О турецкой реакции на операцию РФ на Украине. Часть 7

24 февраля с.г. Российская Федерация начала специальную военную операцию, которая была обозначена, изначально, как операция по защите признанных Россией ДНР и ЛНР. Однако, как можно заметить, границы операции значительно расширились и по состоянию на момент написания данной статьи (5 марта) уже можно говорить об операции практически на всей территории Украины. Сменив в заголовке слово «Донбасс» на слово «Украина», продолжаем ранее начатый цикл публикаций, посвященный текущей (!) реакции в Турции на российскую специальную операцию.

Часть 6 нового цикла статей доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=84237.

Продолжаем анализировать самые интересные и разноплановые материалы — реакции, которые посвящены в Турции военному конфликту на Украине. На момент написания данной публикации (11.03.22), в центре внимания турецких СМИ, — итоги встречи (а не переговоров, заметим сразу – И.С.) между министрами иностранных дел России, Украины и Турции на полях Дипломатического саммита в Анталье.

Заметим, что визит С.Лаврова в Анталью обсуждался и планировался заранее и, изначально, не предполагал, разумеется, встречи со своим украинским коллегой. И даже нахождение на одном мероприятии с Кулебой, также, как показывает дипломатическая практика, автоматически не означает того, что стороны на нем будут встречаться за столом, за рамками дежурных приветствий «в коридоре».

Так что, можно констатировать, что Россия, будучи в эти дни основным «ньюсмейкером» сделала очевидный жест в сторону Турции. Кроме того, своим участием во встрече, обе стороны, разумеется, не только российская, показали, что они не избегают переговоров друг с другом. В том смысле, они обе стремились показать, что они «за мир во всем мире», хотя и не без предварительных условий.

Понятно, что для Турции – это огромное событие, само по себе. Дело даже не в том, что Турция добавила себе «очков в карму» / веса на международной арене как страна, способная не просто сидеть за одним переговорным столом с Россией и Украиной. Речь идет о том, что Турция – это страна, куда могут приехать высокопоставленные, вплоть до высших представителей власти, российские и украинские чиновники. И если украинские чиновники, включая и президента В.Зеленского, готовы в эти дни отправиться куда угодно, лишь бы «а поговорить», то принять у себя представителей из России – это, действительно, выражение особого отношения. В этом смысле, Россия куда как более разборчива по сравнению с Украиной.

Ограничивается ли этим дело? – Как быстро выясняется в эти дни, отнюдь нет. Речь идет ни много ни мало о том, что у действующей в Турции власть появляются новые дополнительные шансы в том, чтобы обеспечить себе успех на предстоящих в 2023 году внеочередных президентских и парламентских выборах.

Поясняем.

Накануне, 10 марта, состоялся телефонный разговор между Эрдоганом и Байденом (о его весьма скромных результатах поговорим позже). 11 марта должен состояться экстренный визит главы Североатлантического альянса Столтенберга в Анкару. В понедельник, 14 марта, Турцию с официальным визитом посетит канцлер Германии Шольц.

Чего хотят «все эти люди»? – Ответ — очевиден:

Присоединения Турции к западным экономическим санкциям.

Что получат? — Менее очевидно:

Ничего, за рамками заверений в готовности действовать в русле решений НАТО. И политической риторики за «мир» и за «поддержку территориальной целостности и суверенитета» Украины.

Чего не понимают или не хотят понимать «западные партнеры» Турции? – Ситуация выглядит следующим образом:

Присоединение Турции к санкциям = практически неминуемое поражение президента Р.Т.Эрдогана и его Партии справедливости и развития на президентских и парламентских выборах 2023 года.

На фоне экономических трудностей и падения турецкой лиры, когда «экономический пакт» между властью и населением (голоса в обмен на благосостояние) серьезно пошатнулся, нынешняя турецкая власть шла чуть ли не к неминуемому поражению от Большой оппозиционной коалиции.

Турецкая власть интенсивно искала голоса в националистической повестке, однако, эффект Нагорного Карабаха, если он и был в «промышленных масштабах», оказался весьма краткосрочным. Нужно было нечто большее.

И тот бушующий океан, в котором сейчас оказалась Турция в связи с событиями вокруг Украины, создал и постепенно укрепляет уверенность в турецком обществе в том, что только один капитан способен, лавируя между всеми, провести турецкое судно, при этом не «врезаясь» ни в кого — в США, ЕС, НАТО, Россию, Китай и проч.

В таких кризисных обстоятельствах нельзя довериться младополитикам вроде Экрема Имамоглу. Нужен антикризисный мощный политик. И этот политик Р.Т.Эрдоган, который, со всеми своими нюансами, способен разговаривать на равных с ведущими мировыми державами.

Рейтинги действующей власти резко поползли вверх. Те, кто ещё вчера говорил, про то, чтобы отдать голос за оппозиционного кандидата и оппозиционную партийную коалицию (Народно-республиканская партия, Хорошая партия, Партия будущего и Партия демократии и прорыва при скрытой поддержке со стороны Партии демократии народов – И.С.), сегодня уже говорят о том, что поддержат Эрдогана, потому что он дает им чувство безопасности.

Короче, западные уговоры – мимо турецких ушей. Потому что в эти дни судьба турецкой власти тесно связана с её маневрированием вокруг темы Украины без резких телодвижений. Старое выражение про «переправу и лошадь» подтверждает свою непреходящую актуальность.

Теперь, в условиях того, что Турция не хочет вводить санкции в отношении России и, очевидно, будет отчаянно сопротивляться давлению со стороны Запада, что может предпринять Запад? На самом деле, Запад может оказывать давление не только на официальную Анкару, но и на бизнес страны, даже в условиях того, что официальных санкций со стороны турецкого государства может и не последовать.

Это облегчается тем, что турецкий крупный бизнес – а именно он, в первую очередь, должен интересовать Запад в плане введения рестрикций на торгово-экономическое сотрудничество с Россией – является международным, плотно вовлеченным в торгово-экономическое сотрудничество с Западом, как с США, так и с ЕС. И если государство турецкое не желает обрывать свои связи с Россией, то на турецкий крупный бизнес можно оказывать давление, запугивая их различными ограничениями на Западе, отрезанием от крупных заказов и прочими препятствиями.

Заметим, что уже сегодня турецкий бизнес склонен проявлять крайнюю осторожность в том, что касается публичных контактов с российскими представителями. Уклоняясь от официальных контактов, предлагая переносить публичные мероприятия и проч. Потому как отлично понимает, что та же украинская сторона, пристально следя за его деятельностью, будет раздувать шумиху из любого официального общения. Общение между бизнесами России и Турции постепенно переходит на уровень кулуарных разговоров.

Приведем простой пример, из сферы авиаперевозок, того, как это выглядит на практике.

«Турецкая Pegasus Airlines не будет летать в Россию с 13 по 27 марта» сообщается в новостях от 11 марта.

Правильный вопрос в этой ситуации: устоят ли «Турецкие авиалинии»? Имея в виду, что Турция продолжает оставаться одним из окон России во внешний мир.

Полагаем, что, все-таки, «Турецкие авиалинии» должны устоять. Хотя, в настоящий момент, они и испытывают определенные трудности с тем, чтобы принимать платежи от россиян. Невзирая на заверения того, что пластиковые карточки Mastercard и Visa отечественных банков будут работать на территории РФ, как сообщает авиакомпания, возникли значительные трудности при приеме платежей. При этом, карты платежной системы «Мир» продолжают исправно работать.

Что же случилось с авиакомпанией Pegasus? Напомним, что они — частная турецкая авиакомпания, за которой стоит известная семья Сабанджи. Одна из богатейших семей Турции, поднявшихся в середине прошлого века, в том числе, на торговых операциях с США и Европой. И имеющая тесные связи и поныне. Это – та самая старая стамбульская элита, противовес которой попытался создать президент Р.Т.Эрдоган в виде «новой анатолийской элиты».

С другой стороны, «Турецкие авиалинии» — это лишь формально полугосударственная турецкая авиакомпания, а по сути — государственная компания. Бразды правления которой, целиком и полностью, находятся в руках нынешнего руководства страны. При этом заметим, что «Турецкие авиалинии» — это больше чем авиакомпания. Это мировой бренд Турции, которая декларирует то, что она может дотянуться до самых отдаленных и сложных уголков планеты, включая не только неблагополучные, но и откровенно опасные страны (допустим, то же Сомали).

Понятно, что семейству Сабанджи не хочется лезть в ненужные риски в своих контактах с США и ЕС. Они — тот самый старый капитал Турции, который прозападный и за возвращение на западную «столбовую дорогу турецкой истории».

А вот «Турецкие авиалинии» — это другое дело. За ними — турецкое государство и сейчас они — одни из основных бенефициаров того, что пассажиро- и грузопоток с Россией пойдет через них. Невзирая ни на какие операционные трудности.

Иными словами, на наш взгляд флагман турецких авиаперевозчиков, то что называется, «устоит». Ну или это будет означать официальную позицию государства турецкого и, чуть ли не автоматически, Эрдоган и ПСР проиграют на следующих выборах (см. рассуждения на эту тему выше – И.С.). Это будет означать прерывание всех деловых и личных коммуникаций с Россией, что, сразу и почти автоматически, приведет к краху туризма в Турцию из России. Этот поток ни сейчас, ни в перспективе просто некем заменить. Российские туристы – это не российская нефть, которых можно заместить нефтью венесуэльской.

Тем не менее, США и ЕС будут продолжать свое давление на турецкий бизнес воздерживаться от контактов с бизнесом российским. Причем, это давление будет как прямым, так и косвенным – через «демонизацию» и «маргинализацию» России в турецких СМИ. В этом смысле, на первый план выходит информационная борьба за «сердца турецких зрителей». В которую Россия должна очень серьезно включиться.

Теперь обратимся к тому, какие заявления были опубликованы сторонами, имея в виду Турцию и США по итогам телефонного разговора между президентами Р.Т.Эрдоганом и Дж.Байденом.

Вот что на эту тему сообщает сайт Управления по связям с общественностью при администрации президента Турции.

Цитируем:

«Президент Реджеп Тайип Эрдоган провел телефонный разговор с президентом США Джо Байденом. Звонок касался региональных событий, включая нападение России на Украину и турецко-американские отношения.

Заявив, что Турция продолжает свои усилия для достижения политического урегулирования между Россией и Украиной, президент Эрдоган указал на важность диалога Турции с обеими сторонами и содействия позиции в поиске решения в случае дальнейшего углубления кризиса.

Обратив внимание на важность того, чтобы министры иностранных дел России и Украины получили возможность провести беседу с глазу на глаз, организованную Турцией сегодня в Анталье, благодаря открытому Турцией каналу доверия, Президент Эрдоган подчеркнул, что даже организация такой встреча сама по себе была дипломатической победой.

Подчеркнув, что Турция ожидает скорейшего завершения запроса США на закупку 40 новых самолетов и модернизацию существующих F-16, президент Эрдоган отметил, что настало время отменить все несправедливые санкции против Турции в сфере оборонной промышленности».

А от и в значительно степени отличающийся от турецкого пресс-релиз американской стороны, опубликованный на сайте Белого дома. Цитируем:

«Сегодня президент Байден провел телефонный разговор с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Президенты обсудили общую обеспокоенность неспровоцированным и неоправданным вторжением России в Украину. Они подтвердили свою твердую поддержку правительства и народа Украины, подчеркнули необходимость немедленного прекращения российской агрессии и приветствовали скоординированный международный ответ на кризис. Президент Байден выразил признательность за усилия Турции по поддержке дипломатического урегулирования конфликта, а также за недавнее взаимодействие Турции с региональными лидерами, которое способствует укреплению мира и стабильности. Кроме того, президенты обсудили возможности укрепления двусторонних связей».

Заметим сразу принципиальное.

Самое занятное в действиях США в эти дни заключается в том, что в попытке ввести новые санкции против России / заместить Россию на энергетических рынках, американцы буквально обивают пороги тех самых стран, против которых они сами ранее ввели до сих пор действующие односторонние санкции, включая Венесуэлу, Иран и Турцию.

О чем, собственно, и написала в своем пресс-релизе турецкая сторона, призвав, наконец, решить вопрос с поставками Турции запасных частей для самолетов F-16. Напомним, что в этих поставках было Турции отказано из-за приобретения ей российских систем ПВО С-400. Поставки запчастей для F-16 рассматривались Турцией как способ вернуть свои деньги американской продукцией, которые они ранее инвестировали в совместный проект создания истребителя пятого поколения F-35. Инвестированные ранее средства, которые исчисляются «7 нулями» в долларах США, американцы туркам, до сих пор, так и не вернули. Что, вообще говоря, наглядно показывает откровенно бандитскую позицию американцев по отношению к своим партнёрам, которые «имели несчастье» перед ними в чем-то «проштрафиться».

Более того, турецкий пресс-релиз говорит и об американских санкциях в целом. В том смысле, что ограничения сегодня со стороны США касаются Управления по оборонной промышленности и его руководства. При этом заметим, что именно через это Управление раньше велась закупка на рынках третьих стран материалов и комплектующих для национального ОПК. Такая блокировка привела к невозможности, в рамках существующей схемы, продолжения этой деятельности. В целом, на сегодня Запад отказывает Турции в том, чтобы поставлять стране критичное для неё оборудование в сфере ОПК.

Будет ли на этот призыв реакция с американской стороны? – Беремся предположить, что какая-то реакция в виде небольших уступок, всё же, возможна. Однако, принципиальный вопрос заключается в том, что Турции не нужны «небольшие уступки». Для Турции вопрос заключается в том, чтобы устранить все «несправедливости», которые она для себя и американцев четко обозначила, в двусторонних отношениях. И здесь происходит то, что американская политическая система не может «переварить» все эти шаги в сторону Турции, даже если соответствующие обещания будут даны президентом Д. Байденом.

В этом смысле, все разговоры между США и Турцией заканчиваются ровно одним и тем же: упоминанием американским президентом того, что он не может обещать что бы то ни было Турции без резолюции Конгресса / Сената. А, следовательно, в глазах Турции его президентская должность не стоит ровным счетом ничего. Вот президент Путин – он настоящий президент, потому что все вопросы с ним можно решать, не выходя из комнаты. А Байден – он не президент, а простой представитель, которому надо согласовывать свои действия с «головным офисом компании».

52.36MB | MySQL:103 | 0,586sec