африканского континента. Не говоря уже о «дипломатии масок и аппаратов ИВЛ», которые Турция поставляла в развивающиеся страны.

Третье, менее явное направление действий Турции заключалось в том, чтобы не только сохранить свое место в глобальных цепочках поставок, но и попробовать «вклиниться» в новые.

В самом начале пандемии, когда шла оживленная дискуссия о том, что Китай явился источником заболевания и он – «небезопасен», от турецких экспертов можно было слышать множество заявлений о том, что «Турция может заместить выпадающий Китай» и стать «надежным / безопасным партнёром» для США и для ЕС.

Из всех приведенных выше элементов турецкой политики периода пандемии можно сказать, что не удалось реализовать лишь третий по счету. Понятно, что Китай не собирался сдаваться и отдавать свои заказы «на сторону». Что же касается туристических потоков и гуманитарной помощи, то здесь Турция выступила максимально активно и «отжала» все из имеющихся у страны возможностей.

Раздел 24 издания турецкого МИДа озаглавлен как «Борьба с терроризмом на международной арене».

Турция позиционирует себя как государство – один из самых активных борцов с терроризмом на международной арене и, при этом, как одну из стран, наибольшим образом пострадавших от международных террористических организаций. На первом плане для Турции – так называемая «террористическая организация Фетхуллаха Гюлена» или ФЕТО» а также – Рабочая партия Курдистана и её ответвления, включая, прежде всего, сирийские «офисы» — Партию демократический союз и Силы народной самообороны. Также Турция провозглашает себя главным борцом с «Исламское государство» (ИГ, здесь и далее, запрещенная в РФ террористическая организация – И.С.).

Это позиционирование Турции нашло отражение в книге «Борьба Турция с терроризмом», которую вручил своим собеседникам на Саммите НАТО в Брюсселе лично президент Р.Т.Эрдоган в июне 2021 года.

Возвращаемся к цитированию издания турецкого МИДа:

«Наша страна продолжает эффективно работать в дипломатическом измерении борьбы с терроризмом, используя двусторонние и многосторонние площадки.

В этих рамках, действуя на основе комплексной стратегии, мы рассматриваем такие аспекты нашей борьбы с терроризмом, как пропаганда, вербовка, материально-техническое обеспечение и финансирование.

Мы также подчеркиваем, что борьба с террористическими организациями без дискриминации (в контексте, без исключений – прим,) должна быть принципиальной.

В наших инициативах мы выражаем надежду на предотвращение деятельности террористических организаций за рубежом, особенно РПК, ПДС, СНС, СДС, ФЕТО и ИГ  и удовлетворение наших требований об экстрадиции и замораживании активов, переданных в этом контексте.

Мы также выражаем нашу реакцию на позиции и действия некоторых стран и международных организаций, которые могут нанести ущерб усилиям по борьбе с терроризмом. Кроме того, мы активно вносим свой вклад в работу, проводимую на многосторонних платформах, таких как ООН, ОБСЕ, Совет Европы, Глобальный форум по борьбе с терроризмом, Международная коалиция против ИГ, и поддерживаем развитие потенциала наших партнеров в борьбе с терроризмом с помощью обучения и поддержки оборудованием наших соответствующих учреждений.

Наша борьба против школ / образовательных учреждений, входящих в ФЕТО, за границей продолжается в сотрудничестве с Турецким фондом «Маариф» (TMV). На сегодняшний день деятельность аффилированных с ФЕТО школ и языковых курсов частично или полностью прекращена в 43 странах, в 21 из них школы переведены на TMV, в 29 странах Фонд открыл новые школы».

Касательно последнего надо отметить, что ещё одним важнейшим направлением турецкого внешнеполитического курса является «экспроприация» зарубежных активов – школ, находящихся под контролем секты Фетхуллаха Гюлена. С учетом географии активности секты – эти процессы, в первую очередь, идут в африканских странах и в республиках Центральной Азии. Специально под эти нужды в Турции был создан фонд «Маариф».

На сегодняшний день, турецкий Фонд «Маариф» присутствует в 67 странах мира, из них в 47 он предоставляет образовательные услуги. Общее число образовательных учреждений Фонда составляет 418. Число учащихся в школах Фонда «Маариф» достигает 50 тыс. человек. При этом, следует заметить, что в целом ряде стран секта Фетхуллаха Гюлена пустила глубокие корни, а её выпускники занимают высокие посты. Это касается Казахстана, где Турции приходится преодолевать весьма серьезное сопротивление в рамках «перевода учебного процесса» на школы «Маариф».

52.32MB | MySQL:103 | 0,948sec