- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О турецкой реакции на операцию РФ в Донбассе. Часть 3.

24 февраля с.г. Российская Федерация начала специальную операцию на Донбассе, целью которой была провозглашена демилитаризация и денацификация Украины. Эта операция стала логическим следствием признания Россией ДНР и ЛНР и очередным эпизодом в нынешнем витке противостояния между Западом / НАТО и Россией.

Продолжаем анализировать реакцию Турцию, как официальных лиц, так и обозревателей на происходящее. Часть 2 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=83846 [1].

Напомним, что мы остановились на рассмотрении публикации известного турецкого журналиста, участницы президентского пула Р.Т.Эрдогана Нур Озкан Эрбай. Цитируем её материал под заголовком «Понимая турецкую позицию в кризисе» (перевод и выделения жирным текстом – авторские, неофициальные):

«Кроме того, инициативы канцлера Германии Олафа Шольца оказались бесплодными, поскольку Москва раскусила санкционный блеф, особенно в отношении проекта «Северный поток — 2».

Кроме того, Путин, который обозначил кризис доверия между США и НАТО в своем выступлении в понедельник вечером, не принял предложение Байдена о встрече с глазу на глаз впоследствии.

Несмотря на то, что Россия является единственной стороной, выступающей против Западного альянса, она отказывается отступать.

Однако, почему такие страны, как США, Франция, Германия и Бельгия, делавшие заявления о вторжении чуть ли не ежечасно, не дали Турции, члену НАТО, шанса попробовать свои силы в реалистичном посредничестве, — это другой вопрос. Стоит отметить, что Россия и Украина положительно восприняли предложение Турции выступить посредником среди предложений с момента эскалации военной риторики.

Поэтому, вернувшись в среду из короткого турне по Африке, президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что НАТО необходимо определить свою позицию и четко объяснить планируемые действия. Комментарий Эрдогана о том, что «все только говорят, но никто не занимается делом», также выделяется как один из немногих, объясняющих статус-кво.

С другой стороны, Турция, как единственная страна с чрезвычайно прочными отношениями с НАТО, Украиной и Россией, могла бы найти лучшие решения, используя свои посреднические возможности, когда это необходимо.

Фактически НАТО и США упустили эти возможности. Теперь все внимание будет приковано к тому, какую позицию займет Турция. Позиция Турции по этому вопросу будет, по-прежнему, отражать заявление президента Эрдогана о том, что у Анкары чрезвычайно прочные отношения как с Киевом, так и с Москвой. Непосредственно перед телефонным разговором с Путиным в среду Эрдоган подтвердил позицию Турции, заявив, что она не может отказаться от своих связей с Россией или Украиной, поскольку он раскритиковал дипломатические усилия Запада с Москвой за то, что они мало чего добились.

Выступая перед журналистами на обратном пути из Сенегала в среду, Эрдоган сказал, что Турция сотрудничает как с Россией, так и с Украиной и не будет прекращать отношения или вводить санкции против Москвы.

«У нас есть политические, военные и экономические отношения с Россией. То же самое с Украиной. Мы не можем отказаться от этого, если вы спросите меня, потому что наша страна имеет высокие интересы в этом отношении», — сказал он, комментируя возможную позицию Турции.

После этого Эрдоган провел телефонный разговор с президентом Украины Владимиром Зеленским во вторник во время своего турне по Африке, а затем поговорил с Путиным в среду, как и ожидалось, перед Саммитом НАТО. Сразу после этого он также поговорил по телефону с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым.

Во время телефонного разговора с президентом России Эрдоган сказал Путину, что Турция готова внести свой вклад в снижение напряженности в Украине. Он добавил, что поднятие вопроса на более сложный уровень и военное противостояние не принесет пользы ни одной из сторон.

Он также подчеркнул, что Турция не признает шаги, предпринятые против суверенитета и территориальной целостности Украины, подчеркнув, что это принципиальный подход и важно прийти к результату на основе Минских договоренностей.

Весь процесс еще раз показал, как важное посредническое предложение Турции предоставляет гибкую и эффективную возможность для разрешения кризиса.

Однако тот факт, что Западный альянс, особенно Администрация Байдена, не придали должного значения посредничеству Турции, повышает вероятность того, что, возможно, они хотят неурегулирования, а может быть, даже войны на Украине. Имея прочные отношения с обеими сторонами конфликта, Турция имеет больше шансов на успешное проведение дипломатии, чем Макрон и Шольц во время их бесполезных визитов в Москву.

Теперь война началась, и речь уже не только о том, получит ли Россия больше гарантий от НАТО. Доверие Украины к Западу пошатнулось после того, как ее втянули в конфликт только для того, чтобы от нее отказались. Теперь Турция, кажется, единственная надежда остановить Россию и продвинуться к посредничеству. Чтобы иметь возможность двигаться в этом направлении, всем необходимо принять и следовать конструктивной, принципиальной, миролюбивой позиции Турции в отношении всего региона».

Итак, как мы можем заметить представитель турецкого журналистского президентского пула говорит об очень важной вещи: Западу, на её взгляд не нужно урегулирование конфликта между Россией и Украиной. Достаточно интересно, что именно Турция об этом говорит, как страна НАТО и член Западного альянса, которую нельзя заподозрить в том, что она питает особые симпатии к России, на фоне выстраивания особых отношений с Украиной.

Из чего следует то, что США будут блокировать любые эффективные, приводящие к результату посреднические усилия, от кого бы они не исходили, включая, в данном случае, посреднические усилия Турции. Это – тот момент, когда можно добиться изоляции России со стороны мирового сообщества по максимуму, добившись для России «иранского статуса». Уникальный, невиданный момент в современной истории, обращающий историю Холодной войны вспять, но на новом витке противостояния, который Запад не собирается упускать. А, напротив, стремится зафиксировать этот момент.

Заметим, что Турция пытается выступить в данном противостоянии в духе своей отработанной стратегии равноудаленности от всех сторон конфликта. Впрочем, не стоит считать, что данная политика будет являться константой – она не просто может, но будет варьироваться в зависимости от развития событий. Выражаясь проще, у победителей нынешнего противостояния будет намного больше шансов увидеть Турцию рядом с собой. Идейного родства у Турции, откровенно говоря, нет ни с Западом, ни с Россией. Хотя, предпочтения Турции, диктуемые логикой момента, — все же на стороне Запада.

Следующая публикация, которая обращает на себя внимание – материал Бурханеттина Дурана в издании «Daily Sabah» под заголовком «Российский Владимир Путин нажимает курок».

Цитируем издание:

«Президент России Владимир Путин сделал долгожданный шаг, начав наступление на Украину. Кремль, однако, утверждает, что атака была не актом войны, а «специальной военной операцией», направленной на «демилитаризацию и денацификацию Украины» по приглашению двух сепаратистских «республик» в Донбассе.

Тем не менее, удары российских военных по аэропортам, военным позициям и нескольким городам в сочетании с наступлением сухопутных войск из Крыма и развертыванием десантников под Киевом продемонстрировали, что масштабы последнего вторжения Москвы выходят за пределы Донбасса. На данный момент создается впечатление, что Кремль намерен свергнуть нынешнее правительство Украины.

Несмотря на резкие заявления, США, НАТО и Европейский Союз не предполагают военного ответа на последние события в Украине. НАТО активизировало свои оборонные планы, поскольку официальные лица США и ЕС пригрозили жесткими экономическими санкциями, призванными нанести ущерб российской экономике.

Где и когда завершится российская операция, похоже, зависит от решения Путина и украинского сопротивления. Однако все знают, что российский президент преследует ревизионистскую повестку дня.

Соответственно, он вывел свою политику оттеснения НАТО к ее состоянию до 1997 года (которое определяло его действия в 2008 и 2014 годах) на новый уровень. В связи с этим, российский президент пытается смягчить негативное влияние распада Советского Союза, которое он однажды назвал «величайшей катастрофой ХХ века», на его страну.

Более того, судя по ряду заявлений, сделанных за последнюю неделю, Путин не скрывает, что намерен строить новую Российскую империю. Более того, он также считает Украину неотъемлемой частью России — заявление, которое он первоначально сделал в 2014 году и повторил во вторник. Таким образом, Путин подчеркивает, что Украина возникла в результате большевистской революции и решения советского лидера Владимира Ленина передать этому образованию исторически российские территории.

Принимая во внимание вышеупомянутые мнения Путина, вполне возможно, что нападение России на Украину представляет собой поворотный момент для будущего международной системы.

Эксперты уже охарактеризовали российское наступление как «крупнейшую военную атаку на европейском континенте со времен Второй мировой войны» (довольно странно, что европейские лидеры, при этом, начисто забыли про события по уничтожению и расчленению Югославии – И.С.).

В краткосрочной перспективе, на карту будут поставлены территориальная целостность и политическое единство Украины. Однако, более долгосрочная проблема связана с будущим конкуренции великих держав и европейской безопасности. Либеральный мировой порядок был серьезно поврежден Администрациями бывших президентов США Барака Обамы и Дональда Трампа. Что еще хуже, пандемия коронавируса подорвала международные нормы, глобальное сотрудничество и международные институты. Кроме того, уход США из Афганистана сказался на обещании президента США Джо Байдена восстановить глобальное лидерство Америки и либеральный порядок. Наконец, российское наступление на Украину сигнализирует о том, что нынешний порядок находится на грани краха.

Россия выдвигала определенные максималистские требования под предлогом национальной безопасности. Судя по тому, как США и ЕС справились с кризисом, попытки остановить готовящуюся атаку Москвы тоже не было. Кстати, я не согласен с тем, что Путин сумасшедший. Российский президент явно сделал рациональную оценку. Слишком рано также устанавливать, какая сторона просчиталась.

Тем не менее, само собой разумеется, что демократы страдают стратегической слепотой: пока администрация Обамы думала, что Россию втянули в сирийскую трясину, Москва воспользовалась возможностью контролировать Сирию и усилить свое влияние на Ближнем Востоке.

Кое-кто в Вашингтоне сейчас может подумать, что Россия оказалась в украинской трясине, напав на своего соседа. Но текущая угроза заключается в том, что давление Москвы будет ощущаться по всей Восточной Европе и, возможно, по всему континенту. Соответственно, европейская архитектура безопасности может быть изменена, и потенциальное разрешение администрации Байдена будет означать многоаспектное отступление Америки. Путин должен добиться результатов быстро. Он обязательно попытается безотлагательно установить в Киеве пророссийское правительство. Затянувшийся кризис нанесет серьезный урон российской экономике.

Турция, в свою очередь, уже заявила, что российская атака, угрожающая региональной и глобальной безопасности, «неприемлема». Страна также подтвердила свою приверженность «политическому единству, суверенитету и территориальной целостности Украины».

И все же российский президент нажал на курок огромной важности. Умиротворяет ли западный альянс или вынуждает Москву сделать шаг назад, то, что произошло на этой неделе, свидетельствует о том, что мы сделали первый шаг к новому международному (бес)порядку».

Итак, мы видим оценку ситуации одним из ведущих турецких политологов, в которой нет ни слова про Турцию и про ту позицию, которая должна занять Турция в нынешнем противостоянии между глобальными державами, если абстрагироваться от Украины и рассматривать вопрос глобально. На фоне того, что позиция других игроков, в особенности, России автором объясняется достаточно подробно.

Ситуация, на самом деле, с точки зрения Турции складывается уникальная.

Не переходя сразу к вопросу «нового глобального мирового порядка», «архитектуры европейской безопасности» и проч., отметим, что коллективный Запад настойчиво пытается превратить Россию, платежеспособную страну, со 140-миллионным населением в страну-изгоя, наподобие Ирана.

Те страны, которые на фоне жесткого санкционного режима продолжают торговлю с изолируемой страной, имеют большие бенефиции. Особенно, если поймать тот момент, когда этот процесс только начинается и интегрироваться в него на ранней стадии. Пока другие страны лишь только раскачиваются, Турция будет, продвигая свою идею о нейтральном статусе, пытаться заместить собой высвобождаемые другими странами ниши. Это касается и торговли, это касается и туризма, который будет окончательно замкнут на Турцию.

К слову сказать, Турция, достаточно успешно проводить эту линию в отношениях с Ираном и, совершенно очевидно, будет пытаться реализовать аналогичный подход в отношениях с Россией. Разумеется, Турция не будет вводить санкций в отношении России и российско-турецких торгово-экономических проектов. Хотя её риторика будет, разумеется, соответствующая, чтобы в её тени легче было прятать фактические действия не только по продолжению, но и по наращиванию отношений с Россией.

В этом смысле уместно обратиться в тем заявлениям министра иностранных дел страны М.Чавушоглу, которые опубликовало информационное агентство «Анадолу» 27 февраля с.г. Обратимся к этим заявлениям, как к наиболее свежей квинтэссенции официальной турецкой позиции по нынешней ситуации по состоянию на вечер, предшествующий российско-украинским переговорам.

Цитируем информационное агентство «Aнадолу»:

«Министр Чавушоглу напомнил, что перед началом конфликта в Украине Турецким авиалиниям (THY) было предложено открыть дополнительные рейсы в Харьковскую область для эвакуации граждан Турции.

Отметив, что THY попросили направить в Харьков и Киев более крупные самолеты, Чавушоглу отметил, что граждане передали свои требования вернуться с началом столкновений. Чавушоглу сказал:

«Мы также стараемся изо всех сил. Ранее мы работали и планировали эвакуацию наших граждан по суше. Вчера мы доставили около 870 наших граждан из разных городов к румынской границе, они перешли в Румынию. 580 наших граждан также прибыли в Турцию».

Объяснив, что есть граждане, которые приезжают не только на автобусах, но и на собственном транспорте, Чавушоглу заявил, что этим гражданам также было поручено беспрепятственно пересекать границу.

Отметив, что все турецкие миссии в Польше, Венгрии, Молдове, Словакии и Болгарии объявили мобилизацию, Чавушоглу сказал следующее: «Мы отправили наших друзей (в контексте, соотечественников – прим.) на границу, они обеспечивают переход оттуда. В настоящее время к нам обратились около 6600 граждан. эвакуироваться».

Чавушоглу подчеркнул, что тем, кто обращался через социальные сети, отвечали один за другим».