О турецкой реакции на операцию РФ на Украине. Часть 8

24 февраля с.г. Российская Федерация начала специальную военную операцию, которая была обозначена, изначально, как операция по защите признанных Россией ДНР и ЛНР. Однако, как можно заметить, границы операции значительно расширились и по состоянию на момент написания данной статьи (5 марта) уже можно говорить об операции практически на всей территории Украины. Сменив в заголовке слово «Донбасс» на слово «Украина», продолжаем ранее начатый цикл публикаций, посвященный текущей (!) реакции в Турции на российскую специальную операцию.

Часть 7 нового цикла статей доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=84264.

Продолжаем анализировать самые интересные и разноплановые материалы — реакции, которые посвящены в Турции военному конфликту на Украине. На момент написания данной публикации (12.03.22), в центре внимания турецких СМИ, — итоги телефонного разговора между президентами Р.Т.Эрдоганом и Дж.Байденом, а также итоги визита генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга на Дипломатический форум в Анталье.

Начнем с первого и самого главного. Западные союзники совершенно не знают и не понимают Турецкую Республику и её руководство, а также те мотивы, которые последним движут.

Итак, что же не по форме (о ней позже), но по сути показали переговоры Дж.Байдена и Й.Столтенберга с Р.Т.Эрдоганом? Похоже они, искренне рассматривают Турцию как некую не слишком далекую «банановую республику».

Почему «не слишком умной» — Потому что предлагать сейчас Турции продать БПЛА Украине – это означает подталкивать её не просто к обострению отношений с Россией, а подталкивать к прямому столкновению. Можно предположить, что обещали даже и профинансировать эту сделку за Украину.

Цитируем в этой связи информацию турецких СМИ:

«Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг провел встречу с Чавушоглу на полях Дипломатического форума в Анталье. Он также сегодня проведет встречу в Эрдоганом.

«Мы ожидаем, что все наши союзники введут санкции против Москвы. Только так мы можем заставить Россию заплатить за происходящее. Я также сообщил об этом господину Чавушоглу и скажу президенту Эрдогану. Турция играет ключевую роль в поддержке Украины. В этом плане очень важны поставки боевых БПЛА. Для Украины это очень важно», — заявил Столтенбер».

На что упирают западные «партнёры» Турции? – На то, что турецкие БПЛА (для которых, кстати, Запад отказался поставлять двигатели – И.С.) – это флагман турецкого оборонно-промышленного комплекса и Турция их хочет продавать по всему миру. Ясное дело, что страны НАТО для Турции – это куда как более большой, платежеспособный и, получается, в целом, привлекательный рынок. Однако, входной билет через Украину – слишком дорог, чтобы Турция на него согласилась.

Однако, похоже, что западные «партнеры» считают, что Турция – «пожадничает» или не заметит «тонкого расчета». Ну или просто «отбывают номер», делая такие вбросы в расчете что даже они сами по себе могут напрячь отношения между Россией и Турцией. Кстати, в этом смысле, не стоит исключить и вероятность появления фейков, показывающих тайную отгрузку турецких беспилотников на Украину.

Теперь про «банановую республику» в контексте попытки выстраивания коммуникаций Западом с Турцией.

Эти самые «плодовые республики» не имеют своего собственного суверенитета. Их лидерам можно позвонить и надавить на них. Даже не пытаясь их купить. Ничего не обещая. Не проявляя уважения, и не пытаясь даже. Заметим, что это – именно то, что Запад сейчас пытается делать с Турцией.

Чего не понимают эти звонящие / приезжающие / стучащиеся в турецкие двери:

Турецкое руководство — очень и очень злопамятно. Оно — не «великодушно», даже к «сирым и убогим». Неслучайно президент Р.Т.Эрдоган – это чуть ли не чемпион среди мировых лидеров по количеству открытых дел за оскорбление чести и достоинства. Причем даже не за прямые оскорбления, а за оскорбления косвенные, но с явным подтекстом.

В этом смысле характерно высказывание одной, немедленно задержанной обозревательницы, которая в определенном контексте недавно произнесла пословицу, которую можно перефразировать как «баран даже дворец сделает хлевом». Было заведено дело…

Так что, турецкое руководство помнит Западу и площадь Гези в 2013 году, помнит и попытку военного переворота в 2016 году, помнит многочисленные демарши в регионе с теми же курдами, помнит, что их, буквально, «выкинули» из программы F-35 и украли несколько млрд долларов, которые Турция инвестировала, помнит, что сама Турция ходит сейчас под санкциями в отношении своего ОПК, помнит карикатуры в газетах / журналах и высказывания в отношении своего президента на официальном уровне от США и ЕС. Включая призывы Байдена к «законному свержению» Реджепа Тайипа Эрдогана. Читало и помнит многостраничные издевательские отчеты о «Прогрессе Турции» на пути в ЕС. На каждый из которых Турции приходилось судорожно реагировать в попытках «оправдаться».

Помнит и знает турецкое руководство, что Запад только и ждет его ухода, чтобы свернуть эту «лавочку» по созданию новой независимой Турции. Такая Турция Западу не нужна, и Эрдоган не нужен. И в Турции это отлично видят.

В результате, на Западе не понимают, что теперь Турция будет наслаждаться своей позицией того, к кому Запад будет ходить на поклон. Это будет тонко, долго и мучительно. Визитерам будут наливать «литры чая», соглашаться, сочувствовать, и выказывать всяческую поддержку Украине и борьбе «свободного мира» против «российской агрессии». Будет это делаться изощренно, как положено народу с древней культурой, испытывающему от происходящего моральное удовлетворение.

Но вот чего делать Турция не будет – так это делать какие-либо практические шаги по ограничению своего торгово-экономического сотрудничества с Россией.

Однако, Турция, очевидно, будет занимать позицию не просто нейтралитета, а «нейтралитета активного», пытаясь, по максимуму, набирать для себя очки и выигрыши от происходящего вокруг. Это, целиком и полностью, отвечает практичному турецкому менталитету, который весьма быстро ориентируется и приспосабливается к меняющимся окружающим условиям, даже самым сложным.

Цитируем статью ведущего турецкого политолога, генерального координатора Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) Бурханеттина Дурана. Он опубликовал 12 марта в ведущем англоязычном издании страны свою статью «Турецкая посредническая роль только началась»:

«Встреча министра иностранных дел России Сергея Лаврова и министра иностранных дел Украины Дмитрия Кулебы, которая состоялась на полях Анталийского дипломатического форума, не привела к прекращению огня. Война в Украине еще не достигла точки, когда стороны были бы готовы пожать друг другу руки в отношении прекращения огня и всеобъемлющего мирного соглашения.

Вряд ли кто-то ожидает, что русские остановятся перед завоеванием Киева, столицы Украины. Быстро продвинувшись на юг, Россия усилила давление на многие города, в том числе и на столицу, однако, они не считают, что сделали достаточно, чтобы сформулировать условия переговоров. Казалось бы, Москва хочет отрезать Украину от Черного моря и оттеснить ее к западу от Днепра. Русские также, похоже, думают, что смогут выдержать суровые международные санкции, пока не оккупируют Украину.

Тем не менее, дипломатическая инициатива Турции, которая началась с предложения президента Реджепа Тайипа Эрдогана выступить посредником в переговорах и завершилась 10 марта трехсторонней встречей в Анталье, — важна. Тот факт, что министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу «способствовал» первому контакту между своими российскими и украинскими коллегами, свидетельствует о том, что политика «активного нейтралитета» страны может способствовать миру, в зависимости от будущего хода конфликта. В этом смысле, договоренность двух министров о продолжении диалога и встрече их президентов была, безусловно, позитивной. Еще больше усилий необходимо для содействия временному прекращению огня и созданию гуманитарных коридоров.

В конце 90-минутной встречи в Анталии украинская делегация назвала требования России «неприемлемыми», тогда как русские, похоже, вели переговоры как часть своей военной кампании. Действительно, Лавров воспользовался этой возможностью, чтобы привести новые аргументы, призванные узаконить вторжение его страны на Украину. В связи с этим, он заявил, что Россия столкнулась с экзистенциальной угрозой, обвинил Киев в том, что он фактически никогда не вел переговоры, и утверждал, что Запад спровоцировал Украину. Российский министр также заявил, что Европейский союз поощряет поставки летального оружия в Украину и утверждает, что биологические исследовательские центры в Украине могут быть использованы для разработки биологического оружия.

Что касается жестких экономических санкций Запада, Лавров заявил, что его страна «никогда больше не будет зависеть от Запада». Он также пошел ва-банк в отношении нефти и природного газа: «Что касается нефти и газа: мы оставляем все это на усмотрение и совесть наших западных коллег. Мы никогда не использовали нефть и газ в качестве оружия. Если они не купят нефть и газ, мы не будем настаивать на том, чтобы они покупали (у нас), если они хотят заменить его, пусть делают это».

По-прежнему, крайне сложно предсказать, когда закончится вторжение  России в Украину. Однако ясно одно: позитивные отношения между Россией и Западом, которые некоторые ожидали установить после окончания Холодной войны, полностью рухнули. Изоляция страны со стороны США и ЕС окажет долгосрочное негативное влияние на российских политиков. То же самое касается России, когда речь идет о Европе, Восточной Европе и странах Балтии. Хотя министр иностранных дел России заявил, что его страна была «вынуждена» вторгнуться в страну своего южного соседа, и обвинил Запад в разыгрывании ядерной карты, идея российского экспансионизма уже прочно укоренилась в умах европейцев.

В дальнейшем вопрос о гуманитарном коридоре станет гораздо более важным. Само собой разумеется, что Кремль воспользуется моментом этого шага, чтобы продемонстрировать свою решимость. Напомним, что Россия использовала временное прекращение огня и гуманитарные коридоры для углубления вторжения в Сирию. Такая же участь ожидает и осажденные города Украины, начиная с Мариуполя. Гражданское население, которое могло оказать сопротивление, участвовать в нерегулярных боевых действиях или иным образом создать проблему управления, будет вынуждено эвакуироваться из этих мест.

В этом смысле, это — начало третьего этапа войны: после быстрого наступления России (первый этап), за которым последовало сопротивление Украины и усиление поддержки Запада. В это время русские стремятся выгнать мирных жителей из украинских городов, чтобы углубить войну, поскольку Запад доводит свои экономические санкции, в том числе в энергетическом секторе, до самого высокого уровня.

Возможность прекращения войны дипломатическим путем до завершения этого третьего этапа остается маловероятной. Тем не менее, решительные усилия Турции по продвижению дипломатии и посреднических переговоров чрезвычайно ценны. Эти шаги окупятся в четвертой главе войны — когда бы она ни началась».

Итак, что мы можем сказать по поводу публикации безусловно одного из самых осведомленных и приближенных к турецкой власти обозревателей?

Мы видим, безусловно, трезвую оценку происходящих событий и мотивов российской стороны, даже если отдельные высказывания свои и российских политиков турецкий автор, при этом, кавычит из «редакторских соображений».

Как мы можем видеть, турецкая сторона абсолютно не питала иллюзий на тему того, что будет исходом переговоров в Анталье. Турецкой стороне было хорошо известно, что для С. Лаврова не было задачи вести серьезные переговоры с представителями украинской делегации. Однако, турки, совершенно справедливо рассудили, что могут поднять свое реноме даже в результате простой встречи между двумя делегациями на своей территории.

Как прогнозируется турецким автором: Россия займет Киев и юг Украины. Это – тот минимальный актив, с которым России уже можно будет выходить и на более серьезные переговоры с Украиной. Точнее наоборот, это заставит выходить Украину на другие переговоры с Россией и мотивировать Запад также на другого рода контакты с Россией, чем это наблюдается сейчас.

В этом смысле, надо отметить то выражение, которое автор употребил в своей статье – «четвертый этап войны». Как следует из приведенного нами текста, турецкий автор не ожидает ревизии отношений между Западом и Россией после того, как горячая фаза конфликта на Украине будет завершена. Отношения как между Россией и Западом, так и на уровне руководств стран, вовлеченных в конфликт, он считает «всерьез и надолго» испорченными.

О какой же тогда важной роли Турции, в этом смысле, говорит турецкий автор? Какова будет роль Турции в условиях, когда он, очевидно, ожидает «Холодную войну – 2». Где должна оказаться Турция в этой системе уравнений?

На самом деле, это – крайне серьезные вопросы, ответа на которые, как мы полагаем, пока нет даже у самого турецкого руководства. Потому что непонятно не только сколько продлится третья фаза (выражаясь в терминологии турецкого автора – прим.) войны, но и то с какими потерями из неё выйдут стороны.

При этом, мы здесь не говорим даже о судьбе Украины. Она, так или иначе, уже предопределена турецким автором, который рассуждает о перспективах взятия Киева.

Речь идет уже о другом: с каким ущербом для своих экономик к окончанию горячей фазы конфликта подойдут страны Запада и Россия? И далее: какое влияние на внутреннюю политику стран, вовлеченных в конфликт, это окажет?

Пока, в первую очередь на Западе, бытует та точка зрения, что экономика России рухнет, а сама страна попадет в состояние дефолта. Соответственно, такое положение может и, по западной идее, должно сопровождаться тем, что российское руководство сменится под «давлением снизу народных масс». Заметим, что эта точка зрения если не разделяется, то активно продвигается в прозападных турецких СМИ.

Другой вопрос заключается в том, разделяет ли эту точку зрения турецкое руководство? В том смысле, считает ли оно, что экономике России Запад нанесет ущерб, «несовместимый с жизнью Российской Федерации»?

Полагаем, что, как минимум, такого сценария развития событий Турция для себя не исключает. Уж больно велико то экономическое давление, которое оказывается сейчас США и коллективным Западом на Россию и уж слишком ослабшей наша страна подошла к этому противостоянию, если смотреть не на военный потенциал, а, допустим, на то стратегическое одиночество, в котором наша страна находится сейчас в активной фазе конфликта с Западом. Экономика, построенная на поставках за рубеж энергоносителей в «обмен» на «всё остальное», в условиях изоляции России, оказывается нежизнеспособной. А это не может не означать того, что России надо срочно переходить на принципиально другой экономический уклад. Вопрос заключается лишь в том, чтобы сформулировать этот уклад и обеспечить его практическое внедрение. Большие сомнения не может не вызывать способность нынешней российской элиты это воплотить на практике.

52.39MB | MySQL:103 | 0,473sec