Турецкие оценки результатов Астанинского саммита в Тегеране. Часть 1

19 июля с.г. в Тегеране состоялся саммит в Астанинском формате с участием президентов России, Турции и Ирана. Эта – первая очная встреча лидеров в данном формате с 2019 года. Разумеется, смыслы и результаты Тегеранской встречи выходят далеко за рамки обсуждения, собственно, сирийской проблематики.

О каких гранях данной встречи можно говорить?

Прежде всего, заметим, что встреча проходит после «исторического» саммита НАТО в Мадриде, на котором страны Альянса согласовали концепцию на 10-летний период с учетом двух глобальных угроз – российской и китайской. Разумеется, это решение было предсказуемо, тем более, после начала Россией 24 февраля с. г. военной операции на Украине. Так что, поиск партнёров для создания «новой реальности» — это одна из ключевых задач российской дипломатии. Неслучайно, что визит в ИРИ президента России В.В.Путина стал первой поездкой, после начала боевых действий на Украине, в страны «дальнего зарубежья». Россия четко показывает тем самым, что рассматривает ИРИ с собой в одной лодке и намерена наращивать сотрудничество с иранской стороной и использовать иранский опыт.

Для Ирана встреча прошла после «(псевдо) исторического» визита президента США Д. Байдена на Ближний Восток, в ходе которого он посетил Израиль, ПНА, а также Саудовскую Аравию. В сухом остатке его поездки в КСА – это документ о нормализации и стратегическом партнерстве между США и королевством, где Иран называется главной угрозой для региональной стабильности, перед лицом которой должен сплотиться арабский мир и пристегиваемый американцами Израиль. Чего стоит одно только замечание, что «евреем можешь ты не быть, но сионистом быть обязан» со стороны Джо Байдена. Так что, Астанинский формат послужил и интересам Ирана, который, тем самым, показал себя знаковым игроком в регионе, о чьей изоляции не приходится и говорить.

Для Турции Тегеранский саммит – это часть очень сложной внешнеполитической партии, которую разыгрывает Анкара как в глобальном измерении – между Западом и Россией, так и в региональном измерении – между условным арабским миром, Израилем и иранской осью. Внешнеполитические ходы Турции, во многом, направлены на то, чтобы демонстрировать свою принадлежность всем сторонам глобального и регионального противостояния. И поддерживать эту сложную систему в балансе: условно говоря, Мадридский «перекос» выправлять с помощью Тегерана. Вообще, антиимпериалистическая повестка – это часть внешнеполитического курса Р.Т.Эрдогана, так что демонстрация себя в Тегеране – это правильный и своевременный ход.

Опять же говорим об этом на уровне общих смыслов, понимая, что по всем осям: Москва – Тегеран, Москва – Анкара, Анкара – Тегеран и, наконец, в «трио», Тегеранская встреча получила свои практические результаты.

Прежде всего, обратимся к тому Совместному заявлению, которое было принято Астанинской «тройкой» по итогам Саммита в Тегеране 19 июля. Приводим ниже неофициальный перевод документа с сайта президента Турецкой Республики (выполнен с английского языка, выделения отдельных слов и словосочетаний жирным шрифтом – авторское, в контексте тематики материала – И.С.):

«Совместное заявление Президента Исламской Республики Иран, Президента Российской Федерации и Президента Турецкой Республики (Тегеран, 19 июля 2022 г.) Президент Исламской Республики Иран его превосходительство Сейед Эбрахим Раиси, Президент Российской Федерации его превосходительство Владимир Путин и Президент Турецкой Республики его превосходительство Реджеп Тайип Эрдоган собрались в Тегеране 19 июля 2022 года на Трехсторонний саммит в рамках Астанинского формата.

Президенты:

  1. Обсудили текущую ситуацию на местах в Сирии, рассмотрели события после последнего виртуального саммита 1 июля 2020 года и подтвердили свою решимость укреплять трехстороннюю координацию в свете своих соглашений, а также выводов встреч министров иностранных дел и представителей. Также рассмотрели последние международные и региональные события и подчеркнули ведущую роль Астанинского процесса в мирном и устойчивом урегулировании сирийского кризиса.
  2. Подчеркнули свою непоколебимую приверженность суверенитету, независимости, единству и территориальной целостности Сирийской Арабской Республики, а также целям и принципам Устава ООН. Подчеркнуто, что эти принципы должны соблюдаться всеми и что никакие действия, кем бы они ни были предприняты, не должны их подрывать.
  3. Выразили решимость продолжать совместную работу по борьбе с терроризмом во всех формах и проявлениях. Осудили возросшее присутствие и деятельность террористических групп и их филиалов под разными названиями в различных частях Сирии, в том числе нападения на гражданские объекты, в результате которых погибли ни в чем не повинные люди. Подчеркнута необходимость полной реализации всех договоренностей, касающихся севера Сирии.
  4. Отвергли все попытки создать новые реалии на местах под предлогом борьбы с терроризмом, включая незаконные инициативы по самоуправлению, и выразили свою решимость противостоять сепаратистским программам, направленным на подрыв суверенитета и территориальной целостности Сирии, а также на угрозу национальной безопасности соседних стран, в том числе посредством трансграничных атак и проникновений.
  5. Обсудили ситуацию на севере Сирии, подчеркнули, что безопасность и стабильность в этом регионе могут быть обеспечены только на основе сохранения суверенитета и территориальной целостности страны и решили скоординировать свои усилия в этом направлении. Выразили свое несогласие с незаконным захватом и передачей нефтяных доходов, которые должны принадлежать Сирии.
  6. Подтвердили решимость продолжать свое постоянное сотрудничество в целях окончательной ликвидации террористических лиц, групп, структур и организаций, обеспечивая при этом защиту гражданских лиц и гражданской инфраструктуры в соответствии с международным гуманитарным правом.
  7. Подробно рассмотрели ситуацию в Идлибской зоне деэскалации и подчеркнули необходимость сохранения спокойствия на местах путем полного выполнения всех договоренностей по Идлибу. Выразили серьезную обеспокоенность присутствием и деятельностью террористических группировок, представляющих угрозу для гражданского населения внутри и за пределами Идлибской зоны деэскалации. Договорились приложить дальнейшие усилия для обеспечения устойчивой нормализации обстановки в Идлибской зоне деэскалации и вокруг нее, в том числе гуманитарной ситуации.
  8. Выразили глубокую обеспокоенность гуманитарной ситуацией в Сирии и отвергли все односторонние санкции, противоречащие международному праву, международному гуманитарному праву и Уставу ООН, включая, среди прочего, любые дискриминационные меры посредством изъятий для определенных регионов, которые могут привести к распаду страны путем содействия сепаратистским программам. В связи с этим призвали международное сообщество, в частности ООН и ее гуманитарные агентства и другие правительственные/неправительственные международные институты, увеличить свою помощь всем сирийцам без дискриминации, политизации и предварительных условий и на более прозрачной основе.
  9. Подтвердили свою убежденность в том, что военного решения сирийского конфликта быть не может и что он может быть разрешен только в рамках политического процесса, который ведется и контролируется Сирией при содействии ООН в соответствии с Резолюцией 2254 Совета Безопасности ООН. В этой связи, подчеркнута важная роль Конституционного комитета, созданного в результате решающего вклада астанинских гарантов и реализации решений Конгресса сирийского национального диалога в Сочи. Подтвердили готовность поддерживать постоянное взаимодействие со своими членами и специальным посланником Генерального секретаря ООН по Сирии Гейром О. Педерсеном в качестве фасилитатора, чтобы обеспечить устойчивую и эффективную работу следующих сессий Конституционного комитета. Выразили убежденность в том, что Комитет в своей работе должен соблюдать базовые условия и принципы, с тем чтобы Комитет мог выполнять свой мандат по подготовке и выработке для всеобщего одобрения конституционной реформы, а также добиваться прогресса в своей работе и руководствоваться чувством компромисса и конструктивного взаимодействия без иностранного вмешательства и навязанных извне сроков, направленных на достижение общего согласия его членов. Подчеркнута необходимость того, чтобы он (Комитет – прим.) осуществлял свою деятельность без каких-либо бюрократических и материально-технических препятствий.
  10. Подтвердили свою решимость продолжать операции по взаимному освобождению задержанных/похищенных в рамках соответствующей Рабочей группы Астанинского формата. подчеркнули, что Рабочая группа является уникальным механизмом, доказавшим свою эффективность и необходимость для укрепления доверия между сирийскими сторонами, и постановили продолжить свою работу по освобождению задержанных и похищенных лиц и расширить свою деятельность в соответствии со своим мандатом по передача тел и опознанию пропавших без вести.
  11. Подчеркнули необходимость содействия безопасному и добровольному возвращению беженцев и внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) в места их первоначального проживания в Сирии, обеспечив их право на возвращение и право на поддержку. В связи с этим, они призвали международное сообщество внести надлежащий вклад в их расселение и нормальную жизнь, а также взять на себя большую ответственность в распределении бремени и увеличить свою помощь Сирии, в частности путем разработки проектов скорейшего восстановления, включая базовые инфраструктурные активы — вода, электричество, санитария, здравоохранение, образование, школы, больницы и т.д., а также посредством гуманитарной деятельности по разминированию в соответствии с международным гуманитарным правом.
  12. Осудили продолжающиеся израильские военные атаки в Сирии, в том числе на гражданскую инфраструктуру. Расценили это как нарушение норм международного права, международного гуманитарного права, суверенитета и территориальной целостности Сирии и признали это дестабилизирующим и усиливающим напряженность в регионе. Подтвердили необходимость соблюдения общепризнанных международно-правовых решений, в том числе, тех положений соответствующих резолюций ООН, отвергающих оккупацию сирийских Голан, в первую очередь резолюций 242 и 497 Совета Безопасности ООН, в которых также все решения и меры, предпринимаемые Израилем в этом отношении, оцениваются как ничтожные и не имеющие юридической силы.
  13. Помимо сирийского вопроса, они (президенты – И.С.) подтвердили свое намерение укреплять трехстороннюю координацию в различных областях в целях содействия совместному политическому и экономическому сотрудничеству.
  14. Договорились поручить своим представителям проведение 19-й Международной встречи по Сирии в Астанинском формате до конца 2022 года.
  15. Приняли решение провести следующий Трехсторонний саммит в Российской Федерации по приглашению Президента Российской Федерации его превосходительства Владимира Путина.
  16. Президенты Российской Федерации и Турецкой Республики выразили искреннюю признательность Президенту Исламской Республики Иран его превосходительству Сейеду Эбрахиму Раиси за любезное проведение Трехстороннего саммита в рамках Астанинского формата в Тегеране».
52.28MB | MySQL:103 | 0,637sec