- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О турецкой реакции на операцию РФ на Украине. Часть 9

24 февраля с.г. Российская Федерация начала специальную военную операцию, которая была обозначена, изначально, как операция по защите признанных Россией ДНР и ЛНР. Однако, как можно заметить, границы операции значительно расширились и по состоянию на момент написания данной статьи (5 марта) уже можно говорить об операции практически на всей территории Украины. Сменив в заголовке слово «Донбасс» на слово «Украина», продолжаем ранее начатый цикл публикаций, посвященный текущей (!) реакции в Турции на российскую специальную операцию.

Часть 8 нового цикла статей доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=84274 [1].

Продолжаем анализировать самые интересные и разноплановые материалы — реакции, которые посвящены в Турции военному конфликту на Украине. Отметим, что, в этом году, Дипломатический форум в Анталье стал подлинного глобальным. На фоне противостояния на Украине ведущие мировые лидеры потянулись на южное побережье Турции, на что изначально страна-организатор и рассчитывать не могла. Это – серьезная прибавка в статусе не только мероприятию, но и самой Турции.

Одним из самых статусных гостей в Анталье стал генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. Обратимся к тем заявлениям, который сделал глава Североатлантического альянса (перевод и выделение текста жирным шрифтом – авторские – прим.):

«Мы оказываем поддержку Украине, мы восхищаемся их силой и мужеством. Мы наблюдаем беспрецедентные санкции против России. И все это калечит и парализует российскую экономику. Это оказывает сильное давление на Россию».

Заявив, что НАТО неизменно оказывает конкретную поддержку Украине, генеральный секретарь НАТО Столтенберг отметил:

«Во-первых, мы,  вместе с нашими многочисленными союзниками, на протяжении многих лет, с 2014 года, поддержали десятки тысяч украинских военнослужащих, поддержали поставками. Это очень важно, потому что эти, получившие подготовку солдаты, десятки тысяч солдат, в настоящее время – на фронте, на войне. Прежде всего, это — самая конкретная поддержка, которую мы оказали Вооруженным силам Украины, украинскому народу и украинскому руководству. Это — то, что остановило и затормозило российское вторжение. Конечно, ещё больше военной и гуманитарной помощи мы оказываем с некоторыми союзниками по НАТО. Они оказывают материальную и финансовую поддержку. Мы являемся свидетелями беспрецедентных санкций против России. И все это подрывает и парализует российскую экономику. Это оказывает сильное давление и на Россию, на президента Путина».

«Помимо экономических издержек, если вы посмотрите, например, на рост цен на энергоносители во многих частях мира, эти санкции никому не нужны», — заявил сказал Столтенберг. И далее: «Они – также очень дорогостоящие, они дорого обходятся всему миру. 140 государств ООН категорически это осудили. Мы, как НАТО и союзники по НАТО, применили серьезные санкции с тем, чтобы оказать максимальное давление на Россию. Некоторые государства, я согласен с премьером (непонятно из контекста на кого делает отсылку Й. Столтенберг – И.С.), все должны сесть за стол переговоров. Пока мы давим на Россию, либо санкциями, либо поддержкой, которую мы окажем Украине. Конечно, те, кто находятся на фронте, платят самую большую цену. Но союзники по НАТО продолжают поддерживать их».

Оценивая предпочтение стран (мира – И.С.) в пользу НАТО, Йенс Столтенберг сказал:

«Например, Норвегия имеет границу с Россией. И когда она вступила в НАТО в 1949 году, они (Россия – И.С.) также восприняли это как провокацию. А решать будут (видимо, спикер пропустил слово «не» — И.С.) Лондон, Вашингтон, Париж, а Норвегия. Они подали заявку и ее приняли.

Так что, иногда свободные страны могут делать это, когда хотят. Мы не хотим жить в мире, где некоторые страны это делают (вступают в НАТО, надо понимать – прим.) и это становится провокацией, а другие страны вторгаются, и это становится свободой.

Словения, Норвегия, Прибалтика, Польша, у них своя свобода принятия решений, они сами принимают самостоятельные решения и выбирают свой путь, и мы должны уважать их свободу в этих решениях.

Не может быть и речи о том, чтобы большие страны, НАТО или другие страны решали, что делать. Здесь — свободные независимые страны. И об этом говорится снова и снова здесь, например, в Хельсинки, Парижском соглашении и во многих документах. Другими словами, каждая страна может свободно принимать собственные решения, в том числе о том, как организовать безопасность.

Если Украина хочет этого, Россия должна уважать независимые и свободные решения каждой страны, так же как уважают, когда Швеция и Финляндия не участвуют (не входят в состав НАТО)».

Цитируем Й. Столтенберга далее:

«Я не защищаю все, что Соединенные Штаты сделали за последние 200 лет. Я человек, который выходил на улицы в знак протеста против многих войн. Это не извинение и не оправдание. За чужие ошибки. Итак, мы должны начать с основ. Суть в том, может ли независимая свободная страна выбирать свой путь или нет? Если вы сомневаетесь в этом, то мы входим в мир, где Россия может применить силу. Другими словами, мы с восхищением наблюдаем за поддерживаемой нами Украиной, за их силой и мужеством».

На вопрос о цене мира генсек НАТО Й. Столтенберг ответил: «Это — их решение. Вступать или не вступать (в НАТО, очевидно – И.С.). Это — решение Украины. Есть соглашение, который Россия хочет сделать обязывающим для НАТО (соглашение на то и соглашение, что они являются для сторон обязывающими – И.С.). Она (Россия – И.С.) хочет соглашения, которому мы будем следовать, чтобы НАТО больше не расширялось.

Например, Швеция и Финляндия, в настоящее время, не являются государствами-членами. Но полностью исключить такую ​​возможность они не могут. Это вариант для них. Россия хочет, чтобы это было запрещено. Расширение НАТО запрещено. В случае с Украиной Россия хочет, чтобы Украина соблюдала правило рождения (непонятно о чем идет речь, приводим как есть – И.С.). Это тоже интересно.

Итак, хотим ли мы жить в мире, где малым странам не разрешается делать то, что они хотят? Мы не хотим жить в таком мире. Если Украина хочет членства, то другие члены будут решать, готова ли Украина к членству. Членство Украины не ожидалось сразу. Но главное — уважать волю каждой страны».

Признаться, это выступление генерального секретаря НАТО настолько популистское, настолько грешит разрывами логики и противоречиями, что его можно комментировать бесконечно.

Приведем лишь пару примеров разрывов логики:

Йенс Столтенберг очень просто и одним махом разбирается со всеми претензиями к США, накопившимися за годы существования этой страны. Он просто говорит о том, что да были ошибки на протяжении 200 (!) лет. И далее говорит, что не будет их оправдывать, а просто поговорит о России. И уже переключается на право маленьких стран на самоопределение. В этом месте становится ещё интереснее, если учесть те права малых стран, которые попали под «пяту» США. Разумеется, ни о каком самоопределении и речи не идет. Кроме того, самоопределение – это вопрос народного волеизъявления, хотя бы, с проведением референдума. А не вопрос решения того правительства, которое находится у руля страны.

Отдельных слов заслуживает то, что Й.Столтенберг, не стесняясь говорит о том, что союзники НАТО на протяжении 8 лет готовили ВС Украины и накачивали страну оружием. И продолжают это делать и в настоящее время, что, на его взгляд, очевидно, способствует миротворческому процессу.

Разумеется, никаких отсылок в речи генерального секретаря НАТО нет на то, почему же Россия выдвигает такие требования в адрес Альянса. В том смысле, что Россия хочет, наконец, зафиксировать на бумаге то, что ранее и так с Западным руководством проговаривалось и все возможные заверения в чем были получены.

Заметим, что задача России на фронтах информационной борьбы с Западом, в настоящее время, должна, в обязательном порядке, предусматривать разоблачение всех этих недоговорок, которые принципиально меняют всю картину. То есть, есть 200-летние ошибки США, но начинать «с основ» генеральный секретарь НАТО предлагает именно, начиная с России.

Все эти неопределенности Турции отлично видны и понятны. Однако, в настоящее время вопрос заключается не в них, а в том, какую позицию и на каких условиях займет страна? – Понятно, что в идеальном для Турции исходе, она сохранит свой нейтральный статус, не будет применять санкции по отношению к России, но, с другой стороны, «почистит свою карму» в отношениях со своими традиционными партнёрами на Западе.

Этому будет способствовать то, что в сложившихся условиях, в попытке склонить Турцию на свою сторону, Запад будет намного более сговорчивым, чем был ранее. Иными словами, западные «партнёры» Турции просто не могут садиться за переговорный стол с турками, не обещая им ничего. Такая ситуация заставит их судорожно искать то, что можно Турции предложить.

Допустим, в случае того же НАТО, интерес Турции – более чем понятен. Если Турция – член этого военно-политического блока, то вызовы национальной безопасности Турции должны автоматически рассматриваться и как вызовы Североатлантическому альянсу. Иными словами, в перечень угроз НАТО, на взгляд Турции, следует включить Рабочую партию Курдистана и её «филиалы», включая Партию демократический союз и Силы народной самообороны в Сирии. Более того, Турция добивалась и продолжает добиваться того, чтобы секта Фетхуллаха Гюлена квалифицировалась бы в мире в качестве «террористической организации» со всеми вытекающими для этой структуры последствиями.

Теперь зададимся вопросом: может ли НАТО предложить хоть что-то из перечисленного выше? – Выразим убежденность в том, что Североатлантическому альянсу попросту нечего Турции предложить из того, в чем она, действительно, нуждается.

Вернемся к США и тем шагам в сторону Турции, которые они могут предпринять. Вот – информация, размещенная на сайте Управления по связям с общественностью при администрации президента Турции. Цитируем:

«В рамках цели достижению объема товарооборота между Турцией и США в 100 миллиардов долларов, в США будут проведены мероприятия по «торговой дипломатии» при координации Управления по связям с общественностью при Администрации президента и Меджлиса турецких экспортёров (TİM).

Делегация высокопоставленных чиновников, членов парламента и бизнесменов из Турции посетит США в период с 14 по 18 марта 2022 года для проведения различных встреч.

Делегация проведет переговоры по торговой дипломатии и двусторонним экономическим отношениям в Вашингтоне и Нью-Йорке.

Согласно программы визита, будут обсуждаться отношения Турции и США, новые горизонты в экономическом сотрудничестве и потенциальные области экономического сотрудничества. В мероприятии примут участие глава Президентского офиса по инвестициям Ахмет Бурак Даглыоглу, главный советник Администрации президента и член Комиссии по экономической политике Джемиль Эртем, глава Комиссии промышленности, торговле, энергетике, природным ресурсам, информации и технологиям, депутат Коньи от партии ПСР Зия Алтунялдыз, заместитель председателя Меджлиса турецких экспортёров Башаран Байрак, вице-президент Совета торговых марок Меджлиса турецких экспортёров Сулейман Оракчиоглу, вице-президент Союза палат и бирж Турции Айхан Зейтиноглу и представители деловых кругов.

Делегация встретится с турецкими и американскими бизнесменами, посетит Государственный департамент и Торговый департамент США и Торговую палату США.

Делегация, которая проведет переговоры по расширению торговых отношений между США и Турцией в аналитическом центре Atlantic Council, также встретится с представителями американской и международной прессы.

В рамках программы, будут организованы панели и семинары по торговой дипломатии для повышения роли Турции в Трансатлантическом экспорте. Панельные заседания под названием «Объединение сил для процветания: отношения между Турцией и Америкой» и «Инициативы Турции и Америки для новых горизонтов: цель торговли в 100 миллиардов долларов» пройдут в Турецком доме в Нью-Йорке.

Ожидается, что четырехдневная программа, совместно организованная Управлением по связям с общественностью и Меджлисом турецких экспортёров, положительно повлияет на динамику коммерческих отношений между Турцией и США».

Сразу надо оговориться, что мероприятие, о котором написано выше, является далеко неслучайным, равно как и нельзя считать простым совпадением то, что это мероприятие происходит на фоне того, что Турция отказывает Западу в том, чтобы, со своей стороны, ввести санкции по отношению к России.

На фоне того, что руководство США не может предложить Турции ничего из того, что Турцию, по-настоящему, занимает (см. более ранее множественные публикации на эту тему – И.С.), оно пытается продемонстрировать свою помощь в том, чтобы кратно нарастить двусторонний товарооборот до цели в 100 млрд долларов.

Что с этой идеей – «не в порядке»? Только лишь то, что это так не работает. Для турок США является достаточно знакомой и освоенной страной. И если 2021 год страны закрыли с товарооборотом под 30 млрд долларов, то это отвечает текущим возможностям двух стран и готовности торговать.

Проведение семинаров и произнесение ритуальных речей никак не помогут турецким бизнесменам в том, чтобы резко, приблизительно в три раза, нарастить свой экспорт в США. Рынки США являются слишком высококонкурентными и, к тому же, территориально удаленными от Турции для того, чтобы экспансия (а иначе и выразиться нельзя – прим.) подобного рода был бы попросту невозможной. Ну или, выразимся мягче, крайне маловероятной.

В отличие, допустим, от России – в том смысле, что именно Россия, территориально и ментально близкая Турции, со стремительно пустеющими от конкурентов рынками, может стать для турецкого бизнеса привлекательной целью №1.

Что ещё можно сделать в ходе визита в США турецкой делегации? – Ну можно «промыть мозги». В этом смысле, весьма характерным сморится в программе мероприятий посещение делегацией Государственного департамента США, с которым коммерсантам не о чем разговаривать просто по определению.

Не достигнув успеха (по крайней мере, пока) в том, чтобы вынудить турецкое руководство ввести санкции в отношении России, можно то же самое попробовать делать на уровне турецкого бизнеса. Показать им перспективы в США (которых, на самом деле, для турок – не так чтобы очень и много – И.С.), и популярно, «пользуясь случаем», объяснить, что Россия – «страна-изгой», находящаяся на грани финансового краха, и сотрудничать с ней не только бесперспективно, но и «вредно для здоровья».

Как можно судить именно такого рода посылы и мероприятия будут распространены в рамках убеждения Турции и её бизнеса отказаться от сотрудничества с Россией.

Впрочем, тут стоит заметить любопытное: невпечатляющий состав турецкой делегации, отправляющейся в США. Складывается полное ощущение, что первые лица того же Меджлиса турецких экспортёров попросту «отмотались» от поездки в США, не желая тратить на неё время.