- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О внешней политике Турции в условиях спецоперации России на Украине. Часть 68

24 февраля с. г. Российская Федерация начала «специальную военную операцию», которая была обозначена, изначально, как операция по защите признанных Россией ДНР и ЛНР, однако, по факту прошедших двух месяцев, переросла в полноценную войну на Украине между Россией и коллективным Западом.

Это противостояние стало фактором, чье влияние на внешнюю политику буквально всех основных международных игроков сложно переоценить. Включая и Турцию, которая стремится не только извлечь из этого противостояния для себя дивиденды, но и выйти из конфликта значительно политически и экономически окрепшей. Можно заметить, что Турция внесла целый ряд коррективов в свою внешнюю политику, причем, буквально по всем направлениям. Продолжаем с этим разбираться.

При этом переименовываем цикл наших статей с «О турецкой реакции на операцию РФ на Украине» в «О внешней политике Турции в условиях спецоперации на Украине». Нумерацию статей нашего цикла сохраняем, с точки зрения сохранения хронологичности излагаемого нами материала.

Предыдущая Часть 67 нашего цикла доступна на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=86881 [1].

Одним из заметных внешнеполитических событий, затрагивающих самым непосредственным образом и Украину, стал визит 8 июня в Анкару министра иностранных дел Сергея Лаврова для встречи со своим турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу. Пожалуй, самым главным для турецкой публики в этом визите было то, что окрестили «зерновым кризисом», где Турция стремится предстать страной, которая спасла если не весь мир, то развивающиеся страны от продовольственного кризиса.

Как представляется, эту тему Турция продолжит «вести», потому как это единственный зримый результат турецкого посредничества, который может возникнуть в обозримой перспективе. Других вариантов пока нет. А Украина хоть и не первая строчка в списке тех вопросов, которые поднимают действующей власти её рейтинг в глазах электората в преддверии выборов, но уверенно войдет в пятерку главных вопросов.

Так что, продолжаем цитировать все наиболее заметное, что касается этой темы. В частности, в турецком издании «Daily Sabah» была опубликована статья авторства известной журналистки Нагехан Алчи под заголовком: «Зерновой кризис и роль Турции».

Обратимся к сказанному в этой публикации:

«Недавний визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Турцию имел важное значение для поиска способов освободить украинское и российское зерно, которое застряло из-за войны, которую Россия начала в Украине. Лавров встретился со своим турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу, и они обсудили создание «безопасного зернового коридора» из украинских портов на Черном море через турецкие проливы.

Однако, для открытия такого коридора и Украина, и Россия должны прийти к соглашению. Россия хочет очистить воды от морских мин, но Украина не хочет подчиниться, потому что чувствует угрозу и незащищенность, поскольку Россия все еще атакует ее порты.

С другой стороны, Москва пытается приуменьшить значение украинского зерна. Г-н Лавров сказал, что оно составляет лишь 1/100 мирового зерна.

На самом деле, Россия является гораздо более крупным производителем зерна, так что вместе с Украиной они обеспечивают большую часть всего предложения. Поскольку на транспортировку из России действуют эмбарго, российское зерно тоже нельзя вывозить. Так что, проблема — двусторонняя. Чтобы накормить мир, нужно снова распределить и украинское, и российское зерно; в противном случае скоро начнется жестокий голод из Африки.

С тех пор, как 24 февраля Россия вторглась в Украину, поставки украинского зерна из портов Черного моря остановились, и более 20 миллионов тонн зерна застряли в элеваторах.

Роль Турции с начала войны и в разрешении этого кризиса имеет жизненно важное значение, поскольку Анкара взяла на себя посредническую роль, разговаривая с обеими сторонами и проводя встречи. Она граничит с обеими странами на море и готова взять на себя роль в рамках механизма наблюдения, который может включать турецкое военно-морское сопровождение танкеров, покидающих Украину и проходящих через Турецкие проливы.

Сделка по итогам встречи г-на Чавушоглу и г-на Лаврова указывала на механизм с участием Украины, России, Турции и ООН, выступающих гарантами процесса. Россия хочет, чтобы поставки зерна контролировались и проверялись, а порты были очищены от мин, которые оставят Украину беззащитной. Я думаю, что этот страх небезоснователен.

С другой стороны, Украина утверждает, что Россия ворует ее зерно и вывозит украденное из Крыма. Об этом заявил посол Украины в Турции, и он также сказал, что они обращались к Анкаре за помощью. Однако, Россия опровергает это утверждение. Пресс-секретарь российской оккупационной власти в Крыму Олег Крючков заявил, что зерно поступает в Крым из Мелитополя в России, значит, это российское зерно.

Очень жаль видеть, что основные потребности, такие как зерно, манипулируются и перехватываются из-за политических расчетов. В мире произошли улучшения в технологии и науке, но человечество далеко от объединения человечества. Глобализм ослабевает. Печально видеть, как политики позволяют людям голодать в борьбе за власть. Это не многообещающая эпоха для мира, и если лидеры не извлекут уроки из этого кризиса, нам придется столкнуться со многими серьезными проблемами в ближайшем будущем».

Итак, как мы можем видеть, турецкие эксперты четко указывают на проблему, которая заключается не только и не столько в украинском зерне, сколько в зерне российском, которое не доставляется на мировые рынки. И географический охват этой проблемы, как отмечает турецкая обозревательница, — отнюдь не включает, в первую очередь, развитые страны. Он включает, прежде всего, африканские страны, которые являются наиболее подверженными подобного рода кризисам.

Полагаем, что, в ближайшее время, данный вопрос получит то или иное развитие при самом активном участии Анкары. Хотя приоритетом внешней политики Турции этих дней, в первую очередь, станет Саммит НАТО в Мадриде, на котором Турции предложит выдержать тяжелый экзамен на свою субъектность.

При этом, заметим, что Турция продолжает озвучивать свою принадлежность к Западу, говоря о том, что она: а) не против расширения НАТО на восток и имеет сутевые претензии к Альянсу, его текущим и будущим членам, б) Турция выступает против российского вторжения на Украину и её позиция по Финляндии и Швеции в НАТО никоим образом не является отражением её отношений с Россией. Проще говоря, у Турции нет намерения «лить воду на российскую мельницу». По этим вопросам 15 июня высказался заместитель министра иностранных дел Турции Фарук Каймакчи.

Война России против Украины – «незаконна», заявил заместитель министра иностранных дел Фарук Каймакчи, подчеркнув, что «это — серьезное нарушение международного права».

Выступая на приеме, устроенном посольствами Польши и Литвы в столице Анкаре по случаю 3 мая 1791 года, Дня Конституции, Каймакчи сказал: «К сожалению, в этом году мы стали свидетелями серьезной атаки на европейский мир и стабильность».

«Мы поддерживали Украину с первого дня. Мы искали способы положить конец войне», — сказал он, добавив, что Турция продолжит попытки содействовать переговорам.

«В целом мы будем продолжать идти по этому пути, чтобы суверенная и независимая Украина заняла достойное место среди миролюбивых народов Европы».

Как напомнил заместитель министра, член НАТО Турция имеет морскую границу с Россией и Украиной в Черном море и работает в качестве посредника между воюющими сторонами. Она поддержала Киев, но отказалась вводить санкции против Москвы.

Фарук Каймакчи также подчеркнул, что Турция, в настоящее время, работает с Организацией Объединенных Наций над смягчением негативных последствий войны для глобальных потребностей в продовольствии.

По запросу ООН Турция предложила сопровождать морские конвои из украинских портов по коридору безопасности для перевозки украинского зерна, в частности зерновых и пшеницы, заблокированных в портах страны. Турция предложила свои услуги, несмотря на наличие морских мин, некоторые из которых были обнаружены вблизи турецкого побережья.

Как пишет турецкое издание Daily Sabah: «Прием начался с исполнения государственных гимнов Польши, Литвы, Украины и Турции, которые исполнили заслуженные музыканты Евгений Кострицкий из Украины и Рустам Рахмедов из Туркменистана. После гимнов выступили Временный поверенный в делах Польши Роберт Тшецяк, посол Литвы в Турции Рикардас Дегутис, посол Украины в Турции Василий Боднар, который был специальным гостем программы, и (заместитель министра иностранных дел Фарук – И.С.) Каймакчи. 3 мая 1791 года парламентарии Речи Посполитой приняли Конституцию 3 мая, чтобы исправить политические недостатки. Это современное законодательство было второй письменной конституцией в мире после американской и первой в Европе. Она была принята для обеспечения большей свободы и политического равенства на своей территории и введения конституционной монархии».

Говоря о двусторонних отношениях с Польшей, Каймакчи сказал, что отношениям уже 600 лет, и с 2009 года они находятся на уровне стратегического партнерства.

Он обратил внимание на частые контакты на высоком уровне между странами, включая визит президента Польши Анджея Дуды в Турцию в марте и визит министра иностранных дел Збигнева Рау в прошлом месяце. По его словам, объем торговли между Турцией и Польшей приближается к цели в 10 миллиардов долларов.

Говоря о связях с Литвой, Каймакчи сказал, что в прошлом году две страны отметили 30-летие «восстановления дипломатических отношений».

Он подчеркнул, что «Турция никогда не признавала советскую оккупацию и последующую аннексию Литвы после Второй мировой войны». «Мы были одним из самых решительных сторонников вступления Литвы в НАТО», — сказал он далее, добавив, что «Анкара ценит поддержку Польши и Литвы в процессе вступления Турции в ЕС».

На самом деле, самым характерным в приведенном нами выступлении заместителя министра иностранных дел является признание о том, что «Турция не признавала оккупацию Литвы» — это достаточно свежий тезис, который, полагаем можно распространить и на турецкую позицию по Латвии и по Эстонии. Просто так получилось, что темой мероприятия была Литва, Польша и примкнувшая к ним Украина.

Фоном продолжается дискуссия между руководствами Турции и НАТО на тему вступления Швеции и Финляндии в Альянс.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил 15 июня, что Турция не изменит свою позицию в отношении заявок Швеции и Финляндии на вступление в НАТО, пока они не предпримут четких, конкретных и решительных шагов в борьбе с терроризмом.

Выступая на заседании парламентской группы своей правящей Партии справедливости и развития (ПСР) в столице Анкаре, Эрдоган заявил, что Турция не поддержит Швецию в ее заявке на членство в НАТО, в то время как террористические организации действуют свободно в скандинавской стране, добавив, что Анкара не допустит кровопролития «мучеников».

«В то время как павшие нашей страны ежедневно разрывают наши сердца, никто не может ожидать от нас уступок в этом вопросе. Позвольте мне подчеркнуть, что у Турции нет времени тратить на ожидания или двойственные высказывания по этому вопросу», — заявил он.

Министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу также заявил в 15 июня, что «Анкара ценит усилия главы НАТО Йенса Столтенберга по решению проблем безопасности Турции». Он повторил, что Турция направила свои требования Швеции и Финляндии в официальном письменном письме и все еще ждет конкретного ответа.

В то время как две скандинавские страны заявили, что переговоры будут продолжены для разрешения спора, Анкара заявила, что не получила никаких ответов на свои требования, включая прекращение поддержки групп, которые Турция считает террористами, отмену эмбарго на поставки оружия Анкаре и экстрадицию подозреваемых, которых она разыскивает. Любая заявка на вступление в НАТО требует поддержки со стороны каждого из ее 30 членов. Турция, являющаяся союзником НАТО более 70 лет, заявила, что не изменит своего мнения, если страны Северной Европы не предпримут «конкретных шагов» в связи с ее опасениями. Глава НАТО Йенс Столтенберг подчеркнул, что необходимо учитывать интересы безопасности всех союзников по НАТО.

На самом деле, достаточно интересна позиция генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга, который, раз за разом, выступает с примирительных позиций, пытаясь усадить за переговорный стол двух кандидатов с Турцией.

«Я приветствую серьезные шаги, уже предпринятые для решения проблем Турции. Наш диалог продолжается, чтобы найти общий путь вперед», — сказал Столтенберг на совместной пресс-конференции после встречи семи союзников по НАТО в Гааге.

Касательно Саммита НАТО в Мадриде в конце июня месяца Столтенберг сказал, что встреча будет «исторической и преобразующей».

Между тем премьер-министр Швеции Магдалена Андерссон в тот же день подчеркнула важность диалога и продолжающихся переговоров с Турцией.

Андерссон встретилась с премьер-министром Финляндии Санной Марин и премьер-министром Норвегии Йонасом Гаром Стёре в шведском городе Седертелье, чтобы обсудить региональные вопросы, в том числе заявки Швеции и Финляндии на членство в НАТО.

«Мы действуем вместе с Финляндией. Я рассчитываю на продолжение диалога с Турцией до тех пор, пока проблема не будет решена», — сказала Андерссон, выступая на совместной пресс-конференции после трехсторонней встречи.

Марин заявила, что «крайне важно найти решение до Саммита НАТО», который состоится в конце этого месяца в Мадриде.

«Сейчас есть импульс. Важно, чтобы мы продвигались вперед в этом процессе. Мы серьезно относимся к проблемам Турции и продолжаем вести диалог», — сказала она.

Марин сказал, что заявки Финляндии и Швеции на членство в НАТО могут быть приостановлены, если до Саммита в этом месяце не будет достигнуто соглашение с Турцией, которая в настоящее время блокирует их заявки.

«Я думаю, что на данном этапе очень важно идти вперед. Если мы не решим эти вопросы до Мадрида, есть риск, что ситуация подвиснет», — сказала Марин. «Мы не знаем, как долго, но на какое-то время она может подвиснуть», — сказала Марин журналистам во время визита в Швецию.

Марин подчеркнула, что они серьезно относятся к опасениям Турции и хотят решить их, «и если есть какие-то недоразумения, исправят их».

В то же время она также отметила, что Турция ранее заявляла, что страны будут приветствоваться в НАТО, но Анкара изменила свою позицию после подачи заявок на членство.

«Конечно, мы очень серьезно относимся ко всем вопросам и ведем переговоры, но я также думаю, что и Турция обязана попытаться найти решение на данном этапе», — сказала Марин.

Столтенберг заявил 14 июня во время визита в Швецию, что НАТО «усердно и активно» работает над тем, чтобы решить проблемы Турции «как можно скорее». Ранее Столтенберг заявлял, что Швеция и Финляндия будут приняты в НАТО «с распростертыми объятиями», и ожидал, что турецкий вопрос будет решен до предстоящего саммита НАТО. Но выступая в Финляндии 12 июня, он признал, что спор может затянуться, заявив, что «саммит в Мадриде никогда не был крайним сроком».

Этот вопрос также обсуждался во время телефонного разговора между министром иностранных дел Турции Мевлютом Чавушоглу и Столтенбергом 14 июня с.г.