- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О турецкой реакции на операцию РФ в Донбассе. Часть 5

24 февраля с. г. Российская Федерация начала специальную операцию на Донбассе, целью которой была провозглашена демилитаризация и денацификация Украины. Эта операция стала логическим следствием признания Россией ДНР и ЛНР и очередным эпизодом в нынешнем витке противостояния между Западом / НАТО и Россией.

Продолжаем анализировать реакцию Турцию, как официальных лиц, так и обозревателей на происходящее. Часть 4 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=83883 [1].

Напомним, что мы остановились на цитировании свежих заявлений министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу по широкому кругу вопросов, связанных с конфликтом на Украине – от эвакуации турецких граждан из страны до применения Конвенции Монтрё.

На момент написания данной публикации (вечер 01.03) стало известно, что Турция закрыла проливы для прохода всех военных кораблей – не только России и Украины, но и третьих стран. Этот шаг Турции означает, по сути, признание ею всех флагов (!) сторонами конфликта. Такая трактовка с одной стороны логична, с другой стороны, не было очевидно увидеть её со стороны Турции, как члена НАТО. Однозначно, этот шаг укрепляет руку России в конфликте и не может не вызывать резкого неудовольствия НАТО, исходя из невозможности оказания на Россию давления в Черноморском бассейне. Этот шаг со стороны турецкого руководства не может не быть занесен в «личное дело» президента Р.Т.Эрдогана, пополняя перечень его «проступков» по отношению к Западному альянсу.

Заметим немаловажное: в Турции в эти дни наблюдается достаточно резкое расхождение между настроениями, которые царят среди многих простых граждан страны (симпатии к России и к россиянам, неприязнь к англосаксам и обвинения последних в нынешнем конфликте, а также поддержка действий России), настроениям, которые превалируют в турецких СМИ (с той или иной степенью поддержки Украины и президента В.Зеленского), а также теми шагами, которые предпринимает на практике руководство Турции. Касательно последнего, как мы уже сказали, самое главное, невзирая ни на какую риторику, — это отказ от любых санкций в отношении России, а также закрытие Черноморских проливов для любых военных кораблей. И то, и другое – это шаги, которые не могут не быть отмечены положительно российской стороной.

Что, подчеркнем, резко контрастирует с комментариями турецких обозревателей. Причем, как можно заметить, не только проправительственных, но и оппозиционных.

Обратимся к тем заявлениям, которые звучат в эти дни от ведущих турецких политиков. 1 марта с.г. глава самой крупной оппозиционной Народно-республиканской партии Турции следующим образом прокомментировал разворачивающиеся события. Цитируем ведущего турецкого оппозиционера (перевод и выделения жирным шрифтом – авторские – И.С.):

«Я был в (городе – И.С.) Денизли в день (начала) российско-украинской войны. Перед тем, как пойти на встречу, я сказал, что Великое национальное собрание Турции должно собраться. В день начала войны Эрдоган созвал саммит по безопасности.

На каком законе основано совещание по безопасности? Не помню такой структуры. Министр иностранных дел находился в Казахстане, на встрече не присутствовал. Внешняя политика обсуждается, министра иностранных дел нет. Такой картины я еще не видел. Саммит по безопасности — это саммит партии или саммит государства? Мы столкнулись с разлагающейся государственной структурой.

В тот же день с заявлением выступил спикер партии. Ты – государство? Ты – представитель ПСР (правящая Партия справедливости и развития – И.С.). Ты встаешь, и ты говоришь от имени государства.

Прямо под нашим носом — война. Вы созываете совещание, называемое совещанием по безопасности, вы исключаете (из процесса – И.С.) Парламент, вы исключаете Министерство иностранных дел, официальный представитель партии сделает заявление от имени государства.

«Я заявляю, что мы отвергаем военную акцию, которую Россия начала против Украины», — заявил Эрдоган. Это правильно? – Правильно. Но поскольку это тяжелый удар по стабильности в мире, почему вы воздерживаетесь в Совете Европы?

Если бы вы собрали Совет национальной безопасности, то вы бы не рисовали таких зигзагов. На совещании по безопасности присутствует председатель партии ПСР, почему нет лидеров других партий?

Столкнувшись с таким экстраординарным событием, первое собрание, которое должно созвать государство, — это Совет национальной безопасности. Если бы Совет национальной безопасности собрался, все бы узнали правду.

Вы собрали сколько бесполезных людей. А потом говорите «Совещание по национальной безопасности». Какое ещё совещание по безопасности, брат (обычное обращение к кому-либо, без положительных или отрицательных коннотаций – И.С.)».

Итак, как мы можем видеть, основная реплика главного турецкого оппозиционера заключается в том, что не был созван Совет национальной безопасности, а вместо него прошло совещание в измененном формате, не предусмотренном какими-либо законами или подзаконными актами. Кроме того, Меджлис был исключен из процесса. Не было никаких специальных заседаний Парламента Турции с вынесением резолюций по событиям на Украине. Таким образом, вопрос чрезвычайного значения был вынесен турецкой властью за стены заксобрания к неудовольствию оппозиции.

Обратимся к заявлениям, которые сделала лидер Хорошей партии Турции Мераль Акшенер. Вот её 6 тезисов – закрепленных твитов, опубликованных 25 февраля с.г.

Цитируем:

«1. Если это произошло в Будапеште в 1956 году и Праге в 1968 году, то это будет тем, что будет и в Киеве в 2022 году. Единственная разница — свободный мир (стал – И.С.) более терпим и равнодушен к деспотизму и агрессии.

  1. Царей в галстуках и их разновидности баловала и даже поощряла глобальная экономика, основателем которой являются Соединенные Штаты. Так что, западные демократии в своей внешней политике поддались шантажу и угрозам этих авторитарных правительств.
  2. Даже малолетние единственные человеки (без кавычек, имеется в виду выражение tek adam — единственный человек, лидер нации, в контексте президента Р.Т.Эрдогана – И.С.), подражающие тени Путина, с тем же лицемерием воздерживаются от приостановки членства России в Совете ЕС.
  3. Европа — это не музей, который заперся внутри. Как и в случае с Боснией и проблемами беженцев в прошлом, он не может и не должен относиться к тиранам с терпимостью, чтобы защитить себя.
  4. Сегодня Европа – это люди, протестующие против оккупации на улицах Петербурга и Москвы, люди, которые не покинули свою страну на Украине и ценой своей жизни выступили против оккупации. Сегодня они представляют Европу больше, чем правительства Германии и Италии.
  5. Я призываю международное сообщество забрать назад этот кредит деспотизму и агрессии и встать на защиту международной безопасности, которой они угрожают из-за своих мелких и сиюминутных интересов».

Итак, мы видим более однозначную позицию касательно того, что должна делать Турция в текущей ситуации по сравнению с тем, что прозвучало от лидера Народно-республиканской партии Кемаля Кылычдароглу. Речь идет не просто о необходимости привлекать Парламент к оценке и решению экстраординарной проблемы. Речь идет об однозначной поддержке Украины в сложившемся кризисе и осуждении России с исключением её из международных институтов.

Обратимся к высказываниям другого представителя националистического течения Турции – Девлета Бахчели, главы Партии националистического движения. Заседание партийной фракции было перенесено на 3 марта. Самые свежие официальные высказывания Бахчели по вопросу Украины датированы недельной давностью. Цитируем Д.Бахчели.

Председатель ПНД Девлет Бахчели заявил, что необходимо уважать политическую и территориальную целостность Украины и что ответственность России в этом вопросе чрезвычайно высока.

Он заявил, что сохраняющаяся высокая напряженность между Россией и Украиной день ото дня меняет свои масштабы.

Текст цитаты: «Также отмечается, что слова и действия, которые нагнетают горячую напряженность между этими двумя странами, все больше усиливаются. Одобрение и внесение в Думу законопроекта, включающего признание сепаратистских Донецкой и Луганской областей отдельными независимыми республиками, в нижнюю палату российского парламента, не означало ничего, кроме разжигания огня».

Напомнив про то, что президент России В.Путин настаивал на том, что для поиска путей урегулирования, указанным двум регионам должен быть предоставлен «особый статус» в рамках Минских соглашений, Девлет Бахчели заявил: «Эта ситуация будет означать не что иное, как тот факт, что Украина после отделения юга (имеется в виду Крым – И.С.), будет ещё и разделена с востока».

Как указал Девлет Бахчели, недовольство политикой расширения НАТО на восток, выраженное Путиным, не было сбалансировано и совместимо с таким же уважением к территориальной целостности Украины.

Цитируем далее: «Транспортировка Россией, на ровном месте, гиперзвуковых ракет с дальностью 2000 километров в Средиземное море — крайне подозрительный шаг в наших глазах… И Соединенные Штаты, и Россия, если рассматривать это в контексте нынешнего статус-кво, к сожалению, были отброшены со службы миру и стабильности… Говоря: «Мы открыты для переговоров с Россией по вопросам безопасности», Байден, в некотором смысле, также нанес ущерб суверенным правам Украины… Мы знаем, что Украина не находится под опекой и не отдала свою волю иностранному капиталу. Единственная власть, которая будет говорить о будущем или безопасности Украины, — это люди, которые составляют администрацию этой страны, а точнее все граждане Украины».

В своем выступлении лидер турецких националистов Д.Бахчели также подчеркнул, что они как Партия националистического движения считают войну между Россией и Украиной категорически неправильной, и надеются, что никто не станет соучастником этого «убийства».

Цитируем лидера Партии националистического движения: «Мы считаем, что дипломатия и диалог — единственный выход для укрепления мира, спокойствия и стабильности. Война — это неправильно, это потеря для человечества».