- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О турецкой реакции на признание Россией ДНР и ЛНР. Часть 2

21 февраля с.г. президент России В. Путин подписал Указы о признании ДНР и ЛНР. Эту новость следует рассматривать в качестве одной из пройденных развилок в нынешнем противостоянии между Россией и Западом. Особый интерес, в этой связи, вызывает та позиция, которую займет Турция в свете ожидаемых от Запада контрмер.

Продолжаем анализировать турецкую реакцию на события 21 февраля. Часть 1 нашей публикации доступна по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=83759 [1]. Напомним, что в ней мы рассмотрели первую реакцию (пресс-релиз) турецкого МИДа, а также тезисы из выступления спикера Великого национального собрания (Меджлиса) Турции Мустафы Шентопа. Кроме того, был анонсирован срочный телефонный разговор между президентами Р.Т.Эрдоганом и В.Зеленским.

Как мы сказали, главной целью украинской стороны является привлечение Турции в качестве активной участницы противодействия «агрессивным действиям» России. «Активной» — в том смысле, чтобы Турция также присоединилась к тому «параду санкций», маховик которого раскручивается в мире.

Приблизительно в 17.30 мск в официальном Twitter-аккаунте президента Турции Р.Т. Эрдогана серия последовательных твитов по следам его разговора с В.Зеленским, которая может быть «собрана» в следующий текст:

«Президент (Эрдоган) провел телефонный разговор с Президентом Украины Владимиром Зеленским.

В ходе встречи обсуждалось решение России признать так называемые Донецкую и Луганскую республики.

Президент Эрдоган заявил, что признание президентом России Владимиром Путиным так называемых республик неприемлемо.

Президент Эрдоган подчеркнул, что для решения проблемы необходимо использовать все возможности дипломатии на международной арене».

При этом заметим, что президент Турции в момент событий находился в своем африканском турне с запланированным посещением Демократической Республики Конго, Сенегала и Гвинеи-Бисау. Зная особо пристальное внимание турецкого руководителя к украинской проблематике, следует констатировать, что резкое развитие событий стало для него неожиданностью. Свой визит в Гвинею-Бисау президент Р.Т.Эрдоган свернул, чтобы вернуться в Турцию для участия в срочном онлайн-саммите НАТО 23 февраля с.г. (на момент написания материала, ещё не состоялся – И.С.).

Отметим, отсутствие по состоянию на утро 23 февраля на сайте президента Турции и Управления по связям с общественностью при администрации президента Турции каких-либо заявлений и оценок турецкого лидера, касающихся текущих событий, в том числе, информации о его телефонном разговоре с В. Зеленским.

Тем не менее, в ходе своего африканского турне турецкий лидер сделала целый ряд заявлений для своего президентского пула журналистов. Они были опубликованы, в частности, самым тиражным турецким изданием – газетой Hürriyet.

Цитируем заявления, касающиеся признания Россией ДНР и ЛНР (перевод – неофициальный, авторский – И.С.):

«Непонятно, к чему привели заявления Америки и странности на Мюнхенской конференции. На мой взгляд, Мюнхенская конференция не пошла дальше Саммита НАТО. Мы с самого начала искренне стремились снизить напряженность в этом кризисе. Мы четко изложили наши идеи относительно разрешения кризиса. В заявлении нашего МИДа по поводу последних событий было указано, что решение России признать так называемые Донецкую и Луганскую республики является нарушением Минских соглашений. Подчеркнуто, что это решение является явным нарушением политического единства, суверенитета и территориальной целостности Украины. Считаем такое решение России неприемлемым. Мы вновь призываем стороны к здравому смыслу и соблюдению международного права».

Ещё одна цитата турецкого лидера:

«Мы, в тоже время, Черноморская страна (можно понять этот статус как добавку к стране «евроатлантической» – И.С.). Поскольку мы являемся страной Черного моря, необходимо принять пакет из множества мер. Мы уже принимаем эти меры, мы их приняли. Так мы продолжаем работать и будем продолжать. Мы не можем игнорировать обязанности причерноморской страны. С этим пониманием мы продолжим наш путь».

И далее:

«(К вопросу о заявлении президента В.Зеленского о том, что может быть проведен совместный Саммит с членами Совбеза ООН, плюс Турция и Германия – примечание издания Hürriyet) Я уже говорил об этом ранее. На мой взгляд, так и должно быть. Это предложение господина Зеленского является позитивным подходом. Если и члены Совета Безопасности ООН, и другие страны согласятся с этим позитивным подходом, мы займем свое место на этом заседании».

Итак, мы можем видеть следующее.

Турецкое руководство объявило о своей принципиальной позиции «неприятия» в связи с признанием Россией ДНР и ЛНР. Это было сделано через оперативный пресс-релиз турецкого МИДа. Кроме этого, оценок турецкого руководства, размещенных на главных официальных площадках (сайт президента Турции, сайт Управления по связям с общественностью и сайт турецкого МИДа – И.С.), на момент написания данного материала не появилось.

Что же до выступления турецкого президента, то обращает на себя внимание тот акцент, который он сделал на положении Турции как Черноморской страны, и на ответственности, которая из этого вытекает.

Тут четко прослеживается та позиция, которую стремиться занять Турция в Черноморье – речь идет о том, чтобы стать лидирующим государством черноморского бассейна. Заручившись при этом политической поддержкой черноморских государств, которые (подспудно), все вместе, должны «уравновешивать Россию».

Как мы не раз говорили и писали, речь идет о роли Турции за скобками блока НАТО, усиления которого Турция не хочет. Поскольку укрепление НАТО в Черном море, по сути, будет означать уход Турции на вторые роли. Отсюда и все те интеграционные инициативы Турции в Черном море, которые страна предпринимала в последние годы.

В том, что касается недопущения усиления блока НАТО в регионе, интересы России и Турции, достаточно парадоксальным образом, совпадают. При этом, усиление НАТО в Черном море не только означает появление Альянса на южных рубежах России, но и на северных рубежах Турции. С учетом того, что положение Турции в Альянсе следует считать достаточно сложным, вряд ли, НАТО с севера – в интересах Турции.

23 февраля ведущее англоязычное издание Турции, газета Daily Sabah опубликовало статью известного турецкого обозревателя Мухиттина Атамана под заголовком: «Новая фаза украинского кризиса». Он является профессором и доктором наук в Анкарском университете социальных наук. Кроме того, он – редактор журнала Insight Turkey, а также – директор по внешнеполитическим исследованиям в главном турецком мозговом центре, Фонде политических, экономических и социальных исследований Турции SETAV. Что делает его, по сути, человеком номер 2 в Фонде, после генерального координатора Бурханеттина Дурана, которого можно считать одним из ведущих политологов страны.

Обратимся к публикации Мухиттина Атамана:

«После телеобращения президента России Владимира Путина 21 февраля украинский кризис вступил в новую фазу. Эта речь не только изменит баланс сил на местах в украинском кризисе, но и скорость глобального соперничества и потенциального конфликта между Западом и остальными.

В своем выступлении Путин заявил, что Россия официально признала «независимость и суверенитет Донецкой Народной Республики (ДНР) и Луганской Народной Республики (ЛНР)», де-факто политических образований, созданных пророссийскими сепаратистами в Донбассе. Несмотря на все предупреждения западных лидеров, Путин подписал указ о признании в прямом эфире, чтобы показать миру, что он не сделает ни шагу назад в украинском кризисе.

Есть несколько возможных последствий этого политического шага.

Во-первых, это позволит Путину направить войска на передовую, чтобы помочь поддерживаемым Москвой сепаратистам в борьбе с украинскими войсками. Это также закрепит российские завоевания 2014 года, то есть отделение Донбасса и незаконную аннексию Крымского полуострова. Также Путин заставит другие родственные страны признать этот свершившийся факт.

Во-вторых, Путин попытается добиться дальнейших успехов. Один из вариантов, который может рассмотреть Россия, — соединение Донбасса с Крымским полуостровом. Таким образом, Москва хочет полностью подчинить Азовское море российскому господству, что будет способствовать безопасности контролируемого Россией Крыма. Это также означает, что Россия будет укреплять свое присутствие в бассейне Черного моря не только против НАТО, но и против всех прибрежных государств, включая Турцию.

В-третьих, этот шаг послужит давней цели Путина по объединению «всех россиян» под одним флагом. Путин рассматривает русских и украинцев как «один народ» с «единым историческим и духовным пространством» в опубликованной в июле прошлого года статье «Об историческом единстве русских и украинцев».

В своей статье Путин ясно заявляет, что он открыт для диалога с Украиной, которая не служит интересам внешних акторов. Он предупреждает, что все прозападные украинские лидеры служат «инструментом чужих рук» для борьбы с Россией, и только пророссийски настроенные являются истинными лидерами Украины. Другими словами, Путин пытается реализовать свое заявление о том, что «будущее Украины зависит не от альянса НАТО или членства в ЕС, а от партнерства с Россией».

В-четвертых, другие страны, такие как Китай, могут последовать примеру России и предпринять аналогичные шаги. Этот шаг можно интерпретировать как еще один гвоздь, забитый в гроб «национально-государственной системы». Ни западные страны, основатели нынешней международной системы в лице Организации Объединенных Наций, ни незападные страны не уважают «священные» и «неприкасаемые» принципы международной системы, такие как территориальный суверенитет и политическая независимость.

По сути, политика западных стран открывает путь таким государствам, как Россия, Китай и Индия, к нарушению этих принципов. Например, США официально признали незаконную аннексию Израилем Голанских высот, принадлежащих Сирии, и оккупацию Восточного Иерусалима, который ООН определяет как «оккупированную территорию». Точно так же Индия отменила международно признанный особый статус Джамму-Кашмира и открыла регион для своего индуистского населения. Как всем известно, Китай имеет аналогичные претензии в отношении Тайваня.

В целом, поскольку западные страны все больше зависят от реальной политики и свершившихся фактов в своей внешней политике, они утратили свое моральное превосходство и больше не могут заставлять или мотивировать другие государства соблюдать международные правила и нормы.

Государства-гегемоны, такие как США, страны Западной Европы и растущие державы, такие как Россия и Китай, будут продолжать раздвигать границы. К сожалению, ни одна из сторон не уважает территориальную целостность и политическую независимость малых или более слабых государств. Представляется, что все эти события и ожидания продолжат наносить ущерб международной системе и заставят все великие державы усилить глобальное соперничество, что приведет к новой Холодной войне и хаосу в глобальном масштабе».

На самом деле, данная статья является весьма характерным воплощением тезиса турецкого руководства о необходимости нового «более справедливого» мира. В том числе, и программной книги президента Турции Р.Т. Эрдогана, которая, напомним, вышла под заголовком «Более справедливый мир возможен».

Данная статья не рассматривает лишь только отдельно взятые действия России на украинском направлении, мотивацию России и перспективы в отношениях между Россией и Западом.

Автором ставится вопрос шире – о том, что Россия ничем не отличается от стран Запада п, прежде всего, от самых США, которые признали и Голанские высоты в составе Израиля и перемещение столицы Государства Израиль в Иерусалим.

Главной мыслью турецкого автора является то, что есть ещё целый ряд игроков (не Запад и не США), которые также имеют территориальные проблемы / претензии, либо уже их решают, либо могут их решить способом, аналогичным «предложенному» Россией. Получается, что Россия, своим примером, может вдохновить и Китай, и Индию на проведение своей соответствующей политики.

Иными словами, турецким автором все перечисленные им игроки, включая, повторимся, США, страны Западной Европы, Китай, Индию и, наконец, «виновника торжества» Россию ставятся в один ряд тех, кто не уважает территориальную целостность и политическую независимость «малых или более слабых государств». Последствия этого – новая Холодная война и хаос в глобальном масштабе.

Можно сказать, что, с точки зрения современного внешнеполитического курса Турции, это – хорошая «постановочная» статья, которая, впрочем, не отвечает на главный вопрос относительно того, какова должна быть, на взгляд автора, позиция и самое главное, практические шаги, самой Турции в складывающейся ситуации. Понятно, что она осудила и Голанские высоты, и Иерусалим, отрицает позицию Индии по спорным штатам с Пакистаном, называет неприемлемым признание Россией ДНР и ЛНР. Касательно Китая и темы Тайваня ситуация – чуть более сложная. В том смысле, что особых заявлений Турции по этому поводу припомнить не удается.

Однако, есть и другие регионы, которые автор статьи не упомянул. В частности, «разорванную» Западом Югославию, с появлением на карте частично признанного государства Республики Косово. Заметим, что, по этому поводу, нет и не было не только турецкого осуждения, но, напротив, косовских албанцев Турция всячески поддерживает.

Разумеется, тут неизбежно встает и вопрос Турецкой Республики Северного Кипра, которая по «исходным условиям задачи», вряд ли, сильно отличается от тех же ДНР и ЛНР. ТРСК, до сих пор, не признало ни одно государство мира, кроме Турции, которая настаивает на своей правоте.

Таким образом, получается, что стройность турецкой картины мира, все же, некоторым образом, нарушается. Как тут не вспомнить классический современный аргумент, который часто звучит от «западных партнёров», который звучит как «это – другое».

Тем не менее, есть ещё одна тема, которая, подспудно, но все громче и громче начинает звучать в мире и, в том числе, в Турции. Речь идет о том, что Запад утратил свое моральное превосходство своими собственными действиями. Эта идея перекликается с написанным выше Мухиттином Атаманом. И, более того, речь идет о том, что Запад проигрывает новым центрам силы сейчас и наступает новый мировой порядок, в центре которого будут другие незападные игроки. В первую очередь, разумеется, речь идет не о России, а именно о Китае.

В этой связи, опять возникает вопрос о новом историческом шансе для Турции, которая также может подступиться к вопросу об урегулировании всех тех несправедливостей, которые, на её взгляд, были допущены. В частности, речь идет о событиях столетней давности и о том багаже, с которым Османская империя, превратившаяся в Турецкую Республику, вышла из Первой мировой войны. На самом деле, вопрос стоит достаточно интересно для Турции – как с точки зрения газовых месторождений Восточного Средиземного моря, на которые Турция претендует, так и с точки зрения, те же Киркука и Мосула с их нефтяными месторождениями. Про вторые, разумеется, официальное турецкое руководство заявлений не делает, однако, в турецком воздухе витает полное ощущение несправедливости нахождения их в составе другого государства.