- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О турецкой реакции на операцию РФ на Украине. Часть 12

24 февраля с.г. Российская Федерация начала специальную военную  операцию, которая была обозначена, изначально, как операция по защите признанных Россией ДНР и ЛНР. Однако, как можно заметить, границы операции значительно расширились и по состоянию на момент написания данной статьи (5 марта) уже можно говорить об операции практически на всей территории Украины. Сменив в заголовке слово «Донбасс» на слово «Украина», продолжаем ранее начатый цикл публикаций, посвященный текущей (!) реакции в Турции на российскую специальную операцию.

Часть 11 нового цикла статей доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=84348 [1].

Как показал вчерашний визит в Анкару канцлера Германии Олафа Шольца, а также более ранние переговоры президентов Р.Т.Эрдогана с Дж.Байденом и с генеральным секретарем НАТО Й.Столтенбергом, «кавалерийским наскоком» Турцию не взять и санкции ввести против России не заставить.

В этом смысле, «первый круг» визитов на Анкару «больших западных политиков» можно считать «успешно» пройденным. На 16 марта намечен (на момент написания статьи, ещё не состоялся – И.С.) визит президента Польши Анджея Дуды в Анкару. О нем порассуждаем чуть позже, однако, заметим, что это – уже второй круг визитеров в Анкару, уже со стороны «младоевропейцев». Которые, как показывает практика, настроены по отношению к России куда как более «несдержанно», чем их коллеги из Европы «старой».

Тем не менее, для начала, закончим разбираться с теми заявлениями, которые были сделаны по итогам визита в Анкару германского канцлера. Продолжаем цитирование информации, опубликованной на сайте президента Турции Р.Т.Эрдогана:

«Заявив: «Мы заинтересованы в тесном сотрудничестве с Германией по региональным вопросам», президент Эрдоган подчеркнул следующее: «Недавние события в нашем регионе доказали, что Турция играет ключевую роль во многих областях, особенно в сферах безопасности и энергетики. Нет сомнения, что Германия является одной из ведущих стран в Европейском Союзе. Я верю, что конструктивная позиция и поддержка наших немецких друзей будут продолжаться (видимо, «выражаться» — И.С.) в развитии отношений между Турцией и ЕС».

Заявив, что Турецко-немецкий университет в Стамбуле является очень важным и серьезным трамплином, особенно в сфере образования, президент Эрдоган продолжил:

«Мы обсуждали это, в частности, с канцлером. Я ему предложил создать факультет богословия в Турецко-германском университете, и, аналогичным образом, согласовать (вопрос создания – И.С.) филиал Турецко-германского университета в Германии и, в этом вопросе, немедленно предпринять быстрые шаги соответствующей земле или городу (Германии, где будет открыт филиал университета – И.С.). На самом деле, в структуре соглашения (очевидно, имеется в виду соглашение между Турцией и Германией о сотрудничестве в сфере образования – И.С.) это есть (то есть, предусматривается немецкое отделение, как минимум; насчет факультета богословия – это вопрос – И.С.). Посредством этого шага, через срочное создание в Германии отделения Турецко-германского университета, будет достигнута большая польза в смысле устранения пробела, особенно, в сфере богословия». И что касается этого вопроса, г-н канцлер рассмотрит его, и мы предпримем соответствующие шаги.

И я назначил двух наших друзей (обычное слово, когда говорят о назначениях в Турции – И.С.) в качестве специальных представителей. Ибрагим Калын, который уже ранее занимался этим вопросом, продолжит и дальше свою миссию, однако, наш представитель Чагатай бей также подключится к этому вопросу. Точно так же мы предпримем эти шаги с двумя людьми, которых назначит канцлер».

Далее: «Я считаю искренние и открытые оценки, сделанные канцлером Германии, важными для обеих стран. В этом отношении, наша встреча прошла в, действительно, очень искренней обстановке. Особенно перед заседанием Стратегического совета высокого уровня, конечно, будет проведена предварительная подготовка с работой наших друзей-министров и встречами с адресатами наших спецпредставителей, и я верю, что у нас будет возможность отправиться на заседание Стратегического совета высокого уровня совсем по-другому (полагаем, что речь идет о том, что предыдущие ССВУ между Турцией и Германией проходили с результатами, не слишком удовлетворявшими турецкую сторону – И.С.)».

От представителей прессы на пресс-конференции поступил вопрос: «Вы упомянули военное сотрудничество, канцлер сказал, что партнеры по НАТО должны быть едины. Будете ли вы по-прежнему покупать оружие у России? Будете ли вы участвовать в санкциях Запада?».

На это президент Эрдоган ответил следующим образом:

«Используя термин «военное», что имеется ввиду под сотрудничеством НАТО? Сотрудничество в НАТО также является институтом, в котором формируется военная солидарность НАТО… Мы, в настоящее время, — два партнера с Германией в НАТО, мы — две важные страны НАТО. Поэтому, наверное, очень важно оценить это между нами, особенно, в этом процессе. Что мы можем сделать вместе как две страны НАТО, какие недостатки мы можем преодолеть таким же образом, мы провели совместную оценку».

Относительно оружия, которое Турция купила у России, президент Эрдоган сказал: «Конечно, есть оружие и вооружения, которые мы купили у России до настоящего времени. Вероятно, было бы слишком рано говорить о том, что покажет будущее в нынешних условиях. Нам нужно увидеть, каковы будут условия».

Президент Эрдоган сказал: «Мы – в положении тех, кто одновременно отстаивает нашу дружбу с г-ном Зеленским, а также с г-ном Путиным. Но позвольте мне также сказать следующее: что касается санкций, мы сделали то, что требуется в рамках правил Организации Объединенных Наций. И то, чего не сделали страны НАТО, невзирая на Россию (имеется в виду, невзирая на особые отношения с Россией – И.С.), мы также сделали. Мы продолжили ту поддержку. Точно так же мы отправили более 50 грузовиков в Украину, и мы продолжаем отправлять нашу гуманитарную помощь».

В свою очередь, канцлер Федеративной Республики Германии О. Шольц также высказался в своем выступлении относительно отношений между Турцией и ЕС:

«Турция и ЕС сотрудничают. У нас есть некоторые планы на будущее. Например, мы будем реализовывать форматы диалога на высоком уровне. Переговоры по Таможенному союзу будет продолжаться».

Отметив, что сотрудничество между Турцией и ЕС по вопросам миграции и беженцев также очень важно, канцлер ФРГ Шольц сказал: «На данный момент мы видим, что эти вопросы не заканчиваются в Украине, и, к сожалению, пока существует насилие, люди все равно будут мигрировать и искать безопасные места».

Отметив, что в ходе встречи с президентом Эрдоганом они также обсудили экономическое сотрудничество между Турцией и Германией, канцлер ФРГ Шольц продолжил: «Г-н Президент коснулся также развития экономических отношений. Мы определились с форматами встреч, выгодных для обеих сторон. Не только между Германией и Турцией, но и между ЕС и Турцией, безусловно, сотрудничество в сфере энергетики очень важно».

Также канцлер Федеративной Республики Германии заявил, двусторонние отношения являются «хорошими» и, в ходе встречи, было рассмотрено развитие этих хороших отношений. Цитируем:

«Мы хотим лучше использовать большой потенциал в наших отношениях. Мое правительство взяло на себя ответственность за это».

Канцлер Федеративной Республики Германии О. Шольц, говоря о войне между Россией и Украиной, заявил, что были предприняты шаги, которые сначала должны обеспечить прекращение огня, а потом шаги, направленные на достижение мира. При этом он подчеркнул, что то соглашение, которое будет достигнуто в этом процессе, должно быть приемлемым для Украины.

Как отметил О.Шольц: «Мы не будем вести переговоры» (в контексте того, что Германия и, по всей видимости, и Турция, не являются сторонами переговорного процесса – И.С.).

Как подчеркнул О.Шольц, «каждая ракета, направленная в сторону Украины, отделяет Россию от международного сообщества». И далее: «Мы обращаемся к президенту России. Остановите это, наконец. Мы говорим, возможно только дипломатическое решение».

Напомнив, что Германия и Турция поддерживают Украину в самообороне, канцлер Федеративной Республики Германии Шольц сказал: «Мы считаем, что закрытие (Черноморских – И.С.) проливов для военных кораблей, со ссылкой на Конвенцию Монтрё, является важным вкладом. Мы должны поблагодарить за это (Турцию – И.С.)».

Заявив, что они «опечалены» событиями на Украине, канцлер Федеративной Республики Германии Шольц сказал: «Господин президент и я – едины в нашей обеспокоенности по поводу этого нападения. Должны быть предусмотрены безопасные коридоры для гражданских лиц, с тем, чтобы они могли покинуть опасные регионы».

Отметив, что встреча с президентом Эрдоганом является показателем действительно хорошего сотрудничества и отношений между двумя сторонами, канцлер Федеративной Республики Германии Шольц сказал, что в нынешней ситуации никто и подумать не мог, что они соберутся вместе во время войны.

Канцлер ФРГ Шольц заявил, что они обменивались информацией с президентом Эрдоганом о своих встречах со сторонами, и сказал: «У нас были встречи как с президентом Франции, так и с господином Зеленским. Мы должны сделать все возможное, чтобы эти переговоры продолжились. Но теперь самое важное – чтобы результаты были достигнуты, и пушки замолчали», — сказал Шольц.

Отметив, что переговоры между Украиной и Россией чрезвычайно важны, канцлер ФРГ Шольц сказал: «Мы приветствуем готовность наших турецких союзников внести свой вклад в дипломатическое решение. Очень полезным было проведение встречи между министрами иностранных дел двух стран (России и Украины) в Турции», — сказал он.

Канцлер ФРГ Шольц заявил, что они хотят поддержать миллионы людей, бегущих из Украины, и сказал: «В то же самое время (то есть, параллельно переговорам и давлению на Россию – И.С.), мы пытаемся их поддержать. В настоящее время в Польшу прибыли 1,7 миллиона беженцев, в Германию – более 100 тысяч. В большом количестве из Украины бегут также граждане третьих стран. Эта ответственность – на всех из нас и мы, в этом вопросе, должны оказать поддержку».

Указав, что то, что произошло в Украине, является грубым нарушением международного права и надо быть сильными, канцлер ФРГ Шольц продолжил: «Оружие должно быть остановлено как можно скорее. Для нас важно обеспечить и защитить территориальную целостность и суверенитет Украины. Нам крайне важно сотрудничать в структуре НАТО. Сейчас мы сталкиваемся с изменившейся ситуацией в области безопасности. Мы сообщили, что силы НАТО будут сосредоточены в странах на его восточной границе. Здесь воздушная полиция (имеется в виду контроль воздушного пространства – И.С.) также будет осуществляться Германией».

И далее: «По этой причине мы приняли решение о дополнительном фонде в размере 100 миллиардов евро для нашей федеральной армии и таким образом, мы должны обеспечить нашу безопасность вместе».

Канцлер Федеративной Республики Германии Шольц заявил, что, поскольку Германия хочет отныне поставлять электроэнергию из возобновляемых источников энергии, они хотят активнее использовать различные источники, включая энергию ветра.

Канцлер Федеративной Республики Германии Шольц сказал: «Мы хотим долгосрочного сотрудничества с другими странами в этом отношении. В особенности, мы импортируем водород (вероятно, все же, это – ошибка перевода турок или оговорка канцлера; речь идет об углеводородах – И.С.).

Мы должны обеспечить поставку из разных стран, чтобы не зависеть от России. Тогда мы сможем сами принимать собственные независимые решения».

Также канцлер Федеративной Республики Германии Шольц отметил, что региональное сотрудничество в настоящее время приобрело гораздо большее значение, и отметил, что он приветствует отношения, сложившиеся у Турции с Израилем и Грецией.

Канцлер Федеративной Республики Германии Шольц отметил, что в Германии проживает очень много людей турецкого происхождения, и сказал: «Сейчас они являются важным элементом нашего общества. У нас много представителей и депутатов турецкого происхождения в федеральном правительстве и парламенте. … Я очень доволен их вкладом в политику Германии».

Что касается позиции Германии в отношении того, должна ли Турция оставаться нейтральной по отношению к России, канцлер Федеративной Республики Германии Шольц сказал: «Турция открыто выразила свое несогласие с этим нападением, с войной. Она защищала территориальную целостность и суверенитет Украины, она направила не только гуманитарную помощь, но и оружие. Мы должны принимать их во внимание, когда мы обсуждаем эти вопросы».

Как указал Шольц, санкционные решения, принятые ЕС и США против России, принесли гораздо более драматические результаты, чем они ожидали, и сказал: «Последствия санкций сейчас ощущаются повсюду в России. Конечно, мы делаем это сначала для достижения прекращения огня, а затем для мира. Соглашение, которое должно быть достигнуто, должно быть соглашением, которое может принять Украина… Они защищают свою родину независимо от того, на каком языке они говорят».

Далее, говоря об обвинениях в адрес А. Меркель в игнорировании прав человека, Шольц отметил следующее: «Я думаю, что вы поступаете несправедливо по отношению к госпоже Меркель. Когда речь идет о правах человека, она никогда не закрывала на них глаза, я должен её защитить».

Подчеркнув, что соглашение ЕС с Турцией о беженцах, заключенное в период правления Меркель (печально известное Брюссельское соглашение – И.С.), ни в коем случае, не должно быть забыто канцлер Олаф Шольц сказал: «Миллионы беженцев нашли убежище в Турции. Соглашение о беженцах, которое мы подписали, направлено на поддержку Турции в выполнении этих обязанностей. Это соглашение подписано в пользу беженцев. Госпожа Меркель всегда видела это таким образом. Наша настоящая обязанность брать на себя ответственность не только когда беженцы приезжают в наши страны, но когда проблема беженцев есть во всем мире, не только у наших соседей, но также и в Африке происходит множество событий. Мы не можем сказать: «Эта проблема не касается нас, пока они не придут к нам». Вот почему нам нужны такие соглашения контракты, как с Турцией».

Отметив, что он также обсуждал вопрос лицензирования канала DW с президентом Р.Т.Эрдоганом, канцлер Олаф Шольц сказал: «(DW) мы хотим, чтобы они вещали независимо. Наша цель — добиться этого», — сказал он.

Канцлер Федеративной Республики Германии Олаф Шольц на вопрос об ограничениях, наложенных Германией на продажу некоторых военных товаров союзнику по НАТО Турции, ответил: «Мы тесно сотрудничаем с НАТО».

Подчеркнув, что это сотрудничество приобретает все большее значение, канцлер ФРГ Шольц продолжил: «Например, мы хотим развивать наши силы на западном фронте НАТО с точки зрения передовой мощи, и мы будем развивать их дальше. В рамках Федеральной армии мы вносим 50 миллиардов евро в бюджет НАТО, и мы также выделили дополнительные средства в нашем бюджете. У нас в Германии жесткая оборонная экспортная политика. Эти правила чрезвычайно строги. Мы должны действовать в рамках, определенных законом».