- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О рабочем визите президента Турции Р.Т.Эрдогана в Сочи. Часть 1

5 августа с.г. состоялся рабочий визит президента Турции Р.Т.Эрдогана в Сочи для встречи с президентом РФ В.В.Путиным. Это – вторая личная встреча между двумя лидерами за последние две недели. Предыдущая встреча состоялась в рамках Астанинского формата в Тегеране 19 июля.

Тегеранская встреча оказалась для турецкой стороны, в заметной внешнему наблюдателю степени, разочаровывающей: турецкие наблюдатели рассчитывали не просто на то, что будет сделано совместное заявление, где будет подчеркиваться приверженность борьбе с терроризмом во всех его формах и проявлениях, но будет дан, со стороны России и Ирана, «зеленый свет» четвертой по счету турецкой операции в Сирии. Как бы турецкая сторона не утверждала отсутствие у неё необходимости в том, чтобы «получать согласие» или «координироваться» (выбор слов может отличаться, но суть – одна и та же – И.С.) с региональными лидерами, как показала практика предыдущих операций, это – не так. В Тегеране не только не прозвучало нужных для Турции слов – от того же Ирана были получены открытые возражения.

Обзор Саммита в Тегеране и реакции на него со стороны турецких обозревателей доступен по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=88163 [1].

Так что, ожидания от Саммита Россия – Турция в Сочи были логическим продолжением «недосказанного» в Тегеране. Ожидания Турции, прежде всего, были направлены на наличие особого «канала связи» между президентами Путиным и Эрдоганом, который позволит решить в двустороннем формате то, что не удалось решить в формате трехстороннем. Вообще, именно Иран, как заявлял неоднократно в прошлом президент Турции Р.Т.Эрдоган, является «лишним» в Астанинском формате.

С другой стороны, столь ярко выраженных ожиданий у России, в преддверии Саммита, от Турции не было. Скорее важен был символизм встречи и символизм того, что Р.Т.Эрдоган, как президент страны, которая де-юре (де-факто – не бесспорно) является частью Западного альянса, прибывает в южную столицу России Сочи для встречи с российским лидером. «Особый характер» отношений между Россией и Турцией было крайне желательно зафиксировать общим заявлением стратегического характера, что, скажем забегая чуть вперёд, и было сделано.

Итак, видим перед собой два ярко выраженных ожидания двух сторон – четвертая операция в Сирии (турецкая сторона) и зафиксированный «стратегический характер отношений», подтверждающий, что Россия – не изолирована (российская сторона). Обратимся к тому, что было по факту сделано. И начнем, прежде всего, с текста совместного заявления, которое было принято сторонами. Публикуем документ с официального сайта Кремля, выделяя наиболее значимые, в контексте данного материала, части текста жирным шрифтом:

«Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин и Президент Турецкой Республики Реджеп Тайип Эрдоган провели встречу в Сочи, Российская Федерация, 5 августа 2022 года.

Несмотря на текущие региональные и глобальные вызовы, лидеры подтвердили общую волю к дальнейшему развитию российско-турецких отношений на основе уважения, признания взаимных интересов и в соответствии со своими международными обязательствами.

В рамках этих пониманий лидеры обеих стран провели широкие консультации по вопросам двусторонней повестки российско-турецких отношений и договорились о следующем: наращивать объем двусторонней торговли на сбалансированной основе и достичь поставленных целей; идти навстречу ожиданиям противоположной стороны в областях экономики и энергетики; предпринять конкретные шаги в целях наращивания взаимодействия по вопросам, которые в течение продолжительного времени оставались на повестке дня обеих стран, в таких секторах, как транспорт, торговля, сельское хозяйство, промышленность, финансы, туризм и строительство.

По региональной проблематике лидеры подчеркнули ключевое значение искренних, откровенных и доверительных отношений между Россией и Турцией для достижения региональной и международной стабильности.

В этом контексте лидеры признали важную роль конструктивных отношений двух стран в заключении Инициативы о безопасном вывозе зерна из украинских портов. Акцентирована необходимость обеспечить полное выполнение Стамбульской пакетной сделки в соответствии с ее духом и буквой, включая беспрепятственный экспорт российских зерна, удобрений и сырья для их производства.

Среди затронутых вопросов были также недавние события в Сирии. Стороны подтвердили, что придают большое значение продвижению политического процесса. Обозначена важность сохранения политического единства и территориальной целостности Сирии. Вновь подтверждена решимость действовать сообща и в плотной координации друг с другом в вопросах борьбы со всеми террористическими организациями.

Заявлена твердая приверженность суверенитету, территориальной целостности и национальному единству Ливии. Стороны обозначили важность проведения свободных, справедливых и заслуживающих доверия выборов на основе максимально широкого консенсуса и вновь подтвердили свою поддержку продолжающемуся политическому процессу, основанному на главенствующей роли самих ливийцев и под их руководством.

Главы государств договорились провести следующее заседание Совета сотрудничества высшего уровня в Турции».

Как можно заметить, текст совместного заявления президентов Путина и Эрдогана после их встречи 5 августа в Сочи — это попытка «официально оформить» российско-турецкие отношения, чтобы «перед людьми не стыдно было». Перед «людьми», в первую очередь, из числа недружественных стран, для кого этот документ, собственно, и предназначался.

Заявление получилось такое (см. выше), что интересно его читать не столько по буквам, а сколько попытаться понять дух этого документа, читая между строк. А дух этого документа подтверждает противоречивый характер нынешних российско-турецких отношений «конкурентного сотрудничества».

Это проявляется с самых первых строк документа: «Несмотря на текущие региональные и глобальные вызовы, лидеры подтвердили общую волю к дальнейшему развитию российско-турецких отношений…».

Вообще-то, волю демонстрируют «перед лицом» вызовов, а не «несмотря» на вызовы.

«Несмотря» означает, что вызовы разделяют страны, ставят их по разные стороны баррикад, чему обе страны «отчаянно упираются», принимая вот такие совместные заявления.

«Перед лицом» же означает, что стороны стоят, плечом к плечу, пытаясь общим вызовам сообща противостоять.

Инвентаризационный перечень отношений (буква документа) — предсказуем: торговля, благодарность за зерновую сделку, Сирия, Ливия + региональный диалог.

Именно, что инвентаризационный, поскольку прорывного ничего и не ожидалось изначально. В обычных условиях, ничего этого не стали бы и класть на бумагу – сколько подобного рода рабочих встреч уже было между двумя лидерами, в том числе, и в Сочи. Однако, в нынешних условиях России очень надо было показать зарубежным «партнёрам», что «несмотря ни на что, Турция — с нами». Что, собственно, и было сделано.

Мы ещё будем возвращаться к подписанному документу, однако, посмотрим, как освещался рабочий визит президента Р.Т. Эрдогана в Сочи турецкими обозревателями. Обратимся к редакционному материалу известного турецкого издания – газеты Daily Sabah. Цитируем:

«Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и президент России Владимир Путин приняли в пятницу заявление, в котором они обязались активизировать политическое и экономическое сотрудничество, в том числе в сфере энергетики и торговли.

Заявление было сделано после визита президента Эрдогана в черноморский город Сочи.

«Несмотря на текущие региональные и глобальные вызовы, лидеры подтвердили общую волю к дальнейшему развитию российско-турецких отношений», — говорится в заявлении Кремля (на самом деле – это явная неточность, сознательная или нет, допущенная турецким изданием; заявление было сделано совместное – И.С.) по итогам четырехчасовых переговоров.

Путин и Эрдоган договорились наращивать торговлю и укреплять экономическое и энергетическое сотрудничество, уделяя особое внимание транспорту, сельскому хозяйству, туризму и строительству.

В заявлении говорится, что лидеры двух стран договорились «оправдать ожидания противоположной стороны в сферах экономики и энергетики».

Вице-премьер России Александр Новак, выступая в телеобращении, назвал договоренности «очень важными», поскольку связи направлены на выход на «новый уровень развития» «практически во всех отраслях».

Оба лидера также подчеркнули важность «искренних, откровенных и доверительных отношений» для достижения региональной и глобальной стабильности, заявили в Кремле.

Хотя военная кампания Москвы в Украине прямо не упоминалась в заявлении, лидеры подчеркнули возобновление поставок украинского зерна, указав на «конструктивные отношения» двух стран, которые, как они подчеркнули, сделали возможным достижение соглашения.

В заявлении также упоминаются постоянные усилия обеих стран в Сирии.

«Стороны подтвердили, что придают большое значение продвижению политического процесса» в Сирии, говорится в заявлении.

«Подтверждена решимость действовать совместно и в тесной координации друг с другом в борьбе со всеми террористическими организациями».

В начале переговоров Путин также похвалил проект газопровода «Турецкий поток», заявив, что Европа должна быть благодарна Турции за бесперебойные поставки российского газа.

«Я верю, что (сегодняшняя встреча) откроет совершенно другую страницу в турецко-российских отношениях», — сказал Эрдоган.

В последний раз Путин и Эрдоган встречались на трехстороннем саммите в Иране в июле».

Заметим, что, на фоне обещания вывода отношений между двумя странами на качественно новый уровень, которое прозвучало как со стороны президента Р.Т.Эрдогана, так и сопредседателя российско-турецкой межправительственной комиссии Новака, издание называет российскую спецоперацию на Украине «военной кампанией», что выгодно выбивается в ряде вариантов названий в турецкой прессе: «вторжение», «агрессия», «оккупация» и т.д.

Как мы видим, и заявление сторон и турецкий материал ставят во главу угла именно экономику. Происходит это естественным образом – на фоне массированных санкций, которые были введены в отношении нашей страны со стороны Западного альянса. При этом в заявлении двух сторон говорит о «достижении заявленных целей». Напомним, что заявленной целью товарооборота между двумя странами, является показатель в 100 млрд долларов – троекратное увеличение по сравнению с текущим показателем.

Отметим, что решение развивать экономическое сотрудничество по всему спектру возможностей, между двумя странами является отнюдь не столь дежурным, как может показаться на первый взгляд. Поясним эту мысль – невзирая на то, что отношения между двумя странами развивались последние два десятилетия достаточно динамично, это развитие носило точечный характер. Ярким свидетельством тому является достижение пика взаимной торговли в 38 млрд долл. в далеком 2008 году. В дальнейшем происходило снижение этого показателя, вплоть до условного «дна» в 25 млрд долл. Происходило это, с одной стороны, на фоне снижения цен на энергоносители – природный газ, нефть и нефтепродукты, а, с другой стороны, из-за неспособности сторон открыть новые страницы сотрудничества.

Турция, невзирая на динамичное развитие, по-прежнему, может быть отнесена к категории развивающихся стран, которые, в первую очередь, заинтересованы в том, чтобы привлекать из-за рубежа технологии и инвестиции. Россия из развитой в научном и промышленном отношении три десятка лет назад, после распада СССР, стремительно деградировала до развивающейся страны, настроенной ровным счетом на то же самое. Заметим, что интерес двух развивающихся стран, по определению, является друг к другу достаточно ограниченным – фокус внимания обращен в сторону наиболее развитых экономик мира.

Это новое положение России было прикрыто «фиговым листком» тезиса о том, что Россия и Турция имеют «взаимодополняющий характер экономик». В том смысле, что Россия способна поставлять сырье и энергоносители, которые у Турции отсутствуют, а Турция может предоставлять России потребительские товары.

При этом следует сделать оговорку о том, что даже такое сотрудничество являлось изначально весьма ограниченным по своей сути. Основой турецкой энергетической политики на протяжении всей новейшей истории двусторонних отношений являлся «уход от энергетической зависимости от России».

Таким образом, Турция продекларировала и, по возможности, пыталась следовать тезису о том, что ей не интересно, даже на фоне роста своей экономике – читай, растущего спроса на энергоносители и сырье, наращивать закупки в России. Турция все эти годы интенсивно искала России альтернативы. Успешность этого – отдельный вопрос, мы говорим про стратегию. Хотя, заметим, что на протяжении всех этих лет наблюдалась стагнация, переходящая в снижение поставок и доли на рынке у Газпрома. В денежном эквиваленте это могло быть не так заметно с учетом колебаний цен на газ и нефть. Именно этим, кстати, в том числе, объясняется и нынешний рост взаимной торговли.

С другой стороны, российская сторона не стремилась к тому, чтобы наращивать свои закупки именно в Турции.

Турция завоевала в России ряд «экономических плацдармов», включая, допустим, важное положение на рынке строительных подрядов, где турецкие подрядчики оказались практически безальтернативными. Как мы знаем, в мире они, по своему потенциалу, могут уступать только подрядчикам из США и Китая.

Американцев, по понятным причинам, на российском рынке достаточно сложно обнаружить. Что же до китайцев – они занимают важное положение не только с точки зрения выполнения строительных подрядов, сколько в плане инвестиций. Китайцы нацелены не только и не столько на зарабатывание денег «здесь и сейчас», сколько на установление долгосрочного контроля через инвестиции.

Что же до турок, то они имеют ещё одно важное качество, которое отсутствует у американцев и у китайцев – это способность «разговаривать на одном языке» с российскими заказчиками, устанавливая с ними «специальные, доверительные отношения». Как ни крути, в определенном смысле, между россиянами и турками есть общность менталитета. И именно такая общность сделала возможным проникновение турок на российский инфраструктурный рынок и закрепление на нем. Турецкие подрядчики – весьма комфортны для российской стороны. Хотя в последние годы наблюдается желание российской стороны удерживать у себя рычаги влияния и самим снимать основные «пенки прибыли».

Ярким примером споров между хозяйствующими субъектами является исключение компании İÇ TAŞ из проекта строительства АЭС «Аккую» с заменой их, как генерального партнёра на турецкой земле, на 100% подконтрольную российской стороне компанию TSM, учрежденную в Мерсине в 2019 году. Заметим, что это решение явилось весьма болезненным для турецкого руководства. Понятно, что попадание в подобную позицию по отношению к проекту «Аккую» невозможно без прямой рекомендации со стороны турецкого руководства. На протяжении целого ряда лет, İÇ TAŞ держали монополию на целый ряд работ и функций на площадке объекта, вплоть до таких вопросов, как развоз рабочих (для чего была создана отдельная «туристическая компания») и «кейтеринг» — ежедневное питание на многотычячной строительной площадке. Генеральный турецкий партнёр и на пушечный выстрел не подпускал других сильных турецких игроков к «Аккую» и тщательно охранял свою «территорию влияния» и от российской стороны.