Об освещении иранскими СМИ встречи президентов Ирана, России и Турции в Тегеране. Часть 1

Саммит президентов России, Ирана и Турции, прошедший 19 июля в Тегеране, привлек к себе значительное внимание со стороны иранских журналистов, экспертов и аналитиков. Основанием для этого являются серьезные изменения в российской внешней политики, произошедшие под влиянием спецоперации на Украине. Если до февраля 2022 года Россия старалась проводить многовекторную политику, пытаясь выстраивать конструктивные отношения как с восточными (Китай, Иран, Индия), так и с западными партнерами, то после того как США и Евросоюз руками своих украинских марионеток фактически развязали против РФ прокси-войну, Москва вынуждена выстраивать сеть новых альянсов. Таким образом, в регионе Ближнего Востока выстраивается совершенно иная архитектура международных отношений и безопасности.

В преддверии саммита и визита президента Российской Федерации Владимира Путина в Тегеран на сайте «Дипломасийе ирани» («Иранская дипломатия») была опубликована статья «Подарки, которые мы ожидаем от визита Путина в Тегеран». Сайт «Дипломасийе ирани» является наиболее интересным аналитическим интернет-изданием ИРИ, посвященным вопросам внешней политики и международных отношений. Его главным редактором является бывший в период президентства Мохаммада Хатами министром иностранных дел ИРИ Камаль Харрази, имеющий имидж умеренного реформиста. К.Харрази выступает за нормализацию отношений с Западом, в частности с Евросоюзом. В статье констатируется, что в настоящее время руководство РФ и российская дипломатия уделяют повышенное внимание иранскому направлению. В.В. Путин, по мнению иранских экспертов,  период и после эпидемии COVID-19 существенно снизил активность своих зарубежных визитов, что же касается нынешнего визита в Иран, то он является первым с момента начала спецоперации на Украине. Эксперты сайта приводили высказывание В.В. Путина, седланное им на встрече с президентом ИРИ Эбрахимом Раиси саммите Каспийских государств в Ашхабаде о том, что партнерство России с Ираном имеет «глубокие предпосылки и взаимовыгодные перспективы». Приводилось сравнение российского президента с императором Петром Великим. При этом констатировалось, что если Петр привел Россию в ряды государств Запада, то Путин в соответствии с национальными интересами эту прозападную линию сейчас заканчивает. Касаясь двусторонних отношений ИРИ и России, эксперты подчеркивали два момента.

Во-первых, возможное увеличение торгово-экономического сотрудничества двух государств. При этом указывалось, что двусторонний товарооборот за прошлый год уже увеличился на 71%.

Во-вторых, возможное сотрудничество в обороной отрасли. При этом цитировались слова высокопоставленного сотрудника администрации США о том, что Россия, возможно, закупит партию иранских беспилотников, боевых и разведывательных для военной операции на Украине. При этом иранские эксперты не подтвердили и не опровергли эту информацию.

В преддверии визита В.В. Путина в Тегеран мог состояться омрачающий его небольшой дипломатический скандал с участием посла Российской Федерации в Исламской Республике Левана Джагаряна. Глава дипмиссии спровоцировал общественную критику тем, что позволил себе указать на невыплату Исламской Республикой долгов за проект АЭС «Бушер» и на несогласие российской стороны с насаждением в ближневосточной стране «западных ценностей». Призыв к Министерству иностранных дел и правительству Ирана отреагировать на высказывания Джагаряна опубликовало новостное агентство «Хабар онлайн». Оно обвинило главу дипломатической миссии в вызывающем поведении. Поводом стало интервью российского дипломата реформистскому изданию «Шарг». Джагарян, отвечая на вопрос о том, почему запущенная при активном российском участии АЭС «Бушер» функционирует с перебоями, заявил: ключевая проблема заключается в том, что Тегеран задолжал Москве «сотни миллионов евро и не платит». Посол подчеркнул: «Несмотря на эти события, мы могли уйти из Ирана, но не сделали этого и остались».

Однако это не все, чем глава дипломатической миссии, как кажется, задел чувства иранцев. В одной из реплик Джагарян замечает, что западный мир хочет насадить в Исламской Республике «свои абсурдные ценности, такие как гомосексуализм и другие грязные вещи». «Однако мы возражаем против этого», – подчеркнул российский посол. Такую логику местные СМИ назвали признаком вмешательства во внутренние дела и напомнили о том, что склонность делать подобные нравоучения аудитории в стране пребывания отражает «интервенционистскую логику». Отметим, что нестандартное поведение Л.Джагаряна не первый раз вызывает гнев у иранской стороны. 14 августа 2021 года посол России сфотографировался со своим британским коллегой Саймоном Шерклиффом в зале посольства, где некогда проходила Тегеранская конференция. Видимо, дипломаты не учли, что данное событие напоминает иранцам об оккупации северной части страны советскими войсками, а южной – британскими в ходе Второй мировой войны. Публикация данной фотографии в аккаунте Твиттера посольства России вызвала скандал в иранских СМИ.

Возвращаясь к нынешним интервью Л.Джагаряна, необходимо упомянуть комментарий на них, помещенный в статье Ахмада Зиядабади «Мнение, высказанное Джагаряном, не является вмешательством во внутренние дела Ирана». А.Зиядабади фактически защитил посла России. Он отметил: «Обязанностью каждого посла является защита национальных интересов своего государства при соблюдении норм дипломатической вежливости и норм международного права. Исключением здесь не является и посол Джагарян». Автор статьи констатировал: «К сожалению, многие иранцы относятся к России подозрительно или негативно, что обусловлено прошлым опытом наших отношений. Нам надо понять, что Россия давно уже не является колониальной державой и не хочет у нас ничего захватывать. Поэтому искать враждебность или подвох в любых высказываниях российских дипломатов не стоит» (2).

На том же сайте было опубликовано интервью с иранским дипломатом в отставке, бывшим послом Ирана в Азербайджане под названием «Одна из целей пребывания Путина в Тегеране – втянуть Иран в войну на Украине». Необходимо отметить, что Афшар Сулеймани традиционно занимает в своих экспертных оценках враждебную России позицию. Интересно, что в свое время он работал в посольстве Ирана на Украине. Иранский дипломат считает, что настоящей причиной визита президента Путина в Тегеран были не договоренности по поводу Сирии с иранской и турецкой стороной, а желание заключить с Ираном военный альянс по поводу боевых действий на Украине. В этой связи он упоминает о желании России приобрести иранские беспилотники. Сулеймани отмечает: «Зачем России покупать иранские дроны? Россия является вторым государством в мире по оборонному потенциалу.  У нее мощный военно-промышленный комплекс и оборонная промышленность. Россия сама поставляет оружие во многие страны мира. Мы мечтаем приобрести русские системы ПВО С-400. Я думаю, что ответ этого вопроса лежит не в военной, а в политической плоскости. Россия в ходе военной кампании оказалась под сильными санкциями и в международной изоляции. Пытаясь преодолеть эту изоляцию, Президент Путин и хочет договориться с Ираном и Турцией. Если мы будем поставлять Москве беспилотники, то Иран тем самым окажется втянут в украинскую войну и будет разделять ответственность вместе с Россией» (3).

 

  1. http://irdiplomacy.ir/fa/news/2013218
  2. http://www.irdiplomacy.ir/fa/news/2013246/
  3. http://irdiplomacy.ir/fa/news/2013244
53.09MB | MySQL:105 | 0,608sec