Комиссия по дефициту вскрыла полную неэффективность госуправления Алжира

16 февраля парламентская комиссия по выявлению причин дефицита продуктов питания и их удорожания в Алжире наконец представила свой окончательный доклад по итогам своей работы.

Напомним, что ее создали по указу президента АНДР Абдельмаджида Теббуна в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в стране с продовольствием.

Напомним, что в конце января она завершила свою работу, причем ее глава Смаил Куадриа тогда же огласил предварительные итоги деятельности этого органа, фактически обвинив в создавшемся кризисе Министерство торговли АНДР во главе с его руководителем Камилем Резигом.

Ранее последний обвинял в создании данного кризиса «спекулянтов» и стал одним из лоббистов ужесточения антиспекулятивного законодательства, принятого в декабре 2021 года и предусматривающего наказание в виде продолжительных сроков лишения свободы и штрафов в размере десятков тысяч долларов.

Также закон предусматривает конфискацию помещения, в котором было совершено преступление, а также использованных при этом продуктов и денежных средств, с исключением из торгового реестра, запретом на ведение коммерческой деятельности.

Причем за соответствующие злоупотребления с зерновыми и продуктами их переработки, молоком, растительным маслом, сахаром и бобовыми наказание может составлять до 20 лет лишения свободы со штрафом в размере 10 миллионов динаров (71100 долларов США).

Данное наказание может быть увеличено до 30 лет тюремного заключения со штрафом до 20 миллионов динаров в случае совершения этого преступления при распространении эпидемии или в условиях стихийного бедствия».

А в исключительных случаях виновным может быть вынесено наказание в виде пожизненного заключения, если подобное преступление совершено организованной преступной группой.

Однако «спекулянтов» не испугало заметное ужесточение законодательства страны и кризис никуда после этого не пропал. Поэтому президент страны решил предметно разобраться в данном вопросе, отправив своих «ревизоров» в разные провинции страны, где они лично устанавливали причины создания наблюдаемого кризиса. «Эмиссары» Теббуна успели поработать в семи вилайях: Маскара, Оран, Умм-эль-Буаги, Сетиф, Беджайя, Адрар и Борд-Баджи-Мохтар и их выводы по данным Смаила Куадриа оказались схожими.

Однако более полумесяца он не оглашал окончательные итоги данного расследования, ссылаясь на заболевание короновирусом части подчиненных ему ревизоров при проведении ими инспекций. В ходе их, по его данным, они успели пообщаться «со всеми заинтересованными сторонами на местах», – от представителей властей, контролирующих органов и производителей продуктов до торговцев, оптовых и розничных, и обывателей.

Подобные задержки породили среди алжирских обывателей множество слухов, общий смысл которых сводился к следующему: данные инспекции были настолько обескураживающими, что Куадриа и его сотрудники просто не могли их обнародовать, чтобы не навлечь гнев граждан страны на ее власти в целом.

Рассмотрим, к каким конкретно выводам они пришли. Основные причины кризиса, по данным Куадриа, вызваны ошибочной и устаревшей статистикой, «созданной и используемой Министерством торговли. Которая, по его данным, «несомненно, усугубила дефицит», сбои в системе регулярного контроля, бюрократические задержки и «несвоевременные и импровизированные решения» (включая «введение запрета продавать торговцам продукцию покупателям, чей возраст составляет менее 18 лет»).

А это вызывает вопросы и относительно других статистических алжирских данных, в том числе и относительно резкого увеличения добычи углеводородов. Но вернемся к комиссии Куадриа.

Важно заметить, что по ее данным, общий объем производства шести заводов действительно оценивается в 4330 тонн растительного масла в день, хотя в документе не уточняется, покрывает ли этот объем производства потребности страны, но подчеркивается, что при этом якобы лишь часть его оказывается на рынке.

В этой связи важно подчеркнуть, что было бы неверно оценивать данный доклад как прилюдную порку руководства алжирского Минторга. Так, значительную часть в докладе заняли тезисы «об отказе от покупки пищевого масла торговцев».

По данным комиссии, это вызвано следующим обстоятельством: «дистрибьюторы считают, что маржа прибыли, установленная государством (а точнее правительством, включая опять-таки представителей Минторга) для продажи канистры с маслом, недостаточна и им невыгодно торговать данным товаром».

Кроме того, Куадриа в том же докладе нанес еще один удар по кабинету министров. Так, по его словам, специальный счет, введенный правительством для обеспечения контроля торговли продуктами и обеспечения «прозрачности» операций торговых сетей, стал еще одной причиной, побудившей розничных продавцов отказаться от продаж растительного масла. Во-первых, для них, и без того обремененных короновирусными убытками и издержками из-за политики государства в отношении бизнеса, это означает уплату дополнительных налогов, а во-вторых, получение таких счетов и предоставление по ним отчетности представляется дополнительной сложной бюрократической процедурой. Следовательно, это еще больше снижает ценность реализации подобной продукции.

И, наконец, в отличие от своего предварительного заявления, на этот раз Куадриа все же признал наличие спекулянтов, «подрывающих рынок». Однако они обнаружились вовсе не там, где их искали сотрудники Минторга Камиля Резига, а среди самих производителей растительного масла.

В частности, в докладе содержится следующий тезис: «регулярно снабжаются растительным маслом лишь немногие дистрибьюторы, аккредитованные у его производителей, чего не наблюдается в отношении массы оптовых и розничных торговцев. Таким образом производители данного продукта создают дефицит».

Причем в документе особо подчеркивается: «один из производителей сообщил нашим сотрудникам, что вся ежедневно произведенная ими продукция немедленно поступает в распределительные сети, но проведенная 11 января проверка показала, он хранил запас масла, выпущенный еще 31 декабря 2021 года».

В другой главе доклада комиссия упомянула тот факт, что «некоторые производители отказались увеличить производство под предлогом того, что государство не предоставило гарантированные им же субсидии.

Напомним, что в отношении ряда наименований пищевой продукции оно взяло на себя ответственность компенсировать рыночную стоимость товара при сохранении установленной им заниженной цены с целью поддержать наименее обеспеченную часть населения.

При этом парламентская комиссия не ограничилась лишь выявлением причин данного кризиса. Она, исходя из его степени, выдвинула ряд предложений и долгосрочных решений проблемы. С учетом растущего недовольства граждан, чья покупательная способность в последние годы резко снизилась, Куадриа указал на отсутствие инструментов регулирования рынка и потому предложил создать его в виде «Агентства по безопасности пищевых продуктов».

Попытаемся проанализировать результаты работы чрезвычайной парламентской комиссии. В этой связи напрашиваются следующие выводы:

1 В качестве «стрелочника», основного виновника кризиса и объекта для отвлечения внимания выступает Министерство торговли вообще и его глава Камиль Резиг в частности;

2 Результаты ее работы прямо бьют по позициям председателя правительства и его министра финансов Аймена Бенабдеррахмана, ставивший ему соответствующие задачи и принимавший его отчеты по их выполнении;

3 Оглашенные Куадриа тезисы уводят внимание от действий президента АНДР А. Теббуна. Он, проводя курс по ограничению импорта зарубежных товаров, заимствованный у его предшественника А. Бутефлики и заметно расширенный, заметно снизил уровень конкуренции продукции в стране и прямо способствовал возникновению товарного дефицита и роста ее стоимости. Это с учетом невысокого уровня их национального производства во многом и было первопричиной данного кризиса. Соответственно, это никак не отразилось в докладе.

4 Следующий пункт вытекает из предыдущего пункта, а именно, невыявления одной из главных причин данного кризиса и в итоге С. Куадриа предлагает для выхода из кризиса неверное решение, не только неспособное решить его комплексно, но и загнать проблему вглубь и усугубить ее.

Речь идет о его предложении создать еще один контрольный орган, служащий интересам алжирской бюрократии по воспроизводству самой себя, что приведет лишь к дополнительному перерасходу средств АНДР на создание еще одного ненужного чиновничьего звена в управлении при наличии уже существующей системы надзора. И в итоге в результате появления предлагаемого Куадриа агентства оно может дополнительно усложниться и стать еще более неэффективным.

5 Комиссия в основном рассматривала «масляный кризис», почти не затронув своим вниманием не менее сложные проблемы с другими важными для алжирцев продуктами: хлебом, молоком, картофелем, мясом и т.д., и причины его возникновения в этих сегментах так и остались официально «невскрытыми».

Иными словами, как представляется, комиссия, сыграв важную роль в выявлении картины продовольственного кризиса, тем не менее не смогла полноценно выявить причины и дать адекватные рецепты решения ситуации, поскольку этого было невозможно сделать, не затронув ошибки, совершенные главой государства.

Пока же в связи со всем вышеизложенным возникают следующие вопросы: кто и как ответит за выявленные комиссией Куадриа злоупотребления. Заметим, что выявленных нарушений вполне достаточно, чтобы отправить в отставку членов правительства, причем не только К. Резига, но и А. Бенабдеррахмана со всем его кабинетом.

Впрочем, в первую очередь представляет интерес другой вопрос – обрушится ли мощь алжирского правосудия на производителей, чьи действия, как выявила комиссия, подпадают под антиспекулятивный закон. Кажется, что виновников необходимо покарать для острастки как можно сильнее, но проблема состоит в том, что чем ощутимее будет этот удар, тем пропорционально он может отразиться и на уровне производства дефицитных продовольственных товаров. Иными словами, каждое новое действие алжирского государства способно только усугубить существующее положение.

Таким образом, данная ситуация свидетельствует о неэффективности системы субсидирования стоимости товаров и услуг в АНДР (и в целом госуправления), ставшей невыгодной всем участникам торгово-производственных операций в этой стране, и о том, что алжирские власти, несмотря на знание ими проблемы, недооценивают ее и эта ошибка может стоить им очень дорого.

52.26MB | MySQL:103 | 0,525sec